Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Владимир Котельников

«Бостоны» в Советском Союзе


4. В бой вступают A-20Ж

|28| В 1943 г. через Аляску и Иран начала прибывать новая модификация – A-20G (у нас обычно обозначавшаяся A-20Ж, отсюда одно из его прозвищ – «Жучок»). Это был следующий массовый серийный вариант «Бостона». До нее американские конструкторы создали несколько модификаций не поставленных в серийное производство. A-20D остался нереализованным проектом облегченного варианта A-20B с моторами R-2600-7 с турбонаддувом. Семнадцать A-20Е явились переделкой A-20А с непротектированными бензобаками для учебных целей. Опытный XA-20F представлял собой дальнейшее развитие ХA-20B и имел в носу 37-мм пушку.

Следующей массовой (и в итоге самой массовой – 2850 экземпляров) модификацией «Хэвока» стал A-20C. Это был чисто штурмовой вариант. Носовую часть теперь заняли целой батареей пушек и пулеметов.

На первой серии, A-20G-1, в носу располагались четыре 20-мм пушки М2 с боекомплектом по 60 снарядов на каждую и два 12,7-мм пулемета. Одновременно усилили бронезащиту, усовершенствовали оборудование самолета и резко подняли бомбовую нагрузку (с перегрузкой до 1800 кг), удлинив при этом задний бомбоотсек. Машина стала тяжелее (вес пустого самолета возрос более чем на тонну), несколько потеряв в скорости и маневренности и изрядно – в потолке, но ее боевая эффективность возросла. Почти все самолеты типа G-1 отправили в СССР.

От пушек в носу вскоре отказались. Начиная с серии G-5 стали ставить шесть крупнокалиберных пулеметов. На G-20 расширили заднюю часть фюзеляжа и смонтировали там электрифицированную турель Мартин 250GE с двумя 12,7-мм пулеметами (эту турель сперва опробовали на одном из серийных A-20C).

|29| В нижней точке теперь тоже стоял такой же пулемет. Самолеты A-20G внешне отличались также индивидуальными выхлопными патрубками на моторах вместо общего коллектора, и кольцевой антенной радиополукомпаса MN-26Y сверху. A-20G-20 проходил испытания в НИИ ВВС в октябре 1943 г.

От серии к серии «Бостон» оснащали все более эффективным вооружением, поднимали бомбовую нагрузку, улучшали бронезащиту. Но самолет становился все тяжелее, теряя в летных данных. По скорости он уже уступал последним сериям Пе-2, но все равно оставался грозным фронтовым бомбардировщиком.

|30| Первые A-20G появились на советско-германском фронте летом 1943 г. A-20G стал в нашей авиации поистине многоцелевым самолетом, выполнявшим самые разные функции – дневного и ночного бомбардировщика, разведчика, торпедоносца и минного заградителя, тяжелого истребителя и даже транспортного самолета. Мало применялся он лишь в качестве штурмовика – по своему основному назначению!

Как уже говорилось, A-20G был очень уязвим для зенитчиков на малых высотах из-за значительных размеров и слабого броневого прикрытия. Лишь при достижении внезапности можно было рассчитывать на сравнительную безопасность «Бостона» при штурмовке в условиях хорошо отлаженной ПВО немцев. Тем не менее, штурмовые удары по автоколоннам, поездам, судам нашими летчиками осуществлялись. Экипажи 449-го полка в такой ситуации обычно атаковали с высоты 300-700 м, пикируя под углом 20-25 градусов. После очереди в 20-30 снарядов следовал быстрый уход на бреющем полете. Место штурмовика в нашей авиации прочно занял Ил-2, a A-20G оказался вытесненным в другие области применения.

Для выполнения не предусмотренных конструкторами функций (или предусмотренных в недостаточной степени) машину приходилось тем или иным способом дорабатывать. Например, для использования в качестве бомбардировщика A-20G был неудобен отсутствием места штурмана. В США почти одновременно с A-20G начали выпуск специального самолета-лидера A-20J. Пилоту A-20G без штурмана не всегда было легко ориентироваться на местности, да и прицеливаться при бомбометании стало сложнее. Эти функции взяли на себя A-20J. В американской авиации они придавались всем частям, вооруженным A-20G, примерно из расчета один на звено. Использовались они и самостоятельно – как разведчики или при выполнении заданий, требовавших очень точного бомбометания. Эта модификация отличалась новой носовой частью с местом штурмана. Передняя кабина теперь заканчивалась отлитым зацело удлиненным прозрачным носком, из-за чего общая длина самолета немного увеличилась. Кабину начинили самым совершенным по тому времени оборудованием, включая отличный бомбовый прицел Норден М-15.

К нам самолетов этого типа поступало немного, и появились они позже, чем машины модели G. A-20J-10 испытывался в НИИ ВВС в августе 1944 г. А вот A-20G прибывали во все увеличивавшемся количестве. Поэтому предприняли попытки оборудовать штурманские места на A-20G.

|31| Известна переделка, выполненная в 244-й дивизии под руководством М.З.Меламеда. Из носовой части убрали четыре верхних пулемета, остеклили ее, установили там кресло штурмана и все необходимое оборудование. Изменение центровки скомпенсировали стальными плитами в штурманской кабине, являвшимися одновременно дополнительной бронезащитой. Сзади установили спаренные пулеметы УБТ (исходная машина относилась к серии до G-20). Модернизировали и бомбовое вооружение. Этот доработанный A-20G отправили в Москву в качестве образца.

В последующем подобные переделки выполнялись на заводе №81, на авиарембазах и непосредственно в полках. Переоборудованные таким образом машины имелись в 218-й и 244-й дивизиях, 970-м полку и других частях и соединениях. Поскольку в разных местах доработка велась по-разному, то существует много отличных друг от друга вариантов остекления носовой части. Неграмотная переделка могла сместить центровку назад от допустимого диапазона, что приводило к появлению опасного плоского штопора.

В октябре 1943 г. на заводе №456 на одном A-20G сделали кабину штурмана в выгородке переднего бомбоотсека, частично убрав перегородку, отделявшую ее от пилотской кабины. Отсек получился очень тесным – примерно 70 на 70 сантиметров. По бортам его обшили фанерой. Никакого бронирования не предусматривалось. Штурман сидел на откидном сиденье, в чашку которого укладывался парашют. Рядом с ним находились бомбовый прицел ОПБ-1, бомбосбрасыватель ЭСБР-6, компас, доска с основными приборами и кислородный прибор КПА-Збис. В бортах кабины прорезали по три окна.

Опробование переделки выявило немало недостатков. Обзор вперед практически отсутствовал, особенно при полностью поднятой бронеспинке. При работе с прицелом штурман стоял на полусогнутых ногах и быстро уставал.

Существовало и еще несколько вариантов создания штурманской кабины. На практике каждая часть или соединение вносило что-то свое в зависимости от наличия материалов, деталей от других самолетов и оборудования. Общую долю переоборудованных A-20G определить трудно, поскольку в учетной документации она специально не выделялась, но процент переделанных машин был достаточно велик.

Перспектива значительно дорабатывать все поступающие к нам «Бостоны» не вызывала восторга ни у командования ВВС, ни у руководства НКАП. 26 ноября 1943 г. заместитель командующего ВВС Никитин и нарком авиапромышленности Шахурин направили письмо наркому внешней торговли Микояну, в котором требовали добиваться возобновления поставки бомбардировщиков типа A-20B, причем с измененным бомбовым вооружением. На заводе №43 специально подготовили чертежи незначительно переработанного штатного американского варианта, позволявшего как увеличить внутреннюю бомбовую нагрузку, так и обеспечить подвеску советских бомб разных калибров.

|32| Но никаких последствий этот демарш не имел. В Советский Союз продолжали поставляться все те же A-20G.

Начиная с 1943 г. на фронте началась постепенная замена более ранних вариантов A-20 на тип G. Тем не менее в строю оставались и более ранние варианты, включая Б-3. Уже в 1944 г. A-20G стал самой массовой модификацией «Бостона» в советских ВВС.

В Советском Союзе «Бостоны» успешно прослужили до самого конца войны. Они участвовали во всех крупных операциях завершающего периода – Белорусской, Яс-ско-Кишиневской, Восточно-Прусской и многих других, воевали в небе Польши, Румынии, Чехословакии, Германии. Бомбы с A-20G помогли остановить немецкое контрнаступление в Венгрии: в том, что более половины всех танков было уничтожено авиацией, есть и их существенный вклад. Во время Венской операции одна только 244-я авиадивизия уничтожила 24 танка и бронетранспортера, 13 складов, 8 мостов и переправ, 886 автомашин и большое количество живой силы.

Если в 1943 г. в Советский Союз поступило 1360 самолетов A-20 разных модификаций, в 1944 г. – 743, в 1945 г. через советскую военную приемку прошел всего один «Бостон».

Вместе с A-20G и A-20J в завершающей фазе войны приняли участие и их «младшие братья» – A-20Н и A-20K, не отличимые от них внешне, но оснащенные более мощными моторами R-2600-29, форсированными до 1850 л.с., что несколько увеличило скорость. По сравнению с A-20G все остальные модификации строились в небольшом количестве: A-20J – 450 экземпляров, A-20Н – 412, A-20K – 413. A-20Н и A-20K стали последними представителями этого самейства. В 1944 г. на конвейерах фирмы «Дуглас» их сменили новые машины того же назначения – А-26. Львная доля самолетов модификаций H и К ушла в Советский Союз. Один из A-20K-11 испытывался в НИИ ВВС в октябре 1944 г. Правда, к моменту окончания войны с Германией на фронт попало лишь около десятка таких бомбардировщиков. Остальные поступили позже, в процессе подготовки к кампании против Японии. И в 1945 г. продолжалось перевооружение «Бостонами» новых полков.

На 1 мая 1945 г. советские ВВС располагали 935 «Бостонами». Более двух третей из них являлись машинами модификации G. Новых A-20J и A-20K насчитывалось лишь 65.

|33| Но следует указать, что значительная часть «Бостонов» перешла в морскую авиацию, о чем будет рассказано далее.

Интересно сравнить эволюцию «Бостона» с подобными многоцелевыми машинами, находившимися на вооружении наших союзников и противников в годы войны. Ровесник A-20, английский «Бленхейм», был намного легче, нес меньшую бомбовую нагрузку и значительно уступал ему в скорости. Два американских легких бомбардировщика, экспортировавшихся в Англию – «Мэриленд» (Мартин 167) и «Балтимор» (Мартин 187), по своим летным данным ненамного превосходили «Бленхейм», проигрывая «Бостону» в максимальной скорости 50-100 км/ч. Лишь «Москито», созданный значительно позже, обладал существенным перевесом практически по всем статьям. Немецкие средние бомбардировщики Юнкере Ju 88A и Do 217E были существенно тяжелее (в том числе и за счет значительно большей бомбовой нагрузки и дальности) и, естественно, уступали в скорости и потолке. Самолеты того же назначения, состоявшие на вооружении в Италии и Японии, вообще никоим образом не могли сравниваться с «Бостоном».

|34| У нас основным фронтовым бомбардировщиком практически всю войну был Пе-2. Эволюция Пе-2 и A-20 имеет ряд сходных черт, но имеет и существенные различия. Когда они впервые встретились на советско-германском фронте весной 1942 г., их летные качества были примерно эквивалентны: «Бостон», хотя и был тяжелее, выигрывал по скорости 10-15 км/ч, но чуть-чуть проигрывал Пе-2 по практическому потолку. Впоследствии обе машины совершенствовались, росла мощь двигателей, усиливалось вооружение и усложнялось оборудование. Вот здесь подход советских и американских конструкторов оказался совершенно различным. Хотя и те и другие делали упор на повышение характеристик в первую очередь для малых и средних высот, у американцев весь прирост тяги ушел на частичную компенсацию резко увеличившейся бомбовой нагрузки и более мощного (и тяжелого) вооружения, при этом летные данные машины упали, на Пе-2 же вес бомб остался неизменным, и после 1943 г. начался прирост и скорости, и потолка. Вообще, по своим размерно-весовым характеристикам A-20 был ближе не к Пе-2, а к появившемуся позже Ту-2, обладавшему моторами примерно той же мощности.

В Европе наши летчики последний боевой вылет, по-видимому, совершили 13 мая 1945 г., уже после капитуляции Германии: самолеты 449-го полка бомбили части 6-й и 8-й немецких армий в Австрии.

В ходе войны «Бостон» стал многоцелевой машиной, продемонстрировав существенно более широкие возможности, чем Пе-2.

Наличие «Бостонов» в ВВС КА на 1 января 1945 г.

  Всего Действующая
армия
Округа ОВП В пути
A-20B 127 72 50 5 -
DB-7B A-20C 105 29 75 1 -
A-20G-1 147 134 13 - -
A-20G-10 115 70 45 - -
A-20G-20 376 248 128 - -
A-20J/K 65 28 19 - 18

ФОТОГРАФИИ

44.    A-20G-1 на аэродроме в Абадане.

45.    Эти засыпанные снегом A-20G ждут перегонки в СССР, Лэдд-филд, зима 1943 г.

46.    Русские и американцы совместно прокручивают винт A-20G, Аляска, 1943 г.

47.    A-20G среди других самолетов в ангаре базы Лэдд-филд.

48.    A-20G с переделанной носовой частью на испытаниях в НИИ ВВС. Носок остекления явно взят от Ил-4.

49.    Экипаж старшего лейтенанта И. Лоборева совершил 150 боевых вылетов, 1944 г.

50.    A-20K на промежуточном аэродроме в Эдмонтоне (Канада).

51.    A-20K для СССР на заводском аэродроме в Санта-Монике.

52.    Технический состав 48-го бап после завершения переделки очередного A-20G. Машина относится к модификации G-1 или G-5, поскольку вместо верхней шкворневой установки смонтирована турель УТК-1 с пулеметом УБТ.

  К началу страницы