Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Беседы с ветеранами МТА КБФ


Перламонов Семен Григорьевич

Механик по спецоборудованию 2-й эскадрильи 51-го МТАП

   
  • До прибытия в 51-й МТАП
  • Работа технической службы полка
  • Спецоборудование самолета «Бостон»
  • Обслуживание спецоборудования
  • Спецоборудование самолета «Бостон»

    Перламонов:
    Электрооборудование такое. Источник напряжения: два генератора (на двигателях) по 5,7 кВт, два аккумулятора по 12 В, включенные последовательно, примерно по 50 А/ч, регуляторы напряжения и параллельной работы.

    Аккумуляторы большие, примерно на 50 ампер-часов, кислотные. Два параллельно стояли. Располагались за спиной летчика. Открываешь бомболюк, там бомбодержатели (на которых мы не вешали бомбы, у нас были наружные подвески). Залезали на бомбодержатели, один подавал, другой ставил.

    bellabs:
    То есть аккумуляторы ставились в сторону кабины летчика?

    Перламонов:
    Да, в сторону кабины. Электрическая схема довольная мощная – 10-11 кВт мощности можно использовать.

    Потребители электричества: электрически управляемая турель, стартеры запуска двигателей, бензонасосы, мощная радиостанция, внутренняя связь, освещение, габаритные и посадочные огни, механизмы бомбосбрасывателей, сигнализация шасси, контроль бензина и т.д.


    bellabs:
    Что еще было в Вашем хозяйстве?

    Перламонов:
    Приборное оборудование: аэронавигационное оборудование – высотомер, указатель скорости, гироскопическая группа, компаса. Магнитные компаса, был еще радиокомпас, но это относилось к радиочасти.

    bellabs:
    По радиочасти был отдельный специалист?

    Перламонов:
    Да, отдельный. Но мы очень тесно контачили. У него были ламповые схемы, он 24 вольта преобразовывал в 250, лампы высоковольтные. Умформер – преобразователь. Вот здесь на схеме антенна, я вижу, двойная. Верхний трос – это, наверное, растяжка. От антенны должен быть спуск. Вот здесь стояла радиостанция, отличная – «Бендикс радио корпорейшн». Открывался люк, как гаргрот кабины летчика.

    Еще часы – тоже мое хозяйство.

    Компаса. Магнитные компаса изучали в училище – заливали жидкость, регулировали. На «Бостоне» один компас... матка стояла сзади, в хвосте. Сельсинная система. Это мотор-генератор трехфазный маленький, управлялся магнитной стрелкой. Поворот стрелки изменял фазы. Ну, а провода шли в кабину, они соединялись с прибором.

    bellabs:
    То есть матка одного компаса находилась в хвосте самолета, а другой был целиком в кабине?

    Перламонов:
    Да, два компаса нужны для надежности.

    bellabs:
    Какие еще приборы?

    Перламонов:
    Так называемая «гироскопическая группа». Это авиагоризонт, указатель поворота. К ним надо было подводить воздух, они пневматические. Система воздухоснабжения: на моторах стояли специальные компрессоры небольшие, давали напор воздуха, который по трубам шел туда – все это было мое хозяйство.

    Приборы двигателей: манометры, указатели оборотов, газоанализаторы.

    bellabs:
    Газоанализатор был в кабине летчика или он доступен только технику?

    Перламонов:
    Да, у пилота... Во всяком случае на наших, на «Пешках» точно был, по-моему, на «Бостонах» тоже.


    bellabs:
    А какая противопожарная система, огнетушители на самолете были?

    Перламонов:
    Огнетушителя я никогда не видел. Для огнетушения был углекислый газ. Баллон стоял слева в гаргроте в кабине летчика, там открывались крышки... Перед вылетом я поднимал эти крышки в гаргроте и открывал вентиль на баллоне, а второй кран был у летчика. Трубопроводы подходили к бензобакам. В случае чего – летчик открывает кран и бензобак накрывает нейтральным газом. Это тоже было мое хозяйство, как и кислородная система.

    bellabs:
    Кислородное оборудование полагалось всем членам экипажа?

    Перламонов:
    Располагалось у всех членов экипажа, там же стояли баллоны с редукторами. Правда, никогда не пользовались, летали-то низко.

    Баллоны CO2 были тяжелые, с толстыми стенками, на 150 атмосфер. А кислородные баллоны – небольшие [ ~ 60 см ] легкие, алюминиевые. Мы в них летом «газировку» делали, воду газировали под давлением.

    bellabs:
    Это штатные баллоны, американские?

    Перламонов:
    Да, их было 3 – на каждого члена экипажа.
    bellabs:
    В боевом вылете в гаргроте лежала лодка? Как она выглядела?

    Перламонов:
    В запакованном виде она размером где-то 1.20 х 50 х 30 – как раз хорошо влезала в гаргрот. Она была в чехле цвета хаки, а саму лодку я не видел, мы никогда не распаковывали.


    bellabs:
    Все приборы были оригинальные американские?

    Перламонов:
    Да.

    bellabs:
    С запчастями проблемы были или, поскольку разбирали битые машины, то и вопроса такого не стояло?

    Перламонов:
    Были запчасти и со склада. Такие вещи как стартер, например.

    Во всех свежих машинах были американские наборы: сухой спирт, горелки всевозможные, инструмент изумительный. Блокнот был для записей, на коленке крепился.

      Вот у меня остались кусачки американские. Сколько я с ними работаю, а такая сталь, что...

    bellabs:
    А сколько в Вашей эскадрилье было машин с переделанными носами?

    Перламонов:
    По-моему, больше половины были переделаны.

    bellabs:
    Чем оборудовалась передняя штурманская кабина?

    Перламонов:
    Указатель высоты, указатель скорости, прицел, компас. Бомбосбрасывателя у штурмана не было, он командовал летчику по внутренней связи: Есть! А сбрасывал летчик.

    bellabs:
    А прицел вообще использовался или «на глазок» сбрасывали?

    Перламонов:
    Был, конечно. Это большой оптический прибор, где-то под метр длины и диаметром сантиметров 15 – он высовывался из кабины.

    bellabs:
    Советский или американский?

    Перламонов:
    Наш, советский.

    bellabs:
    А как он высовывался – постоянно или временно, был люк специальный?

    Перламонов:
    Высовывался когда нужно. Это было только в передней переделанной кабине.

    bellabs:
    Это чье было хозяйство – ваше или вооруженцев?

    Перламонов:
    Это вооруженцы.

    bellabs:
    Свои прицелы, насколько я понимаю, американцы не ставили из соображений секретности. Было ли еще какое-нибудь советское оборудование?

    Перламонов:
    В целом все американское. Ну, бомбосбрасыватели еще наши, торпедные мосты. Бомбоотсек мы не использовали, там формат был другой совсем.

    Еще бронестекло ставили впереди. Мы пробовали стрелять [ по нему ] из пистолетов – брали стекла с разбившихся машин.

    bellabs:
    То есть бронестекло не оригинальное американское?

    Перламонов:
    Насколько я помню, их у нас ставили – приезжали с завода.

    Как потом ставили также – в конце войны или сразу после – [ систему опознавания ] «свой-чужой», СЧ. Ставили под фюзеляжем такие антеннки.

    bellabs:
    А стеклоочистители были какие-нибудь на фонаре кабины?

    Перламонов:
    Нет, не было никаких.

    bellabs:
    А были ли предусмотрены персональные настройки оборудования под конкретного летчика?

    Перламонов:
    Я помню, педали могли удлиняться или укорачиваться – под рост летчика.

    bellabs:
    А кресло стояло жестко?

    Перламонов:
    Да, кресло – жестко.


    bellabs:
    Где вы пересекались с вооруженцами?

    Перламонов:
    Самое трудное место было – турель. Два пулемета Кольт-Браунинг 12,7 [ мм ]. В управлении турелью использовались электромашинные усилители – ампледины. Управление осуществлялось удобным малогабаритным пультом. Там две ручки и они как угодно вращали. Удобно. Но очень сложная схема. Схема располагалась под сидением стрелка. Сидение отбрасывалось – и там много оборудования, которое мы в училище, естественно, не проходили. Приходилось доходить самому.

    На турели висели патронные ящики. Два ящика, надо было пролезть между ними чтобы влезть на сидение. Говорят, что вот когда Заварин аварию потерпел, то Черкашину этими ящиками ноги отрезало и выбросило потом из машины, сам бы он не вылез...

    Турель могла выниматься целиком. Она 350 кг весит. Единственный раз мне пришлось ее вытаскивать. Нужно было снять несколько болтов, отсоединить разъем, и с помощью крана всю вытащить.

    Бомбосбрасыватели – тоже мое хозяйство. До пиропатрона, дальше – вооруженцы.

    bellabs:
    Стандартная конфигурация бомбодержателей это 4 на консолях для 250-кг бомб и два торпедный моста?

    Перламонов:
    Да. На торпедные мосты можно было подвесить две торпеды, или две бомбы по 500 кг, или две мины АМД-500

    Вы бы видели, как мы таскали 1000-кг бомбы в Ладоге, когда на Свирь летали. Наша эскадрилья была переправлена в Новую Ладогу. Я участвовал в этой операции, мне «За боевые заслуги» за нее дали. Мы подвешивали 1000-кг бомбы – это ужасно. Потом мы догадались накатывать машину на бомбу, а так – человек 10... и хоть бы что, она не двигается.

    Двоим-троим БЗ [ медаль «За боевые заслуги» ] вручили,
    А остальных из ВМЗ водой холодной окатили,
    И награжденье прекратили...

    Это все тот же Вовка Орлов.

    bellabs:
    А куда девались гильзы от пулеметов?

    Перламонов:
    В носовой нише непеределанных машин стояло 6 Кольт-Браунингов, 2 снизу, 4 сверху. Гильзы внутри оставались, отверстий для отвода гильз в корпусе не было. Патроны были в лентах таких – которые сами рассыпались когда патрон вытаскивали.

    bellabs:
    Для чего нужен нижний носовой люк на непеределанных машинах?

    Перламонов:
    Это доступ к верхним пулеметам. Он откидывался назад. Этот люк оставался и на переделанных машинах.

    bellabs:
    А куда девались гильзы в турели?

    Перламонов:
    Не помню. Сам несколько раз стрелял, когда пробовали пулеметы. А вот куда летели... Во всяком случае, вооруженцы никогда кабину от гильз не очищали.

      К началу страницы