Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Беседы с ветеранами МТА КБФ


Перламонов Семен Григорьевич

Механик по спецоборудованию 2-й эскадрильи 51-го МТАП

   
  • До прибытия в 51-й МТАП
  • Работа технической службы полка
  • Спецоборудование самолета «Бостон»
  • Обслуживание спецоборудования
  • Обслуживание спецоборудования

    bellabs:
    Какие Вам запомнились проблемы с оборудованием?

    Перламонов:
    Приборное хозяйство американское было очень надежное.

    bellabs:
    То есть практически не ломались приборы?

    Перламонов:
    Если мы сами не ломали. Вот, помню, вышел из строя авиагоризонт. Я дал мастеру исправный – поменять. Он должен был снять неисправный и поставить новый. Ну, он поставил, но перепутал отсасывающий и нагнетающий шланги. Полетел летчик и вернулся – с боевого-то задания!

    Мне на разборе командир эскадрильи: Двое суток ареста! Не справился... Есть! Разрешите отправляться? Я тебе, говорит, отправлюсь! Будешь работать. Так нигде и не записал – это первый раз я за всю службу провинился, а я отслужил 8 лет. Что ж ты не проконтролировал? Да как же я мог проконтролировать – это ж прямо перед вылетом обнаружили, мастер заменил и перепутал. Я потом посмотрел, пересоединил – и все заработало.

    bellabs:
    Ну, во всяком случае ясно, что эти два шланга можно было перепутать.

    Перламонов:
    Конечно, потому что они не маркированы.


    Перламонов:

      Больше всего заботы доставляла параллельная работа двух генераторов на один аккумулятор. Потому что... не очень хорошо был сделан регулятор параллельной работы (он одновременно был и регулятором напряжения). Вот на фотографии – это мы с техником Сиволаповым регулируем параллельную работу. Это устройство стояло в задней кабине, видна турель сзади. У меня в руках вольтметр. В малюскиновой куртке, зимой. Сиволапов держит руку, будто что-то регулирует – надо было сделать фотографию, это наши полковые фотографы снимали.

      Вот еще одна фотография. Я промываю бензином генератор и стартер. Это специальный такой шприц американский, набираешь в него бензин и промываешь агрегаты. Бензина у нас было много, хоть купайся в нем. Это в мотогондоле, вот колесо видно. Двигатели Райт «Циклон» – отличные моторы, изумительные.

    А вот на фотографии каптерка. Мы в ней для обогрева жгли бензин и крышки магниевые от цилиндров – знаете, как горит хорошо :-) Крышки от клапанных коробок. Их надо раскалить... Растопим обычную печку железную, а потом подбрасываем туда.


    Перламонов:
    Аккумуляторы нас немного подводили, теряли емкость. Это типа танковых аккумуляторы, большие, кислотные. Сейчас уже щелочные, герметичные. А здесь – открытые, каждую банку нужно открыть, замерять электролит, добавить... Это тоже все мое хозяйство. Я отвозил их на зарядку на зарядную станцию. Тяжеленные, килограмм 25-30.

    На аэродроме можно было для запуска двигателя подвести внешний аккумулятор, воткнуть в розетку и питать. Но у меня был движок! Я «надыбал», как говорили тогда, на складе американский двигатель V-образный 4-цилиндровый, с карбюратором, бензобаком. От «Каталины». На «Каталинах» стоял внутри этот движок.

    bellabs:
    Это дизель-генератор?

    Перламонов:
    Что он на «Каталинах» делал, я не знаю.

    bellabs:
    Он небольшой, как я понимаю?

    Перламонов:
    Ну, где-то метр, плоский. Я ему сделал щиток с приборами, манометр поставил, обороты поставил, регулятор. Подсоединил к нему генератор на 5,7 [ кВт ] с регулятором напряжения. Машины бились, списывали – у меня полно было оборудования, так же как и инструментов. Вот. Для запуска был небольшой аккумулятор. Все это на двух «дутиках».

    bellabs:
    «Дутиках» – это что такое?

    Перламонов:
    Это колеса – задние колеса у отечественных самолетов назывались «дутики».

    bellabs:
    Это на тех, которые имеют заднюю опору?

    Перламонов:
    Да, заднюю опору. «Дутики», то есть дутые.

    bellabs:
    И как Вы использовали этот двигатель?

    Перламонов:
    Что Вы, это было... Особенно осенью и зимой. Моторы заводятся плохо. Их, правда, грели этими самыми... АПЛами [ арктическая подогревательная лампа ], но все равно... Или вручную «разлуку крутить» – разгоняли стартер довольно мощный. Настолько мощный, что когда я вез один раз стартер со склада на велосипеде, а он был разогнан – так он мне не давал управлять!

    bellabs:
    Гироскопический эффект?

    Перламонов:
    Ну да, как гироскоп.

    bellabs:
    Это инерционный стартер, ЭКЛИПС?

    Перламонов:
    Электроинерционный стартер с возможностью ручной раскрутки маховика. А ЭКЛИПС – я такого слова не помню.

    Ну вот, значит, чтобы не сажать бортовой аккумулятор, я подгонял свою тележку... У меня ж была мощность... Я ею отапливал землянки, освещение давал, все что угодно.

    Очень удобная штука была. Я когда расставался с ним после демобилизации, чуть не плакал. Он так выручал, особенно зимой. Бывало, моя эскадрилья уже моторы запустила, а те еще мучаются...

    Со стороны ниши, в которую убирается передняя стойка, по правому борту был разъем, куда я втыкал или свою «электростанцию» или внешний аккумулятор.


    Перламонов:
    А еще вот я приспособился... Часто приходилось лазить на киль проверять трубку Пито. Вот здесь, на самом верху.

    bellabs:
    Как залазили, киль ведь высокий – со стремянки?

    Перламонов:
    На крыло, потом по фюзеляжу переходил на стабилизатор и забирался прямо вот по этим... креплениям, как по ступеням. Так ведь 20 лет мне было...

    bellabs:
    А что, трубка Пито часто нуждалась в ремонте?

    Перламонов:
    Не в ремонте. Проверить перед полетом надо – вдруг система замерзла. Трубки идут с киля аж в кабину, метров, наверное, восемь.

    bellabs:
    То есть перед каждым вылетом Вы проверяли трубку?

    Перламонов:
    Да, обязательно. Не обязательно я, у меня были мастера, с которыми я работал. А потом я приспособил такой длинный шест... Когда-то ставили писуары в кабинах летчиков. Вот этот писуар, от него трубка металлическая с резиновым набалдашником. Набрасываешь на трубку Пито... Кто-то сидит в кабине – дунешь – Есть? Есть!

    bellabs:
    То есть это просто воздуховод.

    Перламонов:
    Да, это все пневматическое. Боковые щели на трубке Пито – для измерения высоты, а передняя – скорость.


    bellabs:
    Какие вообще работы проводились регулярно?

    Перламонов:
    Тарировка – вгон приборов в нужный диапазон. Это были регламентные работы. Все расписано, в определенный срок мы должны проверять. Снять, отнести в каптерку – там у нас были проверочные стенды.

    bellabs:
    У вас со временем накапливалось оборудования все больше и больше?

    Перламонов:
    Конечно. Устройства для проверки приборов всякие. Как говорил академик Папалекси, кажется: лаборатория обогащается не тем, что приобретает, а тем, что не выбрасывает.

    bellabs:
    Эти устройства для проверки поставлялись вместе с самолетами?

    Перламонов:
    Нет, американского ничего не было. Они, вероятно, считали, что ресурс приборов выше, чем ресурс самолета. То есть их хватит на весь период жизни самолета.

    bellabs:
    То есть все проверочные установки вы получали советские. Или что-то делали сами?

    Перламонов:
    Советские. Ну, кроме «электростанции», которую я сделал.

    Если что-то ломалось сложное – отдавали в ПАРМ.

    bellabs:
    ПАРМ была одна на весь полк?

    Перламонов:
    Да, одна, подчинялась инженеру полка. Но она в основном занималась механикой.

    bellabs:
    Все сроки четко выдерживались, порядок был образцовый?

    Перламонов:
    Да, конечно. У нас был журнал – номер прибора и т.д. Это же авиация. Сделаешь что-нибудь не так – гибель людей.

    Очень часто устраняли девиацию. Девиация – это отклонение стрелки от магнитного меридиана из-за влияния металла самолета. И вот мы крутили хвосты, а кто-то сидел в кабине – или я, или техник, или летчик сам, они знали это дело – и специальными магнитиками под компасом устраняли вот эту ошибку.


    Перламонов:
    Бомбосбрасыватели иногда отказывали. Не часто, но бывало. Прилетает машина обратно – с бомбой. Представляете, это вообще скандал. Аварийного сброса нет, только электрический. Там стоит пиропатрон, он поджигается импульсом напряжения, взрывная смесь образует газы, толкает поршенек и открывает замок, на котором висит бомба. И вдруг этот пиропатрон не срабатывает. Или, бывает, срабатывает пиропатрон, а механика заела.

    Ну вот, прилетает машина, висит бомба. Я заскакиваю на самолет, летчик открывает гаргрот и... Вылезает, я сажусь на его место. Смотрю – там предохранители выскочили. Я говорю: Надо было нажать пальцем. А у него глаза вот такие, когда выходит на боевой курс – какой уж там предохранитель...

    bellabs:
    А кто в такой ситуации виноват?

    Перламонов:
    Начинаем разбираться. Приходит Вовка Орлов, вооруженец нашей эскадрильи. Мы с ним все время вместе, и жили вместе. Я говорю: Вов, подвешивай. Он подвешивает ремни на лебедку, чтобы бомба не упала на землю, выворачивает взрыватель. Я в кабине, он в низу. Я кричу: От винтов! Включаю бомбосбрасыватель, нажимаю кнопку – бах! – срабатывает. Кто виноват, что выскочил термопредохранитель? Это может быть если пиропатрон некачественный. Пиропатроны наши, советские, стандарт не всегда точно выдерживался – большой пошел ток и все.

    А иногда летчики виноваты, сами забывают включить. Нагрузка на них огромная, особенно у топмачтовика. Они ж должны пролететь над кораблем, ему нет возможности отвернуть. А там – заградительный огонь...


    bellabs:
    А какие боевые повреждения случались?

    Перламонов:
    Очень большие проблемы были, когда снаряды зенитные попадали в место соединения плоскости с фюзеляжем. Там с двух сторон такие здоровые разъемы, проводов 70. И не дай бог попадет в него или оборвет часть проводов – трудно соединять. Это на всю ночь работа.

    А в основном в бою повреждались такие места, которые меня не касались.

    bellabs:
    Ну, понятно – плоскости латать и т.п. А если двигатель повреждали, то вы тоже принимали участие в ремонте, потому что там ваше оборудование?

    Перламонов:
    Конечно.


    Перламонов:
    Вообще, машина изумительная. Вы знаете, я влюблен в эту машину. Я ее знал прекрасно... Наших таких не было, день и ночь. По удобству, по скорости, по обслуживанию...

    И даже... Помню, мне пришлось как-то открывать люк – фара перестала работать, на плоскости. И я открываю лючок, руку просовываю, провода посмотреть – и там пачка сигарет. Рабочие [ американские ] оставляли. Это было очень приятно. Правда, сигареты были уже подмочены, но тем не менее.

    bellabs:
    Фары были именно на плоскостях?

    Перламонов:
    Да, опускались вниз и светили вперед, перекрещиваясь. Мощные довольно лампы там стояли. Приходилось довольно часто менять.

    И еще огни на концах плоскостей. У меня вот проблема с позвоночником... Это я сидел как-то на плоскости, а от плоскости до земли метра три. Была осень, скользко очень, самолет покрылся корочкой ледяной. А самое трудное было – снять обтекатель у огней. Там крестообразные винты и сверху и снизу. Я сидел сверху, потом пошел и споткнулся. Уселся и покатился по плоскости. И скатился на бетонку, пятками ударился. Почувствовал резкое жжение в спине. Ну, покрутился, повертелся... а лет через 20 выскочила грыжа межпозвоночного диска. Пришлось делать операцию.


    Перламонов:
    Насчет наград... техников вообще-то не баловали. Самой большой наградой для меня стал отпуск в мае 45-го года. 28 мая 1945 года через 3 недели после Победы, командование полка отметило двух офицеров летного состава, двух техников-лейтенантов и одного старшего сержанта (Перламонова). Был предоставлен отпуск на 45 дней, без дороги [ то есть время на дорогу не входит в эти 45 дней ].

    Из Кольберга мы добирались до Елгавы, из Елгавы до Риги, из Риги – в Москву. Обратно – в Ленинград, из Ленинграда в Таллин. А там на озере стояли «Каталины». Меня посадили ребята в «Каталину». Садились тоже на воду – в Дьепе, за Кольбергом. А отуда я на машине добирался до Кольберга.

    Это для меня была высшая награда – ребята так завидовали... Но я здесь [ в Москве ], правда, посетил семью Вовки Орлова, двух техников, которые кое-что передавали.

    Так что 24 июня 45-го года в день парада Победы я был в Москве, был очевидцем торжеств, на Красной площади смотрели салют. Я как раз тогда со своей женой познакомился.


    Перламонов:
    Восемь лет срочной службы и опыт эксплуатации иностранного оборудования даром не прошли. Плюс послевоенное высшее образование. Так что я успешно справлялся с эксплуатацией очень сложного импортного оборудования в издательстве газеты «Правда», где я проработал почти 40 лет руководителем лаборатории эксплуатации электронного оборудования.

    Ездил по Союзу, помогал в освоении новой электронной техники. Электронные цветокорректоры, электронные гравировальные машины. Во всех республиканских центрах были типографии, где печатали газету «Правда», передававшуюся по фототелеграфу.

    Примечания bellabs:

      В свои 80 лет Семен Григорьевич Перламонов не пребывает в праздности, о чем красноречиво свидетельствует его рабочий стол. В момент первой нашей встречи Семен Григорьевич был занят сборкой аудио-микшера для музыкальной установки своего внука, а через месяц мы уже видели ее в действии.

    Перламонов – единственный из ветеранов, с которыми мы встречались, кто использует персональный компьютер и электронную почту.

      К началу страницы