bellabs Home Page
  
 

РЯЗАНСКОЕ КОЛЬЦО


Введение

Рязанские достопамятности

Май 2000 г.
Карта путешествия
Красное
Солотча
Гусь-Железный
Касимов
вдоль дороги...
Пёт
Каргашино
Кирицы
Старожилово




 

КАРГАШИНО


Увеличить изображение в отдельном окне   Каргашино.
Конный завод.
XIX в.

Увеличить изображение в отдельном окне    

Увеличить изображение в отдельном окне    

Увеличить изображение в отдельном окне    

Увеличить изображение в отдельном окне    

Увеличить изображение в отдельном окне   Каргашино.
Усадебные постройки.

Увеличить изображение в отдельном окне   Увеличить изображение в отдельном окне


 
 

Вагнер К.Г., Чугунов С.В.
Рязанские достопамятности
М., 1989.

|70| Не доезжая километров восемнадцати до районного центра Сасово, через который проходит старая Московско-Казанская дорога («казанка»), справа от Большого Рязанского кольца и в пяти километрах от него раскинулся крупный совхоз Каргашинский. Название он получил от села, а территорию и монументальные постройки – от усадьбы барона фон дер Лауница, который имел здесь крупный конный завод. Если баташовский комплекс в Гусь-Железном являл нам пример оригинального соединения классики с псевдоготикой, то в Каргашине классика оказалась изгнанной, в архитектуре полностью возобладала та романтическая средневековая (псевдоготическая) образность, высшие образцы которой на исходе XVIII века дали В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Если бы мы совершали свое путешествие по Большому Рязанскому кольцу против часовой стрелки, то увидели бы одну из известных построек Баженова в селе Красном Михайловского района. |71| Это – скотный двор, псевдоготический, от которого, возможно, и пошла традиция строить конные дворы в этом экзотическом стиле. Нечто подобное каргашинскому конному двору мы увидим в Старожилове, потом в Кирицах. Четыре громадных двора, и все в духе псевдоготики. Это что-нибудь да значит. Конечно, здесь было известное подражание, создавшее своеобразную традицию, но в основе, видимо, лежало представление, что формы безордерной свободной архитектуры очень подходящи для деловой помещичьей усадьбы. На первом плане был не чопорный аристократизм высокого стиля, а именно нечто родственное органическим формам природы. В каргашинском конном дворе эта особенность выражена очень явно.

Поражает сам размах усадьбы, возникшей в довольно-таки глухом углу, на стыке Рязанской и Тамбовской губерний. |72| К усадьбе ведет от села длинная аллея, от которой под прямым углом вправо отходит дорога прямо к постройкам. Направо от дороги – жилые корпуса, за ними большой пруд, сады, парк. Налево – конный двор. Остальные хозяйственные постройки разбросаны сравнительно далеко друг от друга. Большое количество деревьев придает всему комплексу очень живописный характер. Ансамбль усадьбы заставляет вспомнить Царицыно.

История каргашинской усадьбы, к сожалению, не очень ясна. Известно лишь, что застройка велась в несколько приемов на протяжении чуть ли не всего XIX века. Возможно, поэтому весь комплекс представляет как бы сумму ансамблей. Жилой дом, конный двор – все это ансамбли в ансамбле.

Первое впечатление от построек такое, что это рядовые кирпичные сооружения провинциально-вокзального типа, однообразие одноэтажных корпусов которых прерывается там и сям башнеобразными объемами. Но вокзальная архитектура XIX века обычно стандартно безлика. Каргашинский же комплекс – несомненно, незаурядное произведение, навеянное, конечно, баженовскими образцами. Главный корпус конного двора представляет протяженную композицию из трех башенных объемов, соединенных одноэтажными перевязями. Мощный центральный объем – двухъярусный и увенчан восьмериком, несущим фигурный купол с изящным шпилем. Большим окнам второго яруса и их наличникам придана килевидная форма, которая повторена в верхних частях боковых башен и в примыкающей к главной части одноэтажной постройке. Все остальные проемы, их обрамления, а также многочисленные ложные наличники, кокошники, сандрики, вымперги варьируют готические стрельчатые формы, выложенные в белокаменной технике, что на кирпичном фоне создает богатую живописную игру. Поля разнофигурных фронтонов тоже декорированы геометрическими и растительными выкладками, иногда довольно затейливыми, а на пилястрах угловых башен мы видим ромбы, пересеченные пучками копий, – своеобразную эмблему аристократизма. Завершающие постройку зубцы и фиалы – это не просто детали, но маленькие произведения искусства.

Увеличить изображение в отдельном окне   Каргашино.
Конный завод, XIX в.

|73| Здание претерпело множество обезобразивших его переделок, но и в настоящее время свидетельствует о том, что возможности соединения старого и нового далеко не были исчерпаны ни Баженовым, ни Казаковым. Здесь еще таились такие резервы, которыми русская архитектура могла питаться вплоть до модерна. Каргашинская псевдоготика занимает как бы среднее положение между баженовской и шехтелевской. С шехтелевской псевдоготикой мы еще не познакомились, она ждет нас впереди, почти на противоположной точке Рязанской земли.


 
 

Дополнительная информация в интернет:
сайт автопутешественников «Проселки»


 
 
К началу страницы