На автомобиле по Италии

Сиена

Siena

Площадь Кампо  |   Собор

Расцвет Сиены был обусловлен местоположением на Дороге франков. Долгое время основным внешнеполитическим фактором был конфликт с Флоренцией. В 1260 г. сиенцы одержали победу при Монтаперти, но экономический упадок и опустошительная эпидемия чумы 1348 г. (унесшая 4/5 населения) подкосили город. Последним аккордом независимости стала осада и взятие Сиены войсками Карла V в 1555 г.

Увеличить изображение в отдельном окне     По мнению сиенцев, их город основали сыновья Рема (т.е. племянники Ромула). Ромул и Рем – близнецы, рожденные весталкой от бога Марса и вскормленные волчицей. Ромул основал Рим, а Рема убил. Несмотря на такие вот непростые взаимоотношения между братьями, волчица навсегда связала Рим и Сиену – и там и там она повсюду.

Увеличить изображение в отдельном окне     Территориально-административное деление Италии дробно и замысловато, но Сиена превзошла всех в страсти к обособленности. В XIV в. в Сиене насчитывалось 43 аристократических клана, и это обусловило появление 43 районов-контрад. 17 из них не просто дожили до нашего времени, но и всерьез отстаивают свою самобытность, символически утверждая ее названием, флагом, резиденцией и церковью. На открытке показаны территории контрад на карте Сиены.

Увеличить изображение в отдельном окне     Гербы контрад: Благородная Контрада Орел (Aquila), Благородная Контрада Гусеница (Bruco), Контрада Улитка (Chiocciola), Древняя Контрада Сова (Civetta), Контрада Дракон (Drago), Императорская Контрада Жираф (Giraffa), Суверенная Контрада Дикообраз (Istrice), Контрада Единорог (Leocorno), Контрада Волчица (Lupa), Благородная Контрада Раковина (Nicchio), Благородная Контрада Гусь (Oca), Капитанская Контрада Волна (Onda), Контрада Пантера (Pantera), Контрада Лесная чаща (Selva), Контрада Черепаха (Tartuca), Контрада Башня (Torre), Контрада Долина баранов (Valdimontone).

Увеличить изображение в отдельном окне     Устройте себе развлечение – найдите в городе изображения всех 17 контрад. В путеводителе по городу указаны адреса их резиденций, но такой поиск мы сочли не спортивным и положились на удачу. Фонтан с символом Благородной Контрады Орел.

Увеличить изображение в отдельном окне     Фонтан с символом Контрады Пантера. На большее у нас, увы, не хватило времени. Но флаги с орлом и пантерой мы домой увезли.

Увеличить изображение в отдельном окне     Хорошая карта Сиены – приложение к компактному, но содержательному путеводителю (выпущенному в том числе и на русском языке).


Площадь Кампо

Увеличить изображение в отдельном окне     Площадь Кампо (Campo), образованная в 1347 г., считается одной из красивейших площадей Европы. Ее пространство повторяет форму античного театра, понижаясь к дворцу Палаццо Публико (Palazzo Publico).

Увеличить изображение в отдельном окне     Два раза в год, 2 июля и 16 августа, на Кампо проходят знаменитые исторические скачки Палио. Загодя отбираются 10 контрад-участников, лошади и наездники благославлятся прямо в церквях. Центральную часть площади огораживают для зрителей, а по краю насыпают толстый слой земли, чтобы не скользили копыта лошадей. Наездники скачут без седел, но зато с кнутами, которыми разрешается охаживать не только лошадь, но и соперников. Начинается праздник с расфуфыренного костюмированного шествия и жонглирования флагами, а сам забег продолжается всего полторы минуты. Зато пьянка района-победителя длится потом несколько дней.

Увеличить изображение в отдельном окне     Палаццо Публико состоит из трех корпусов, построенных в готическом стиле в разное время, начиная с 1288 г. Нижний ярус украшен специфическими арками (стрельчатая + пониженная), названными «сиенскими». Крупный герб Медичи на фасаде (с «помпонами») отмечает вхождение Сиены в герцогство Тосканское. 102-метровая башня Торре дель Манджа построена в 1338-1348 г.

Увеличить изображение в отдельном окне     Вид от мраморного крыльца Палаццо Публико на схожий по дизайну дворец Палаццо Санседони, построенный в 1216 и измененный в 1339 г. Раньше башня этого дворца была не менее внушительна, чем Торре дель Манджа.

Увеличить изображение в отдельном окне     Вид из внутреннего двора Палаццо Публико. Стройная Торре дель Манджа отлично смотрится со всех ракурсов – в отличие от флорентийской башни Палаццо Веккьо, которая вблизи выглядит тяжеловесно.

Увеличить изображение в отдельном окне     Подниматься на смотровую площадку Торре дель Манджа придется по-честному, на своих двоих. 400 ступеней вознесут вас над площадью на 83 метра.

Увеличить изображение в отдельном окне     Вид с башни на площадь, форма которой ассоциируется сиенцами с плащом Девы Марии (покровительницы города), распростертым над сердцем города. В центре на снимке – Источник радости (Fonte Gaia), построенный в 1419 г. по проекту Якопо делла Кверча.

Увеличить изображение в отдельном окне     Белые полосы травертина делят замощенную кирпичом площадь на 9 секторов – в память о времени правления «Совета Девяти».

Увеличить изображение в отдельном окне     Левее наша следующая цель – собор. Вот он, неподалеку – светло-полосатенький такой, с колокольней, частично закрытый реставрационными лесами. Влево от него тянется стенка, завершающаяся кирпичным фасадом – это остов так и не построенного нового собора, который должен был включить в себя старый в качестве трансепта.


Собор

Увеличить изображение в отдельном окне     Собор Сиены – один из самых красивых в Тоскане, да и вообще в Италии. Он был освящен в 1179 г., но строительные работы продолжались еще несколько столетий. Во время нашего пребывания купол собора был украшен лесами и кранами, так что этот вид мы отсканировали в путеводителе.

Увеличить изображение в отдельном окне     После расширения, собор Сиены непременно должен был затмить размерами флорентийский – в пику извечному кровавому сопернику. Расширение началось в 1339 г. (еще до завершения старого здания), но в 1348 г. на город обрушилась чума и унесла с собой 80% населения (представьте себе этот ужас). В 1357 г. работы были остановлены, аварийные постройки разобраны.

Увеличить изображение в отдельном окне     Стоя спиной к действующему собору, можно видеть остов нового фасада и боковой неф (там сейчас музей собора).

Увеличить изображение в отдельном окне     Отказавшись от расширения собора, сиенцы смогли сосредоточиться на завершении прежнего здания. Замысловатый фасад был окончен в готическом стиле к концу XIV в.

Увеличить изображение в отдельном окне     Нижняя часть фасада (порталы) выполнена архитектором Джованни Пизано раньше, в романском стиле.

Увеличить изображение в отдельном окне     Интерьер собора в Сиене – самый нарядный среди аналогичных больших соборов Орвието, Пизы или Флоренции.

Увеличить изображение в отдельном окне     Готические пучки колонн и разбегающиеся нервюры свода.

Увеличить изображение в отдельном окне     Собор Сиены знаменит своими каменными полами, выполненными в технике инкрустации. Резные настилы создавались с 1372 по 1562 г. и содержат почти 50 сюжетов, различающихся по технике и стилю исполнения.

Увеличить изображение в отдельном окне     Поскольку ходить по таким полам это варварство, для прохода часть из них закрыта листами типа оргалита, склеенными между собой каким-то скотчем. На фото – расположенный в левом трансепте настил, изображающий избиение младенцев.

Увеличить изображение в отдельном окне     Фрагмент сцены избиения младенцев (Маттео ди Джовани, 1481 г.).

Увеличить изображение в отдельном окне     Второй от входа настил в центральном нефе – герб Сиены в окружении гербов союзных городов. Все та же волчица и ненасытные близнецы.

Увеличить изображение в отдельном окне     Фрагмент настила Фортуна, выполненного по рисунку Пинтуриккьо (Паоло Маннуччи, 1506 г.).

Увеличить изображение в отдельном окне     Милая пара, деталь настила Сивилла Гелеспонтийская (Нероччо ди Бартоломео, 1483 г.).

Увеличить изображение в отдельном окне     Увлекшись чудесными полами собора, мы несколько потеряли из виду роскошную кафедру работы пизанского мастера Николо, созданную между 1265 и 1268 гг. Николо Пизано в основных чертах повторял свою знаменитую работу для баптистерия Пизы (1260 г.). (Сравните также с кафедрой пизанского собора, созданной его сыном Джованни – тем самым, что воздвиг нижний ярус фасада сиенского собора).

Увеличить изображение в отдельном окне     Из левого нефа собора можно попасть в Библиотеку Пикколомини, основанную в 1495 г. кардиналом Франческо Пикколомини (будущий папа Пий III) с целью сохранения книг его дяди, Пия II. Все стены зала библиотеки покрыты фресками Пинтуриккьо, повествующими о жизни папы Пия II.

Увеличить изображение в отдельном окне     Знаменитая скульптурная группа Три грации – римская копия с оригинала школы Праксителя.

Увеличить изображение в отдельном окне     Отъезд молодого Энеа Сильвио Пикколомини в Базель на Церковный Собор в качестве секретаря кардинала Капраники.

Увеличить изображение в отдельном окне     Сиенский епископ Энеа Сильвио знакомит Фридриха III с невестой Еленой Португальской (фрагмент).

Увеличить изображение в отдельном окне     В правом трансепте собора – шлемы и цацки, вероятно принадлежавшие победителями скачек Палио.


Увеличить изображение в отдельном окне     По дороге в Сан-Джиминьяно проезжаем мимо крошечного городка Монтериджони – некогда бывшего форпостом Сиены на флорентийском направлении. «Корона стен» Монтериджони с 14 башнями (раньше более высокими) упомянута Данте в «Божественной комедии». На переднем плане – привычные для Тосканы виноградники.

  К началу страницы