bellabs Home Page
  
 

РЯЗАНСКОЕ КОЛЬЦО


Введение

Рязанские достопамятности

Май 2000 г.
Карта путешествия
Красное
Солотча
Гусь-Железный
Касимов
вдоль дороги...
Пёт
Каргашино
Кирицы
Старожилово




 

КАСИМОВ


Увеличить изображение в отдельном окне   Касимов.
Соборная площадь.

Увеличить изображение в отдельном окне   Касимов.
Вид на Оку.

Увеличить изображение в отдельном окне   Касимов.
Вознесенский собор.

Увеличить изображение в отдельном окне   Касимов.
Вознесенский собор.

Увеличить изображение в отдельном окне   Касимов.
Торговые ряды, 1830-е гг.
2000 г. – полный погром.

Увеличить изображение в отдельном окне   Касимов.
Минарет (XV в.) и мечеть (XVIII в.)


 
 

Вагнер К.Г., Чугунов С.В.
Рязанские достопамятности
М., 1989.

|49| Подъезжаем к городу Касимову. Здесь не обойтись однодневной остановкой. Касимов не только хранитель больших архитектурно-художественных ценностей, но и древняя столица всей Мещерской стороны до включения ее (вместе с Рязанским княжеством) в московские границы. Это наложило особую печать на облик города.

Хотя путешественник уже немного привык к разным художественным неожиданностям, в Касимове он встречает нечто такое, что выходит за рамки русского искусства: среди города стоит... мечеть, а при ней – минарет! Сама мечеть – постройка конца XVIII века, но она сооружена на старом основании XV века. В XV веке рядом с мечетью был построен и минарет. Он сохранился до наших дней без существенных переделок, и его массивный, сложенный из «дикаря» цилиндр с верхним малым цилиндром и куполом очень выразителен. |50| Внутренняя винтовая лестница ведет на верхнюю площадку, откуда открывается изумительный вид на окрестности. Если не считать некоторых построек самой Рязани, перед нами – древнейший (из сохранившихся) памятник монументальной архитектуры Рязанщины. Собственно говоря, когда в XV веке строились мечеть и минарет, город Касимов (до 1471 г. он назывался Мещерский Городец, или просто Городец) считался не рязанским, а московским. Он был пожалован московским князем Василием II (Темным) беглому казанскому царевичу Касиму, который, таким образом, стал нести охранительную службу на восточном рубеже Руси. Ее продолжали нести и преемники Касима («касимовское царство» просуществовало до 1681 г.), со времен которых сохранилось два мавзолея – XVI и XVII веков. Так что татарское ядро касимовской архитектуры довольно значительно. |51| Если в белокаменных минарете и мавзолее XVI века (Шах-Али-хана) еще чувствуются национальные мусульманские вкусы, то про кирпичный мавзолей XVII века (Авган-Мухаммед-султана) этого уже не скажешь. Конечно, форма мавзолея не русская, но обратим внимание на то, как она трактована. Оформление входа, оконных проемов, различные пилястры, карнизы – ведь все это взято из русской архитектуры XVII века. А может быть, из касимовской? Правда, от XVII века в Касимове не сохранилось каменных построек. Интересно, что и самая ранняя из сохранившихся, Богоявленская (Георгиевская), церковь 1700 года стоит на краю Касимова, там, где находился некогда Мещерский Городец. Идем туда, чтобы на обратном пути познакомиться с достопамятностями в историческом порядке (Касимов расширялся с востока на запад).

|52| Богоявленская церковь имеет столь развитые, даже роскошные формы, что воспринимается не как начало касимовского зодчества, а как его продолжение. В традиционной композиции храма хочется отметить очень своеобразный верх в виде двухъярусного аттика, по низу которого пропущен ряд узорных полукружий. Эти полукружия напоминают знаменитые «раковины» Архангельского собора Московского Кремля. Аттик придал обычному посадскому храму особую торжественность, приподнятость. Очень хороша колокольня храма с встроенными угловыми колоннами и изящным завершением. Она, несомненно, лучше колокольни Гусевского Погоста, стиль барокко говорит в ней вполне профессиональным языком. Здесь же встречаемся с одной исторической неожиданностью: за алтарем Георгиевской церкви находится могила небезызвестного И. А. Балакирева – «доверенного слуги» Петра I, который с легкой руки К. А. Полевого вошел в историю как придворный шут.

|53| Начавшись довольно поздно, касимовская архитектура в XVIII веке все еще не обрела своего «языка». После развитых форм Богоявленской церкви мы вдруг встречаемся с таким скромным произведением, как Никольская церковь (1703–1705) на Пионерской площади. В ней много поэтичного, но для начала XVIII века это все же архаизм. Удивительно, что подобные произведения возникали еще в середине XVIII века, как, например, Благовещенская церковь (1740) на Соборной площади. Успенская церковь (1775) на той же площади возвращает нас к Богоявленской церкви начала века. У нее такие же декоративные «раковины», но от стройности Богоявленской церкви нет и помину.

Только в 1753–1765 годах возникает Троицкая церковь (площадь Свердлова), в которой зодчие наконец-то отказались от посадской кубической композиции и перешли к уже известной нам композиции – «восьмерик на четверике». Но восьмерик очень низенький, в силуэте храма доминирует купол с маленьким барабаном. После «взлетного» силуэта Богоявленской церкви это тоже говорит о явном стремлении касимовских зодчих не к небу, а к земле. И вряд ли это случайно. Касимов – город очень земных, практических интересов. Недаром здесь в конце XVIII – начале XIX века расцвело творчество местного изобретателя-самоучки И. С. Гагина, который занимался и фарфоровым производством, и историей, и механикой. Отсюда был один шаг до архитектуры, и ей Гагин отдал много сил.

Соборная площадь Касимова – это в значительной степени плод творчества Гагина. Он разработал ее генеральную планировку, оформил вход в виде полукруглой колоннады, построил торговые ряды (1830-е гг.) – памятник далеко не заурядный, заставляющий вспомнить торговые ряды в Суздале. Творчеству Гагина принадлежит также Петровская застава – ампирные колонны при въезде в город со стороны реки Оки.

Дух времени как нельзя лучше способствовал развитию у Гагина и у других касимовских зодчих того практицизма, о котором говорилось выше. Начало XIX века – это время перестройки древних русских городов по новым, екатерининским регулярным планам. |54| В Касимове это вызвало такой же прилив архитектурной энергии, как и в Рязани. И, может быть, даже еще более, так как Касимов был городом очень крупных предпринимателей, разбогатевших на оживленной торговле.

Так или иначе, но, приехав в Касимов, налюбовавшись открывающимися из него красивыми видами на Оку и заокские дали, мы прежде всего поражаемся большому числу великолепных классических построек. Конечно, говоря так, мы учитываем, что Касимов – это не Москва и даже не Рязань, но как раз именно потому-то классические особняки и особнячки Касимова производят неизгладимое впечатление. Один из пишущих эти строки был первый раз в Касимове почти тридцать лет назад, но это первое впечатление до сих пор живет в форме... классических особняков.

|55| Наиболее ранние классические дома Касимова возникли еще до торговых рядов Гагина на той же Соборной площади. Здесь прежде всего надо назвать дом купца Губина, угол которого, выходящий на Соборную площадь, трактован в виде ротонды. Это был любимый прием рязанских архитекторов, но в Касимове он появился, по-видимому, не позже, а одновременно, так как дом Губина датируется XVIII веком. Запомним этот прием. Он встретится нам в Касимове еще не раз.

Более строг дом Наставина (1813) на той же Соборной площади, пожалуй, один из изящнейших образцов подобного типа.

Для архитектуры начала XIX века далеко не безразлично, что постройка стояла лицом к улице, к площади. |56| Отсюда – протяженность фасада, что в свою очередь вызвало необходимость «собирания» его в центре. Композиция дома Наставина тоже еще не ампирная, а классическая. Она идет от усадебной архитектуры XVIII века. Такова, например, центральная часть барского дома в селе Никитском между Москвой и Рязанью. Очень близок к дому Наставина деревянный особняк Херасковых в Рязани, построенный, однако, после 1838 года. В дальнейшем такая схема фасада (но без колонн) будет излюбленной в провинциальной архитектуре. В Касимове она представлена домом на улице Воровского. Вместо колонн здесь введены пилястры, балкон же вынесен на кронштейнах.

В Касимове можно увидеть, как изящная, легкая композиция типа дома Наставина постепенно «тяжелела» и «заземлялась». В одних случаях колонны возводились только до линии общего карниза; верхняя часть портика с мезонином за ним превращалась, по существу, в чердачное помещение. |57| Таков дом Шемякина (позднее – Кастрова), построенный в 1844 году на Набережной улице. Изменения в его архитектуре можно связать с возвратом к усадебной планировке: дом выходит не на улицу, а стоит в глубине двора.

В других случаях мезонин совсем ликвидировался, а портик устраивался в один уровень со зданием, что, несомненно, теснее сливало постройку с соседними домами. Лучший пример в Касимове – дом Барковых (до 1830 г.) на Новом посаде. Впрочем, это могло явиться результатом перестройки дома в 1830-х годах. Так или иначе, но все это вело от классицизма к ампиру, для которого характерна именно горизонтальная протяженность, своего рода ранжирность. Эти черты достигли своего апогея в торговых рядах Гагина. |58| Но, как и в Рязани, строгость настоящего ампира, видимо, не отвечала вкусам касимовских меценатов. Настоящего ампира в Касимове даже меньше, чем в Рязани. Как и в Рязани, может быть, даже еще больше, в Касимове любили более мягкие и поэтичные композиции (с ротондами на углах), ранним примером которых является упомянутый выше дом Губина. Их можно условно называть и раннеклассическими и позднеампирными, так как оба эти явления имеют немало общего в смысле пластического понимания архитектурного образа.

Известным отражением их можно считать архитектуру Ильинской церкви (1811 – 1848) на Старом посаде. Это и не классицизм и не ампир, а что-то среднее. Но архитектору нельзя отказать в высоком профессионализме.

|60| Несколько обособленно от домов «касимовского классицизма» стоят большие дома купца Алянчикова и земского комиссара Скорнякова. По своим размерам и внушительной архитектуре это, скорее, усадебные постройки. Дом Алянчикова, например, в усадьбе был бы великолепен, в небольшом же городе он выглядит инородным. Надо полагать, что в первоначальном виде дом выглядел художественнее, различные переделки заметно его исказили. Ведущаяся в настоящее время реставрация дома вернет ему истинный вид, а передача его под музей оправдает внушительную архитектуру, так что впечатление инородности должно сгладиться.

Гражданских построек ампирно-классического стиля в Касимове довольно много, и перечисление их грозит превратить наш рассказ в сухой реестр. Ведь кроме упоминания даты постройки и имени хозяина это ничего не даст. |61| Дату же и самому можно определить почти безошибочно – это первая половина XIX века. Остальное говорит само за себя: в Касимове, как и в Рязани, любили не «чистый», строгий ампир, а его смягченный вариант. Смягчающими началами были либо ранний классицизм, либо поздний ампир. Отсюда идут закругленные (ротондальные) углы, раскреповки, декоративные впадинки и прочие архитектурные «интимности».

Вторая половина XIX века архитектурно ничем не обогатила Касимов, хотя здесь есть большая постройка рязанского губернского архитектора Н. И. Воронихина, известного нам автора верхних ярусов рязанской колокольни.

Николай Ильич Воронихин – фигура любопытная. Сначала его отождествляли со знаменитым Андреем Воронихиным, автором Казанского собора. Затем признали, что они не более как однофамильцы. |62| Оказалось же, что Н. И. Воронихин был племянником Андрея Воронихина и именно к Н. И. Воронихину перешел архив дяди после смерти. Это и дает ключ к пониманию композиции касимовского Вознесенского собора, построенного по проекту Н. И. Воронихина в 1854–1862 годах. Его пятишатровая схема воспроизводит (в огрубленной форме, конечно) один из проектов Андрея Воронихина для храма Христа Спасителя в Москве. Увы, Н. И. Воронихин не обладал и половиной дарования своего талантливого дяди. Его Вознесенский собор интересен тем, что это один из последних отзвуков древнерусских архитектурных образов. Любопытно также, что в центральном соборе города применены татарские декоративные мотивы.

Достопамятности Касимова далеко не ограничиваются сказанным. Если провести здесь несколько дней, то все они будут заполнены интересными открытиями. |63| По городу можно и нужно долго ходить, и чуть ли не на каждой улице встречается «касимовский» ампир. Ампирные дома бывают и без портиков, в таком случае их композиция центрируется либо балконом на чугунных кронштейнах (к такому приему прибегал и И. С. Гагин, например, в доме по ул. Воровского), либо излюбленным «венецианским» окном. Каменные или деревянные, такие дома составляют «душу» старого Касимова. Недаром этот город так любил художник И. Н. Павлов, посвятивший Касимову ряд замечательных цветных гравюр. Позднее И. Н. Павлов вспоминал: «В Касимове меня более всего увлекли пейзажи заставы, рынок с приплюснутым желтым ампирным зданием, подпертым толстыми белыми колоннами, и татарская часть с минаретом, мечетью и гробницами-мавзолеями... Листы, посвященные Касимову, я считаю наиболее удачными» (Павлов И. Моя жизнь и встречи. М., 1949, с. 182 – 183).

|64| Большим событием для Касимова было открытие в 1985 году красивого моста через Оку, благодаря которому значительно улучшилась связь города с главной автодорожной артерией Рязанщины. Но труженица Ока по-прежнему используется как важная транспортная магистраль. Любознательному путешественнику может броситься в глаза скопление у пристани барж, груженных белым камнем. В касимовском течении Оки много белокаменных карьеров, снабжающих камнем не только Горький, Рязань, но и Москву. Карьеры эти – древние. Некоторые ученые считают, что из здешнего белого камня построены знаменитые соборы Владимира, Суздаля, позднее – Московского Кремля. Этот вопрос еще не решен.

Прежде чем расстаться с уютным Касимовом, надо посетить замечательный местный музей, основанный в 1922 году А. А. Мансуровым и И. А. Китайцевым. Он расположен в бывшей мечети, и среди районных краеведческих музеев, несомненно, лучший. Здесь, в частности, собрано много картин художника Дьяконова-Мечанского – талантливого ученика B. А. Серова, так и оставшегося почти неизвестным (родился в соседнем селе Истомине). В какой-то мере он разделил судьбу другого ученика Серова – C. Г. Никифорова, работы которого экспонируются в Рязанском художественном музее. Оба они усвоили широкую смелую манеру своего учителя, и лишь драматическое стечение обстоятельств помешало им приобрести заслуженную известность.


 
 

Дополнительная информация в интернет:
сайт «Касимовские фотографы»
сайт «Касимов–850»
сайт «Касимов – город Мещерский»


 
 
К началу страницы