Большое путешествие по Египту

Храм Амона в Карнаке

Karnak

•  От входа до II пилона: Аллея сфинксов, I пилон, первый двор, святилище Сети II, храм Рамсеса III, киоск Тахарки, II пилон
•  Большой гипостильный зал между II и III пилонами: колонны, внутренние и внешние стены
•  От III до V пилона: III пилон, двор обелисков и обелиск Тутмоса I, IV пилон, Зал Инени и обелиск Хатшепсут, V пилон
•  От VI пилона до храма Среднего царства: VI пилон, святилище Филиппа Арридея, Зал анналов Тутмоса III, святилище Хатшепсут
•  Восточная часть: Юбилейный храм и «Ботанический сад» Тутмоса III, святилище Внемлющего уха, храм Рамсеса II, колоннада Тахарки
•  Южная часть: «Двор тайника», скарабей, часть обелиска Хатшепсут, священное озеро, VII и VIII пилоны
•  Музей под открытым небом: Красное святилище Хатшепсут, Белое святилище Сенусерта I, портик Тутмоса IV
•  Технические детали


Крупнейший в Египте Карнакский храмовый комплекс – главное государственное святилище в период Нового царства.
Состоит из трех основных архитектурных ансамблей: Амона-Ра, Монту и Мут.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Планы-указатели и реконструкция
храмового комплекса в Карнаке.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Планы-указатели
храма Амона.

Почитать и посмотреть:

  • Карнак (Ипет Сут) – общий обзор В. Солкина.
  • Карнак – исторический обзор на egyptology.ru.
  • The Great Temple of Amun at Karnak – серия статей, детально описывающих все части храма (touregypt.net).
  • Digital Karnak – отличные реконструкции храма (проект Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, UCLA).
  • Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Глава IX. – храм в контексте древнеегипетского искусства (pdf в интернете).
  • Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. Часть 1. – описание храма в контексте технологий храмового строительства.
  • Фотографии из Карнака в Библиотеке Конгресса – черно-белые фото конца XIX - начала XX в.
  • Наш фотоообзор охватывает лишь часть обширного храмового комплекса.
    Мы посетили Карнак дважды и суммарно провели в храме Амона около 10 часов.

    От входа до II пилона

    I пилон и Аллея сфинксов

    Увеличить изображение в отдельном окне     Незавершенный I пилон (Нектанеб I, XXX династия).
    Пристань для священных лодок, от Нила сюда вел канал.
    Справа – остатки позднего святилища для ладей (Хакор, XXIX династия).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Аллея сфинксов с телом льва и головой барана («криосфинксы»),
    созданных во времена Рамсеса II, вела к причалу на Ниле.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Первый пилон утром и вечером.

    Первый двор

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Первый двор:
  • I пилон, святилище Сети II, киоск Тахарки и II пилон.
  • Киоск Тахарки и II пилон, вход в храм Рамсеса III.
  • Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Остатки кирпичного пандуса на внутренней стороне I пилона. Египетская технология строительства не знала кранов и подъемников, каменные блоки поднимались наверх волоком по временным пандусам, скелетом которых служил необожженный кирпич-сырец с добавлением рубленой соломы.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Бараноголовые сфинксы с фигурками Рамсеса II в образе Осириса (часть Аллеи сфинксов). Сфинксы, оказавшиеся внутри нового двора, были сдвинуты к его боковым стенам. В центре двора – небольшой сфинкс с чертами Тутанхамона.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Единственная сохранившаяся колонна Тахарки (XXV династия) и алебастровый алтарь. На заднем плане – остатки II пилона (Хоремхеб – Сети I).
    Для заполнения внутренностей II пилона использовались т.н. «талататы» – стандартизированные строительные блоки, введенные в эпоху Эхнатона – из разобранного святилища царя-еретика.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Колосс Рамсеса II и его дочери Бент-Анат перед II пилоном. Из-за типичной для египетских правителей привычки выписывать свои имена на чужих статуях, колосс часто ошибочно приписывают верховному жрецу Амона Пинеджему I (XXI династия).

    Храм Рамсеса III

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Портик с осирическими статуями во дворе храма.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Священная барка Амона – рельеф святилища храма Рамсеса III.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Фрагменты рельефа.

    Святилище Сети II

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Три помещения святилища Сети II посвящены Мут, Амону и Хонсу.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Сети II перед Амоном и Хонсу.

    Большой гипостильный зал (БГЗ) между II и III пилонами

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Разрезы-реконструкции – храм Амона во времена Рамсеса II,
    после создания Большого гипостильного зала.
    Рисунки Stephen Biesty

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Аксонометрические схемы БГЗ – колонны, перекрытия, окна.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Большой гипостильный зал – одна из любимых тем художников XIX века.
    Широко известны акварели Робертса.
    David Roberts, 1838

    Колонны

    Увеличить изображение в отдельном окне     Лес колонн БГЗ – пожалуй, самая знаменитая часть всего Карнакского комплекса.
    12 центральных колонн – высота ~21 м, капители в виде раскрытых цветов папируса.
    122 боковые колонны – высота ~15 м, капители в виде нераспустившихся бутонов папируса.
    Чертеж экспедиции Лепсиуса

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Центральные колонны.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Боковые колонны.

    Рельефы внутренней поверхности северной стены (Сети I)

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Северная внутренняя стена Большого гипостильного зала и примыкающие внутренние части II и III пилонов покрыты рельефами замечательного качества, созданными в эпоху Сети I.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Изысканный портрет Сети I с букетом в руке.
    Царь приветствует священную барку Амона.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Сети I в синем кожаном шлеме хепреш подносит Монту, «владыке Фив», букеты: стебли папируса (символа Нижнего Египта) в правой руке, цветы и бутоны водяной лилии (символа Верхнего Египта; часто ошибочно называют «лотосом») – в левой. Правее – царь в двойной короне преподносит цветы и хлеб в дар Амону.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Сцены, посвященные празднику Сед. Слева – Тот гномоном записывает тронное имя царя Мен-маат-Ра на плод геральдического солнечного дерева, персеи Ишед. Справа – Сети I в короне атеф стоит на коленях перед Ра, и левой рукой поддерживает вручаемые ему символы церемонии Сед и долголетия. Стоящая за спиной царя богиня Сехмет также протягивает к нему пальмовый лист (символ лет правления) с магическими символами.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Рельеф возле дверного проема в южной стене запечатлел Сети I перед лицом Амона и Мут. Левую руку с символом анх царь держит над условным изображением храма, который он «вручает» богам.

    Рельефы внутренней поверхности южной стены (Рамсес II)

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Сцена коронации Рамсеса II, сидящего на троне в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта. Царь обращен лицом к Нехбет, владычице юга. За ее спиной – Хор Бехдетский с белой короной Верхнего Египта. За спиной Рамсеса – богиня Уаджит, владычица севера. За ней стоит Тот с красной короной Нижнего Египта.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Символическое изображение объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рамсес II показан стоящим на коленях на перекладине символа «объединение», сема (изображающего легкие, соединенные с трахеей). Тот и Хор связывают воедино лилии и папирус, геральдические растения Верхнего и Нижнего Египта, под ногами царя.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Священную барку Амона несут на носилках 15 сокологоловых и 13 шакалоголовых фигур. Это «души» древних городов – северного Пе и южного Нехена – правившие Верхним и Нижним Египтом в мифические времена после самого Хора, и символизирующие первопредков царя. Барку сопровождает Рамсес в роли главного жреца, одетого в леопардовую шкуру, и он же встречает ладью, воскуряя благовония (слева).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Детали носовой части ладьи Амона.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Сешат и Тот ведут учет и контроль царского правления. У Сешат в руках две пальмовые ветви с отметками лет и символы церемонии сед. Тот гномоном вносит очередную запись на пальмовый лист. Левее видна фигура Монту, «владыки Фив», возглавляющего процессию Амон-Рамсес-Монту. Между Монту и Сешат два штандарта – с Упуатом, «открывателем путей» и мешкообразным символом Хонсу.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Рамсес перед фиванской триадой Амон-Мут-Хонсу. Сидящий на троне Амон дарит «обновление» царю, Мут за спиной Рамсеса держит символы церемонии сед.

    Рельефы внешней поверхности северной стены (Сети I)

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Внешняя северная стена Большого гипостильного зала целиком занята рельефами, повествующими о военных походах Сети I. Стена разделена на две части воротами, изображения на обоих простенках подчинены пространственно-временной логике.

    К сожалению, в январе прямой солнечный свет никогда не падает на внешнюю поверхность северной стены.
    Рассмотреть некоторые изображения помогут прорисовки Лепсиуса.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Колесницы, направленные от ворот к краям стены, идут в бой с противником. Рельефы восточной стены посвящены походу в Палестину. Египетские войска без труда усмиряют мятежных бедуинов и стремительным натиском крушат сопротивление городов Ханаана.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     В средней части простенков расположены сцены победного возвращения царя.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Колесницы с пленниками и добычей развернуты «домой», к воротам.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Рядом с воротами расположены рельефы, посвященные триумфальному общению царя с богами фиванской триады.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Та же логика прослеживается на правой (западной) части стены.
    Непосредственно у ворот сцена ритуального избиения пленных у ног Амона. Множество овалов, увенчанных фигурами связанных пленников, сообщают нам названия покоренных племен и населенных пунктов.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Колонны ливийских пленников отправляются в Египет.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Дальняя часть стены хронологически первая:
    войска Сети I сокрушают ливийцев.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Рельефы верхнего регистра западного края стены (над сценами сражений в Ливии) посвящены битве возле Кадеша. Кадеш – ключевая палестинская крепость, сражения у которой вели многие фараоны.

    Для сына Сети I, Рамсеса II, битва с хеттами под стенами Кадеша едва не стала роковой. Несмотря на сомнительный результат, Рамсес представил сражение как свою полную победу и запечатлел ее на многих храмах по всему Египту. Одна из версий размещена на южной стене Большого гипостильного зала.

    Рельефы внешней поверхности южной стены

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Южная стена Большого гипостильного зала и прилегающие простенки, вид со стороны южных ворот БГЗ.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    С запада к южной стене БГЗ примыкают т.н. «ворота Бубастидов». (Фараоны XXII династии избрали столицей Бубастис, поэтому их называют Бубастидами.) На стене изображен триумф Шешонка I после разгромного набега на Палестину. Вторжение войск Шешонка, упомянутое в Библии (Сусаким – первый фараон, названный по имени, 2 Пар 12:1-12), было предпринято египтянами после 270-летнего перерыва.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Традиционная сцена: Амон вручает Шешонку I меч и связку из пяти рядов с названиями покоренных местностей Азии, еще пять рядов с табличками вручает богиня Уасет, увенчанная символом фиванского нома. Сам Шешонк поражает букет коленопреклоненных азиатов.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Каждое из названий заключено в овал и увенчано бюстом пленника семитического типа. Овалов было более 150, сохранилось около половины, отожествить с известными палестинскими названиями удалось около 20. В погоне за длинной списка Шешонк включил в него и названия самых мелких областей, из двойных наименований делал два разных имени и т.п.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Рельефа южной стены Большого гипостильного зал посвящены битве Рамсеса II с хеттами у Кадеша – одной из самых известных битв в египетской истории. Ее известность во многом обусловлена стараниями самого Рамсеса – помимо Карнака изображение этой битвы занимает видное место в рельефах Рамессеума, храмов в Луксоре, Абидосе и Абу-Симбеле.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Сохранившиеся рельефы Карнака, посвященные битве, выглядят как слабосвязанные отдельные сцены. Сравните, например, с рельефным рассказом на стене храма в Абу-Симбеле, образующем единое монументальное полотно.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Логика ориентации фигур на стене такая же, как в рельефах Сети I –
    движение от южных ворот к краям означает наступление на противника.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Движение в обратном направлении – триумфальное возвращение.
    Толпа пленных азиатов направляется в рабство в Египет.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    В центре сохранившегося участка стены, соединяющей БГЗ с VII пилоном, внутри каменной «рамки», вырезан исторический текст — копия договора Рамсеса II с царем хеттов Хаттусили III, заключенного в середине XIII в. до н.э. Этот самый древний мирный договор, дошедший до наших дней, поделил Сирию и Ханаан между двумя великими державами.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Правее договора с хеттами хорошо видна еще одна известная сцена.
    Она является частью рассказа о палестинском походе Мернептаха, наследника Рамсеса II, и на ней изображено взятие мятежного Ашкелона.

    От III до V пилона

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Центральная ось храма – от III пилона до святилища ладьи Амона.
    Справа, ближе к нам – обелиск Тутмоса I.
    Слева, за остатком IV пилона – обелиск Хатшепсут.
    В массе III пилона (Аменхотеп III – XIX династия) найдено множество блоков более ранних сооружений, реконструированных в Музее под открытым небом.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Во времена первой половины XVIII династии III пилона еще не существовало, и IV пилон, возведенный во времена Тутмоса I, являлся парадным фасадом храма. Перед ним водружали обелиски – сначала пару от Тутмоса I (сохранился один), затем пару от Хатшепсут (не сохранились; от еще одной пары, водруженной за IV пилоном, остался один), наконец, еще два обелиска от Тутмоса III (не сохранились).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Двор обелисков = Двор Аменхотепа III = Центральный двор.
    Узкий двор расположен между III и IV пилонами.
    От него отходит южная ветвь храма Амона.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Гигантские рельефы священных лодок занимают всю северную половину внешней стены III пилона.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Справа изображена знаменитая своей пышностью огромная ладья Усерхет-Амон, на которой устанавливался наос со священной баркой Амона. Ближе к корме стоит царь с рулевым веслом в руках. Ладью буксирует лодка с гребцами, изображенная левее.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Обелиск Тутмоса I имеет высоту более 20 м и весит около 140 тонн.
    Только средний столбец иероглифов высечен мастерами Тутмоса, на боковых мы видим имена Рамсеса IV, правленые под себя Рамсесом VI.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Остатки IV пилона между обелисками Тутмоса I и Хатшепсут.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Между IV и V пилонами расположен узкий Гипостильный зал, сооруженный по проекту архитектора Инени во времена Тутмоса I и украшенный колоннами и осирическими статуями царя. К сожалению, перестройка, затеянная Тутмосом III, лишила зал Инени изначальной соразмерности.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     В зале Инени возвышается единственный полностью сохранившийся обелиск Хатшепсут (всего на территории Карнака она поставила 6 обелисков). Обелиск из Асуанского гранита имеет высоту около 30 м и весит более 300 тонн.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Фрагменты обелиска Хатшепсут:
  • Картуш с личным именем Хатшепсут избежал разрушительного гнева Тутмоса III, поскольку нижняя часть обелиска была заложена камнем.
  • «...дающий жизнь, подобно Ра, навечно...»
  • От VI пилона до храма Среднего царства

    VI пилон (Тутмос III)

    Увеличить изображение в отдельном окне     Гранитные ворота VI пилона, возведенного при Тутмосе III.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Списки народов, покоренных Тутмосом III, на VI пилоне:
    слева – Азия, справа – Африка.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    За VI пилоном располагается так называемый Зал анналов Тутмоса III. Центральную часть зала занимает гранитное святилище ладьи Амона. Между пилоном и входом в святилище Тутмос III установил уникальные гранитные столбы с геральдическими символами Верхнего и Нижнего Египта. На боковых стенах Зала анналов записаны результаты усилий великого царя в деле создания империи.

    Cвятилище ладьи Филиппа Арридея

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Гранитное святилище, предназначенное для ладьи Амона, создано при Филиппе Арридее (приемнике Александра Македонского) на месте более древнего сооружения Тутмоса III. Оно состоит из двух частей разной высоты – в западной (ближе к входу) совершались жертвоприношения, а в восточной стояла священная барка.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Сцены верхнего регистра южной стены святилища: Тот и Хор производят ритуальное очищение царя, коронуют его и ведут к Амону; царь получает благословение царя богов и вкушает божественное молоко. Средний регистр: барка Амона на постаменте святилища и ее вынос на плечах жрецов. Нижний регистр: движение в обратном направлении и финальная сцена ритуального очищения ладьи.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Изображения на внешних стенах сохранили остатки первоначальной окраски.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Рельефы на внутренних стенах святилища изображают ритуалы ежедневного богослужения Амону.

    Зал анналов Тутмоса III

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Когда-то зал был перекрыт крышей и столбы несли балки архитрава.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    С западной и восточной стороны на столбах изображены сцены общения царя с богами, а на северной и южной – лилия и папирус, геральдические символы Нижнего и Верхнего Египта. Царь предстает в красной короне Нижнего Египта на рельефах северного столба и в белой короне Верхнего Египта – на южном.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    У северной стены расположены две статуи, установленные при Тутанхамоне – Амон-Ра (слева) и Амаунет, женское дополнение Амона, позже вытесненное со своей должности культом Мут (справа, за столбом).

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Северная стена, на которой хронологически начинаются анналы Тутмоса III.
    Большую часть стены занимают изображения подношений Амону: сундуков, золотых браслетов и ожерелий с драгоценными камнями, алебастровых сосудов с благородными мазями и т.п. Нижний регистр занимают 67 столбцов важнейшего для историков текста, описывающего первую военную кампанию Тутмоса III.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Между Тутмосом III и рядами пожертвований изображены возведенные царем обелиски. Одна пара была установлена у восточного входа в храм (перед IV пилоном, остались только постаменты), а другая, с пирамидионами из электрума – у южного входа (у VII пилона, один из этих обелисков сейчас в Стамбуле).

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    К Залу анналов примыкают перистильные залы, украшенные элегантными
    колоннами с 16-ю выступами, изображающими стебли папируса.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Тутмос III изображен сидящим на парадном троне в колонном зале.
    За спиной у царя его «имя Хора» – Могучий бык, воссиявший в Уасете (Фивах).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Гранитные ворота с именами Тутмоса III ведут к святилищу Хатшепсут.

    Святилище Хатшепсут

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Рельефы, расположенные сейчас в т.н. святилище Хатшепсут, изначально находились на наружной стене. При перестройке, осуществленной Тутмосом III, рельефы Хатшепсут были полностью закрыты стеной анналов. Поэтому при реставрации храма их демонтировали и перенесли.

    Увеличить изображение в отдельном окне     На всех рельефах Тутмос III дал волю своему гневу и методично уничтожил изображения ненавистной мачехи, на два десятилетия отстранившей его от власти.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Повсюду тщательно уничтожено и личное имя Хатшепсут, оставлены лишь иероглифы Амона.
    Тронное имя Маат-ка-Ра в данном случае не пострадало, но в других местах полностью стерто.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Хор и Тот осуществляют ритуал очищения женщины-фараона.

    Восточная часть

    Двор храма Среднего царства

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Обширный двор за святилищем ладьи – это все, что осталось от древнейшей части храма, созданной в Среднем царстве. На этом месте находилась «святая святых» – помещение, в котором хранилась культовая статуя Амона.

    Увеличить изображение в отдельном окне     За двором Среднего царства возвышается массивный юбилейный храм Тутмоса III.

    Юбилейный храм Тутмоса III

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Юбилейный храм Ахменну («Блистающий памятниками») был построен Тутмосом для проведения ритуалов праздника сед. Впоследствии здесь проводились посвящения в жрецы Амона. Вход в храм находился в южном крыле и был украшен парой царских колоссов.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     По периметру храм окружают 32 квадратных столба,
    а в средней части установлено 20 колонн необычной формы.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Форма этих колонн имитирует традиционную форму шестов, поддерживавших царский тент на церемонии сед. Впрочем, аналогичные шесты использовались и для установки военных шатров фараона.

    Увеличить изображение в отдельном окне     В христианскую эпоху помещение храма использовалось как церковь,
    поэтому на некоторых колоннах различимы нарисованные на них лики святых.

    Увеличить изображение в отдельном окне     С восточной части к юбилейному храму примыкает лабиринт культовых помещений,
    посвященных Амону, Сокару и Солнцу в его утренней ипостаси.

    «Ботанический сад» Тутмоса III

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    «Ботанический сад» Тутмоса III легко найти по возвышающимся в центре этого помещения четырем изысканным колоннам. Это помещение служило вестибюлем перед святилищем Амона.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    На стенах «Ботанического сада» изображены сотни растений, животных и птиц. Некоторые из них обычны в долине Нила, другие распространены лишь в Палестине и Сирии – они стали известны египтянам после многочисленных походов воинственного царя, десятилетиями создававшего свою империю.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     «25-й год правления царя Верхнего и Нижнего
    Египта Мен-хепер-Ра, живущего вечно:

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     растения, которые Его Величество
    нашел в земле Ретену (Сирия)»

    Святилище Александра Македонского

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Среди помещений, расположенных восточнее юбилейного храма, затерялось и небольшое святилище, переделанное в честь Александра Македонского.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Картуш Александра – один из канонических примеров, описанных
    Шампольоном при дешифровке иероглифической письменности.

    Внешняя восточная часть

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Во времена Тутмоса III за святилищами, примыкавшими к юбилейному храму, проходила каменная храмовая стена. На внешней стороне этой стены был расположено святилище «Амона-слышащего-молитвы». Святилища такого рода (т.н. «внемлющего уха») встречаются во многих храмах и не имеют прохода на территорию самого храма – они предназначены для простых египтян, не имевших права входить на священную территорию, но получавших возможность обратиться к богу. На стене святилища иногда изображались «уши бога», готовые услышать молитву.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    В центре святилища Тутмоса III расположена поврежденная алебастровая статуя, изображающая царя (справа) в компании точно не определенного божества.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Фронтальная часть святилища украшена осирическими статуями с картушами Рамсеса II, а по обеим его сторонам раньше стояли массивные обелиски Хатшепсут, от которых остались только базы.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Дальше к востоку расположен небольшой храм Рамсеса II, посвященный восходящему солнцу. На центральной оси этого храма когда-то возвышался одиночный обелиск, который в IV веке проделал путешествие из Карнака в римский Цирк Максима, потом упал и разбился на три части, и лишь в XVI веке был найден и восстановлен на Латеранской площади.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    На дальнем восточном конце основной оси храма царь Тахарка (XXV династия) возвел колоннаду, симметричную с его же колоннадой у II пилона, но состоящую из четырех рядов более скромных по размерам колонн.

    Южная часть

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Вид на храм Амона с южной стороны Священного озера. В древности здесь располагался птичник, из которого в озеро выпускали священных гусей Амона. В Карнаке, как и в Гермополе, почитался Великий Гоготун, снесший космическое яйцо на заре творения.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Огромный гранитный скарабей, символ утреннего Солнца Хепри, создан по приказу Аменхотепа III и позже перемещен на берег священного озера в Карнакском храме.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    На лицевой стороне постамента изображен царь на коленях перед Атумом, который держит в руке пальмовый лист с зарубками лет и протягивает властителю символы жизни и стабильности. В картушах царские имена – личное: «Аменхотеп, властитель Фив» и тронное: Ниб-маат-Ра (Господин истины Ра).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Верхняя часть упавшего обелиска Хатшепсут из зала Инени.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Заметно, что на пирамидионе изображение и иероглифы Амона были стерты и позже выбиты заново. На сей раз урон наследию Хатшепсут был нанесен не Тутмосом III, а ниспровергателем культа Амона – Эхнатоном.

    «Двор тайника» и VII пилон (Тутмос III)

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Южную ось храма начинает т.н. «двор тайника» между южной стеной и VII пилоном. Под каменными плитами пола этого двора в 1903-1905 годах был обнаружен тайник – 14-метровая яма, в которой находилось около 20 тысяч предметов, в том числе 750 скульптур и каменных стел. Это крупнейшая находка скульптурных изображений за все время раскопок в Египте. Некоторые из предметов можно увидеть, например, здесь.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Вдоль северной стены VII пилона выстроились семь царских статуй.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    VII пилон создан по указанию Тутмоса III и в дверных проемах мы видим несколько сцен с его участием: внизу царь перед Амоном в окружении Мут и Хонсу, наверху Тутмоса вероятно сопровождают Атум и Монту.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Если вокруг ниш сохранились исходные картуши Тутмоса, то несколько картушей, увенчанных перьями, перебиты и присвоены Сети II. В центре: сидящий на троне Амон протягивает анх соколу над царским Хоровым именем.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Южная стена VII пилона.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Колоссы Тутмоса, стоящие перед южной стеной, выполнены из розового асуанского гранита, но сильно разрушены. Остатки свидетельствуют о высоком качестве исполнения. Раньше перед VII пилоном возвышались еще и два обелиска Тутмоса III, один из них сейчас находится в Стамбуле.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Под левой ногой западного колосса изображение и картуши Рамсеса III.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Основную площадь южного фасада занимают традиционные изображения Тутмоса III, побивающего пленных перед Амоном и Уасет (богиня-персонификация Фив), в окружении названий покоренных городов и местностей.

    VIII пилон (Хатшепсут)

    Увеличить изображение в отдельном окне     Южная стена VIII пилона.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Колоссы у западной части фасада изображают Аменхотепа I (левая статуя из известняка) и Тутмоса II (колосс из кварцита возле прохода; на стене за ним также выбиты имена Тутмоса II). На рельефе с пленными запечатлен Аменхотеп II.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Аменхотеп II несколько отклонился от канона сцены с побитием пленных. Помимо богатой прически царя, бросается в глаза необычное положение пленников – они изображены стоящими.

    Музей под открытым небом

    «Красное святилище» Хатшепсут

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Более трехсот блоков разобранного еще в древности Красного святилища Хатшепсут было обнаружено в 1950-х годах, они использовались в качестве наполнителя внутри других структур. Реконструкция святилища в том виде, как оно (вероятно) выглядело во времена Хатшепсут, была завершена в 1997 году группой французских и египетских экспертов.

    Святилище ориентировано параллельно южной оси храма. На снимке – южный (юго-западный) вход.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    На черном диоритовом поясе в нижней части стены – парад храмов, дворцов и номов.
    Блок 131 у южного входа: Левая фигура – андрогинный бог Нила со знаком Верхнего Египта на голове. Женская фигура справа олицетворяет «Храм Мен-хепер-Ра [называемый] «Амон явленный в [своих] памятниках».

    Рассмотрим некоторые фрагменты западной (северо-западной) стены (они были удачно освещены во время посещения). Описание изображений взято с сайта www.maat-ka-ra.de. Рельефы располагаются семью полосами (регистрами), нумерация блоков определяется временем их обнаружения, а не взаиморасположением, которое продолжает уточняться.

    Увеличить изображение в отдельном окне     7. Коронация Хатшепсут
    6. Приношения Амону и Эннеаде
    5. «Прекрасный праздник долины», возвращение в Карнак
    4. Хатшепсут и Тутмос III совершают приношения Амону
    3. «Прекрасный праздник долины», процессия отправляется из храма в Карнаке на Западный берег
    2. Сообщения оракулов
    1. Процессия номов, храмов и дворцов

    Изображения на восточной стене выстроены по той же схеме, но вместо сцен «Прекрасного праздника долины» показаны фазы праздника Опет (процессия из Карнака в Луксор).

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Блок 40: «Прекрасный праздник долины»: процессия священной барки Амона выходит из храма в Карнаке и движется к пристани для переправы к храму Хатшепсут Джесер-Джесеру («cвященнейший из священных») в Дейр эль-Бахри. Фигура Хатшепсут уничтожена, находящийся за ее спиной Тутмос III, «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Мастер исполнения обрядов, Мен-хепер-Ра, дающий жизнь, стабильность и силу, подобно Ра», воскуряет благовония.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Верхний блок (293): Хатшепсут протягивает Амону два сосуда с водой, за ее спиной царское ка.
    Справа «Дочь (!) Ра, Хатшепсут» возжигает благовония перед итифаллическим Амоном.
    Нижний блок (273): Участвующая в «Прекрасном празднике долины» барка Амона прибыла в храм Хатшепсут и стоит на пьедестале в святилище. Хатшепсут и Тутмос III изображены слева от горы пожертвований перед святилищем.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Верхние блоки (162 и 15): «Царица, Госпожа Обеих Земель» Хатшепсут и Тутмос III изображены перед итифаллическими фигурами Амона. Ка за спиной Тутмоса почему-то несет Имя хора Хатшепсут.
    Блок 126: Сцена «Прекрасного праздника долины», на которой показано возвращение из Дейр эль-Бахри в Карнак. Хатшепсут и Тутмос III сопровождают барку Амона на западном берегу Нила.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Блоки, окружающие предыдущие сцены.
    Слева в центре (блок 291): Священная барка Амона достигла берега реки переправляется через Нил на борту ладьи Усерхет-Амон. Тутмос III изображен с кормовым веслом в руках.
    Снизу (блок 284): Амон протягивает знак жизни анх к носу Хатшепсут: «Жизнь, стабильность и власть, Совершенная богиня, Госпожа Обеих Земель, даю тебе навечно».

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Блок 128: «Прекрасный праздник долины», барка Амона стоит в Алебастровом святилище после возвращения из Дейр эль-Бахри в Карнак. Слева от святилища Хатшепсут изображена бегущей в сопровождении быка Аписа во время церемонии хеб-сед.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Верхние блоки (257 и 193): Хатшепсут изображена перед Атумом, «господином Обеих Земель, господином Гелиополиса» и Монту, «господином Фив».
    Нижний блок (303): «Прекрасный праздник долины», барка Амона возвращается в Большой праздничный зал храма в Карнаке. Перед ней четыре «башни», каждая из которых смонтирована на салазках и декорирована тремя страусиными перьями. «Совершенная богиня, Госпожа Обеих Земель, Маат-ка-Ра» посвящает их Амону. За ее спиной Тутмос III воскуряет благовония.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Блок 61: «Прекрасный праздник долины», музыканты и танцоры
    празднуют возвращение ладьи Амона в храм Карнака.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Вход во внутреннее помещение.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Хатшепсут перед богами Карнака.
    В центре (блок 136): бесчисленные дары перед баркой Амона.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Блок 309: Хатшепсут перед богиней Мут.

    «Белое святилище» Сенусерта I

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Т.н. «Белое святилище» («Белая капелла») Сенусерта I (XII династия) – древнейшее из дошедших до нас строений на территории храма в Карнаке. При Аменхотепе III (XVIII династия) оно было разобрано и его блоки использовались как наполнитель для III пилона.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    В 1937-38 святилище Сенусерта I было реконструировано
    на территории Музея под открытым небом.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     «Белое святилище» славится высоким качеством
    исполнения иероглифических надписей.

    На цоколе здания перечислены названия египетских областей (номов) с их столицами периода Среднего царства.

    Другие сооружения и фрагменты

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Воссозданный портик Тутмоса IV.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Блоки «Алебастровых святилищ» Аменхотепа II и Тутмоса IV
    были извлечены из III пилона.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Диоритовые статуи Сехмет, перемещенные из храма Мут.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Фрагмент дверного прохода с Хоровым и тронным именами Сенусерта III (XII династия).

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Собекемсаф II (XVII династия) совершает приношения хлебом богу Монту
    на этом фрагменте дверного проема, найденном во «Дворе тайника».

    Увеличить изображение в отдельном окне     Обломок иероглифической надписи с фантастическим качеством проработки деталей.
    Судя по небти-имени, принадлежит Аменхотепу I (XVIII династия).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Картуш с личным именем «Аменхотеп».

    Технические детали

    Входной билет: 65 LE (январь 2011: $1 ~ 6 LE ~ 30 руб).
    Музей под открытым небом – дополнительно 25 LE (оплата уже на территории храма).

    Внешний вид рельефов в египетских храмах очень сильно зависит от освещения – не только тень, но и прямое фронтальное освещение «убивают» рельеф, не помогает даже Photoshop. (По этой же причине не стоит фотографировать рельефы со вспышкой.)

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Для выбора правильного (скользящего по касательной к стене) освещения я пользовался снимками GoogleMaps, на которые накладывал палетку с направлением солнечного света в январе, полученную при помощи компьютерного планетария RedShift. Видно, в частности, что в январе северная стена вообще никогда не бывает освещена прямыми лучами.
    Сейчас в сети есть простой инструмент для расчета положения солнца – SunCalc.
    Время восходов/закатов можно также посмотреть на timeanddate.com

    Увеличить изображение в отдельном окне     Рельефы северной стены Большого гипостильного зала при утреннем и дневном освещении.
    В январе здесь нужно быть рано утром.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Рельефы восточной и западной стены «Ботанического сада» Тутмоса III утром и днем.
    Здесь нужно быть в середине дня.

      К началу страницы