bellabs Home Page
  
 

РЯЗАНСКОЕ КОЛЬЦО


Введение

Рязанские достопамятности

Май 2000 г.
Карта путешествия
Красное
Солотча
Гусь-Железный
Касимов
вдоль дороги...
Пёт
Каргашино
Кирицы
Старожилово




 

КРАСНОЕ


Увеличить изображение в отдельном окне   Красное.
Казанская церковь.
1785–1810 гг.

Увеличить изображение в отдельном окне   Красное.
Вид на скотный двор.

Увеличить изображение в отдельном окне   Красное.
Скотный двор.
XVIII в.

Увеличить изображение в отдельном окне    


 
 

Вагнер К.Г., Чугунов С.В.
Рязанские достопамятности
М., 1989.

|97| За более яркими художественными впечатлениями мы должны отклониться в сторону от Большого Рязанского кольца. Здесь, на дороге из Михайлова в древний город Пронск, бывший когда-то центром удельного княжества, нас ожидает такой высокохудожественный усадебно-архитектурный комплекс, который проясняет и «загадку Валовнева» и «загадку Гусь-Железного». |98| Речь идет об усадьбе Красное, в отношении которой авторство В. И. Баженова теперь, кажется, ни у кого не вызывает сомнений.

Усадьба Красное – несомненно, один из самых значительных архитектурных ансамблей на Рязанской земле. В начале XIX века она принадлежала А. П. Ермолову – известному фавориту Екатерины II, которому приписывается построение усадебной Казанской церкви. Существует надпись, гласящая, что храм был заложен в 1785–1786 годах на средства самой императрицы, будто бы посетившей здесь Ермолова. Освящение храма относится к 1810 году. Но в это время не было в живых и самого Баженова. Следовательно, перед нами – очередная «заочная» работа великого зодчего.

Казанская церковь представляет уже знакомый нам тип двухколокольного храма, но на этот раз без всяких признаков позднего ампира, тем более барокко. Хронологически храм занимает среднее место между баловневским и воейковским храмами. Признавая авторство В. И. Баженова, мы должны напомнить, что, как и в Баловневе, храм этот уже не мог строиться непосредственно Баженовым, речь может идти только об использовании оригинального баженовского проекта. И учитывая это, мы невольно встаем перед вопросом: обладал ли баженовский проект теми же самыми чертами, которыми отмечена архитектура здания? Ведь в пластике Казанской церкви совсем нет баженовской мягкости. Она даже чересчур геометрична. Пожалуй, лишь пролеты звона с встроенными в них колонками выдают «руку Баженова». Такой же строгой архитектурой отличается и интерьер храма, в частности иконостас, выполненный по типу фасада классического здания. Это – новое решение иконостаса, возможно, связанное с проектом В. И. Баженова, но мы говорим об этом без особой уверенности.

Так или иначе, но образ храма, овеянный поразительной гармонией, своего рода эллинским духом, свидетельствует о том, что здесь не может быть и речи о проекте какого-либо рядового архитектора. По-видимому, исполнителем баженовского проекта явился архитектор, воспитанный на чисто классических формах, нисколько не увлекавшийся их романтизацией. |99| Во всяком случае, из всех двухколокольных храмов, приписываемых В. И. Баженову, Казанская церковь в Красном – самая классическая. Среди окружающей ее мягкой рязанской природы она воспринимается как некий антик.

По сравнению с храмом архитектура барского дома и большого круглого скотного двора полна того баженовского романтизма, который особенно ярко проявился в работе зодчего в подмосковном Царицыне. Впрочем, это больше относится к архитектуре скотного двора, нежели дома. Когда смотришь на скотный двор в Красном, даже не верится, что это не Царицыно, а далекая рязанская окраина: до того он великолепен. Мы видим здесь в полном развитии любимые приемы В. И. Баженова – центрическое решение плана и осложнение его встроенными в общий массив мощными башнями, перед которыми поставлены две малые башни, образующие ложные ворота. Трое настоящих ворот тоже фланкированы башенками со шпилевидным увенчанием. Между ними заключен фигурный фронтон. Стены в нижней части прорезаны большими стрельчатыми окнами, а в верхней – обрамлены висячей аркатуркой. Такая же аркатурка венчает зубчатые башни. Игра белых деталей на красном (кирпичном) фоне придает скотному двору праздничный вид, настраивает на веселый лад. Это поистине жизнерадостная архитектура, ассоциирующаяся совсем не с мрачным средневековьем, а с полнокровным древнерусским зодчеством конца XVII века, которое так любил В. И. Баженов. Мы сказали бы, что в сравнении с царицынскими строениями Баженова скотный двор в Красном выглядит более ясным сооружением. Ясным в том смысле, что, по существу, здесь все функционально оправданно. Правда, может возникнуть вопрос: а к чему для хозяйственного двора такая архитектура? Но на этот вопрос тут же возникает контрвопрос: а какая архитектура для скотного двора богатейшего помещика более подходяща – барочная, классическая, ампирная? Ведь не стал бы А. П. Ермолов, которого посещала Екатерина II, воздвигать в своей усадьбе стандартные коровники и конюшни. Псевдоготическая архитектура по крайней мере не претендует на строгость стиля, на нормативность, на аристократизм. |100| Для сельской местности и для хозяйственных зданий она как нельзя более подходяща, и недаром в XVIII веке появилась и в XIX веке продолжалась традиция строить большие конные дворы в псевдоготическом стиле.

«Везде вид резвости, небрежности, свободы.
Искусство здесь в подданстве у природы».

Правда, мы знаем немало примеров, когда в таком же свободном стиле строились именно дворцы. И тот же М. Ф. Казаков в Царицыне после сломки дворца Баженова возвел новый дворец, в псевдоготическом стиле. Впрочем, и он не понравился Екатерине II. Провинциальные помещики были не столь щепетильны. Псевдоготика импонировала им своими замковыми формами и образами. И в Красном барский дом построен в том же псевдоготическом стиле. Но по сравнению со скотным двором он более строг. |101| О псевдоготике говорят лишь стрельчатые оконные проемы, сама же композиция дома с мезонином и с закругленными тамбурами возвращает нас к раннему классицизму.

К сожалению, ничего не сохранилось от внутреннего убранства ермоловского дома. Да и сама усадьба дошла до нас далеко не полностью. Исчез конный двор, надо полагать, не уступавший по архитектуре скотному двору. По остаткам английского парка и кратко описанных нами построек можно реконструировать Красное как Царицыно в миниатюре. Однако эта «миниатюра» достаточно обширна. В Красном можно совершить интереснейшие прогулки, и если путешественник хоть немного обладает даром воображения, то перед ним предстанут система проточных прудов с земляными плотинами, фруктовый сад с оранжереей, даже исчезнувший конный двор. |102| Словом, уже не миниатюра, а целое «рязанское Царицыно».


 
 

Дополнительная информация в интернет:
сайт автопутешественников «Проселки»
сайт архитектурной фотографии


 
 
К началу страницы