bellabs Home Page
  
 

РЯЗАНСКОЕ КОЛЬЦО


Введение

Рязанские достопамятности

Май 2000 г.
Карта путешествия
Красное
Солотча
Гусь-Железный
Касимов
вдоль дороги...
Пёт
Каргашино
Кирицы
Старожилово




 

ГУСЬ-ЖЕЛЕЗНЫЙ


Увеличить изображение в отдельном окне   Гусь-Железный.
Троицкая церковь.
Конец XVIII–XIX в.

Увеличить изображение в отдельном окне    

Увеличить изображение в отдельном окне    


 
 

Вагнер К.Г., Чугунов С.В.
Рязанские достопамятности
М., 1989.

|41| В самом наименовании «Гусь-Железный» уже чувствуется что-то суровое, хотя оно возникло по естественной причине: местные почвы богаты железной рудой, и здесь в XVIII веке возникло чугунно-литейное производство. Инициатором явился «возникший из ничтожества» тульский делец, позднее дворянин Андрей Баташов, у которого работало до тысячи крепостных. Это он, Андрей Баташов, своими жестокостями и придал названию «Гусь-Железный» не только зловещий оттенок, но и широкую известность, что отразилось в романе П. И. Мелышкова-Печерского «На горах». Вообще же здесь на память приходит купринский «Молох», возникший, может быть, не без влияния легенд о Баташове. Ведь А. И. Куприн некоторое время жил и работал в здешнем лесничестве, где им написаны рассказы «Болото», «Мелюзга» и другие. Здесь же он пишет свою знаменитую «Олесю».

Так или иначе, но через те места, в которых мы очутились, как бы пролегает невидимая, но весьма ощутимая грань: там, в Солотче, – хлеборобная древняя Русь, Есенин, Паустовский; здесь, в Гусь-Железном, – фабрично-заводская Россия, Куприн, «Молох».

Считается, что памятниками баташовских времен в Гусь-Железном являются большой барский дом, громадная белокаменная плотина и столь же громадная белокаменная Троицкая церковь. Эти данные нуждаются в проверке. Баташовской постройкой можно считать плотину. Она служила запрудой реки Гусь и сдерживала большой напор воды. Еще лет двадцать пять тому назад ее можно было видеть хотя и не в первозданном величии, но, во всяком случае, с монументальными обелисками, придававшими ей далеко не производственный вид. Теперь это замечательное, даже уникальное для Рязанщины произведение архитектурного и инженерного искусства конца XVIII века служит мостом для проходящего по нему шоссе...

|42| Усадебный дом относится к концу XVIII – началу XIX века. Этот длинный-длинный «сундук» с более чем скромным портиком как бы олицетворяет баташовскую деловитость. С домом, точнее с его протяженностью, связана легенда о том, что концы его выходили в разные губернии – Рязанскую и Владимирскую. Это позволяло жестокому заводчику быть недосягаемым для административных властей. К дому примыкал большой сад, обнесенный высокой (5–7 м) стеной и разделенный на три части. Одна из них носила многоговорящее название «сад ужасов»... До настоящего времени еще сохранились остатки этого мрачного сооружения.

|43| Легенда приписывает Баташову и постройку Троицкой церкви – гигантского белокаменного двухэтажного храма с купольным восьмериком и колокольней. Легенда на поверку оказалась не совсем точной. При Баташове храм был заложен (в 1802 г.), но до смерти заказчика (в 1825 г.) доведен только до купола, а трапезная и колокольня – до карниза. В храме уже совершались богослужения, однако окончен он был в 1847–1868 годах. Так или иначе, но по основной части здания вполне можно составить представление о том, какими архитектурными идеалами вдохновлялись и заказчик и автор проекта. Они черпали их в средневековой архитектуре.

Троицкая церковь производит именно такое впечатление. Она колоссальна, как будто перед нами не усадебный храм, а городской собор. Как уже сказано, церковь сложена не из кирпича, а из белого камня и, что самое интересное, она сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. |44| От барокко идет ее сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями, нишами, что напоминает композицию Воскресенской церкви в Почепе Черниговской области, построенную Деламотом (1765–1771); от классики – спокойное завершение, ясный по форме купол; от псевдоготики – стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки (вспомним Рязанский собор), фиалы. Во второй половине XVIII века любили такие романтические образы. Но в Троицкой церкви все это носит характер некой модернизации. По-видимому, венчающие части постройки пострадали и были заменены маловыразительными главками. Предлагаемая графическая реконструкция (С. В. Чугунов) сразу возвращает памятнику его истинный образ.

Увеличить изображение в отдельном окне   Гусь-Железный. Троицкая церковь. Конец XVIII–XIX в. Реконструкция С. В. Чугунова.

|45| Высказывается мнение, что храм строил касимовский архитектор И. С. Гагин, но это предположение нельзя принять безоговорочно. Гагин работал в начале XIX века и был убежденным «ампирником» (см. ниже). Можно допустить, что Гагин вел постройку, но, конечно, не по своему проекту. Не был ли причастен к нему В. И. Баженов? Он работал для Баташова в Москве. Почему бы ему не составить проект и для баташовского храма в Гусь-Железном? Решение восьмерика Троицкой церкви, грани которого завершаются стрельчатыми фронтонами, врезающимися в купол, напоминает аналогичный прием, примененный М. Ф. Казаковым в Петровском дворце. Но вообще говоря, аналогию баташовскому храму указать невозможно. Своим средневековым духом эта постройка как бы возрождает то увлечение псевдоготикой, которое имело место и «при дворе» и в кругах разных именитых вотчинников в конце XVIII века. Оно захватило рязанских помещиков и предпринимателей, даже стало для них своего рода признаком просвещенности, и нас еще ожидают впереди встречи с этим любопытным явлением.


 
 

Дополнительная информация в интернет:
сайт «Касимов – город Мещерский»
сайт «Каталог православной архитектуры»


 
 
К началу страницы