Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФБеседы с ветеранами МТА КБФ
Перламонов Семен ГригорьевичМеханик по спецоборудованию 2-й эскадрильи 51-го МТАП
До прибытия в 51-й мтапПерламонов: 28 июня 41 года в числе 20 тысяч комсомольцев Москвы я уехал добровольцем под Смоленском рыть противотанковые рвы, доты строили, эскарпы – оборонительные сооружения. К сожалению, немцы их обошли... И я там пробыл почти до октября месяца, когда Смоленск начали уже полностью брать... 24 год [ родившихся в 1924-м ] посадили в теплушки и отправили. Это было в конце сентября. А 23-й год оставили на позициях... У меня были товарищи с моего дома, с моей школы... Учился я в 558-й школе – это 4-й Рощинский, у Даниловского рынка. Приехал я в Москву после этого... это ж я первый раз оторвался от мамкиной юбки. Трудно было, мне ж еще не было 17-ти... Школы уже не работали в Москве. Сперва я занимался зажигалками. bellabs: Перламонов: bellabs: Перламонов: Потом я узнал, что в Перми... Мои родители уехали из Москвы в Пермь с внуками, внуки были маленькие у дочери. Они написали, что в городе есть авиационное училище, очень интересное – напиши туда. Ну я написал письмо «Прошу принять меня...» и так далее, интересуюсь техникой. Я уже занимался до войны моторами. Жили мы в полуподвальном помещении, у меня был ящик, такого стола [ обычный небольшой письменный стол ], конечно, не было – и там чего только не было... Пришел ответ. Я уволился с завода, поехал туда заранее, заехал к родителям, несколько недель у них погостил. Училище на берегу Камы. Красное громадное 100-метровое здание П-образного типа. Это ВМАТУ имени Молотова. Военно-морское авиационно-техническое училище имени Молотова. До войны выпускало лейтенантов. bellabs: Перламонов: bellabs: Перламонов: bellabs: Перламонов: Они стояли на техническом аэродроме, на другой стороне Камы. Мы туда зимой на лыжах, километров 8, в 5 утра. Обвязывались махровым полотенцем, обмазывались жиром каким-то, чтоб не обморозиться. А когда Кама растаяла... такие были «галоши». bellabs: Перламонов: Илы изучали еще, Ил-2. Еще с деревянными крыльями. Потом появились металлические и там – однопроводная система, второй провод это корпус, когда металлические крылья. И были очень большие проблемы. Помню, к нам на Гражданский аэродром опустилась эскадрилья Илов, у них были проблемы и меня пригласили помочь. А там один провод, чуть где замыкание, на корпус утечка, и – выбивает предохранители. bellabs: Перламонов: bellabs: Перламонов: bellabs: bellabs: bellabs: Перламонов: Ну, вот, а в 43-м, в мае месяце, меня вызвал командир роты. Очень хороший человек – Шмелев. Он очень много нам дал... И говорит: Перламонов, Вы командируетесь в Ленинград. Я говорю: Хорошо. А кто еще? Еще один вооруженец, я забыл как фамилия... Вот, нас оформили: аттестаты дали, командировочную – в 8-ю дивизию [ 8-я МТАД ]. Через Вологду мы доехали до Кабоны – это такое местечко на Ладожском озере И оттуда... со сложной проверкой документов и так далее... нас посадили на сторожевик. Я попал в трюм. Там меня, извините... – 5 баллов на Ладоге, первый раз в жизни... я выскочил на палубу, там стало легче. Мы переправились на другую сторону Ладоги, выше Шлиссельбурга, насколько я помню. Потом мы пересеклись с одним офицером сухопутным, устроили костерчик, перекусили, на чем-то доехали до железной дороги и попали на поезд. Доехади до Ленинграда, вышли на вокзале. Или Финляндский или Витебский..., не Московский, это точно. И – обстрел. Я-то уже в Москве был обстрелян, а мой напарник из Перми, он – нет. Исчез. Начал его искать. Нашел его в подвале... Район Ленинграда обстреливался часто довольно, потом привыкли. На попутке доехали до Лесотехнической академии – там стоял штаб 8-й дивизии. Это в конце Гражданского проспекта. Доехали. Нас хорошо принял, накормили сытно, и инженер дивизии по спецоборудованию стал со мной беседовать. Начал задавать вопросы по «Пешкам» [ Пе-2 ]. Это была единственная машина у нас в Союзе, на которой было 8 моторов. Приводы триммеров, щитков – все управлялось из кабины электрически. Конечно, элероны – механически, с помощью тросов. И каждый мотор управлялся 3-мя проводами. И каждый провод был под номером. Он начал задавать мне вопросы: А какой номер подходит туда-то? И я ему запросто говорил номера проводов. bellabs: Перламонов: И он меня направил в 73-й [ бомбардировочный ] полк. Мне сказали, что он перешел потом в 12-й. Полк стоял на полях Лесотехнической академии, с правой стороны Гражданского проспекта, если ехать от города. Вот, меня туда направили, и я там был за штатом. Мне там платили деньги, я там получил медаль «За оборону Ленинграда». Из училища я вышел сержантом. В 73-м полку мне выдали морскую форму. Старшего сержанта я получил в 51-м полку в Нижней Ладоге. И денежное довольствие уже давали офицерское – 500 рублей получал. bellabs: Перламонов: bellabs: Перламонов: bellabs: Перламонов: В 73-м я был за штатом, на подхвате. А это, меду прочим, очень хорошая практика. У одного одно, у другого другое. Я схватывал очень быстро. bellabs: Перламонов: bellabs: Перламонов: И вот, летит обратно, идет из него пар – значит, прорыв рубашки цилиндра. Значит, на всю ночь работа – менять мотор. bellabs: Перламонов: bellabs: Перламонов: bellabs: Перламонов:
|