Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Беседы с ветеранами МТА КБФ


Стерликов Николай Алексеевич

Старший механик самолета A-20G «Бостон» 51-го МТАП

  Машина командира полка Орленко
A-20G-35-DO + кабина штурмана в носовой части
Бортовой номер 51, заводской 43-10067

 
  • Учеба и работа после училища
  • Первые месяцы в полку
  • Структура 51-го МТАП
  • Конструкция и эксплуатация «Бостонов»
  • Внешний вид и окраска самолета
  • Аэродромы базирования
  • Люди и события
  • Учеба и работа после училища

    bellabs:
    Николай Алексеевич, расскажите, пожалуйста, какое вы получили специальное образование.

    Стерликов:
    Я родился 4 мая 1923 года в селе Чернавка Красильского района Тамбовской области. Мать – крестьянка, отец... из мещан можно считать. Будучи красноармейцем, он женился и остался в деревне. А к 27-му году он уехал в город... сначала назывался Терновск, потом Каганович. Терново – деревня раньше была, рядом с Каширой. Там я пошел в среднюю школу и закончил 10 классов. После этого я сдавал конкурсный экзамен в Пермское военно-морское авиационно-техническое училище имени Молотова. Конкурс был шесть человек на место. Это было в августе 1940-го [ автору 17 лет ].

    Вот фотография – таким я попал в военно-морское авиационно-техническое училище имени Молотова. Добровольцем, выдержавшим конкурсный экзамен 6 человек на место. Вот я, а вот мой приятель, из города Каширы, Вася Субботин. Орлов, которого мы хоронили [ техник по вооружению 2-й эскадрильи, мы хоронили его 23 декабря 2002 года ] учился с нами в одном классе в средней школе, в 6-м классе. Но у него отец был какой-то большой начальник, а мать была директор дома пионеров – их семью перевели работать в Москву. А в полку встретились в 44-м году, случайно. Полк-то большой... Я в Паланге с приятелями шел, курортный город, деревянные строения. Слышу, раздается музыка, говорю: давай пойдем, посмотрим. Захожу и там сидит Орлов. Он играл хорошо на аккордеоне, поет песню о защитниках Москвы, о панфиловцах. Вот я впервые его там увидел после стольких лет...

    В Перми я учился с 40-го, а в октябре 41-го (должен-то был три года учиться) нас досрочно, весь курс, 600 человек, выпустили. Я был в 3-м взводе 7-й роты. Взводом нашим командовал техник-лейтенант Королев, а командир роты – Голубков. 26 октября посадили нас на теплоход «Сталинская Конституция» и довезли до Сталинграда. Мы прибыли вечером 7 ноября. Сталинград уже был на осадном положении, немцы в это время только заняли Ростов. Нас разместили на ночлег в универмаге на площади имени борцов Октябрьской революции. Утром 8 ноября нас погрузили в эшелон, товарные вагоны. На вокзале я нашел газету, отпечатанную темно-синим шрифтом. В ней сообщалось, что Сталин выступал на Красной площади, парад был [ 7 ноября ]. В Сталинграде был солнечный, теплый, яркий день, а в Москве снег шел и была в разгаре зима. В этом эшелоне, кроме нас, были еще курсанты ветеринарного училища и кавалерийское училище с лошадьми, сеном – эшелон большой был.

    Это дорога от Волгограда на Ростов, но мы не доехали еще до Тихорецкой. Между станцией Котельниково и Ремонтная, в районе Сальских степей, нас немцы разбомбили. Девять Ю-88. Три взяли эшелон, три слева – выбегающих из вагонов, три справа. Мы, поскольку в морской форме были – когда начали бомбить, все в черной одежде, а поле осеннее, серое – нас было очень удобно расстреливать. Сначала немцы бомбили станцию Котельниково, потому что там скопилось столько войск, столько эшелонов с горючим, с зерном, с углем. И видимо разведка немецкая работала... Когда мы были на станции, я-то был человек молодой [ 18 лет ], а те, что постарше: безобразие сколько скопили людей, опасно. И потом, когда мы тронулись оттуда, смотрим – нас догоняют Ю-88. Мы думали, что это наши, советские самолеты, не ожидали. Из нашего курса осталось 160 человек после бомбардировки. Остальные убиты или ранены. Погрузили нас опять же в эти вагоны...

    Я попал в Ейское военно-морское авиационное истребительное училище имени Сталина. Штаб его был в Моздоке, а учебные эскадрильи были расположены в станицах. Наша эскадрилья была в станице Екатериноградская, недалеко от станции Прохладная. Там я работал по август 42-го года, механиком на бомбардировщике СБ, хотя училище было истребительное. Командиром отряда – там учебные отряды были – Рыбинов. Старшим у меня был техник-лейтенант Кисляков, а я был вторым механиком. Потом Кислякова отправили в Иран для приемки «Бостонов», а я остался главным механиком учебного самолета СБ.

    В августе 42-го, когда немцы заняли уже Минеральные Воды, наша эскадрилья и все училище перебазировались. Наша эскадрилья – на полевой аэродром близ станции Безенчук, Куйбышевской области. Что касается остальных – я не знаю. Мы летели: сначала Астрахань, потом Гурьев, потом Уральск, а потом Безенчук. Там была расположена 1-я эскадрилья военно-морского авиационного летного училища имени Леваневского. Несколько эскадрилий учебных было – в Безенчуке, в Чапаевске, в Сызрани – 4 или 5 эскадрилий. Я прилетел старшим механиком самолета СБ, на своей машине и прилетели. В Безенчуке есть такой зерносовхоз «Песочный», там была эскадрилья, где я работал инструктором-механиком по обучению летчиков.

    А в августе 43-го... Я так для себя понял, что всех, кто недоучился – вернули в Молотовское училище. Из Леваневского там было человек... 20, не больше. Но и со всех флотов, там были с Северного флота, с Балтийского. Это называлось КУСАТ – курсы усовершенствования старших авиационных техников при училище Молотова. Я прибыл туда в марте и мы проучились до ноября 43-го года, когда меня направили на Балтику. Мы изучали дисциплины те же, что и между 40-м и 41-м годом. После КУСАТ мне дали Свидетельство об окончании молотовского училища.

      bellabs:
    В Свидетельстве отмечены учебные курсы, которые вы сдавали. А какие типы самолетов вы изучали?

    Стерликов:
    Я изучал советскую технику. Сначала в Перми я изучал в основе СБ и истребители И-15 и И-16 и МБР-2. И начинали изучать Петлякова [ Пе-2 ]. В Ейском я работал на СБ. Там я впервые увидел в воздухе «Бостон», но я не знал, что это за штука такая. В Леваневского – тоже на СБ. Когда я прибыл на КУСАТ, добавились новые самолеты – вот, Лавочкин [ Ла-9 ] основной был, Як-3 и еще Ар-9, но его мы только крылья видели, машину мы не видели.

    Ла-9 на вооружении в это время стояли, я готовился работать с этой машиной, но когда попал я в штаб ВВС Балтийского флота, меня увидел там в коридоре заместитель начальника кадров авиации Балтийского флота Степанов. Он был начальником кадров в училище имени Леваневского. Он говорит: как же ты будешь на истребителях работать, когда ты всю жизнь работал на тяжелых самолетах? – Ну, такое направление дали. – Это мы переделаем. И он меня направил как раз в формирующийся 51-й полк, а так я должен был на остров Лавенсари отправиться, работать на истребителях.

      К началу страницы