Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФБеседы с ветеранами МТА КБФ
Стерликов Николай АлексеевичСтарший механик самолета A-20G «Бостон» 51-го МТАП
Первые месяцы в полкуbellabs: Стерликов: Где-то в районе 12 часов ночи уезжал я с Ярославского вокзала [ Москвы ]. Открыта дорога на Ленинград была только через Вологду, а потом на Волхов, а от Волхова вот на эту ветку. Доехали, я думаю, на вторые сутки. Прекрасно оборудованный пассажирский состав, застеленные постели чистым бельем – в 43-м году это..! – на каждой постели стояла бутылка пива ленинградского. Доехали до Волхова, от Волхова – затемнение. И мы прибыли утром на Московский вокзал города Ленинграда. В Приютино первое время что бросилось в глаза. Самолетов еще не было, ничего не было, только 3 раза кормили первым блюдом :) Потому, что блокаду только прорвали, и, видимо, врачи говорили: чтоб восстановить силы людям ослабленным – все время первое блюдо. Вот это понравилось очень :) Потому что хоть в училище с питанием было довольно хорошо, но не так уж, как в мирное время. На втором этаже дали кровать в общежитии, чистое белье. Баню устраивали. Строевой подготовкой занимались. Иванов, начальник штаба, командовал – чтоб народ не разбаловался. Я-то пришел из учебной части, а некоторые из расформированных боевых частей. Вот, с этого... с побережья, где был форт Белая Лошадь, Красная Горка – там базировалась одна эскадрилья на МБР-2 [ майор Виноградов – см. ниже – воевал в этой эскадрилье ]. bellabs: Стерликов: bellabs: Стерликов: bellabs: Стерликов: Потом один самолет нам дали, на нем стали учить летчиков. Раз вот надо было регулировать систему управления двигателя «Бостона». Сказали: ну-ка, давайте, ребята – вон там нарушена система управления двигателем, регулировка тросов управления газом... Так и знакомились. bellabs: Стерликов: bellabs: Стерликов: Приехали в Тайнчу где-то 18-20 февраля [ 1944 года ]. Там нас вывезли на аэродром – смотрите самолеты, которые надо принимать. А чтобы принимать, надо ж хоть в кабине посидеть! Я хоть, вот, двигатель регулировал, но в кабине даже не сидел. Нужно ж послушать режимы работы... Потом, я же работал все время на двигателях водяного охлаждения, на СБ, а этот воздушного охлаждения. Только вот Ла-9 воздушного охлаждения, но я на нем не работал, только изучал. И все техники, кто там был... Некоторые МБР-2 эксплуатировали – тоже водяного охлаждения, рядный двигатель. Ну, по крайней мере, быстренько, дня за 3-4, мы освоили управление двигателем: запуск, все режимы работы, заправку и прочее. Там была масса самолетов. Голая степь, волки бегают... bellabs: Стерликов: bellabs: Стерликов: Однако, в Тайнче нам самолетов не дали, не знаю почему, сказали – гоните себе сами. Из Тайнчи – нас на пассажирский Дуглас погрузили – прибыли мы в Красноярск. Аэродром в Красноярске не тот, что сейчас, а был так называемый... Красинские какие-то казармы. Это на высоком берегу Енисея, рядом с Красноярском. Мы, поскольку долго там были, пешком ходили в город через замерзший Енисей. И жили вот в этих казармах. Это огромные, царской постройки, сооружения из кирпича. Аэродром большой. И вот там получали самолеты не только мы, для флота, но и другие. Мы приехали в Тайнчу в конце февраля, а только в марте получили самолеты в Красноярске и в марте полетели. Прилетели сначала в Новосибирск, из Новосибирска прилетели в Оренбург, из Оренбурга прилетели в Безенчук. Перелет был с посадками, с ожиданием погоды и разрешения на очередной вылет. Затем Москва. Когда посадили самолеты в Москве, на аэродроме в Измайлово, был салют войскам освободившим город Ялту. Мы гнали самолеты под переделку на аэродром Комендантский, в Ленинграде. Переделанные самолеты перелетали в Новую Ладогу.
|