Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Владимир Котельников

«Бостоны» в Советском Союзе


13. Окраска самолетов «Бостон»

|66| Самолеты «Бостон» III и «Бостон» IIIА, поставлявшиеся из Великобритании или шедшие из США в счет английских поставок, окрашивались по стандарту дневных бомбардировщиков королевских ВВС. На всех верхних и боковых поверхностях самолетов наносились крупные неправильной формы пятна темно-зеленого (Dark Green) и землисто-коричневого (Dark Earth) цветов. Положение пятен строго регламентировалось т.н. «схемой А». Граница цветов – «размытая». Нижние поверхности фюзеляжа, крыльев, мотогондол и оперения окрашивались в светло-серо-голубой цвет («небесный» – Sky). Эта же краска наносилась на внутренние поверхности створок бомбоотсека и его внутренние стенки до высоты 300 мм.

Поперек фюзеляжа в плоскости вращения винтов наносилась тонкая красная линия.

Английские опознавательные знаки закрашивались перед сдачей советской приемке на базах в Ираке или Иране колером соседних цветовых полей. Поверх этого наносились красные звезды без окантовки или с тонким черным кантом, причем в отличие от советских норм их располагали на всех шести позициях, соответствовавших английским знакам (включая верхнюю поверхность крыла). Размер звезды соответствовал старому английскому знаку – диаметром около 1,5 м.

Двухцветный сине-красный флажок на стабилизаторе закрашивался. Пятизначный войсковой номер (две латинских буквы и три цифры черного цвета), наносившийся в хвостовой части фюзеляжа, при сдаче англичанами сохранялся, поскольку именно на него было принято ссылаться в рекламационных документах. Однако, впоследствии его часто закрашивали в частях или при ремонте.

Самолеты типов A-20B, A-20C, A-20G и более поздние несли стандартный камуфляж ВВС армии США. Верхние поверхности окрашивались коричнево-серо-зеленой эмалью (Olive Drab 41), нижние – светло-серой без голубоватого оттенка (Neutral Gray 43). Граница цветов волнистая, размытая. В плоскости вращения винтов опять имелась красная полоса. Часть машин модификации A-20G несла на верхних поверхностях двухцветный камуфляж. По коричнево-серо-зеленому фону наносились размытые пятна оливково-зеленой краски (Olive Green). На плоскостях и оперении они имели форму «языков», начинающихся широкой частью у передней и задней кромок и сужающихся далее.

|67| При ремонте самолеты полностью или частично перекрашивались отечественными авиационными красками и эмалями по стандартам ВВС РККА – зелено-травяной верх и светло-голубой низ.

Опознавательные знаки США заменялись советскими перед сдачей советской военной приемке. Американские знаки в начале войны представляли собой синий круг со вписанной в него белой пятиконечной звездой. Он наносился на фюзеляже с обоих бортов и на левом крыле сверху и на правом снизу. Размер знака на крыле 80-90% ширины крыла. Располагался знак на 1/8 размаха от законцовок, касаясь элерона. Фюзеляжные знаки наносились по обоим бортам примерно на половине расстояния между задней кромкой крыла и передней кромкой горизонтального оперения. Диаметр круга определялся как 75% высоты фюзеляжа в этом месте. Знак не должен был проходить через элементы остекления, поэтому у A-20 его смещали немного назад, располагая сразу за овальными бортовыми окнами кабины стрелка-радиста.

Первоначально красная звезда без окантовки наносилась прямо поверх американской белой, на синем фоне. После внесения изменений в опознавательные знаки ВВС Красной армии ее стали иногда дополнять бело-красной окантовкой, выходящей за пределы синего круга. Красные звезды располагались в шести позициях (включая верхнюю поверхность крыла), а не только на месте американских знаков.

В других случаях синий круг закрашивался белым и в него вписывалась красная звезда. Когда американцы дополнили синий круг горизонтальной белой полосой с синей окантовкой, весь фон американского знака стали замазывать советской краской – на бортах зеленой, снизу голубой. Колер наших красок, разумеется, значительно отличался от «родных» американских. Наконец, с осени 1944 г. еще до сдачи самолетов в США сразу стали наносить новые советские знаки – красные звезды с бело-красной окантовкой в шести позициях. Размеры знаков принимались равными американским.

На киле американских A-20, в нижней трети, имелся войсковой номер, выполненный желтой краской (Yellow 48) стандартным шрифтом с размерами цифр 152,4 х 228,6 мм. Номер обычно был шестизначным. Этот номер у нас часто сохранялся, поскольку на него оформлялась вся техническая документация.

На A-20B и A-20C иногда встречались двух- и трехзначные номера, написанные желтой краской в носовой части. Размер и начертание цифр аналогичны нанесенным на киле.

В Советском Союзе «Бостоны» обычно получали тактические номера, наносившиеся на руль поворота цифрами различной конфигурации и цвета. В отдельных авиачастях вводили свои опознавательные элементы – «шапочки» на вертикальном оперении, красившиеся полком или эскадрильей в свой отличительный цвет, или яркую окраску триммеров рулей направления. Позднее появились надписи на бортах с почетными наименованиями полков, например, «Венский». У минно-торпедных полков было принято рисовать на борту под пилотской кабиной кораблики по числу побед.

Зимой «Бостоны» у нас иногда получали временную маскировочную окраску. На все верхние и боковые поверхности наносилась белая быстросмываемая краска на основе мела и казеинового клея. Ее наносили кистями, краска довольно быстро смывалась дождем и снегом, стиралась, поэтому покрытие выглядело скорее пятнистым, чем равномерно белым.

Внутренние объемы самолетов, поступавших их Англии и США, окрашивались одинаково. Все внутренние поверхности – кабины, внутренней части капотов, бомбо-отсека, а также воздухопроводы, бронеспинки, моторамы, покрывались матовой желто-зеленой грунтовкой (Zinc Primer Yellow). Приборные доски, панели оборудования – матовые черные. Медные трубопроводы не окрашивались, остальные – грунтовались. Вообще все трубопроводы имели маркировку – полоски шириной 12 мм, наносившиеся через каждые 75 мм (бензин – красные, масло – желтые, огнетушители – коричневые, воздух – черные и т.п.). Стрелковое вооружение – черное матовое (вороненое), включая бронеплиту нижнего пулемета. Стальные детали бомбодержателей кадмировались, алюминиевые неподвижные – грунтовались, неподвижные не окрашивались.

Винты красились с обеих сторон матово-черной эмалью (Black 44) , концы лопастей на 10 мм [ правильно – 10 см ] – ярко-желтые (Identification Yellow 48).

Картеры двигателей окрашивались в темно-серый цвет (Engine Grey 22).

[ Подробнее об окраске самолетов A-20G см. здесь. ]

ФОТОГРАФИИ

107.    Б-3 в английском камуфляже. Видно расположение цветовых полей и красные звезды в черной окантовке на верхней поверхности крыла.

108.    «Кораблики» на борту торпедоносца из 51-го мтап показывают количество побед. Обратите внимание, что они разные по размерам и конфигурации.

III.    A-20G в варианте торпедоносца с кабиной штурмана в хвостовой части фюзеляжа. 51-й гв. мтап, 1945 г.

IV.    A-20G – торпедоносец с кабиной штурмана в хвостовой части фюзеляжа. 51-й мтап, ВВС Балтийского флота.

  К началу страницы