Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Владимир Котельников

«Бостоны» в Советском Союзе


3. В рядах ВВС РККА

|10| Хотя первая попытка приобрести бомбардировщики «Дуглас» в 1939 г. окончилась неудачей, об удачном американском самолете у нас не забыли. Когда после нападения Германии на Советский Союз правительства Великобритании и США приняли решение об оказании военной помощи, сразу встал вопрос о поставке в нашу страну боевых самолетов. При подготовке состоявшегося в сентябре 1941 г. в Москве совещания союзных делегаций различные инстанции подготовили свои запросы. A-20 оказался среди типов машин, рекомендованных наркоматом авиапромышленности, ВВС и Разведывательным управлением Генштаба. В справке Главного управления ВВС РККА, в частности, указывалось: «...следует заказать средний бомбардировщик Дуглас ДВ-7А (A-20А)». Американский самолет расценивался у нас именно как ближний бомбардировщик, а не как штурмовик. То, что в США считалось средним бомбардировщиком, по нашим меркам стояло уже ближе к нашим дальним бомбардировщикам, а по весу, составу экипажа и оборонительному вооружению выходило и из этой категории.

В ходе сентябрьского совещания представлявший ВВС армии США генерал Чанэй предложил нашей стране бомбардировщики A-20, А-29 и В-25. «Бостоны» безусловно были лучше упорно навязывавшихся нам самолетов Локхид А-29, тихоходных и слабо вооруженных. Начальник ВВС Жигарев писал наркому торговли Микояну, в ведении которого находились все импортные поставки: «...предложенные нам американцами самолеты ДВ-7B по своим боевым качествам заслуживают внимания и могут быть приобретены». Первоначально предлагалось поставить 584 A-20, затем цифра выросла до 828 машин, из них 300 – из заказов, размещенных англичанами. Ее и зафиксировали в Московском протоколе.

Отгрузка бомбардировщиков из американских портов началась во второй половине декабря 1941 г. К новому году отправили 44 машины этого типа.

|11| Лишь три самолета тогда попали в нашу страну с северными конвоями. Остальные пошли кружным путем через Ирак и Иран.

Первоначально A-20 в полуразобранном виде везли морем в Басру в Ираке и собирали на близлежащей английской авиабазе Шуайба. Первые бомбардировщики доставили в Шуайбу в начале 1942 г. Это были самолеты «Бостон» III, выпущенные для англичан. В Ирак отправили советскую приемочную комиссию. Одновременно начали формировать подразделения перегонщиков. 14 января 1942 г. ВВС запросили у Главного управления ГВФ 10 экипажей «для перегонки из Басры самолетов Б-3». Обозначение Б-3 впоследствии широко применялось как для английских «Бостонов», так и для других близких к ним модификаций. 26 января гражданская авиация выделила шесть летчиков, шесть бортмехаников и шесть радистов. Еще четыре экипажа должны были прибыть из Казани. Они отправились на юг 3 февраля. Командиром этого отряда перегонщиков назначили Ф.А. Хруцкого. Первый «Бостон» советская военная миссия приняла в феврале. До мая успели собрать 92 машины, которые затем перегоняли в 4-запасную бригаду в Азербайджане. Хотя все эти самолеты обозначались как «Бостон» III (Б-3), на самом деле среди них встречались и DB-7B, и подобные им A-20C. Попадались и DB-7C голландского заказа, которые не успели отправить в Нидерланды до их разгрома немцами. Часть самолетов прибыла прямо с американских заводов, а часть – из Великобритании. Среди последних было немало уже побывавших в употреблении и даже в ремонте.

Позднее бомбардировщики стали перевозить в собранном виде на переоборудованных танкерах, а после создания промежуточной базы на острове Вознесения перегоняли по воздуху из Флориды через Бразилию, западное побережье Африки и Ближний Восток. Их сдавали нашим приемщикам в Абадане или Тегеране. В Абадане фирма «Дуглас» построила сборочный и авиаремонтный завод, который проводил окончательную подготовку машин перед сдачей.

Переучивание личного состава на американскую технику сразу поставили на широкую ногу. С фронта отводили полки, потерявшие в боях технику, из тыла прибывали части, оставившие за Уралом устаревшие СБ, формировались новые полки, в основном укомплектованные поспешно выпущенной из училищ молодежью.

При переучивании экипажей на новые машины имелись некоторые трудности, так как на A-20 было одно пилотское место, а специальных учебно-тренировочных вариантов американские заводы не выпускали.

|12| Приходилось учить летчиков «вприглядку» – обучаемый ложился в отсеке за головой инструктора и наблюдал за его действиями, потом они менялись местами. Все самолеты ранних модификаций имели второе управление, но, как уже говорилось, помещалось оно не у штурмана, а у стрелка, который почти ничего не видел вперед. Использовать его было практически невозможно и в конце концов американцы его упразднили.

Впоследствии кое-где самостоятельно изготовляли машины со вторым управлением в кабине штурмана. Их называли УA-20 или УБ-3.

|13| Два полка закончили переподготовку в мае 1942 г. Первым освоил заокеанские бомбардировщики 794-й бомбардировочный полк. В марте 1942 г. он получил в Кировабаде 22 Б-3. Летчики сперва совершили по несколько ознакомительных полетов на другом американском бомбардировщике, В-25В, имевшем два пилотских места бок о бок. При этом они привыкали к трехколесному шасси и непривычным обозначениям на приборах – футам, фунтам, милям. Затем экипажи пересели на «Бостоны». В мае полк отправили на Южный фронт, под Ворошиловград, а в июне перебросили на Юго-Западный фронт. Там шли ожесточенные бои. В июле удался налет на аэродром Россошь. Неожиданно зайдя со стороны болота, бомбами и пулеметным огнем «Бостоны» уничтожили и повредили 21 самолет. Эту цифру впоследствии установили партизаны. Рейд попытались повторить, но на этот раз достичь неожиданности не удалось. Два Б-3 сбили, один, поврежденный, совершил вынужденную посадку. Немцы в ответ разбомбили аэродром полка и сожгли шесть «Бостонов». В августе в этой части осталось всего два исправных бомбардировщика.

В конце мая на разных стадиях освоения «Бостонов» находились уже И полков. К 1 июля шесть из них достигли боеготовности: 57-й, 45-й, 861-й, 860-й, 201-й и 453-й . В том же месяце ушел на фронт 745-й полк.

Некоторые полки осваивали американскую технику самостоятельно. Так, когда летом 1942 г. в 561-м ближнебомбардировоч-ном полку, базировавшемся тогда в Ломоносовке, на берегу Северной Двины, остались всего три СБ и один У-2, на барже привезли три «Бостона», которые довольно быстро пустили в дело.

В июле-августе на фронте появились уже целые соединения, укомплектованные исключительно Б-3. Это были 221-я и 244-я дивизии. 221-ю собрали из частей, прибывших под Ворошиловград – 794-го, 745-го и 57-го полков. Она успешно сражалась на Юго-Западном фронте. Так, звено младшего лейтенанта Михеева уничтожило немецкую переправу через р. Оскол. 20 июля в дивизии произошел необычайный случай. Сержант Дивиченко направил горящий бомбардировщик на бензозаправщики, стоявшие на вражеском аэродроме. Но три члена экипажа из четырех остались живы; ударной волной их отбросило в овраг. Более того, они вернулись в полк. Сержант Дивиченко погиб позже, в декабре. Бои были очень ожесточенными, и за два месяца боев в полках осталось по два-три самолета.

244-ю дивизию направили в 4-ю воздушную армию на Закавказский фронт в конце августа, кое-как оснастив техникой; в ней насчитывалось всего 20 Б-3. Уже в начале сентября командование ВВС начало просить Ставку вернуть соединение на доукомплектование. В итоге обе дивизии пополнили и в октябре вновь отправили воевать на юг.

Вообще именно на южных участках советско-германского фронта первоначально сосредотачивалось подавляющее большинство «Бостонов». Уже в конце июля 1942 г. в 244-й дивизии к трем первоначальным полкам (861-му, 45-му и 449-му) добавился 860-й, а к зиме дивизия разрослась до пяти полков, все на Б-3.

|14| В таком составе она вступила в Сталинградскую битву, В предгорьях Кавказа воевала 132-я дивизия, имевшая три полка на «Бостонах» – 63-й, 277-й и 452-й. Затем с Пе-2 на A-20 перевооружили и еще один полк этой дивизии – 367-й.

«Бостоны» заслужили отличную репутацию у наших летчиков. Комиссар 221-й дивизии С.И.Черноусов впоследствии писал: «Эти машины обладали хорошими по тому времени летными качествами. Они могли конкурировать с немецкой техникой в скорости и маневренности». Когда Б-3 появились на советско-германском фронте, они обгоняли наши новые Пе-2.

|15| Американский бомбардировщик отличался хорошей маневренностью и большим практическим потолком. Ему легко давались глубокие виражи, он свободно летал на одном моторе. Учитывая слабую подготовку летчиков, ускоренно выпущенных из училищ в годы войны, очень важны становились пилотажные качества самолета. Здесь «Бостон» был превосходен – прост и легок в управлении, послушен и устойчив на виражах. Взлет и посадка на нем выполнялись куда проще, чем на отечественном Пе-2.

Вот как оценивали Б-3 в НИИ ВВС: «...Бостон-3 является первоклассным бомбардировщиком, легким и послушным в управлении самолетом, вполне доступным для летчика средней квалификации». Это мнение можно дополнить данными опросов, проводившихся Управлением формирования и боевой подготовки: «... несомненно очень хорошая машина», «самолет, приятный в пилотировании, устойчивый». И опять из документов НИИ ВВС: «Сравнивая самолет Бостон-3 и Пе-2, все летчики-испытатели одинаково считают, что Пе-2 несравнимо более сложный в пилотировании, чем Бостон-3, и требует от летчика более высокой квалификации ».

Давая официальный ответ на запрос наркомата внешней торговли, главный инженер ВВС Репин писал в июле 1942 г.: «Самолет имеет хорошие максимальные скорости, хорошую маневренность и прост в управлении».

Моторы работали надежно, хорошо запускались, однако при весьма интенсивной эксплуатации не вырабатывали предписанный ресурс. Приходилось срывать поставленные американцами пломбы и менять поршни, цилиндры, поршневые кольца и подшипники.

|17| Но при этом следует учесть, что номинальный ресурс «райтов» превышал ресурс всех отечественных авиамоторов вдвое, а то и втрое.

Американцы, по сравнению с советскими конструкторами, уделяли больше внимания условиям работы экипажа. Кабины A-20 были просторны, и летчик, и штурман имели хороший обзор, они располагались в удобных креслах с бронезащитой. Кабина отапливалась, что после наших промерзлых СБ и Пе-2 казалось немыслимой роскошью. НИИ спецслужб ВВС отмечал в отчете: «По субъективной оценке летного состава данная система отопления является очень хорошей». Наших пилотов поражало обилие отличных приборов – «Бостон» имел полный набор современного навигационного оснащения, за исключением радиокомпаса. ВВС пытались выпросить у НКАП для дооборудования бомбардировщиков 330 радиополукомпасов РПК-10, но получили отказ в связи с их дефицитностью. Впоследствии в частях на «Бостоны» иногда самостоятельно ставили радиополукомпасы, в основном типа РПК-2. Схему такой установки разработали на заводе №81 под руководством А.П. Голубкова. Часть машин, перегонявшихся по воздуху через Южную Атлантику, получала еще в США радиокомпасы «Бендикс».

Но первый боевой опыт показал и слабые места американского самолета. Начнем с оборонительного вооружения. Англичане осознали уязвимость «Бостона», в первую очередь от атак сзади, еще раньше, неся тяжелые потери от немецких истребителей. Так, 10 декабря 1941 г. «мессершмитты» подловили над пустыней шестерку английских бомбардировщиков. Лишь один, поврежденный, вернулся назад, но только для того, чтобы разбиться на посадке...

|18| За этим последовала попытка внедрить на DB-7B заднюю гидрофицированную турель «Боултон-Пол» с четырьмя пулеметами. Макет такой турели испытали на одном из DB-7A, но в серию такой вариант не попал – очевидно, из-за большого веса и громоздкости установки.

У нас также довольно быстро поняли, что огневая мощь «Бостона» недостаточна и решили принять меры по ее увеличению. Вот строки из проекта постановления ГКО, направленного на рассмотрение Сталину в сентябре 1942 г: «Опыт боевой работы 221 бад... показал, что существующее стрелковое вооружение этого самолета только пулеметами калибра 7,7 мм не обеспечит надежной его защиты от огня истребителей противника. Вследствие этого самолеты «Бостон-3» в боевых операциях несут большие потери». Действительно, 221-я дивизия за месяц боев потеряла 38 машин, 27 из них сбили вражеские истребители.

Началась срочная разработка проектов перевооружения «Бостона». Первые такие переделки выполнялись прямо на фронте. Вместо «Браунингов» ставили отечественные крупнокалиберные пулеметы УБ. Верхнюю установку со спаренными пулеметами, имевшую недостаточное поле обстрела, меняли на турель МВ-3 с пулеметом ШКАС или на УТК-1 с УБТ. Постановлением ГКО от 24 сентября была утверждена схема перевооружения, предложенная ОКБ завода №43: два неподвижных УБК по бортам штурманской кабины, сверху УТК-1 с УБТ и еще один УБТ в люке на установке от Пе-2. Проектированием этого варианта руководил А.И. Шульгин. Переделке подлежали все Б-3 (т.е. DB-7B, DB-7C и A-20C). Первые 30 самолетов требовалось перевооружить уже в сентябре 1942 г.

И действительно, в сентябре «Бостоны» с советскими пулеметами уже начали действовать на фронте. Один такой самолет в 221-й дивизии за пять вылетов сбил два немецких истребителя Bf 109. К концу 1942 г. на московском заводе №81 перевооружили 96 «Бостонов», из них 80 DB-7B. Планом требовалось – 225, но самолеты находились на фронте и отвлекать их в тыл в период жестоких боев казалось невозможным. Тогда стали делать специальные комплекты для переоборудования бомбардировщиков в строевых частях.

Параллельно завод №81 начал усиливать бронезащиту самолета, проводить доработки для зимней эксплуатации. В частности, там предложили съемные лобовые щиты капотов с управляемыми жалюзи (их еще называли лобовыми шторками).

|19| Их потом делал серийно завод №2 в Кимрах.

Переделка увеличивала вес самолета и лобовое сопротивление, за что приходилось расплачиваться потерей 6-10 км/ч максимальной скорости, а также снижением нормальной бомбовой нагрузки до 600 кг. Зато увеличивались углы обстрела, не надо было переводить верхнюю установку из походного в боевое положение, а крупнокалиберные пулеметы резко увеличивали дистанцию открытия эффективного огня.

Переделки стрелкового вооружения «Бостонов» продолжались вплоть до поступления к нам модификации A-20G-20, которая, наконец, полностью удовлетворила всем требованиям в этом отношении.

Критиковали у нас и бомбовое вооружение Б-3. У всех ранних модификаций бомбовая нагрузка была небольшой – 780-940 кг. Однако лимитировалась она не столько тя-говооруженностью самолета, сколько количеством точек подвески бомб. Рост нагрузки ограничивался также длиной разбега на взлете и возможностями шасси, слабоватого для старта с большим весом с травяной площадки.

Предписанные американцами нормативы по нагрузке у нас сочли заниженными. Начали с переделки бомбодержателей прямо в полках.

|20| В 221-й дивизии старший инженер Д.И.Степанов создал свой вариант, увеличивавший возможности машины раза в полтора. Примерно одновременно с этим на заводе №43 предложили схему переделки, впоследствии ставшую широко распространенной. Она была официально утверждена распоряжением главного инженера ВВС 20 июня 1942 г. В нем говорилось: «Ввиду того, что бомбовое вооружение импортных самолетов «Бостон III» не обеспечивает нормальной подвески отечественных бомб в необходимых вариантах бомбовых нагрузок самолета и имеет отличия от принятой на отечественных самолетах схемы управления бомбардировочным вооружением, – на самолетах устанавливается отечественное бомбовое вооружение с изменением схемы управления им на самолете».

Первоначально на DB-7B стояли четыре внутрифюзеляжных бомбодержателя, рассчитанных на бомбы до 230 кг (на практике – до 250 кг). Но если брали бомбы меньшего калибра, то загрузка резко уменьшалась, поскольку количество бомб оставалось неизменным. А для каждой боевой задачи выгодна своя комбинация калибров. Теперь же в переднем и заднем бомбоотсеках самолета поставили по кассете КД-2-439 под четыре ФАБ-100 каждая.

|21| Одновременно смонтировали советский бомбосбрасыватель ЭСБР-ЗП и прицелы ОПБ-1 и НКПБ-4, заменившие примитивный Вимперис D-8, ставившийся на экспортные машины (для армии США бомбардировщики комплектовали высокоточным «Норденом»). Этот вариант прошел испытания в НИПАВ в августе 1942 г. Альтернативно можно было монтировать четыре бомбодержателя Дер-19 под бомбы калибра 250 кг или кассеты мелких бомб КМБ-Су-2 (деревянные ящичные).

С весны 1942 г. в нашу страну стали поступать также самолеты типа A-20B. Они, как и все ранние модификации для американской авиации, были лишены бронезащиты и протектирования бензобаков. С учетом уже появившегося у американцев боевого опыта это стали расценивать как большой недостаток.

|22| Поэтому часть машин использовали как учебные, а больше двух третей (665 самолетов) отправили в Советский Союз. Зато за счет меньшего веса A-20B обладали большей максимальной скоростью и потолком. Первые партии их прибыли через Иран, но большую часть A-20B в СССР доставили по АЛСИБу – трассе Фэрбенкс-Красноярск, начинавшейся на Аляске и заканчивавшейся в Восточной Сибири. 14 сентября советские приемщики в Фэрбенксе оформили первую партию «Бостонов», 29-го начались тренировки наших летчиков-перегонщиков, а уже на следующий день группа из 12 A-20B, ведомая майором П.В. Недосекиным, взяла курс на Ном. Из-за плохой погоды лишь 7 октября эти самолеты прибыли в Марково, где проходила смена экипажей. Первые два бомбардировщика сдали в Красноярске в ноябре. До конца 1942 г. «Бостонов» по АЛСИБу перегнали немного – около полусотни машин, а сдали всего лишь шесть. Основной поток пошел на следующий год.

Резкий рост количества идущих по трассе машин начался с марта 1943 г. Пик пришелся на июнь, когда перегнали 195 A-20. Всего за 1943 г. в Красноярске сдали 682 бомбардировщика этого типа.

Самолеты, перегонявшиеся из США, уже проходили некоторую специальную доработку для применения в СССР. Это было связано с тем, что у англичан и американцев экипаж состоял из трех человек, а у нас -из четырех, добавлялся нижний стрелок. Для него ставили еще одно сиденье, кислородную аппаратуру, подключали его место к переговорному устройству и т.п. Иначе размещали радиоаппаратуру. Это делалось не на заводах, которые комплектовали самолеты по стандартам армии США, а в специальном модификационном центре в Талсе, к которому прикомандировали советских военных приемщиков.

|23| Все последние модификации «Бостонов», отправлявшиеся в нашу страну, проходили через этот центр.

На A-20B сверху стоял крупнокалиберный пулемет, но в прежней шкворневой установке. Ненамного изменилось в лучшую сторону и бомбовое вооружение. Сочли, что такой вариант также не устраивает и его тоже стали переделывать. В декабре 1942 г. на испытания представили самую простую переделку этой модификации – штатные американские бомбодержатели (их у A-20B стояло шесть внутри и четыре снаружи) просто доработали под наши бомбы.

|26| А в июне 1943 г. в НИПАВ опробовали уже более глубокую переработку: во внутренних бомбоотсеках смонтировали наши кассетные бомбодержатели Дер-21, рассчитанные в сумме на 16 бомб ФАБ-100, а снаружи установили Дер-19П для бомб калибром до 250 кг. Дер-21 позволяли вставить в бомбоотсеки кассеты мелких бомб КМБ-Пе-2 под бомбы АО-2,5, АО-10, АО-25, ЗАБ-2,5 и ампулы АЖ-2 (обычно заливавшиеся самовоспламеняющейся жидкостью). Снаружи предусмотрели подвеску химических выливных приборов ВАП-250. Смонтировали бомбосбрасыватель ЭСБР-6, прицелы ОПБ-1Р и НКПБ-7. В итоге максимальная бомбовая нагрузка (при взлете с бетона) возросла до 2000 кг. Замене бомбового вооружения подверглись в общей сложности более 600 самолетов, в том числе несколько сот A-20B. Изменения в оборонительном вооружении машин этого типа сводились в основном к установке верхней турели УТК-1. Но в турели монтировался не советский пулемет УБТ, а американский «Кольт-Браунинг», снятый со штатной шкворневой установки. 31 октября 1942г. заместитель командующего ВВС Ворожейкин обратился к НКАП с просьбой срочно доработать по этой схеме 54 A-20B.

В 1943 г. произошло дальнейшее расширение круга частей, воевавших на A-20. Так, в феврале Б-3 начал получать 33-й полк. К весне в действующей армии насчитывалось около 400 «Бостонов», почти все на юге: Юго-Западный фронт – 108 самолетов, Северо-Кавказский – 101, Закавказский – 163, Южный – 24.

ФОТОГРАФИИ

7.    Советская делегация на заводе фирмы «Дуглас» знакомится с «Бостоном». В середине – полковник М.Г. Мачин.

8.    A-20C-10, доставленный американцами в Абадан.

9.    DB-7B («Бостон»III) на Северном Кавказе, октябрь 1942 г.

10.    Б-З на Юго-Западном фронте, май-июнь 1942 г. Возможно, что самолет принадлежал 794-му бап.

11.    Б-3 (A-20C), уничтоженный немцами на Кубани, 1942 г.

12.    Б-3, ожидающий ремонта, 1942 г. Колеса основных стоек шасси сняты. В это время ощущалась резкая нехватка запчастей к тормозам колес.

13.    «Бостоны» на Северном Кавказе, октябрь 1942 г.

14.    Перед боевым вылетом, Северный Кавказ, октябрь 1942 г.

15.    Б-3 на фронте, полк неизвестен. Обратите внимание на антенну американского радиополукомпаса MN-26Y за мачтой радиоантенны.

16.    Б-3 перед вылетом, 1942 г.

17.    На командном пункте. На заднем плане – Б-3.

18.    Б-3, переделанные под советское вооружение. На передней машине ясно видна турель УТК-1.

19.    Группа Б-3 в полете, Кубань, июнь 1943 г.

20.    Техники Н. Скачков и Р. Сабатов работают на двигателе, 1942 г.

21.    Турель УТК-1 изнутри – вид на патронный ящик.

22.    Турель УТК-1 с 12,7-мм пулеметом УБТ.

23.    A-20B в Абадане. Самолет оснащен американским радиополукомпасом с нестандартной установкой антенны – ближе к кабине стрелка-радиста.

24.    Советские приемщики у A-20B в Фэрбенксе (Аляска), 1942 г.

25.    На авиабазе Лэдд-филд под Фэрбенксом сфотографированы представитель НКВТ, капитан ВВС армии США де Толли (потомок Барклая) и советский полковник Мачин. За их спинами – A-20B.

26.    A-20B ждут перегонки в СССР, Абадан, 1942 г.

27.    Приемка «Бостонов« на Аляске. В кабине – советский инженер майор Покровский (впоследствии генерал-полковник).

28.    Стоявший в верхней огневой точке пулемет «Кольт-Браунинг» питался патронами из небольших съемных коробов-магазинов.

29.    Ночной взлет A-20B, ноябрь 1943 г.

30.    Подготовка бомб возле замаскированного «Бостона», Северный Кавказ, июнь 1943 г.

31.    Герой Советского Союза капитан С.П. Дейнеко и старший лейтенант Н.Л. Арсеньев у A-20B перед ночным вылетом, ноябрь 1943 г.

32.    Стрелок-радист позирует у оригинальной американской верхней стрелковой установки самолета A-20B. Пулемет имеет небольшой бронещиток.

33.    Штурман в передней кабине «Бостона».

34.    В августе 1943 г. стрелок-радист Карась и штурман Паршутин (57-й бап) привели домой «Бостон» без пилота. Тяжело раненый летчик Погудин отдал команду покинуть самолет и выбросился с парашютом, но экипаж не бросил боеспособную машину. Стрелок вел бомбардировщик почти вслепую, по командам штурмана, а затем сумел сесть на «брюхо». Оба получили ордена Красной звезды.

35.    Экипаж летчика Милейко (трижды орденоносца) у A-20B, Северо-Кавказский фронт, 1943 г. В Советском Союзе экипаж бомбардировщика состоял из четырех человек, а не из трех, как в США и Великобритании.

36.    Самолет младшего лейтенанта Афонина вернулся на аэродром без половины горизонтального оперения.

37.    Оружейники готовят бомбу к подвеске в бомбоотсеке.

38.    Подвеска бомб на наружные бомбодержатели A-20B, март 1943 г.

39.    «Бостоны» перед вылетом. Видно, что подразделение укомплектовано самолетами разных модификаций: впереди A-20B, сзади – A-20C.

40.    A-20B с советской верхней турелью УТК-1.

41.    A-20B во временном белом зимнем камуфляже, Воронежский фронт, март 1943 г. На гаргроте – антенна РПК-2 в каплевидном обтекателе.

42.    Экипаж старшего сержанта А. Володичева у A-20B, Воронежский фронт, март 1943 г. Обратите внимание на зимний лобовой щит капота мотора.

43.    A-20B, вооруженный по схеме завода №43 на испытаниях в НИИ ВВС. В турели УТК-1 установлен американский пулемет «Кольт-Браунинг». Самолет явно был взят из строевой части – за красной звездой нанесена надпись «Гвардия».

  К началу страницы