|
|
Большое путешествие по Египту
Храм Хатхор в Дендере
Dendera
Древнеегипетская Тентира, столица шестого нома Верхнего Египта, была известна прежде всего как центр культа богини Хатхор. Святилища Хатхор, богини радости и удовольствий, существовали в Дендере с додинастических времен, однако сохранившийся храм Хатхор – произведение греко-римской эпохи, построенное в основном в I в. до н.э. и расширенное римлянами в следующем столетии. Строительство велось с целью утвердить законность власти иноземных правителей Египта, поэтому храм старательно повторяет древнеегипетские образцы.
| |
| |
Схемы комплекса в Дендере.
(PlanetWare; путеводитель Rough Guide)
|
| |
Панорама со стороны входа в комплекс:
слева вдали храм Хатхор, справа – «Дом рождения» римского времени.
|
Гипостильный зал
Согласно посвятительной надписи, эта часть храма сооружена в эпоху Тиберия, в 34-35 гг. н.э.
Рельефы на стенах запечатлели римских императоров от Августа до Нерона, выказывающих уважение египетским богам.
Знаменитый потолок гипостильного зала, заполненный астрономическими изображениями, во многих местах сохранил первоначальные цвета. Это не карта звездного неба, а символическое изображение небесных тел, часов дня и ночи и сфер господства солнца и луны. Хотя из-за Кенской излучины храм ориентирован с севера на юг, а не по привычной оси запад-восток (египетские храмы всегда выходили фасадом на Нил), в росписи потолка сохранено традиционное разделение неба на северную и южную половины.
| |
| |
Гипостиль на рисунках XIX века. Лица на хатхорических капителях изувечены вероятно еще ранними христианами-иконоборцами.
|
| |
| |
Прорисовка хатхорической колонны и астрономического потолка гипостильного зала из Description de l'Egypte. Над центральным проходом изображен ряд летящих грифов и крылатых дисков, которые отделяют левую часть потолка, представляющую южную сторону неба, от правой, посвященной ночи.
|
| |
| |
К 2011 году правая часть потолка уже очищена реставраторами от грязи-копоти, в левой ведутся работы. Рассмотрим композиции правой части подробнее.
|
| |
Первый ряд изображений
(ближайший к центральному проходу).
|
В первом ряду: справа изображено Око Ра в ладье, у которой помещены фигуры четырнадцати дней убывающей Луны; в центре – полный лунный диск и поклоняющийся ему бог Тот замыкают последовательность из четырнадцати дней растущей Луны (каждый из них имел свое божество); слева – изображение Луны в виде Осириса, которого охраняют Исида и Нефтида.
| |
Второй ряд.
|
| |
Третий ряд
(у западной стены).
|
В третьем ряду изображен так называемый «линейный зодиак» Дендеры (ср. с зодиакальным кругом потолка восточной молельни на крыше храма). Зодиакальная символика была принесена в Египет римлянами, заимствовавшими ее из Вавилонии. Полоса охвачена изображением Нут, которая рождает солнце на утренней заре (изображен бог восходящего солнца Хепри, жук-скарабей) и проглатывает его на закате (крылатый диск).
| |
Прорисовка зодиака.
|
Эллинистическая часть храма
| |
| |
Самый ранний правитель, упомянутый на рельефах храма – Птолемей XII (Неос Дионис, он же Авлет). Однако большинство картушей оставлено пустыми – в середине I века до н.э. чехарда властителей привела к тому, что камнерезы не хотели тратить силы на надписи с именами царей, которые могли вскоре лишиться престола; мастера могли даже не знать, кто правит на данный момент в Александрии.
|
| |
| |
Центральное святилище окружено коридором, открывающим проход в боковые молельни.
|
| |
| |
Во время празднования Нового года (19 июля) Хатхор отправлялась в свое брачное путешествие в Эдфу. Новогодняя процессия выходила из часовни Хатхор, откуда и сейчас можно подняться по лестнице в небольшое помещение с рельефными изображениями Хатхор, Маат и Исиды.
|
| |
| |
В часовне Трона Ра люк в полу позволяет проникнуть вниз, в одну из крипт храма. Тайные комнаты (крипты) были непременным атрибутом почти всех позднеегипетских храмов, однако чаще всего они не были декорированы рельефами.
|
| |
| |
Так называемое «Место чистоты» или часовня Нового года. Здесь совершались обряды, предшествующие церемонии воссоединения Хатхор с солнечным диском, которая проводилась на крыше храма. Рельеф на потолке: богиня Нут рождает солнце, сияющее над головой Хатхор.
|
Молельни на крыше
Хотя молельни на крыше существовали в большинстве храмов, лишь в храме Дендеры они сохранились до наших дней.
Лестницы
На стенах лестниц изображена новогодняя процессия, во время которой статую Хатхор в открытом ковчеге выносили наверх, где она ждала рассвета. Лучи солнца, касаясь статуи, оживляли ба (душу) Хатхор для нового годового цикла.
| |
Левая от входа лестница – прямая.
|
| |
| |
Вторая лестница – винтовая.
|
| |
| |
Прорисовка одного из рельефов на стене винтовой лестницы, выполненная Лепсиусом.
|
Крыша
| |
План второго этажа.
В западной молельне (верхняя на чертеже, рядом с винтовой лестницей) сохранились рельефы осирического цикла, на потолке восточной находится копия Дендерского задиакального круга.
|
| |
Выход на крушу по прямой лестнице.
Слева – солнечный киоск, справа – вход в восточную молельню.
|
| |
Киоск, в котором справлялись ритуалы встречи богини Хатхор с солнечным диском.
|
| |
На самый верх крыши проход закрыт.
Крыша известна своим «величественным видом на храмовый комплекс и окрестности» и надписями, оставленные французскими солдатами в 1799 году: среди них есть имена командующего Дезэ и художника Денона, который, находясь в Дендере, продолжал делать зарисовки перед лицом наступающих мамлюков; когда у него кончились грифели, он делал свинцовые карандаши из пуль.
|
Молельни
| |
| |
| |
Потолок западной молельни.
|
| |
Центральная часть потолка восточной молельни.
Слева видна часть гипсовой копии знаменитого Дендерского зодиакального круга.
|
| |
| |
Рельефы из Дендеры попали в центр внимания европейцев сразу после экспедиции Наполеона и подробных прорисовок в Description de l'Egypte. Оригинал зодиака вывезен во Францию в 1820 году и сейчас хранится в Лувре.
|
Другие сооружения комплекса
Храм окружали различные здания, которые сейчас по большей части разрушены. Отличительной чертой эллинистических храмов был «маммизи», или «Дом рождения», в котором царь почитался как Хор, божественный владыка.
| |
Вид с крыши храма Хатхор на прилегающую территорию (фото с wikipedia). На переднем плане – «Дом рождения» Нектанеба, за ним – коптская базилика, у ограды – римский «Дом рождения».
|
| |
Рельеф из Дендеры с изображением рожающей женщины, поддерживаемой Хатхор.
Каирский музей.
|
| |
| |
«Дом рождения», возведение которого началось при Нектанебе I (XXX династия). Рельеф на северной стене: Хнум и Ихи (бог музыки/систра, сын Хатхор) перед Хекат (богиня влаги и дождя, связывавшаяся с деторождением и магией плодородия) в своем лягушачьем образе.
|
| |
| |
«Дом рождения» римского периода.
На капителях колонн хорошо видны фигурки Бэса.
|
| |
Популярный в широких народных массах бог Бэс – позитивное существо, покровитель рожениц (наряду с Тауэрт), а также хранитель домашнего очага, божество счастья и везения, защитник бедных, стариков и детей и т.п.
|
| |
| |
Рельефы на южной стене качественно исполнены и отлично сохранились, поскольку многие столетия были засыпаны песком.
|
Технические детали
Входной билет: 35 LE (январь 2011: $1 ~ 6 LE ~ 30 руб).
Поскольку я посещал храм проездом на экскурсионном автобусе Хургада-Луксор, на осмотр было выделено около часа с четвертью. Этого мало, пришлось перемещаться слишком бодро, и все равно не все удалось посмотреть (например, рельефы на внешней южной стене, известные изображением Клеопатры VII и Цезариона – см. wikipedia). Для первого знакомства рекомендую выделить не меньше 2 часов. Попасть в Дендеру можно организованной экскурсией из Луксора или самостоятельно: поезд Луксор-Кена (Qena, около часа езды) + такси до Дендеры (на другую сторону Нила).
|
|
|