На автомобиле по Италии

Селинунт (греч. Селинус)

Selinunte (gr. Selinus)

Храмы Селинунта  |  Акрополь:  C   D   |  Восточный холм:  E   F   G 

Селинунт, основанный выходцами из Мегары в 628 (по данным Фукидида) или 650 (Диодор Сицилийский) году до н.э. – большая и самая западная греческая колония на Сицилии, на границе с землями, на которых доминировал Карфаген. Пограничное положение было причиной многочисленных столкновений с элимцами (Сегеста), причем инициаторами обычно выступали греки Селинунта, стремившиеся расширить зону своего влияния.

В то же время, торговля с теми же элимцами, пунийцами и самим Карфагеном была важнейшим фактором роста города. В силу этого, Селинунт нередко отказывался присоединиться к греческим полисам, вступавшим в противостояние с карфагенянами. В частности, Селинунт был союзником Карфагена, когда в 480 году произошла знаменитая битва при Гимере, имевшая для греков примерно то же значение, что и победа над персами у Саламина (позднейшее предание стало утверждать, что обе битвы произошли в один и тот же день).

Очередной конфликт Селинунта с Сегестой стал поводом для Афинян предпринять Сицилийскую экспедицию 415 года – против дорических полисов, поддерживавших Спарту в Пелопоннесской войне. Экспедиция закончилась катастрофическим провалом, но Сегеста не осталась без покровителя – уже в 409 году Селинунт был полностью разрушен армией Карфагена (стоит отметить, что карфагеняне предварительно предприняли попытку дипломатического урегулирования). После погрома и кровавой резни 409 года Селинунт частично возродился, но уже никогда не достиг былого величия.

Увеличить изображение в отдельном окне    

Сицилийские города: пунийцы, элимцы и греческие полисы.

Колонисты из Мегары первоначально обосновались на восточном побережье Сицилии, но оказались зажаты между полисами выходцев из Халкиды (на севере), переселенцами из Коринфа, основавшими Сиракузы (на юге), и местными племенами сикулов (на западе). Промаявшись сотню лет, мегаряне были вынуждены искать новую землю.

Увеличить изображение в отдельном окне     Дидрахм из Селинунта (VI в. до н.э.) с изображением листа петрушки (греч. selinon) – это растение, вероятно, дало название и реке и городу, став символом Селинунта.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Общий вид Селинунта в период наивысшего расцвета города.
Источник: Hulot, Fougeres. Selinonte (1910).

Увеличить изображение в отдельном окне     Современное расположение объектов археологической зоны Селинунта на GoogleMap.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     В античные времена в устье реки Коттоне, между Акрополем и Восточным холмом, находилась главная гавань города. Сейчас от нее не осталось и следа.

ХРАМЫ СЕЛИНУНТА

Сравнительная таблица

МестоХрамСоздан (до н.э.)КолоннПланФасад
Акрополь

Увеличить изображение в отдельном окне
O, A480-4706 x 14 Увеличить изображение в отдельном окне Увеличить изображение в отдельном окне
 C 580-5606 x 17
 D 560-5406 x 13
Восточный холм

Увеличить изображение в отдельном окне
 E 460-4506 x 15
 F 550-5306 x 14
 G 530-4808 x 17
Реконструкции из: Hulot, Fougeres. Selinonte (1910).

Эволюция планировки

Для более древних дорических храмов характерны следующие признаки (подробнее см.: О. Шуази. История архитектуры):

  • Узкая длинная целла и глубокие портики, отсутствие заднего вестибюля (постикума) (храмы C, D, F).
  • «Храм являлся первоначально центром как религиозной, так и гражданской жизни народа, т.е. одновременно портиком для общественных сборищ и святилищем. Расположение вполне соответствует этому объединению культа и гражданской жизни: божеству отводится целла с пронаосом, в то время как портик принадлежит всему населению. Поэтому портик делается широким, обширным и доступным со всех сторон благодаря удобным лестницам. По мере увеличения целлы пространство, предоставленное толпе, уменьшается и защита от солнца, которую представляли наружные галереи, становится иллюзорной. В то же время, когда толпа начинает покидать портики, не находя под ними достаточной защиты, ее постепенно вытесняет оттуда и затрудненный доступ, как бы нарочито создаваемый строителями. Лестницы храма лишаются ступеней и превращаются в цоколи. Планы храмов ярко свидетельствуют об устанавливающемся разделении гражданской и религиозной жизни. Это разделение завершается в середине V в., когда храм становится зданием, посвященным исключительно религиозному культу».

    Увеличить изображение в отдельном окне    
  • Закрытый вестибюль (пронаос) и два ряда колонн вдоль фасада (C, F).

  • На рисунке: изменение входа в пронаос, храмы F и D.

    АКРОПОЛЬ

    Реконструкции акрополя Селинунта.
    Источник: Hulot, Fougeres. Selinonte (1910).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне

    Увеличить изображение в отдельном окне     Аэрофотосъемка современного состояния акрополя (вид с северо-запада).
    В центре возвышается колоннада храма C, левее ближе к нам – развалины храма D,
    справа за дорожкой – остатки храмов A и O.


    Храм C (580-560 гг. до н.э.)

    Увеличить изображение в отдельном окне     Храм С – самый древний из дошедших до нас и самый крупный на акрополе.
    На схеме – реконструкция плана и напольной мозаики.
    Источник: Hulot, Fougeres. Selinonte (1910).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Реконструкция восточного фасада храма C.
    Слева виден маленький храм B эллинистической эпохи.
    Источник: Hulot, Fougeres. Selinonte (1910).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Северная часть колоннады частично реконструирована в 1925 году.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Вдалеке, за остатками храма C, виднеется полувосстановленный храм E на Восточном холме.

    Наиболее ценные фрагменты храмов Селинунта помещены в Региональный археологический музей в Палермо:

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Три уцелевшие метопы храма С:
    Солнечная квадрига  |||  Персей и Медуза  |||  Геракл и Керкопы.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Анализ сохранившихся фрагментов показал, что на фронтоне храма С была изображена голова Медузы Горгоны.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Дошедшие до нас раскрашенные детали позволяют судить о цветах храмов Селинунта.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Реконструкция раскраски дорических храмов Сицилии.
    Источник: Hittorf, Zanth. Architecture antique de la Sicile (1870).


    Храм D (560-540 гг. до н.э.)

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Первый из храмов Селинунта в котором вместо дополнительного ряда колонн появился открытый вестибюль-пронаос – позже это решение стало стандартным. В то же время, храм D еще сохраняет архаические черты планировки – глубокие портики и узкую целлу.
    Источник: О. Шуази. История архитектуры.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Юго-восточный угол храма.
    Перед ступенями стилобата – остатки более древнего алтаря.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Остатки колонн.

    ВОСТОЧНЫЙ ХОЛМ

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Храмы Восточного холма в древности:
    планировка и вид на храмы и акрополь с северо-востока.
    Источник: Hulot, Fougeres. Selinonte (1910).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Состояние храмов E, F и G в конце XVIII века.
    Источник: Denon, Saint Non. Settecento siciliano (1785).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Современное состояние храмов:
    аэрофотосъемка (с северо-запада) и вид со стороны акрополя (с юго-запада).


    Храм E (460-450 гг. до н.э.)

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Храм E, который мы сегодня видим, был частично отстроен из обломков в 1960-х годах. Результат реставрации вызывает нарекания специалистов, но для туристов именно это здание стало главной достопримечательностью Селинунта. Сам храм был уже третьим на той же площадке Восточного холма: первый храм E1 сгорел около 510 года до н.э., храм E2 остался неоконченным.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Археологическая схема храма до начала работ по восстановлению, 1899.
    На профиле пола хорошо видно ступенчатое повышение уровня по мере продвижения к святилищу.
    Источник: Koldewey, Puchstein. Die griechischen Tempel in Unteritalien und Sicilien (1899).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Современный вид на храм:
    с юга, севера, востока и запада.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     В туристическом смысле храм уникален доступностью внутренней части для посещения.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Вид с остатков стены целлы и между стеной и колоннадой периптера.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Форма колонн (малое сужение) и капителей (малая «расплющенность») – признаки классического периода греческой архитектуры.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Так же, как сдвоенные балки архитрава.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Четыре уцелевшие метопы храма Е в Региональном археологическом музее в Палермо:
    Геракл и Амазонка  |||  Зевс и Гера  |||  Артемида и Актеон  |||  Афина и Энцелад. Известняковые фигуры были дополнены фрагментами из мрамора (обнаженные части женских фигур) и бронзы (оружие).


    Храм F (550-530 гг. до н.э.)

    Увеличить изображение в отдельном окне     На древность храма указывает второй ряд колонн перед закрытым вестибюлем.
    Для тяжелых дверей в полу были устроены закругленные направляющие.
    Источник: О. Шуази. История архитектуры.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Планировка периптера F необычна тем, что промежутки между колоннами перекрывали высокие (почти 5-метровые) стены. Одна из версий для объяснения этого решения – необходимость укрыть от глаз непосвященных какие-то сакральные ритуалы, проводившиеся в портиках храма.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Вид на развалины храмов F и G от подножия храма E.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Вид на храм E из развалин храма F.

    Увеличить изображение в отдельном окне     От храма F до нас дошли две полуразрушенные метопы со сценами гигантомахии.
    Они тоже хранятся в Региональном археологическом музее в Палермо.


    Храм G (530-480 гг. до н.э.)

    Увеличить изображение в отдельном окне     Храм G – один из крупнейших во всем греческом мире.
    На схеме – дорические гиганты Сицилии: храм G и храм Зевса из Акраганта.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Реконструкция храма G.
    Храм предположительно был посвящен Аполлону или Зевсу Олимпийскому.
    Источник: Hulot, Fougeres. Selinonte (1910).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Реконструкция храма G.
    Источник: О. Шуази. История архитектуры.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Руины грандиозного храма
    впечатляют и в наши дни.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Камни для строительства храма G добывались в нескольких километрах от города – в каменоломне Каве-ди-Куза (Cave di Cusa), которую можно посетить.
    Гравюры из издания: Houel. Viaggio in Sicilia e a Malta (1782).

      К началу страницы