На автомобиле по Италии

Монтекассино

Montecassino

Начало экскурсии  |   Собор  |   Крипта  |   Музей  |   Бенедиктинцы

Монтекассино – знаменитый древний монастырь, один из крупнейших центров религиозной жизни и научной деятельности в средние века. Основан в 529 году св. Бенедиктом Нурсийским на вершине крутой горы, по дороге из Рима в Неаполь. Здесь появился Устав бенедиктинцев, ставший фундаментом всего западного монашества. В богатейшей библиотеке монастыря, пополнявшейся не только христианской литературой, но и сочинениями античных писателей, сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники. Монастырь вырос в мощную обитель, распространявшую веру и знания по всей Европе. Среди иноков Монтекассино прославились учителя, писатели, богословы, хронисты, поэты, грамматики, даже ученые натуралисты.

Увеличить изображение в отдельном окне    

Во время Второй мировой войны гора, на которой стоит монастырь, была превращена немцами в центральный пункт укрепленной линии «Густав», защищавшей подступы к Риму. Прорыв линии немецкой обороны в 1944 году вылился в многомесячное кровавое сражение.

Увеличить изображение в отдельном окне    

Немецкие солдаты не занимали здания монастыря, но разъяренные упорным сопротивлением союзники убедили командование, что постройки позволяют противнику успешнее обороняться. В результате 15 февраля 1944 года был организован массированный налет американской авиации, и монастырь был полностью разрушен. Секретарь папы Пия XII назвал бомбардировку «грубейшей ошибкой, актом величайшей глупости». Развалины были заняты немцами и битва под Монтекассино продолжилась вплоть до конца мая.

После войны здания были восстановлены за государственный счет, монастырь вновь освящен в 1964 году папой Павлом VI, провозгласившим св. Бенедикта, «покровителем Европы», со следующим обоснованием: «посланник мира, объединитель, учитель цивилизации и, в частности, глашатай веры и инициатор монашеской жизни в Западной Европе».

Мы ехали в Монтекассино с некоторым сомнением, опасаясь унылого «новодела» тотальной реставрации. И были приятно удивлены не только качеством восстановления и количеством сохранившихся исторических артефактов, но и живой художественной потенцией бенедиктинцев, создающих новые произведения искусства взамен утраченных.


Начало экскурсии

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Монастырь хорошо виден с трассы Рим–Неаполь.
Найти дорогу к нему несложно даже без навигатора, по указателям.

Увеличить изображение в отдельном окне     Панорама Кассино с дороги, ведущей к монастырю.
Окружающий горный ландшафт очень живописен,
прекрасное место для монашеской обители.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Изучаем расположение зданий монастыря.
Схема (перевод с англ.) и фотографии из путеводителя.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Монастырь действующий, романтичные террасы и тропинки отгорожены от туристов решеткой. Экскурсионный маршрут начинается у главного входа.

Увеличить изображение в отдельном окне     Первый клуатр (двор, окруженный галереями). Считается, что именно здесь находился храм Аполлона, переоборудованный Бенедиктом Нурсийским в молельню (ее остатки были обнаружены в 1953). По свидетельству Григория I Великого (Двоеслова), отец-основатель умер именно здесь, когда, поддерживаемый монахами, встал после причастия и поднял руки к небу. Этот памятный эпизод 547 года изображает бронзовая скульптура, подаренная в 1952 канцлером Германии К.Аденауэром.

Увеличить изображение в отдельном окне     Двор, сооруженный в 1595 году, носит имя Браманте, знаменитого архитектора Ренессанса. В центре двора колодец – восьмигранная чаша между коринфскими колоннами, несущими балку антаблемента.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     У основания лестницы, ведущей во двор Благодетелей, установлены скульптурные изображения Бенедикта (1736; большей частью уцелела после погрома 1944 года) и его сестры Схоластики (копия уничтоженной скульптуры).

Увеличить изображение в отдельном окне     При взгляде с верхних ступеней лестницы виден впечатляющий пейзаж, для созерцания которого поверх аркады двора была сооружена легкая лоджия с говорящим названием "Paradise".

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Галереи двора Благодетелей, построенного в 1513 году по проекту Антонио Сангалло младшего, в 1666 украшены скульптурами пап и королей, отметившихся щедрой благотворительностью в адрес обители. Среди них Карл Великий. Двор Благодетелей замыкается фасадом собора.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Вход в собор осуществляется через три бронзовые двери. Средняя включает несколько десятков панелей, полностью покрытых надписями, имеющими большую историческую ценность – здесь перечислены владения и церкви, зависимые от Монтекассино в XI-XII веках. Надпись на нижней правой панели удостоверяет, что двери были сделаны в Константинополе в 1066 году и являются даром Мауро из Амальфи, сына Панталеоне.

Собор

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Интерьер собора, соответствующий стилю XVII-XVIII веков, богат и помпезен. Невольно забываешь, что после бомбардировки 1944 года базилика была почти стерта с лица земли. Напоминанием об этом служит отсутствие фресок на сводах потолка – их так и не восстановили.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Главным украшением служат затейливые каменные инкрустации. В отличие от фресок и картин, основную часть каменной облицовки удалось восстановить непосредственно из оригинальных обломков.

Увеличить изображение в отдельном окне     Фреска (выполнена в 1979) изображает св. Бенедикта во славе, в окружении монахов и епископов, которые жили в святости, следуя его Уставу. К ним относятся и три папы на переднем плане: слева – св. Григорий I Великий, который был первым биографом Бенедикта; в середине – Павел VI, который вновь освятил собор в 1964 году и провозгласил св. Бенедикта главным покровителем Европы; справа – св. Виктор III, ранее аббат Дезидерий, создатель славы Монтекассино в XII веке (некоторые реликвии этого золотого века можно увидеть в музее).

Увеличить изображение в отдельном окне     Средокрестие над главным алтарем собора. Фрески на сводах купола изображают сцены жития св. Бенедикта; в медальонах – портреты основателей монашеских орденов, следующих бенедиктинскому Уставу; на треугольных парусах – фигуры с аллегориями обетов, принятых бенедиктинскими монахами: целомудрие, постоянство, бедность и послушание.

Увеличить изображение в отдельном окне     Разрушенный во время войны алтарь был восстановлен в основном из оригинальных элементов. Согласно преданию, в бронзовых урнах содержались мощи св. Бенедикта и св. Схоластики. Путеводитель сообщает, что во время восстановительных работ гробница была вскрыта, и останки двух святых были представлены на каноническую и медицинскую экспертизы – которые подтвердили подлинность реликвии.
Фотография из путеводителя.

Увеличить изображение в отдельном окне     Хор собора. После нескольких реставраций удалось возродить богатое резное убранство, выполненное из древесины грецкого ореха в 1692–1708 годах.

Крипта

Увеличить изображение в отдельном окне     Крипта собора, вырубленная в скальной породе в 1544 году, с эстетической точки зрения произвела наибольшее впечатление. Первоначальное оформление в 1913 году было полностью переделано в стиле модерн бенедиктинской художественной школой из Бойрона (Beuron, Германия). Нам очень понравилось, ничего подобного мы в Италии не видели. Вниз к крипте ведет лестница, стилизованная в византийско-египетском духе.

Увеличить изображение в отдельном окне     Спустившись, прямо перед собой видим вход в часовню св. Пласида (Placidus, ученик св. Бенедикта), изображенного в бронзе между двумя ангелами на алтаре. Слева под полукруглым окном – фигуры-символы средневековых рыцарских орденов, придерживавшихся бенедектинского Устава: иоаниты (госпитальеры, Мальтийский орден), Калатравы, Тевтонский, тамплиеры, св. Якова, св. Маврикия, и барельеф папы Целестина V, отшельника, основателя Целестинского ордена.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Повернувшись направо, оказываемся у входа в основное помещение крипты. Свод арки целиком занят мозаичными гербами аббатов и особ королевских кровей.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Центр свода – к счастью, единственная часть крипты, обрушившаяся при бомбардировке 1944 года и восстановленная после войны.
Первая фотография – из путеводителя.

Увеличить изображение в отдельном окне     Бронзовые фигуры св. Бенедикта и св. Схоластики на алтаре созданы в 1959 году монахом из Кассино.

Увеличить изображение в отдельном окне     Мозаичное изображение Моисея и Давида, восхваляющих Господа жертвоприношениями и пением псалмов.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Мозаика-аллегория монашеского пострига.
"Suscipe me Domine..." – Прими меня, Господи...
Первая фотография – из путеводителя.

Увеличить изображение в отдельном окне     Мозаичное изображение Мадонны с младенцем.
Под ней фигуры святых основателей разных ветвей бенедиктинского ордена.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Мозаичная техника и золотой блеск смальты особенно хороши для ангелов, живопись в натуралистично-академической манере их слишком очеловечивает и десакрализует.

Увеличить изображение в отдельном окне     Часовня св. Мавра (Maurus), любимого ученика св. Бенедикта.
Скульптурная группа показывает его благословляющим бедных и больных.

Музей

Увеличить изображение в отдельном окне     Музейная коллекция Монтекассино была заблаговременно эвакуирована в Ватикан во время войны, и поэтому избежала уничтожения. На фотографии – портик при входе в музей монастыря. Между колоннами выставлены капители: средневековые VIII-IX веков и древнеримские, когда-то украшавшие виллы Casinum'a.

Увеличить изображение в отдельном окне     В музее выставлены фрагменты некоторых древних мозаик. Интересны две мозаичные фигуры борзых, привезенные из Константинополя: они располагались на могиле св. Бенедикта в базилике, словно охраняя его.

Увеличить изображение в отдельном окне     Фрагмент табернакля в погднеготическом стиле (XV в.).

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Отражение знаменитого увлечения бенедиктинцев книжным искусством. Библиотека монастыря содержит более 100 тысяч книг, начиная с манускриптов VI века. Понятно, почему Монтекассино послужил прообразом монастыря-библиотеки из романа «Имя розы».

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     На популярные в народе упреки нестяжателей, отраженные в том числе и в романе «Имя розы», бенедектинцы отвечали примерно так: уход от мира подразумевает и материальную независимость. Так что предписанная Уставом личная бедность монахов не должна означать бедности монастыря.

Увеличить изображение в отдельном окне     Непонятно откуда взявшееся в музее кресло из порфира (II век н.э.), использовавшееся при родах.

Увеличить изображение в отдельном окне     Зал «современного искусства» в музее Монтекассино вызывает еще большее недоумение, чем в музеях Ватикана – выставка бестолковых «инсталляций» обусловлена скорее разнарядкой о необходимости «идти в ногу со временем», чем реальными художественными достоинствами экспонатов.


Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     В одной из комнат рядом с музеем чистят пылесосом массивные тупые тушки неразорвавшихся авиабомб, найденные в развалинах монастыря после войны. Типичные для «Летающих крепостей» 1000-фунтовые (~470 кг) фугаски M65.

Увеличить изображение в отдельном окне     Рядом с монастырем – польское кладбище, на котором захоронено около тысячи бойцов, погибших при штурме в мае 1944 года. «Мы, польские солдаты, отдали наши тела Италии, наши сердца Польше, и наши души Богу за свободу для нас и других людей». Битва при Монтекассино – единственное крупное сражение 2-го Польского корпуса под командованием Владислава Андерса, сражавшегося в Италии в составе британской армии. «Красные маки Монтекассино» очень популярны в Польше (в том числе благодаря последовательно антисоветской позиции генерала Андерса).
Фотография из путеводителя.

Бенедикт Нурсийский и бенедиктинцы

Статьи российских авторов из дореволюционных энциклопедий.
Оцифровка по изданию: Энциклопедический словарь «Христианство» под ред. Аверинцева.

Бенедикт Нурсийский

Род. в конце 5 в. (традиционный год – 480) в Нурсии в умбрских Апеннинах, умер в 543. Происходя из знатного рода (по преданию, Анициев), Бенедикт получил обычное по тому времени риторически-литературное образование, но скоро, «презрев научные занятия», «зная незнающий и мудро неучёный», бежал от мирских соблазнов в сабинские горы около Субиако, сначала в Эффиде (Аффиде), потом в еще большее уединение – в пещеру около Аньо, чтобы по образцу восточных и западных анахоретов аскезой и бичеванием смирить плоть и обрести путь к Богу. Его первыми шагами руководил монах соседнего монастыря Роман, давший ему монашескую одежду и доставлявший скудную пищу в почти неприступную пещеру. «Три года новый анахорет оставался неизвестным людям, за исключением Романа», но на четвертый его случайно открыли окрестные пастухи. Вскоре за этим слава о строгости и святости его жизни распространилась настолько, что монахи соседнего м-ря Виковаро по смерти своего аббата выбрали ему преемником Бенедикта и сумели сломить его сопротивление. Впрочем, скоро между новым аббатом и его монахами, не желавшими той суровости жизни, к которой стремился Бенедикт, возникли разногласия, приведшие к попыткам монахов отравить его и к уходу Бенедикта, отечески «с мирным лицом и спокойной душою» упрекнувшего оставляемых им братьев. Бенедикт вернулся в свою пещеру, но около него начинают собираться уже многочисленные ученики, из которых только немногих он оставил под своим личным руководством, остальных же поселил вокруг в маленьких общежитиях по 12 человек, каждое под руководством «отца». Благодаря интригам местного священника Бенедикт был принужден с немногими учениками покинуть Субиако.

Он основал новый монастырь в Кампании, на полпути между Римом и Неаполем, в Монте-Кассино (529?). На месте развалин языческого храма Аполлона Бенедикт построил сначала две церковки, посвященные Иоанну Крестителю и св. Мартину, а вслед за ними высокими стенами отгороженный от мира монастырь. Война Византии с готами только способствовала расцвету новою аббатства, из которого скоро начали выделяться другие. Монастырь сделался убежищем, и многие, прибегавшие к его защите, не выходили назад из-за его стен, делаясь монахами. Еще ранее в Субиако знатные римляне отдавали в аббатство Бенедикта на воспитание своих детей; теперь слава святого возросла настолько, что даже готский король Тотила посетил Монте-Кассино. Рост монастыря делал необходимым и создание точного и ясного правила жизни, и к этому периоду, вероятно, и относится написание сыгравшего столь важную роль в истории западного монашества «Устава Бенедикта».

Не отрицая анахоретства как формы жизни, испытанной им же самим и прославленной восточными аскетами, Бенедикт наиболее удобной, доступной большинству и менее опасной для спасающегося считает ту форму жизни, которая возникла на Востоке в виде лавр и существовала задолго до него на Западе – монашеское общежитие. Целью монашеской жизни является «бегство от казней геенны в жизнь вечную». Монах трудами послушания стремится «вернуться к тому, кого покинул, благодаря непослушанию», терпением сделаться сопричастным Христу, следовать по его стопам, живя «как отцы наши и апостолы», чтобы сделаться участниками царствия Божия. «Отказываясь от личных желаний,– говорит Бенедикт,– прими могущественнейшее и прекрасное оружие послушания на службу истинному царю Господу Христу». И общежитие монахов – dominici schola servitii [школа служения Господу] – рисуется как воинский отряд, подчиненный «уставу-наставнику» и строгой дисциплине. Устав Бенедикта, и в этом его автор идет далее главных своих источников – уставов Василия Великого и Кассиана,– по возможности обособляет монастырь от мира, прикрепляя монаха к месту. За стенами монастыря монах всецело должен отдаться Богу, из любви к которому вытекают все его добрые дела. Полная нищета (даже пользование необходимыми для бенедиктинца письменными принадлежностями зависит от аббата), целомудрие, молчание, осуждающее на «вечное заключение болтовню, праздные или вызывающие смех слова», вместе со строгим соблюдением постов и долгими молитвами характеризуют совершенного монаха. Главными средствами к достижению этого идеала являются смирение, двенадцатиступенная лествица которого подробно описана в уставе, и послушание – отказ от своей воли – не только уставу, но и аббату. Аббат ничем и никем не ограничен в своих действиях: голос капитула имеет лишь совещательное значение; он – заместитель Христа в монастыре, снисходительный и вместе с тем строгий отец семьи, пастырь, ответственный за порученных ему овец только перед Богом.

Составляя свой устав, Бенедикт до известной степени только подводил итоги предшествующему развитию, выдвигая на первое место общежитие как наиболее пригодную для спасающегося форму служения Богу и в применении к этому общежитию обобщая и систематизируя идеалы и предписания, рассеянные у Исронима, Августина, Пахомия, уже подвергнутые обработке у Василия Великого и Кассиана. Бенедикт стремился дать общую форму – схему монашеской жизни, в которую легко могли бы быть вносимы особенности, диктуемые местными условиями. И он действительно сумел своим уставом охватить главные формы жизни уже существовавшего монашества Запада и систематичностью и гибкостью его обеспечить успех и быстрый рост бенедиктинской семьи, вытеснившей или вобравшей в себя большинство самостоятельно возникших ранее общежитий. Немалую роль в успехе бенедиктинцев сыграли и большое культурное значение имели их ученые занятия, параллельно (и значительнее) развившиеся в монастыре Кассиодора, потом примкнувшем к бенедиктинцам. Братьев, не читающих в положенное время, устав называет лентяями. Ежедневно 1-2 часа посвящаются чтению, и самый круг этого чтения находится в некоторой зависимости от аббата. С другой стороны, связь новой монастырской культуры со школьною культурой позднего Рима поддерживается воспитательской деятельностью бенедиктинцев, о чем говорит житие Бенедикта. Именно благодаря месту, отведенному науке бенедиктинским уставом, западное монашество могло воспринять римскую культуру и сделаться для дальнейших эпох одним из источников просвещения.

Л.П. Карсавин.


Бенедиктинцы

Монахи, принимающие устав св. Бенедикта Нурсийского. Кроме соблюдения этого устава, бенедиктинские монастыри на первых порах не имели другой связи, т.е. были лишены орденской организации – централизованного управления с общим орденским начальником, и оставались по отношению друг к другу вполне автономными. Правилу св. Бенедикта суждено было стать нормой западной монашеской жизни. Наряду с обетами прежних монашеских уставов (conversio morum [обращение нравов], т.е. целомудрием и отречением от собственности), св. Бенедикт потребовал еще от своих учеников соблюдения stabilitas loci [постоянства места] (пребывания в своем монастыре до конца жизни) и сильнее подчеркнул принцип oboedientiae [послушания], придав ему характер почти военной дисциплины. Монашеская жизнь определяется правилом в звучащих по-военному терминах: domini schola servitii [школа служения Господу], самый устав называется lex sub qua militare vis [закон, повинуясь коему ты намереваешься воинствовать]. В противоположность прежним уставам, отличавшимся некоторой расплывчатостью, устав св. Бенедикта детально регламентирует монашескую жизнь; строгость, с которой регламентируется эта жизнь, умерена, однако, разумной осмотрительностью (discretio): здесь приняты во внимание личные силы каждого и избегнут узкий ригоризм. К требованию молитвенного подвига Бенедикт присоединил правило о физическом (ручном) труде. Cruce et aratro [крестом и оралом] – вот под каким знаменем бенедиктинцы совершали свои духовные завоевания; с течением времени к их деятельности присоединились еще научные занятия, тоже до известной степени требовавшиеся уставом, так как последний предписывал изучение кодексов в свободное время и вручал каждому монаху грифель и доску. Бенедиктинский устав подвергался многим частным переменам и дополнениям: наиболее значительными и важными были перенесение утренней молитвы (matutinum) с 2 часов ночи на 4, введение института братьев мирян (первоначальный устав св. Бенедикта не знает разницы между низшими в ордене братьями мирянами и высшими – monachl literati [монахами книжными] или ordo clericorum [клиром]), наконец, разрешение ядения мяса.

Устав св. Бенедикта был дан им монте-кассинским монахам ок. 530. Спустя 50 лет Монте-Кассинский м-рь был разрушен лангобардами,– монахи искали спасения в Риме. Папа Григорий Великий ввел бенедиктинский устав в основанном им м-ре св. Андрея, откуда были отправлены в Англию миссионерами Августин с 90 монахами,– благодаря этой миссии бенедиктинская идея монашеской жизни была переброшена из Италии в Англию. Отправлявшиеся сюда миссионеры имели продолжительную остановку во Франции – тоже не безрезультатную для судьбы бенедиктинского устава: к концу именно 6 в. нужно отнести введение бенедиктинского устава в части галльских монастырей. В 597 в Англии был основан первый бенедиктинский монастырь (в Кентербери); бенедиктинцы настолько развили здесь свою деятельность, что история их в этой стране вполне сливается с историей английской церкви. Из бенедиктинских монастырей в Англии вышли миссионеры в Германию (Виллиброрд и Бонифаций), а из Германии христианство и бенедиктинская монашеская дисциплина распространились в Дании, Скандинавии, из последней – в Исландии. В 9 в. бенедиктинский устав был единственной формой монашеской жизни для всей Западной Европы, за исключением Шотландии, Уэльса, Ирландии, где держались еще в течение некоторого времени кельтские уставы (св. Колумбана). К 9 в. относится процветание знаменитых бенедиктинских школ – в Корвейском и Новокорвейском м-рях, в Фульде, Рейхенау, Санкт-Галлене. бенедиктинцы пользовались особым вниманием и расположением Карла Великого, который из среды их часто выбирал себе сотрудников (напр., Алкуина). Но уже в конце 8 и начале 9 вв. обнаруживаются первые следы разложения в жизни бенедиктинцев, отчасти под влиянием растущего богатства монастырей, отчасти вследствие злоупотреблений светской власти, которая создавала т.н. коммендные аббатства, причем отдавала их в ленное пользование простым мирянам. Тем не менее в течение долгого времени бенедиктинское монашество черпало силы для своего возрождения из самого себя и неоднократно обновлялось, возвращаясь к первоначальной строгости своего устава.

На начало 9 в. падает реформаторская деятельность Бенедикта Аньянского,– успехи, достигнутые им, были, впрочем, кратковременны. В 910 было основано Гильомом Аквитанским Клюнийское аббатство, сыгравшее огромную роль в обновлении бенедиктинского монашества. Аббаты этого монастыря сумели объединить под своим руководством более 200 бенедиктинских монастырей,– аббату Гуго (ум. 1109) удалось провести правило, чтобы новиции всех подчиненных монастырей давали свои обеты в Клюни и проводили здесь первые три года монашеской жизни. Так создалась клюнийская конгрегация с элементами орденской централизации, до этого времени неизвестной у бенедиктинцев (почему о бенедиктинцах в их начальной истории как об ордене можно говорить лишь в нестрогом смысле слова). В этом подъеме религиозного духа, созданном клюнийским движением, находили для себя опору даже папы-реформаторы, боровшиеся со злоупотреблениями времени: светской инвеститурой, конкубинатом клира и симонией. По примеру клюнийской возникли и другие конгрегации (напр., кавская в Италии, обнимавшая около 300 монастырей, гиршауская – в Вюртемберге, обнимавшая около 100 монастырей, фульдская – наиболее влиятельная для всей Германии). Некоторые из таких конгрегаций, в силу своего значения и распространения, рассматривались как отдельные, по сравнению с общей массой бенедиктинского монашества, ордена (таковы ордена камальдулов, валломброзов, цистерцианцев, картезианцев; орден Граммонта и др.). Цветущее состояние ордена бенедиктинцев продолжается до конца 12 в. В 13 в. бенедиктинцев в значительной степени оттеснили возникшие тогда нищенствующие ордена.

Общий упадок церковной жизни, наблюдаемый в позднее средневековье, глубоко проникает и в бенедиктинский орден. Уже не сами бенедиктинцы, а церковная власть заботится об упорядочении монашеской жизни, средством к чему она избирает установление между монастырями большей сплоченности и связи. Латеранский собор 1215 постановил, чтобы в каждой церковной провинции каждые три года созывались орденские капитулы по образцу соборов, уже практиковавшихся в цистерцианском ордене; в президиум таких соборов на первое время было предписано приглашать по два цистерцианских аббата; собор получал полномочия выбирать монастырских ревизоров для данной провинции, или визитаторов. Определение собора подтверждалось папами Климентом V, затем Бенедиктом XII, поделившим буллой Summi Magistri 1336 (т.н. булла Benedictina) весь бенедиктинский орден на 36 провинций. Во время, предшествующее Реформации, когда раздавался клич о реформе церкви во главе и в членах, были сделаны попытки к обновлению и бенедиктинского монашества. Реформаторами явились приор Николай Сейрингер фон Мацен, ревизовавший монастыри в Нижней Австрии – в Мельке (Мелькская реформа), далее Иоанн Дедерот фон Минден и Иоанн фон Гаген, создатели Бурсфельдской унии (Бурсфельдский м-рь находился на правом берегу Везера в Ганновере), обнимавшей в период своего расцвета 136 мужских монастырей и 42 женских, затем папский легат Николай Кузанский. Но деморализация монашества была слишком глубока. Реформация нанесла существенный урон и бенедиктинскому ордену. В одной Англии до 1538 было уничтожено 62 бенедиктинских аббатства. Тридентский собор подтвердил буллу Benedictina, но старался ввести монашескую жизнь по возможности в должные границы. В силу определения этого собора о соединении в конгрегации изъятых из епископской юрисдикции монастырей, в бенедиктинском ордене возникло несколько новых конгрегации, между ними знаменитая конгрегация св. Мавра, выдвинувшая ряд крупных ученых (Мабильон, Монфокон, Сен-Март, Мартен, Д'Ашери, Дюран, Дюканж и мн. др.) и обессмертившая себя своими изданиями (особенно святоотеческих творений).

Эпохи просвещенного абсолютизма и французской революции были эпохами погрома для бенедиктинского ордена. Иосиф II упразднил около 700 монастырей, в том числе много бенедиктинских. В Германии монастыри пали жертвой секуляризации 1803 г. В эпоху французской революции вместе с другими монастырями погиб знаменитый Клюнийский (здания его были обращены в 19 в. в конюшни), также мавринский (последние 42 мавринца и генерал-супериор конгрегации сложили головы на эшафоте). Из 15 тыс. бенедиктинских монастырей, которые существовали во время Констанцского собора, едва ли пережило низвержение Наполеона более 30 монастырей. В 19 в. делались неоднократные попытки реставрации ордена. Свои утраты бенедиктинский орден старался компенсировать миссионерскими приобретениями в странах Нового Света, где возникли новые бенедиктинские конгрегации. Папа Лев XIII постарался создать внешнее единство ордена, созвав в 1893 бенедиктинских монахов всего мира в Рим, результатом чего явилось образование бенедиктинской конфедерации.

Н.В. Малицкий.

  К началу страницы