Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Беседы с ветеранами МТА КБФ


Стерликов Николай Алексеевич

Старший механик самолета A-20G «Бостон» 51-го МТАП

  Машина командира полка Орленко
A-20G-35-DO + кабина штурмана в носовой части
Бортовой номер 51, заводской 43-10067

 
  • Учеба и работа после училища
  • Первые месяцы в полку
  • Структура 51-го МТАП
  • Конструкция и эксплуатация «Бостонов»
  • Внешний вид и окраска самолета
  • Аэродромы базирования
  • Люди и события
  • Первые месяцы в полку

    bellabs:
    Итак, Вы попали в 51-й полк сразу после КУСАТ.

    Стерликов:
    Я прибыл в полк в ноябре 43-го года. Он только начинал формироваться и базировался на территории Дома отдыха имени Дзержинского. Это был Ленинград, платформа железнодорожная Бернгардовка, с Финляндского вокзала, а поселок Приютино. Я впервые в жизни оказался в Ленинграде, проехал по открывшейся после блокады 7-километровой зоне по берегу Ладожского озера. Там временно настелили проезжую часть железной дороги и проехать можно было только ночью, с закрытым поддувалом котла паровоза, чтобы не было никаких искр. Все это простреливалось, блокада была еще только что прорвана.

    Где-то в районе 12 часов ночи уезжал я с Ярославского вокзала [ Москвы ]. Открыта дорога на Ленинград была только через Вологду, а потом на Волхов, а от Волхова вот на эту ветку. Доехали, я думаю, на вторые сутки. Прекрасно оборудованный пассажирский состав, застеленные постели чистым бельем – в 43-м году это..! – на каждой постели стояла бутылка пива ленинградского. Доехали до Волхова, от Волхова – затемнение. И мы прибыли утром на Московский вокзал города Ленинграда.

    В Приютино первое время что бросилось в глаза. Самолетов еще не было, ничего не было, только 3 раза кормили первым блюдом :) Потому, что блокаду только прорвали, и, видимо, врачи говорили: чтоб восстановить силы людям ослабленным – все время первое блюдо. Вот это понравилось очень :) Потому что хоть в училище с питанием было довольно хорошо, но не так уж, как в мирное время. На втором этаже дали кровать в общежитии, чистое белье. Баню устраивали. Строевой подготовкой занимались. Иванов, начальник штаба, командовал – чтоб народ не разбаловался. Я-то пришел из учебной части, а некоторые из расформированных боевых частей. Вот, с этого... с побережья, где был форт Белая Лошадь, Красная Горка – там базировалась одна эскадрилья на МБР-2 [ майор Виноградов – см. ниже – воевал в этой эскадрилье ].

    bellabs:
    Самолетов еще не было. А кого вы помните из личного состава?

    Стерликов:
    Главный инженер уже был [ но не Яковлев, который упоминается ниже ]... Там же в Приютино базировался тогда 1-й гвардейский полк, а он уже имел не только ДБ-3, но и «Бостоны». И вот, нас сначала повели туда, смотреть. Главный инженер вот этот кричал: долбанцы! куда вы залезли, пачкаете там, ерзаете! А надо же изучить все-таки...

    bellabs:
    Вы при этом общались с техниками 1-го полка?

    Стерликов:
    Нет, никак не общались. И вот так впервые стали изучать «Бостон». Ну, как изучать – чертежи. Системы гидравлической, бензопитания, маслопитания, охлаждения, двигатель и прочее. Самих экспонатов не было, только чертежи были.

    bellabs:
    А летный состав в это время уже формировался?

    Стерликов:
    Что касается летчиков... Поскольку здесь, как в бане, все были еще равны.. Майор Виноградов – был, штурман Рензаев – был, флаг-штурман полка Заварин – был, Ситяков – был. И они жили в этом же здании. Еще инженер полка по ремонту, Захаров, был.

    Потом один самолет нам дали, на нем стали учить летчиков. Раз вот надо было регулировать систему управления двигателя «Бостона». Сказали: ну-ка, давайте, ребята – вон там нарушена система управления двигателем, регулировка тросов управления газом... Так и знакомились.

    bellabs:
    Когда полк стал комплектоваться самолетами в полном объеме?

    Стерликов:
    Первый поток самолетов, который прибыл в полк, 17 самолетов, мы должны были пригнать с Тайнчи, это Казахстан. Поехали в Тайнчу: на поезде из Ленинграда в Москву, из Москвы, с Казанского вокзала – до Челябинска. От Челябинска на Петропавловск в Казахстане (поезд, по-моему, дальше идет в Караганду). От Петропавловска недалеко находится Тайнча. Сейчас это называется... в 62-м году Тайнча переименована в Красноармейск. Сошли с поезда. Устроили нас на ночлег. Нас было 17 экипажей. Экипажи были не полностью: летный состав был полностью, технический где-то одна треть. И штурманы были все. С собой везли парашюты, личное оружие... Но зачем мы ехали туда никто ж не знал :)

    bellabs:
    Вам не сообщили, что вы едите за самолетами?

    Стерликов:
    Нет, не знали ничего. Я, по крайней мере, не знал :)

    Приехали в Тайнчу где-то 18-20 февраля [ 1944 года ]. Там нас вывезли на аэродром – смотрите самолеты, которые надо принимать. А чтобы принимать, надо ж хоть в кабине посидеть! Я хоть, вот, двигатель регулировал, но в кабине даже не сидел. Нужно ж послушать режимы работы... Потом, я же работал все время на двигателях водяного охлаждения, на СБ, а этот воздушного охлаждения. Только вот Ла-9 воздушного охлаждения, но я на нем не работал, только изучал. И все техники, кто там был... Некоторые МБР-2 эксплуатировали – тоже водяного охлаждения, рядный двигатель. Ну, по крайней мере, быстренько, дня за 3-4, мы освоили управление двигателем: запуск, все режимы работы, заправку и прочее.

    Там была масса самолетов. Голая степь, волки бегают...

    bellabs:
    Прямо волки?

    Стерликов:
    Да, стаи волков ждут. Кого они ждали – не знаю, но полно было волков.

    bellabs:
    Но колючей проволокой обнесено, какие-то минимальные сооружения?

    Стерликов:
    Никакой проволоки, ничего – голая степь, никакой взлетной полосы. Никаких сооружений я не видел. Никакого командного пункта, никакой... вот, как обычно – «колбаса» болтается, вышка... ничего не было, все первозданное.

    Однако, в Тайнче нам самолетов не дали, не знаю почему, сказали – гоните себе сами. Из Тайнчи – нас на пассажирский Дуглас погрузили – прибыли мы в Красноярск. Аэродром в Красноярске не тот, что сейчас, а был так называемый... Красинские какие-то казармы. Это на высоком берегу Енисея, рядом с Красноярском. Мы, поскольку долго там были, пешком ходили в город через замерзший Енисей. И жили вот в этих казармах. Это огромные, царской постройки, сооружения из кирпича. Аэродром большой. И вот там получали самолеты не только мы, для флота, но и другие.

    Мы приехали в Тайнчу в конце февраля, а только в марте получили самолеты в Красноярске и в марте полетели. Прилетели сначала в Новосибирск, из Новосибирска прилетели в Оренбург, из Оренбурга прилетели в Безенчук. Перелет был с посадками, с ожиданием погоды и разрешения на очередной вылет. Затем Москва. Когда посадили самолеты в Москве, на аэродроме в Измайлово, был салют войскам освободившим город Ялту. Мы гнали самолеты под переделку на аэродром Комендантский, в Ленинграде. Переделанные самолеты перелетали в Новую Ладогу.

      К началу страницы