Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Беседы с ветеранами МТА КБФ


Стерликов Николай Алексеевич

Старший механик самолета A-20G «Бостон» 51-го МТАП

  Машина командира полка Орленко
A-20G-35-DO + кабина штурмана в носовой части
Бортовой номер 51, заводской 43-10067

 
  • Учеба и работа после училища
  • Первые месяцы в полку
  • Структура 51-го МТАП
  • Конструкция и эксплуатация «Бостонов»
  • Внешний вид и окраска самолета
  • Аэродромы базирования
  • Люди и события
  • Аэродромы базирования

    Стерликов (письменно):
    Места, где была машина командира 51-го МТАП.

    1. Комендантский аэродром в Ленинграде.
    Замена носовой части самолета на кабину штурмана и установка торпедных мостов. Аэродром в городской черте.

    2. Новая Ладога
    Аэродром недалеко от Ладожского озера и ближе к берегу реки Волхов. Аэродром грунтовый, был не достроен, но действовал. Жилой фонд только формировался.


      3. Клопицы
    Аэродром вблизи от автомагистрали Ленинград – Кингисепп, в 20-30 км от ж.д. станции Волосово Октябрьской ж.д. Грунтовый, укатано щебеночное покрытие взлетной полосы. Постройка в период Финской кампании. Жилой городок из десятка деревянных домов, из них 3-4 дома из 2-х этажей. Здание штаба и столовой из кирпича. В период оккупации 2 ангара и несколько зданий было разрушено немцами. Рядом село Клопицы с церковью и кладбищем. Для укрытия личного состава были землянки и лес со всех сторон.

    Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps

    bellabs:
    Различались ли бытовые условия для летного и технического состава?

    Стерликов:
    Примерно одинаково, все жили в этих деревянных домах.

    bellabs:
    Одна полоса была на поле, а остальное чем занято?

    Стерликов:
    Да скот пасли, просто поле было.


      4. Паневежис
    Аэродром только был построен русскими военнопленными. С хорошей бетонной взлетной полосой, рулежными дорожками и другой инфраструктурой. Летный состав жил в Паневежисе. Техсостав в шалашах, на улице. Баня в хуторах и передвижная баня доставлялась по железной дороге.

    Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps

    bellabs:
    В шалашах?! Что, прямо на улице, в шалашах из веток?

    Стерликов:
    Ну, из подручного материала. И в чехлах моторных спали, ватные чехлы были. Лампами обогревались [ АПЛ – арктические подогревательные лампы ].

    Стерликов:
    Вот здесь, в овраге, расстрелянные военнопленные [ наши военнопленные, строившие аэродром для немцев ] и мирные жители. Много тысяч их было... Мы вот когда в столовую ходили, на бетоне следы – детские, взрослые. И надписи – откуда, кто. На русском языке...

    bellabs:
    А внизу тоже самолеты стояли?

    Стерликов:
    Здесь нет. Тут был полк Василия Сталина, истребительный. Мы когда прилетели, они перебазировались куда-то и бросили самолеты разбитые. Сюда наши не заруливали.

    bellabs:
    А столовая что из себя представляла?

    Стерликов:
    Деревянный барак. В нем немцы военнопленных кормили.


      5. Паланга
    Грунтовый аэродром между населенным пунктом Палебдерю и шоссейной дорогой Либава – Паланга – Клайпеда (Мемель), в 12 км от ж.д. станции Кретинга, которая на момент начала боевых действий с аэродрома была занята немцами. Личный состав частично размещался в городе Паланга, в поселке рыбаков Швентой и в Палебдерю.

    Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps

    [ Эгидиюс Казлаускис, председатель Клайпедского клуба истории военного исскуства: Палебдерю – это деревня Paliepgiriai, сейчас в составе города Паланга ].

    Стерликов:
    Паланга в результате боевых действий оказалась таким очагом. Получилось, что побережье освободили, Клайпеда [ Мемель ] – у немцев, рядом Кретинга станция – у немцев, Рига – у немцев. Образовался такой выделенный выступ. И вот командование (а мы базировались в Паневежисе) приказало создать здесь выдвинутый пункт управления, чтоб запереть флот немцев в Клайпеде – забросать минами фарватер, бомбами – не дать возможности отступающим войскам уйти. И вот, вешали торпеды в Паневежисе, а летели в Палангу, на грунтовой аэродром, и отсюда осуществляли боевые действия. Бросали мины магнитные в рижский порт, в Либаву. Таким образом из Паневежиса мы улетели – Орленко, Пряхин, Быков и Стерликов [ экипаж и техник машины командира полка ]. И летали из этого выдвинутого пункта управления. Я должен был держать машину в полной боевой готовности.

    bellabs:
    А полк позже перебазировался целиком?

    Стерликов:
    Только выдвинутая группа сюда перебазировалась, а полк потом.

    bellabs:
    Сколько примерно времени прошло между перебазированием этой группы и всего полка? Примерно, неделя-месяц?

    Стерликов:
    Больше недели, несколько недель.

    bellabs:
    Группа была только управленческая или боевая тоже?

    Стерликов:
    Нет, боевая, боевая. Из штаба флота был командный пункт создан, в землянке сидели. И вот, я держу в горячем состоянии машину, команда – поставить мины. Ночь, мороз, зима. Орленко вылетит с экипажем, вернется – опять вешать надо. Три-четыре вылета сделали, кончили – вызывают меня на КП. Сидят, представитель флота Желудь, то ли условно его так называли, то ли фамилия действительно такая. Он говорит: вот вам ребята по бутылке – бутылки вот такие, литровые, спирта. Орленке дает, Пряхину дает, Быкову. А они говорят: а ему не надо, он должен быть трезвый! :)

    bellabs:
    Кто еще базировался в Паланге одновременно с вами?

    Стерликов:
    Вместе с нами были истребители, из 8-й дивизии. Там были иностранные истребители – Тандерболт, Киттихаук – мы ходили, смотрели.


      6. Грабштейн
    Грунтовый аэродром со взлетной полосой из металлических плит, положенных на солому. От моря 10-20 км.

    Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps

    bellabs:
    Мы никак не можем найти на карте местоположение аэродрома Грабштейн. Не помните ли Вы какие-нибудь ближайшие ориентиры?

    [ Эгидиюс Казлаускис, председатель Клайпедского клуба истории военного исскуства, предоставил координаты Grabsten (лит. Grobstai) и фрагмент немецкой карты 1935 года ].

    Стерликов:
    Я не знаю, почему он назывался Грабштейн, никакого крупного пункта рядом не было, только хутора немецкие [ Мемельская область до войны входила в состав Восточной Пруссии ]. Аэродром был расположен прямо у шоссе. В одну сторону – Эльбинг, Мариенбург, Данциг, в другую – Мемель. Кенигсберг был, наверное, не дальше 50-ти километров – когда его штурмовали, мы видели зарево. По ту сторону шоссе – лес, мы там охотились. Рядом с полем были такие крупные стога соломы. А под соломой, потом мы обнаружили, были склады картофеля.

    Речек рядом не было, но аэродром находился в низине, во всяком случае, в весеннюю распутицу шасси самолетов по ступицы проваливались, трактор не мог вытянуть. Стропы были закреплены за стойки шасси, думал – сломают к чертовой матери. Взлетную полосу сделали из металлических плит, примерно семьдесят сантиметров на метр двадцать, сцеплялись между собой, как конструктор. Полоса была шириной метров 70-100.

    В Грабштейне мы вместе с 1-м полком стояли. Помню, в столовой... там были такие поэтически настроенные техники, стихи декламировали, Есенина. Я спрашивал официантку: откуда? – Из 1-го гвардейского.


      7. Кольберг
    Бетонная взлетная полоса на берегу Балтийского моря, в 100 м от воды. С хорошо развитой инфраструктурой, жилым городком.

    Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps

    Стерликов:
    Прекрасный немецкий аэродром. Это километра три до города Кольберг, на велосипедах ездили. Столовая прямо дворец, деревья в бочках таких.

    Мы как-то с Орленко летели из Таллина и был сильнейший дождь и гроза. И вот, он боялся попасть в грозу, все время уклонялся на Польшу. Смотрю, уже красная лампочка замигала, кончается горючее. Говорю: все, конец – упадем. Он: сейчас повернем. Сели вот в Кольберге, и – моторы остановились, все горючее съели.

    bellabs:
    В Кольберге были другие полки 8-й дивизии?

    Стерликов:
    Да. Мы стояли вот здесь, в центре.


    8. Клопицы
    Сентябрь 1945 – апрель 1946 г.

    9. Паланга
    Апрель (май) 1946 – апрель 1947 г.

    10. Гросдиршкайм (поселок Донской Калининградской области)
    Апрель 1947 – март 1948 г. (месяц моей демобилизации). Это оконечная часть Землянского полуострова. Бетонная взлетная полоса. Вблизи железная дорога. Благоустроенный жилой городок немецкой постройки, со своей электростанцией, водоснабжением, печным отоплением.

      К началу страницы