Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Владимир Котельников

«Бостоны» в Советском Союзе


7. Истребители

|50| Быстроходный и маневренный A-20 при необходимости мог выступить и в роли истребителя. Первыми эту потенциальную возможность оценили англичане. Еще в 1940-41 годах мастерские в городке Бартонвуд вели переделку поступавших из США DB-7 в тяжелые ночные истребители «Хэвок» I. Нос с кабиной штурмана отрезали и заменяли неостекленным отсеком с восемью 7,69-мм пулеметами и радиолокатором. Антенны РАС стояли на кончике носа (стреловидная передающая), на бортах под кабиной и на крыльях (Т-образные приемные антенны). Оборонительного вооружения «Хэвоки» не имели. Членов экипажа было двое – пилот и оператор РЛС. Бомб эти самолеты тоже несли.

Существовал и другой вариант «Хэвока», т.н. «интрадер». Если назначение первой модификации было чисто оборонительным, то «интрадеры» выполняли наступательные функции – по ночам терроризировали аэродромы немцев у Ла-Манша, атакуя вражеские самолеты и в небе, и на земле. На них остекление носа сохранялось, так же как и место третьего члена экипажа, бомбовое вооружение и задние пулеметы.

Подобный тяжелый истребитель делался в Англии и на базе DB-7A. Он назывался «Хэвок» П. На них устанавливали новую носовую часть, изготовленную фирмой «Мартин-Бейкер», более длинную и заостренную и вмещавшую уже 12 пулеметов.

Аналогичный подход продемонстрировали американцы. В 1942 г. 59 A-20 переоборудовали в тяжелые истребители Р-70 «Найтхок», использованные, правда, лишь для учебных целей. Но за ними в 1943 г. последовали 39 Р-70А-1 (на основе A-20C) и Р-70А-2 (на базе A-20G без верхней турели). Направленное вперед вооружение выполнялось по типу A-20G. Они применялись на Тихом океане с осени 1943 г. Значительно больше, 105 экземпляров, выпустили усовершенствованных Р-70В-2 с новым радиолокатором с параболической антенной и дополнительным подфюзеляжным контейнером. Но на вооружение поступили новые ночные истребители Р-61, а Р-70В-2 поступили в учебные части.

В Советский Союз импортные тяжелые истребители не поступали, а нужда в них имелась, поскольку отечественных Пе-3 построили немного, а их данные были невысоки. В первую очередь в них нуждалась противовоздушная оборона, которой требовались ночные истребители большого радиуса действия.

Первые три Б-3 передали в ПВО Москвы в октябре 1942 г. В январе-июне следующего года в НИИ ВВС прошел испытания Б-3 в варианте ночного истребителя с РЛС «Гнейс-2».

|51| Эту машину, названную «Пират», переделали на заводе №81. От обычного бомбардировщика она отличалась также пушечной установкой в носу, дополнительными бензобаками в бомбоотсеке и перемещением места штурмана в кабину стрелков. Однако, в целом в ПВО «Бостонов» попало немного. В мае 1943 г. командование истребительной авиации ПВО попросило НКАП срочно переделать по образцу «Пирата» семь самолетов, а затем еще 20. Но перегруженный заказами завод №81 от работы отказался. В итоге к 1 мая 1945 г. в ПВО имелось всего шесть подобных машин.

Как ни странно, подавляющее большинство тяжелых ночных истребителей передали Авиации дальнего действия. В июле 1943 г. начала формироваться 56-я авиадивизия истребителей дальнего действия в составе двух полков – 45-го и 173-го. Для этих целей на заводе №81 переоборудовали партию A-20G-1. В бомбоотсеке теперь стоял дополнительный бензобак на 1036 л, увеличивавший продолжительность полета до восьми часов. Экипажи истребителей состояли из трех человек – пилота, радиста и штурмана, сидевшего вместе с радистом.

Боевые операции начал 173-й полк, в мае 1944 г. он прибыл под Орел. Впоследствии полки 56-й авиадивизии действовали под Минском, Гомелем, Львовом. Наиболее успешно ночные «Бостоны», прозванные «ершами» за торчащие антенны, применялись под Бреслау, где они охотились за немецкими транспортными самолетами и грузовыми планерами. Удалось сбить два Не 111 и два планера.

Для борьбы с вражескими ночными бомбардировщиками порой привлекались «Бостоны» бомбардировочных полков. Под Шахтами летом 1943 г. за немецкими самолетами охотились летчики 10-го гвардейского полка. Аналогичным образом было организовано прикрытие советских войск под Керчью в январе 1944 г. В ночь с 26 на 27 января летчик Тимотченко на Б-3 сорвал прицельное бомбометание группы самолетов Хейнкель Не 111. Так как опыта воздушных боев у него было мало, он открыл огонь со слишком большой дистанции и сбить немецкую машину не смог, но заставил врагов поспешно сбросить бомбы и удрать.

На море «Бостоны» частично восполняли нехватку истребителей большого радиуса действия. Они прикрывали конвои и отдельные корабли в открытом море, сопровождали бомбардировщики и торпедоносцы. Скорости и огневой мощи A-20G вполне хватало, чтобы атаковать вражеские бомбардировщик или гидросамолет. 10 октября 1944 г. североморец лейтенант Аминьев сбил на «Бостоне» немецкую трехмоторную летающую лодку BV138. А на Черном море Б. Маслов в августе 1943 г. спикировал на истребитель FW 190 и поджег его.

|52| А в 1944 г. на Черноморском флоте появилась 39-я эскадрилья ночных истребителей, вооруженная такими же «ершами», что и 56-я дивизия. Однако, ни одного боевого вылета на перехват она совершить не успела. После окончания войны ее разместили на аэродроме в Саках. В ноябре 1948 г. эскадрилью перевели с Черного моря в состав ВВС 4-го флота (на Балтику), а в феврале 1950 г. расформировали.

Особую роль выполняли полки ночных охотников-блокировщиков дальнего действия, входившие в корпуса АДД. Это был советский аналог английских «интрадеров». 112-й (впоследствии 26-й гвардейский) полк ночных охотников-блокировщиков дальнего действия, вооруженный A-20G, действовал под Ленинградом и Брестом, где обеспечивал действия соединений дальних бомбардировщиков, блокируя аэродромы ночных истребителей. В апреле 1944 г. полк участвовал в налете на Констанцу: его самолеты атаковали близлежащие румынские аэродромы и подавляли средства ПВО.

В распоряжении летчиков 112-го полка были не только пушки и пулеметы, но и реактивные снаряды РС-82, подвешенные под крыльями. Чаще всего их выпускали по самолетам на стоянках, но вот в том же апреле 1944 г. ими штурмовали по ночам немецкие суда, вывозившие войска из Севастополя.

Для штурмовых ударов в Советском Союзе один из «Бостонов» оснастили оригинальной подфюзеляжной батареей АКАБ. В бомбоотсеке монтировались две пушки ШВАК и два пулемета УБК. Их боезапас (440 патронов и 340 снарядов) размещался в бывшей кабине стрелка-радиста. Экипаж самолета состоял из двух человек: пилота и штурмана. Электромеханические приводы отслеживали положение выбранной цели и позволяли эффективно поражать ее даже при быстром перемещении самолета. Испытания АКАБ на A-20G-1 проходили весной 1944 г., а летом систему передали уже на войсковые испытания в 27-й гвардейский полк блокировщиков. В ночь на 28 июня этот «Бостон», управляемый капитаном Крапивой, участвовал в налете на аэродром в Барановичах. Он поджег два немецких самолета, прежде чем сам был поврежден зенитной артиллерией. Предписали вооружить АКАБ шесть A-20G, но это решение, по видимому, не было выполнено.

ФОТОГРАФИИ

75.    A-20G-1,оснащенный РЛС «Гнейс-3» на заводе №81. Видны антенны на крыльях и в носовой части фюзеляжа.

76.    A-20G, совершивший вынужденную посадку в районе Львова, 1944 г. Белая стрела на борту – отличительный знак полка ночных охотников-блокировщиков.

  К началу страницы