Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Владимир Котельников

«Бостоны» в Советском Союзе


5. Разведчики

|35| В качестве разведчика «Бостон» на Западе применялся довольно мало. О единственной американской разведывательной эскадрилье на A-20B уже упоминалось. В свое время на базе A-20 в США сделали три опытных разведчика. Все они несли фотоаппараты Т-ЗА в бомбоотсеке, но отличались вооружением. Первый, XF-3, нес стандартное вооружение A-20 (пять 7,62-мм пулеметов), второй, YF-3 – дистанционно управляемые турели в задней части мотогондол, а третий (тоже YF-3) – хвостовую установку под рулем направления по образцу бомбардировщика Мартин В-26. Затем подобные работы надолго прекратились, и лишь в 1944 г. выпустили 46 серийных ночных разведчиков F-3A на базе A-20J и A-20K. По некоторым источникам, они имели в носу пушку вместо обычно стоявших двух пулеметов, по другим – вообще не несли никакого вооружения.

Отдельные самолеты отличались друг от друга по комплекту фотоаппаратуры. В бомбоот-сек F-3A загружались специальные магниевые бомбы (подобные нашим ФОТАБ). С мая 1944 г. F-3A применяла во Франции 155-я ночная фоторазведывательная эскадрилья ВВС армии США.

В СССР, наоборот, «Бостоны» использовались для разведки очень широко. По видимому, первым стал один из самолетов 794-го полка, несший бортовой номер «6». На нем поставили отечественный фотоаппарат АФА-27. По воспоминаниям летчиков, в апреле 1942 г. он совершил два вылета на съемку порта в Трапезунде. Впоследствии таких переделок стало много. «Бостоны»-разведчики имелись и в специальных разведывательных и в обычных бомбардировочных полках.

При переоборудовании в разведчик в бомбоотсеке монтировался дополнительный бензобак.

|36| Баки ставили разные – какие имелись в наличии. Иногда применяли фирменные американские дополнительные баки, но они не имели протектирования. Поэтому предпочитали отечественные, снятые со списанных самолетов. Иногда даже делали баки специально – по размерам бомбоот-сека. Фотоаппаратура (камеры типов АФА-1, АФА-Б, НАФА-13 и НАФА-19, а также американские), ставились в кабине стрелка-радиста и частично – в бомбоотсеке.

Первоначально в качестве разведчиков использовали Б-3, а затем A-20B, обладавший большей скоростью, впоследствии же нередко применяли A-20G, отличавшиеся хорошей обороноспособностью. В 1944-45 годах отдельные экипажи летали на A-20J.

«Бостоны»-разведчики входили в состав 48-го и 98-го гвардейских дальнеразведывательных полков, осуществлявших стратегическую фоторазведку в интересах Ставки ВГК. Отдельные переоборудованные самолеты имелись и в обычных бомбардировочных полках.

Оборонительное вооружение разведчиков не отличалось от такового же у бомбардировщиков. Самолеты ранних модификаций переоборудовались под советские пулеметы и турели. Единственным исключением можно считать работу новаторов из 48-го полка, которые решили использовать реактивные снаряды не только для нападения, но и для обороны. Впридачу к подвеске снарядов РС-82 под крыльями там смонтировали две пусковые балки под задней частью фюзеляжа. Ракеты с них выпускались назад, поражая противника в «мертвой зоне» за хвостом.

Выдающимся воздушным разведчиком являлся Герой Советского Союза Г.И.Лашин из 861-го полка. Его «Бостон» с красной «четверкой» на хвосте фотографировал Констанцу, Сулин, Плоешти, Бухарест. Над последним его подбили зенитчики, а затем атаковали истребители. Штурмана ранило осколками, но самолет благополучно доставил домой пленки с бесценными кадрами. Над Софией наши летчики сами сбили вражеский истребитель. На счету Лашина далее появились снимки Афин, Белграда, Будапешта. В Будапеште он попутно парой «соток» разбомбил мост и вернулся домой на одном левом моторе. Одних крупных пробоин в самолете тогда насчитали 37. При съемке Вены пилот огнем носовых пулеметов поджег атаковавший советский разведчик истребитель FW 190.

A-20 широко использовались для разведки и в морской авиации.

ФОТОГРАФИИ

53.    Экипаж воздушного разведчика капитана И.С. Петросяна (второй слева) у A-20B в зимнем камуфляже, Воронежский фронт, март 1943 г. Нижний люк кабины штурмана открыт, видны ступеньки на его внутренней стороне.

54.    Другой A-20B из того же полка майора Татулова. Над мотогондолой громоздкий капот «тропического» воздушного фильтра.

55.    Командир 108-й ораэ В.И. Дончук вместе с экипажем у своего «Бостона», Карельский фронт.

  К началу страницы