Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Владимир Котельников

«Бостоны» в Советском Союзе


1. Рождение «Бостона»

|3| Дуглас A-20, более известный у нас под английским названием «Бостон», являлся самым распространенным в советской авиации иностранным бомбардировщиком. В годы Великой Отечественной войны их у нас было больше, чем в ВВС армии США – в нашу страну по ленд-лизу поставили около 3000 этих машин. Его применяли и на суше, и на море. «Бостон» служил и ближним бомбардировщиком, и торпедоносцем, и тяжелым истребителем и скоростным транспортным самолетом. В вооруженных силах других стран его боевое применение также было довольно обширным, но никогда не достигало таких масштабов, как в СССР. Еще несколько лет после окончания войны «Бостоны» находились в рядах ВВС, морской авиации и гражданского воздушного флота.

|4| «Бостон» не родился «Бостоном». И бомбардировщиком он тогда тоже не был. Первые чертежи этой двухмоторной машины под обозначением «модель 7А» известный американский авиаконструктор Дж. Нортроп сделал еще в марте 1936 г. в порядке личной инициативы. Он трактовал свой самолет как тяжелый штурмовик и разведчик. Тем самым Нортроп решительно отказался от концепции одномоторного универсального самолета непосредственной поддержки, в развитие которой сам же вложил немало сил, сконструировав в свое время семейство небронированных штурмовиков, состоявших на вооружении в США, Нидерландах, Китае и других странах (Нортроп 2ED испытывался и в СССР). Правда, в области создания двухмоторного самолета-штурмовика Нортроп не являлся пионером. До него такую же попытку уже предприняла фирма «Кэртис», выпустившая в 1936 г. свой А-18, дошедший, впрочем, лишь до стадии войсковых испытаний.

Когда в 1937 г. командование Авиационного корпуса армии США (так тогда именовалась за океаном военная авиация) сформулировало требования к штурмовику следующего поколения, эскизный проект уже был готов более чем наполовину. Самолет Нортропа имел классическую компоновку свободнонесущего моноплана с высокорасположенным крылом и однокилевым оперением. Убирающееся гидравликой шасси было необычным для того времени – с носовым колесом. Два мотора Пратт-Уитни R-985 «Уосп Джуниор» располагались в гондолах, оси которых лежали в плоскости крыла. На машине предусматривалось вооружение из трех 7,62-мм пулеметов (верхний – во втягивающейся башенной турели, неподвижный носовой и еще один, стрелявший в люк вниз-назад) и бомбовая нагрузка из 40 бомб по 17 фунтов (7,7 кг). Интересно выглядел разведывательный вариант «модели 7А» -наблюдатель располагался в остекленной кабине, заменявшей бомбоотсек.

|5| Тем временем небольшую фирму Нортропа поглотила компания «Дуглас», и ранее владевшая значительной долей ее акций, превратив в одно из своих отделений. Конструктор покинул его и основал новое предприятие. Проект остался у «Дуглас» и перешел к инженеру Уэйденхеймеру, который переработал его в соответствии с требованиями упомянутого выше задания, учитывавшими, в частности, первый опыт войны в Испании. «Модель 7А» теоретически легко укладывалась в них по дальности, скорости и другим показателям, исключая бомбовую нагрузку. Чтобы поднять ее до требуемых 1200 фунтов (544 кг), конструкторы заменили моторы на более мощные 1100-сильные R-1830-S3C3-G и удвоили запас горючего. Для самолета разработали две альтернативные носовые части: остекленную с местом штурмана и неостекленную с целой батареей из шести 7,62-мм и двух 12,7-мм пулеметов.

Новый вариант, «модель 7B», представили для рассмотрения комиссии военного министерства в июле 1938 г. Этот самолет конкурировал с четырьмя другими проектами: Белл 9, Мартин 167F, Стирмэн Х-100 и Норт Америкэн NA-40. Американская армия тогда так и не сделала выбора. Фирма «Дуглас» решила продолжать работу на свой страх и риск. 26 октября 1938 г. первый опытный образец «модели 7B» совершил первый полет. В ходе заводских испытаний машина продемонстрировала хорошую скорость, отличную для двухмоторного самолета маневренность и практически полное отсутствие каких-либо неприятных особенностей пилотирования. Тем не менее немедленного заказа от Авиационного корпуса не последовало.

Помощь пришла с неожиданной стороны: ознакомившись с опытной машиной, французские представители в феврале 1939 г. выдали заказ на 100 самолетов. Этому не помешала даже авария первого образца «модели 7B» с французскими наблюдателями на борту. Имея на руках крупный заказ, руководитель «отделения Эль-Сегундо» (так теперь называлась бывшая фирма Нортропа) Э. Хейнеман начал интенсивно дорабатывать «модель 7B». Фюзеляж стал уже и выше, убираемая турель сверху исчезла – ее заменила обычная шкворневая установка. При этом положение крыла относительно фюзеляжа изменилось – оно стало ближе к среднему. Мотогондолы переместились целиком под крыло. Для носовой части приняли остекленный вариант, но по бортам ее разместили четыре неподвижных пулемета. Теперь пулеметов в общей сложности стало шесть – еще один стоял в кабине стрелка-радиста сверху и один там же внизу. Экипаж по-прежнему состоял из трех человек: пилота, штурмана-бомбардира и стрелка-радиста.

У стрелка имелось второе управление и кое-какие приборы, чтобы он при необходимости мог заменить раненого или убитого летчика. Поменяться местами в полете члены экипажа не могли, что, конечно было недостатком конструкции. Однако, вспомните, что на наших СБ, Пе-2, ДБ-3 (Ил-4) положение являлось аналогичным. Но надо сказать, что размещение второго управления у стрелка было совершенно нелогичным – он просто ничего не видел вперед! Куда удобнее было бы поместить его у штурмана, как на Ил-4. Поэтому на практике запасное управление почти не применялось и на поздних модификациях его сняли.

17 августа 1939 г. модернизированный самолет, получивший название DB-7, впервые поднялся в небо. Чуть ранее машина наконец-то получила признание у себя на родине – в июне Авиационный корпус заказал две ее модификации: A-20 с турбонагнетателями на мощных моторах Райт R-2600-7 (1700 л.с.) и A-20А с двигателями R-2600-3 (1600 л.с.) без турбонаддува.

|6| Эти самолеты должны были сменить на вооружении старые штурмовики Нортроп А-17А. Тем самым официально подвели итог конкурса 1938 г. Один из бывших соперников, NA-40, который был больше по размерам и тяжелее, вскоре тоже был принят в США на вооружение, но как средний бомбардировщик В-25. Мартин 167F стали выпускать для экспорта во Францию, а затем в Англию (как «Мэриленд» I).

А 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война и заказы посыпались дождем. И уже вступившие в войну страны, и пока остававшиеся нейтральными начали наперебой бомбардировать фирму своими запросами.

Не остался в стороне и Советский Союз. В сентябре 1939 г. «Амторг» обратился к фирме с предложением продать партию самолетов DB-7. Обосновывая целесообразность закупки американского бомбардировщика, начальник ВВС РККА Локтионов 4 октября писал наркому Ворошилову: «...этот самолет похож на наш самолет СБ, но имеет более мощное стрелковое вооружение (шесть пулеметов) и большую скорость полета (480-507 км/час). Самолет ДВ-7 [так в оригинале] обладает особенно интересной для нас конструктивной особенностью – трехколесным шасси». Фирма «Дуглас» согласилась продать свои машины, но поставила условия – заказ партии не меньше десяти экземпляров и отсутствие вооружения и военного оборудования. В таком виде самолеты представляли интерес в основном для наших конструкторов и технологов. Военные же требовали добиваться продажи десяти DB-7 с вооружением. 29 сентября 1939 г. советский представитель Лукашев сообщил из Нью-Йорка, что фирма согласилась их продать, а также предоставить лицензию и оказать техническую помощь в организации производства DB-7 в Советском Союзе. Принятие американского бомбардировщика на вооружение ВВС РККА представлялось вполне реальным. Переговоры шли вплоть до войны с Финляндией. Сразу после ее начала президент Рузвельт объявил «моральное эмбарго» на поставки в СССР. Компании США одна за другой стали разрывать уже заключенные договора с нашей страной. Перестали поставлять станки, инструмент, приборы. О помощи в освоении чисто воен ной продукции не стоило даже и заикаться. Прекратились и контакты с фирмой «Дуглас».

Американцы об этом не жалели – уже шла большая война, а с ней и огромные заказы. А вот у нас о DB-7 не забыли и при первой же возможности вспомнили.

ФОТОГРАФИИ

1.    A-20G предназначенные для ВВС КА.

2.    Опытный образец «модели 7B» на испытаниях, 1938 г.

3.    Серийный DB-7 французского заказа.

4.    A-20 с турбонагнетателями.

  К началу страницы