Большое путешествие по ЕгиптуГробницы вельмож
|
• Нахт (TT52 Nakht) • Менна (TT69 Menna) • Сеннефер (TT96 Sennefer) • Рехмира (TT100 Rekhmire) • Хаемхет (TT57 Khaemhat) • Усерхет (TT56 Userhat) • Рамос (TT55 Ramose) • Технические детали |
Некрополи на пространстве между Долиной Цариц и Долиной Царей образуют огромный комплекс из более чем 500 захоронений. Если гробницы Долины Царей дополнялись поминальными храмами вне Долины, то частные гробницы знати по сути совмещали в себе собственно гробницу и заупокойный храм. Гробницы вельмож, хотя и различались по внешнему виду в зависимости от даты появления, обычно состояли из внешнего двора, заупокойного храма, открытого для посещения родственниками усопшего, и запечатанной погребальной камеры, в которую вел коридор или вертикальный колодец.
Заупокойный храм фиванской гробницы обычно имеет план в виде перевернутой буквы Т и открывается поперечным помещением, или вестибюлем. За ней находится вытянутое помещение святилища, ось которого перпендикулярна оси вестибюля. В отличие от царских гробниц, поминальные залы в гробницах вельмож украшали росписями со сценами повседневной жизни – что дает возможность узнать о многих сторонах быта древних египтян. В конце святилища устраивали нишу со статуей усопшего, а над гробницей часто устанавливали пирамидион, похожий на те, что украшают гробницы в Дейр эль-Медине. Стены погребальной камеры обычно не украшали.
Еще совсем недавно некрополи были застроены жилыми домами, причем местные жители порой использовали помещения гробниц под подвалы и хлева. Кроме того, в отсутствие дренажа и канализации, сточные воды проникали в пористый известняк и разрушали росписи гробниц. В настоящее время деревня в Шейх Абд эль-Курна ликвидирована.
Полезные книги и ссылки:
Некрополь Шейх Абд эль-Курна с высоты птичьего полета. Вверху справа хорошо виден храм Хатшепсут, снизу по центру – автостоянка напротив Рамессеума. После сноса жилых домов поселка, найти нужную гробницу стало совсем просто. |
Схема некрополей Шейх Абд эль-Курна, эль-Хоха и эль-Ассасиф . Синей заливкой мы отметили гробницы, билеты на посещение которых продают в центральной кассе. Источник: Zahi Hawass. Life in Paradise. The Noble Tombs of Thebes.
|
«Писец, астроном Амона»
XVIII династия, правление Тутмоса IV – Аменхотепа III
Краткий иллюстрированный обзор гробницы Нахта.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
Подробнее см. на сайте osirisnet.net |
Сюжеты росписей освежаем в памяти еще до входа в гробницу, поскольку внутри довольно тесно. |
Единственная часть гробницы, украшенная росписями – это поперечный вестибюль. Росписи в гробнице закрыты стеклами – это портит общее впечатление, но рассматривать детали не мешает. |
Музыкантши с флейтой, «лютней» и арфой – самое известное изображение из гробницы Нахта. Считается, что средняя девушка изображена обнаженной впервые в истории Фиванской живописи. |
Служанка помогает дамам наряжаться. |
Сцена охоты на болотах: Нахт с женой и детьми. Слева он охотится на птиц, справа – бьет рыбу гарпуном. |
В верхнем ярусе – крестьяне собирают и давят ногами виноград в кадках, в нижнем – ловят силками птиц и заготавливают дичь впрок. |
Сцена посевных работ. Крестьяне пашут плугом, который тянут два быка, рыхлят землю мотыгами, трамбуют колотушками. |
Обмолоченное зерно подбрасывают, чтобы провеять его. |
Заупокойная статуя Нахта затонула при перевозке в Америку в 1917 г.
«Писец полей Владыки Обеих земель – Верхнего и Нижнего Египта»
XVIII династия, правление Тутмоса IV – Аменхотепа III
Краткий иллюстрированный обзор гробницы Менны.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
Подробнее см. на сайте osirisnet.net |
Гробница изобилует сценами сельскохозяйственных работ: крестьяне, писцы, надсмотрщики.
Любопытные житейские мелочи: женщина работает, удерживая грудного младенца на перевязи; девушка помогает подруге избавиться от занозы. |
Менна с женой перед лицом Осириса. |
Усопший с женой поклоняются Анубису, Осирису, Хатхор Аментет (повелительнице некрополей Западных Фив и «великой защитнице умерших»), Хатхор и Ра-Хорахти. |
«Властитель Южного города»
XVIII династия, правление Аменхотепа II
Иллюстрированный обзор гробницы Сеннефера.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
Подробнее см. на сайте osirisnet.net |
Общая схема расположения помещений гробницы.
Источник: сайт osirisnet.net.
Верхняя, поминальная, часть (сейчас она закрыта для посещения) имеет вполне традиционную Т-образную форму. Нижние, погребальные, помещения целиком покрыты росписями – и это большая редкость в гробницах вельмож XVIII династии. Многочисленные титулы Сеннефера, упомянутые на стенах гробницы, свидетельствуют о его особом положении среди придворных чиновников. |
Погребальная камера до установки деревянного пола и стекол.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей. Основное внимание в росписях уделено Сеннеферу и его жене Мерит («Возлюбленная»). |
Гробницу Сеннефера иногда называют также «Гробницей виноградных лоз», оплетающих нарочито неровный потолок погребальной камеры. Виноградные гроздья – один из традиционных символов Осириса. |
Роспись стен следует ритуальной ориентацией помещения (дверь находится на «символическом востоке»).
Маршрут души усопшего по загробному миру начинается на «южной» стене.
Художественная реконструкция росписей на стенах погребальной камеры:
Перед супругами – стол с подношениями и жрец с сосудом хес, совершающий обряд очищения. |
Сеннефер и Мерит перед Осирисом и Анубисом. |
Жрец-сем в традиционной леопардовой шкуре совершает обряд очищения с помощью сосуда немсет. |
Жрец-сем с сосудом хес и курительницей. |
Над выходом из погребальной камеры – сдвоенное изображение Анубиса в виде черных шакалов, возлежащих на святилищах и нюхающих букет из цветов лотоса. |
Супруги сидят на стульях с высокими спинками. В руках Сеннефера жезл сехем, символ власти и могущества. Волосы Мерит украшены цветком лотоса, под ее креслом – сосуды с благовониями. |
Сцена из вестибюля – слуги несут предметы, использующиеся при мумификации: |
«Правитель города и визирь»
XVIII династия, правление Тутмоса III – Аменхотепа II
Иллюстрированный обзор гробницы Рехмира.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
|
В «гробнице» визиря Рехмира отсутствует погребальная камера – то есть мумия вельможи была захоронена не здесь. Возможно, она упокоилась в одной из гробниц Долины Царей – лишь очень немногие высокопоставленные придворные удостаивались такой чести.
Впрочем, нам интересны в первую очередь росписи, которыми обильно украшены оба помещения гробницы. В отличие от многих других известных гробниц, в TT 100 стены с изображениями пока не прикрыты стеклами.
Сбор налогов в самом Египте. |
Сцена охоты в пустыне выделяется на общем фоне динамикой изображенных фигур животных. |
Заготовка пищи: мясо, вино, птица, рыба. |
Мастерская по изготовлению каменных статуй фараона: идущий, коленопреклоненный, сидящий с супругой, в виде сфинкса, сидящий со скипетрами. |
Левая сторона
Пожалуй, самая интересная с исторической точки зрения часть гробницы – рисунки дают уникальную возможность окунуться в атмосферу ремесленных цехов Древнего Египта.
Приготовление и раздача пищи ремесленникам. |
Сверху – вниз:
|
Разумеется, все работы ведутся под неусыпным контролем визиря Рехмира. |
Правая сторона
Рехмира и его жена Мерит участвуют в заупокойной трапезе. |
Знатные дамы, служанки, музыкантши – услада для слуха и взгляда. |
Лодки, на которых Рехмира следовал к фараону Аменхотепу II за наградой. |
Пруд посреди пышного сада. |
«Царский писец, смотритель амбаров Верхнего и Нижнего Египта»
XVIII династия, правление Аменхотепа III
Краткий иллюстрированный обзор гробницы Хаемхета.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
|
Гробница не имеет росписей, она украшена нераскрашенными рельефами.
У входа – рельефный портрет Хаемхета и текст гимна богу Ра (сюжет, редко встречающийся в гробницах знати). |
Сельскохозяйственные сцены. Колесница, запряженная четверкой лошадей. |
«Смотритель амбаров» Хаемхет делает подношение богине Рененутет. |
Вслед за сценой поклонения богине урожая изображена целая флотилия грузовых кораблей, разгружающих товар на рынке. |
Изображения Осириса и богини Аментет (повелительницы некрополей и защитницы умерших) на сцене похорон. |
На нижней части правой стены святилища – сцены паломничества в Абидос.
Царский писец, надзиратель за поставками хлеба и «стадами Амона»
XVIII династия, правление Аменхотепа II
План гробницы Усерхета. Подробное описание см. на сайте osirisnet.net |
Гробница имеет привычную Т-образную форму с вестибюлем и святилищем, в конце которого размещалась поминальная статуя усопшего. |
В трех верхних регистрах левой части изображены рекруты с пустыми мешками в руках, ожидающие выдачи пищевого довольствия. Порядок обеспечивают должностные лица с палками. |
Снизу очень редкий сюжет – стрижка солдат. |
Деталь росписи, изображающей похоронную процессию. На папирусной лодке установлен саркофаг, поддерживаемый фигурками Исиды и Нефтиды. Ниже пять человек тянут на салазках саркофаг с канопами. |
Сцены охоты ритуально изображали борьбу с силами хаоса, с которыми покойному придется столкнуться в потустороннем мире. Роспись, изображающая охоту на колеснице в пустыне выполнена мастерски: газели, зайцы, гиены – все фигуры изображены очень динамично (ср. с изображением в гробнице Рехмира). Сюжет, популярный еще в мастабах Древнего царства, исчезает из гробниц после правления Аменхотепа II. |
Сюжет охоты на болотных птиц и рыбной ловли гарпуном также традиционен. Обычно эти сцены обращены друг к другу и разделены водяной «горкой» (ср. с гробницами Нахта и Менны). Здесь же вода горизонтальна, и две сцены следуют друг за другом, разделяясь зарослями папируса. Сюжет охоты на болотах продержится в росписи гробниц до конца XVIII династии. |
От парной статуи Усерхета с женой, располагавшейся в нише святилища, осталась лишь обезглавленная фигура Мутнеферет. |
«Правитель города и визирь»
XVIII династия, правление Аменхотепа III – Аменхотепа IV / Эхнатона
Краткий иллюстрированный обзор гробницы Рамоса.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
Подробнее см. на сайте osirisnet.net |
Гробница Рамоса, выделяющаяся необычайно большими помещениями, осталась незаконченной.
Вероятно, ее владелец последовал за Эхнатоном в новую столицу Амарну, где и соорудил себе другую гробницу.
Слева от входа в гипостильный зал – изумительного качества рельефы, изображающие гостей на заупокойной трапезе. |
На юго-западной стене гипостильного зала – единственная сцена, выполненная красками: похоронная процессия. |
На верхнем ярусе хорошо видны саркофаги, на нижнем – слуги несут погребальную утварь мимо плакальщиц (это изображение очень хвалят искусствоведы). |
Первый рельеф с изображением Рамоса перед Аменхотепом IV выполнен в «классическом» стиле. За спиной фараона богиня Маат. |
Сверху – служанки с систрами перед Рамосом и его женой. Снизу – обряд очищения статуи Рамоса. |
Центральная касса Западного берега. Здесь можно купить билеты на посещение гробниц в некрополях Шейх Абд эль-Курна, эль-Хоха, Дра Абу эль-Нага и Дейр эль-Медина. |
Билеты можно приобрести только в центральной кассе, далеко от самих гробниц, и действуют билеты только один день.
Весьма неудобная система – сложно понять, сколько времени нужно на осмотр гробниц, ни в одной из них не побывав.
Типичная гробница очень мала, но насыщена. Обойти ее можно за 5 минут, но на подробный осмотр можно потратить и час.
Мы посетили гробницы по билетам №3, 4, 5, 6, 11.
Состав билетов (2011 г.):
10 гробниц вельмож в Шейх Абд эль-Курна (Sheikh Abd el-Qurna):
3 гробницы вельмож в эль-Хоха (el-Khokha):
2 гробницы вельмож в Дра Абу эль-Нага (Dra Abu el-Naga):
3 гробницы мастеров в Дейр эль-Медина (Deir el-Medina):
Гробницы Фиванского некрополя – одно из худших мест для фотографа в Египте. Сложное освещение и стеклянные витрины – уже не главная проблема; во всех гробницах съемка официально вообще запрещена. Строгость этого правила различна – если в Долине Царей жестко заставляют сдавать фотоаппараты в камеру хранения (как в Каирском музее), то в менее пафосных местах с охранником нередко можно договориться (главное условие – отсутствие посторонних свидетелей). Разумеется, съемка со вспышкой – варварство, приводящее к порче красочного слоя. А вот запрет на фотографирование без вспышки весьма огорчителен – на подробный осмотр росписей и рельефов нужно много времени, и было бы гораздо комфортнее, если бы изучение деталей можно было спокойно продолжить дома по собственным фотографиям.
К началу страницы |