bellabs Home Page
  
 

РЯЗАНСКОЕ КОЛЬЦО


Введение

Рязанские достопамятности

Май 2000 г.
Карта путешествия
Красное
Солотча
Гусь-Железный
Касимов
вдоль дороги...
Пёт
Каргашино
Кирицы
Старожилово




 

КИРИЦЫ


Увеличить изображение в отдельном окне   Кирицы.
Ограда усадьбы.

Увеличить изображение в отдельном окне   Кирицы.
Усадебный дом.
Конец XIX в.

Увеличить изображение в отдельном окне   Кирицы.
Усадебный дом.
Фрагмент.

Увеличить изображение в отдельном окне   Кирицы.
Усадебный дом.
Консоль в виде орла под балконом.

Увеличить изображение в отдельном окне   Кирицы.
Усадебный дом.
Спуск к прудам.

Увеличить изображение в отдельном окне    

Увеличить изображение в отдельном окне    


 
 

Вагнер К.Г., Чугунов С.В.
Рязанские достопамятности
М., 1989.

|130| Если выйти в Спасске на Озерную набережную, то далеко на горизонте будет виден большой синеющий лесопарковый массив, спускающийся с высокого берега вниз, к лугам. Это и есть Кирицы – бывшее владение С. П. Дервиза, сына известного строителя Московско-Казанской железной дороги.

|131| В Кирицы можно совершить путешествие по Оке на катере, с возвратом в тот же Спасск. Но раз уж мы заговорили о цельном маршруте, то лучше не отрывать Кирицы от других входящих в него пунктов. Поэтому едем на машине по дороге, идущей мимо Старой Рязани по высокому правому берегу Оки. Кирицы находятся недалеко от впадения в Оку реки Прони, на сравнительно высоком правом берегу последней, но берег этот спускается к пойме довольно плавно и прорезается оврагом. Вот на этом-то плато, покрытом громадным лесопарком, и раскинулась усадьба С. П. Дервиза. В нее некогда входили кроме дервизовского дворца конный двор, висячие парковые мосты через овраги, въездные ворота, гроты, целая система прудов. Сохранилось далеко не все, но и оставшееся производит сильное впечатление. Не столько, впрочем, своей архитектурой, сколько искусной связью ее с природой. |132| По-видимому, это следует считать заслугой Ф. О. Шехтеля, по проекту которого выстроен барский дом, издавна называемый «кирицким дворцом».

Дом поставлен фасадом к оврагу, к которому сбегают две монументальные лестницы и пандусы. Расходясь в стороны, лестницы снова сходятся и вливаются в широкую террасу с верхним гротом. Отсюда уже общая широкая лестница спускается в партер, замыкаемый нижним гротом, сложенным из диких камней. Ниже грота шли пруды, а за прудами раскинулся фруктовый сад. От грота красив вид на стоящий вверху дворец. Перед ним, у начала сбегающих вниз лестниц, когда-то на высоких пьедесталах находились мощные бронзовые кентавры, наделявшие романтическим настроением ансамбль. Впрочем, и сейчас этой романтики в Кирицах достаточно.

  Кирицы.
Статуя кентавра перед усадебным домом.
Конец XIX в.

|134| Дворец Дервиза – довольно раннее произведение талантливого Ф. О. Шехтеля. Он датируется примерно 1889 годом, то есть временем, когда ни в творчестве Шехтеля, ни в русской архитектуре вообще стиль модерн еще не сложился. Но подступы к нему уже отмечены средневековыми зубчатыми башнями, псевдоготическими деталями, древнерусскими шатрами и прочим. В «кирицком дворце» все это еще не переплавлено Шехтелем в нечто органическое. Архитектура здания, как говорят, «увражна», но все же в ней уже чувствуется зерно того, что впоследствии разовьется у Шехтеля в яркий образ Московского Северного вокзала. Вместе с тем архитектура «кирицкого дворца», несомненно, составляет одно целое с тем, что мы уже видели в Каргашино, в Большой Алешне и еще увидим в других рязанских имениях фон Дервизов. Это целое можно назвать завершением того, что было начато В. И. Баженовым в усадьбе Красное, то есть концом очень большой и, мы сказали бы, довольно интересной полосы увлечения свободной безордерной архитектурной образностью. Было ли это антиклассицизмом? Относительно творчества В. И. Баженова так говорить нельзя, так как в том же Красном, да и в других местах, он строил псевдоготические сооружения рядом с классическими. Архитекторы же XIX века, не желавшие идти по пути бесконечной трансформации одних и тех же классических ордеров, несомненно, были настроены антиклассически. И в этом была своя логика. Направление, над которым мы сейчас размышляем, сродни живописи Виктора Васнецова, Рябушкина и других, которые понимали национальное не только в сюжетном, но и в эмоциональном плане. В архитектуре XIX века поиски национального были, естественно, гораздо труднее, поэтому воздержимся от обычных обвинений ее в эклектизме, тем более что из этой архитектуры в конце концов выкристаллизовался русский модерн – явление далеко не заурядное. И для Шехтеля «кирицкий дворец» был подступом к весьма ярким архитектурным созданиям.

Неизвестно, принадлежит ли Шехтелю и архитектура малых форм кирицкого ансамбля. Мы имеем в виду каменный мост, ведущий от дворца в главную каштановую аллею парка, а также висячий мост, так называемые Красные ворота на выезде из парка к речке Кирице, и остатки парковой ограды. |135| Начало и конец моста отмечены белокаменными обелисками очень красивой формы. Летом их почти скрывает густая зелень, но осенью среди полуобнаженных деревьев белые массивы издалека похожи на статуи, и это напоминает образы Летнего сада в Ленинграде.

  Кирицы.
Парковые ворота.
Конец XIX в.

Полны романтики Красные ворота. Они находятся довольно далеко от дворца. Нужно пройти до конца главную аллею, которая выведет на большую лесную поляну, засаженную сейчас фруктовым садом. Отсюда аллея поворачивает налево и спускается к речной пойме. Здесь на выходе из лесопарка и стоят Красные ворота. Они образованы двумя башенками, замыкающими арку. В одной из башенок винтовая лестница ведет на верхнюю площадку. К северной башенке примыкает сторожка. Образ Красных ворот более целен, чем образ дворца, здесь в сочетании разнородных элементов найдено чувство меры. |136| Это заставляет вспомнить лучшие псевдоготические ансамбли XIX века.

Исчезновение прудов, на которых когда-то стояла мельница, конечно, лишило кирицкую усадьбу прежней красоты, но место это и сейчас является украшением спасских окрестностей. Недаром, когда в Кирицах еще не было санатория, сюда часто выезжал на этюды Рязанский художественный техникум. Обычно это было в мае, когда кругом цвели сирень и яблоневые сады, а в парке неумолчно заливались соловьи... Из Рязанского художественного техникума вышло несколько известных теперь художников. У истоков их творчества присутствует поэзия Кириц.


 
 

Дополнительная информация в интернет:
сайт автопутешественников «Проселки»
сайт архитектурной фотографии


 
 
К началу страницы