Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Владимир Котельников

«Бостоны» в Советском Союзе


10. В гражданской авиации

|55| «Бостоны», бывало, работали в совершенно незапланированной для них роли транспортных самолетов. В марте 1944 г. Б-3 доставляли оружие, боеприпасы и продовольствие конно-механизирован-ной группе генерала Плиева, оторвавшейся от источников снабжения. В операции по перехвату поезда с членами болгарского правительства и немецкой миссией на болгаро-турецкой границе участвовали не только транспортные самолеты, но и четыре A-20G из 449-го полка с десантом в бомболюках.

В США и Великобритании часть самолетов старых модификаций переделали во вспомогательные транспортные, связные и штабные. Американцы называли их СA-20.

У нас в войну транспортная авиация находилась под двойной юрисдикцией, поскольку весь гражданский воздушный флот подчинили ВВС. Из гражданских летчиков формировали перегоночные части, транспортные полки и отряды на фронте. В 1943 г. ГВФ передали два первых A-20. По-видимому их использовали для обучения перегонщиков или как самолеты-лидеры для перегонки групп истребителей. Годом позже один из них вернули ВВС.

В конце 1944 г. возникла идея использовать A-20 как скоростные связные самолеты для доставки на фронт фельдъегерей с важными документами, заменив ими старые изношенные ПС-40 и ПС-41 (разоруженные СБ). 11 января 1945 г. вышло распоряжение передать 3-й авиадивизии связи ГВФ 12 A-20G из 559-й эскадрильи ВВС Московского военного округа, базировавшейся в Костроме. В конце января на аэродроме дивизии в Мячково появились два «Бостона». К концу февраля их стало девять, а в середине марта – 12. В феврале в дивизии подготовили проект переделки полученных A-20G в связные, довольно быстро одобренный НИИ ГВФ. Самолет мог нести 1100 кг груза: 200 кг в носовой части, освобожденной от вооружения, 500 кг и два человека в бывшем бомбоотсеке, в задней кабине находились радист, еще два пассажира и 200 кг груза. Дополнительный бак в бомбоотсеке позволял иметь дальность полета до 1800 км.

Уже в феврале первые четыре «Бостона» прошли переоборудование. С 1 марта их запустили в эксплуатацию. В марте переделали еще шесть машин. Самолеты несли традиционные для ГВФ обозначения линейной службы, начинавшиеся с буквы «Л».

ВВС организовали передачу еще одной партии бомбардировщиков из 5-го бомбардировочного корпуса 4-й воздушной армии.

|56| 26 мая оттуда отправили семь A-20G, 28 мая – еще три. Приказано было укомплектовать «Бостонами» один полк. Однако в связи с низкой эффективностью A-20G как транспортных самолетов, от дальнейшего их получения было предписано воздержаться. Это было связано с работой НИИ ГВФ, сотрудники которого в первой половине мая провели исследование потенциальной послевоенной эксплуатации различных типов военных самолетов в гражданской авиации. В нем был сделан вывод о почти полной бесперспективности A-20 для ГВФ. Даже если полностью снять вооружение, убрать внутренние перегородки и снять фюзеляжный бензобак, зашить бомболюк и перенести в нос радиостанцию, можно было довести полезный объем кабин лишь до семи кубометров при нагрузке 1400 кг. Грузовые люки при этом располагались: один на месте верхней турели, в качестве второго – люк нижней стрелковой установки. При этом процесс погрузки-выгрузки представлялся довольно неудобным. Крупногабаритные грузы вообще не проходили в люки. Машину можно было ограниченно использовать лишь как почтовую.

В конце мая в дивизии было 20 A-20G, из них пять находились на передовом аэродроме в Лодзи, обслуживая штабы 1-го и 2-го Белорусского фронтов. С окончанием боевых действий на западе часть самолетов законсервировали. На 20 сентября из 29 имевшихся A-20G и A-20K 18 находились в консервации. Затем от них начали постепенно избавляться. На 1 января 1946 г. их было 27, а к декабрю – уже ни одного.

Все эти самолеты перешли в ведомственную авиацию. «Бостоны» имели пять ведомств. У министерства рыбной промышленности был всего один A-20G-1. Он принадлежал тресту «Севрыба» в Архангельске и летал на разведку рыбных косяков. На его борту был номер Х-578. У министерства авиапромышленности имелся самолет, переделанный в пассажирский. Он базировался в ЛИИ. Еще один «Бостон» числился за министерством легкой промышленности. С него сбрасывали манекены, опробуя парашюты.

Главное управление гидрометеослужбы применяло A-20 для разведки погоды и льдов. После получения первой партии самолетов из ГВФ его парк пополнялся машинами, сдававшимися ВВС. На 1 января 1947 г. метеорологи имели 15 «Бостонов», а на 1 октября – уже 23. Но затем авиацию этого ведомства ликвидировали, а самолеты в большинстве списали.

В гораздо больших масштабах использовали разоруженные американские бомбардировщики картографы. Главное управление геодезии и картографии начало применять их с 1946 г. По постановлению Совета министров СССР от 13 апреля 1946 г. ему передавались из ВВС 40 A-20. До конца года картографы приняли 20 машин и фотоаппаратуру к ним. Их распределили по различным авиаотрядам. A-20 несли номера, начинавшиеся с буквы «Ф».

Новосибирский авиаотряд получил несколько самолетов с заданием испытать их, переделать в своих мастерских в аэро-фотосъемочный вариант и опробовать оборудование на практике. Трудностей было немало: «Бостоны» прибыли без инструмента и запчастей, без запасных моторов. Пилоты авиаотряда в большинстве оказались бывшими летчиками-истребителями, не знакомыми с двухмоторными машинами. Тем не менее самолеты успешно освоили.

К 1 января 1947 г. в парке управления числилось 36 A-20G, а к 1 октября дошли до предписанной цифры 40. Пик численности «Бостонов» в этом ведомстве пришелся на январь 1949 г. – 76 машин. Далее их постепенно становилось меньше. На 1 января 1950 г. их осталось 63. Когда были списаны последние из них – неизвестно.

ФОТОГРАФИИ

80.    Этот переделанный в пассажирский A-20G использовался для служебных полетов специалистов ЦАГИ.

81.    Аэрофотосъемочный «Бостон» авиации ГУГК, 1946 г.

  К началу страницы