Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Беседы с ветеранами МТА КБФ


Стерликов Николай Алексеевич

Старший механик самолета A-20G «Бостон» 51-го МТАП

  Машина командира полка Орленко
A-20G-35-DO + кабина штурмана в носовой части
Бортовой номер 51, заводской 43-10067

 
  • Учеба и работа после училища
  • Первые месяцы в полку
  • Структура 51-го МТАП
  • Конструкция и эксплуатация «Бостонов»
  • Внешний вид и окраска самолета
  • Аэродромы базирования
  • Люди и события
  • Внешний вид и окраска самолета

    bellabs:
    Многих моделистов интересуют нюансы окраски самолетов, хотелось бы уточнить ряд моментов. Окраска самолета сохранялась оригинальная американская или в полку машины перекрашивали?

    Стерликов:
    Перекраска никогда не практиковалась. Окрашены были сверху в светло-коричневый цвет, снизу – шаровый, цвета морской воды – Балтика она ведь стального цвета.

    bellabs:
    Самолеты поступали к вам на протяжении примерно года. Их окраска как-нибудь менялась за это время?

    Стерликов:
    Насколько я помню, все время одинаковая.

    bellabs:
    Оригинальная краска была прочной, не стиралась, не выцветала?

    Стерликов:
    Вообще, такое впечатление, что грунтовали самолет при высоких температурах. И краска стойкая – у нас краска всегда пленку создает и отскакивает даже, лупится – а здесь настолько прочно она вошла в структуру металла, что можно сцарапать только обувью, где подковы есть. Изнашивалась краска в том самом месте, где залезает экипаж, техник – где стремянка, и на левом крыле, но не сильно, потому что обувь была не такая. И не выцветала краска.

    bellabs:
    Разлив горючего не портил краску?

    Стерликов:
    Нет, машина не страдала. Только выхлопные газы снизу из двигателя немного коптили. И масло если из двигателя течет, то нижняя плоскость грязная – но за это ругал инженер полка, поэтому всегда убирали.

    bellabs:
    Американские знаки отличия перекрашивались также в мастерских? Каким цветом закрашивались круги под звездами?

    Стерликов:
    Да, круги красили тоже в мастерских – под цвет окружающей окраски, светло-коричневый.

    bellabs:
    Как производилась покраска в случае ремонта? Использовали американские или советские краски?

    Стерликов:
    Когда латали – вплоть до того, что перкалью заклеивали. Красками пользовались только нашими, подкрашивали под общий цвет. Цвета светло-коричневый, голубой, шаровый.

    bellabs:
    Какова окраска торпедных мостов, вы их не перекрашивали?

    Стерликов:
    Нет, не перекрашивали, они были выкрашены шаровой краской.

    bellabs:
    Какие особые надписи и изображения (помимо кораблей по числу побед) присутствовали на машинах полка? В частности, ордена и надпись ТАЛЛИНСКИЙ АП были только на командирской машине?

    Стерликов:
    Я знаю только на командирской. Это Жора Рудоквас [ моторист командирской машины ], он был специалистом, он и тонущий корабль рисовал.

    bellabs:
    Тонущий корабль?

    Стерликов:
    Да, на киле, над номером, не на руле поворота. Море зеленоватое, небо голубое, в волнах – переломанный пополам тонущий корабль, с надстройками. Картинка красивая. Вот когда я прилетел первый раз... только война кончилась... мы привезли полковника Рыжкова на Измайловский аэродром, собрались все, такое диво – тонущий корабль на киле нарисован :) Это впечатляло.

    bellabs:
    Во всяком случае, такие рисунки были скорее исключением и потому привлекали особое внимание.

    Стерликов:
    Да, это было исключение.

    bellabs:
    Эта картинка рисовалась во время войны или после?

    Стерликов:
    Ну, во всяком случае, в Кольберге [ апрель-сентябрь 1945 г. ] уже была она.

    bellabs:
    Давайте попробуем описать ее чуть подробнее. Значит, нарисована она была на киле над тактическим номером. Общий абрис изображения был правильным (вписано в круг, квадрат) или неровным?

    Стерликов:
    Она имела неправильную форму. Такое впечатление, как сводные картинки. Вот небо клочками тут и море.

    bellabs:
    Небо было с облаками?

    Стерликов:
    Сначала фон голубой, а на нем облака белые.

    bellabs:
    А море было зеленоватым, цвета морской волны?

    Стерликов:
    Да, зеленоватое. По крайней мере, вода Балтийского моря серая, а тут больше на черноморскую похоже.

    bellabs:
    А волны были нарисованы? Какой формы – гладкая волнистость, острые гребни?

    Стерликов:
    Были волны. Крупные. Такие, вроде как ломаная линия.

    bellabs:
    Волны изображались поверх предварительно нарисованного зеленоватого фона или море представляло собой набор волн, без дополнительного фона?

    Стерликов:
    Волны эти были рельефные, на фоне. Более густого цвета, чем фон.

    bellabs:
    Корабль был как бы на горизонте, на стыке моря и неба, или пониже, в море – более натурально?

    Стерликов:
    Скорее вот так, да, более натурально.

    bellabs:
    Корабль был переломан пополам. Носом к носу самолета?

    Стерликов:
    Да, носовой частью вперед.

    bellabs:
    А выглядел он примерно как силуэты потопленных корабликов на борту?

    Стерликов:
    Нет, больше на настоящий корабль похож, не контрастный силуэт. Такой, с многочисленными надстройками, на клотике тут вот, в носу были надстройки тоже.

    bellabs:
    То есть, как мы поняли, в целом это была не картинка с резкими одноцветными силуэтами, условными облаками да волнами, а скорее ближе к настоящей полутоновой художественной картине?

    Стерликов:
    Да, да, именно картина. Вот, жалко, когда уничтожали самолеты... Что с ним стало не знаю.

    bellabs:
    Вы говорите, что на других машинах изображений и художественных надписей не помните. Но вот у нас есть фотография машины Кулинича – на ней тоже видны ордена и надпись ТАЛЛИНСКИЙ АП.

    Стерликов:
    Да, действительно... Вот вижу – это инженер полка новый, после Яковлева был... Медведев. Я смотрю, шрифт точно такой же.

    bellabs:
    Это не Рудоквас им рисовал, или это невозможно, чтобы он на других машинах рисовал?

    Стерликов:
    По-моему, Рудоквас. Потому что инженер полка его эксплуатировал в этой части.

    bellabs:
    А кораблики рисовали все сами себе?

    Стерликов:
    Нет, тоже он рисовал, ему доверяли это дело. У него навыки были, потому что нарисовать масляной краской не так просто.

    Я вот Рудокваса всю жизнь после войны старался найти. Он женился на ленинградской девушке, блокаднице... Но так его и не разыскал...

    bellabs:
    На вашей машине есть еще круг со звездой, в которой цифра потопленных кораблей – на манер подводников – такой знак был только на вашем самолете?

    Стерликов:
    Не могу сказать точно.

    bellabs:
    Когда и где рисовались тактические номера на киле?

    Стерликов:
    Номера рисовались уже в полку, выше заводского номера, который мы не закрашивали.

    bellabs:
    Было ли соответствие тактических номеров эскадрильям?

    Стерликов:
    Да, номера так и писались, по эскадрильям: с 1-го по 9-й, наверное (точно не помню) – 1-я эскадрилья и так далее.

    bellabs:
    Цвета у номеров как-то различались или все писалось белой краской или какой?

    Стерликов:
    Насколько я помню, вроде желтая краска была у 3-й эскадрильи. Я тут посоветовался с Никитиным Сашей, он был старшим механиком в 3-й эскадрилье. И светло-синяя была у второй. А вот в первой может быть светлая была краска. На моей машине номер был белого цвета.

    Вообще, поскольку я был в звене управления, а машина командира всегда стояла вдалеке от других, в таком месте, чтобы рядом был командный пункт и укрытие, поэтому общение было не всегда такое... И жили часто отдельно. Так что во время войны особо близкого общения не было, работы много было. Единственно вот когда боевые вылеты, так давали по 100 грамм, в это время общение активизировалось :)

    bellabs:
    Был ли стандарт на написание цифр или это зависело от механика?

    Стерликов:
    Нет, у всех было одинаково. Принимал решение инженер полка, Яковлев.

    bellabs:
    Делали ли вы на самолете какие-нибудь технические надписи на русском языке?

    Стерликов:
    Нет, никаких не делали. Только на английском языке. И в кабине, и на магистралях, и на двигателях – только на английском.

    bellabs:
    А Вы знали английский?

    Стерликов:
    Я не знал. Немецкий, вот, изучал, немножко знал.

    bellabs:
    То есть Вы знали назначение всех частей и приборов наизусть?

    Стерликов:
    Да. И книг-то не было у нас на русском языке, никаких инструкций. Были на английском языке схемы, например, схема маслопитания, бензопитания, зарядки оружия.

    bellabs:
    На некоторых машинах видны «пилотки» на килях, верхушка киля окрашена в иной цвет.

    Стерликов:
    Это знак отличия эскадрилий одной от другой. По цвету так же как номера [ светлый у 1-й АЭ, светло-синий у 2-й, желтый у 3-й ].

    Стерликов:
    Воздушный винт: концы – желтого цвета, а кок – белого цвета на моей машине [ на фотографиях встречается и темной окраски ].

    bellabs:
    На некоторых фотографиях «Бостонов» видно, что триммер на руле направления отличается по цвету. Но в полку, как мы поняли, вы ничего не красили?

    Стерликов:
    Ничего не красили. И у меня на машине триммеры по цвету не отличались

    bellabs:
    Какого цвета были бомбы и торпеды?

    Стерликов:
    Бомбы черного цвета, типа кузбасс-лака, окрашенные в заводских условиях, и в деревянной упаковке. Торпеды были некрашеные, стального цвета, из стали сделанные. Блестящая, отполированная. Это дорогая штука была, нас тогда пугали – если уроните... Вешали, конечно, торпедисты, не мы, но иногда можно уронить.

    bellabs:
    Насколько известно по официальным архивным материалам, в полку была принята практика бомбы, неизрасходованные в боевом вылете, сбрасывать, даже не на запасную цель, а просто в море, а торпеды привозили обратно.

    Стерликов:
    Насчет сбрасывания я не знаю, но возможно, поскольку опасно было сажать. А с торпедами – да, возвращались. Вот мы вешали торпеду в Паневежисе, а действовали тогда из Паланги – так вез торпеду с собой, садился с ней. И один раз мы сели, нас обстреливать стали. Там море с одной стороны, а с другой стороны лес, а за лесом станция Кретинга – и оттуда обстреливали. А техникам запрещалось отруливать машины в безопасное место в случае налетов. Потому что были случаи, что некоторые мечтали летать и могли взлететь :) И поэтому под страхом расстрела... И я вот – стреляют, торпеда висит, все летчики на месте, отруливают свои машины, а командир на КП, получает указания. Я запустил моторы и стал рулить. Смотрю, подъезжает на машине Орленко, машет – давай, давай сюда – каким двигателем больше работать, потому что полевой аэродром, очень неровная площадка была.

    bellabs:
    Существовали ли какие-то внешние признаки, по которым можно было бы отличить машину 51-го МТАП от самолета 1-го ГМТАП?

    Стерликов:
    Я не могу припомнить. Вот помню Борзов [ командир 1-го ГМТАП ] ходил в коричневой американской меховой куртке, которая на молниях и здесь, и рукава – чтобы если попадаешь в воду, можно с себя снять быстро. Вот это мне запомнилось, а вот самолеты какие были... :)

      К началу страницы