Большое путешествие по Египту

Северная Саккара

Saqqara


Мастаба Ти (Ty)

Cмотритель пирамид Нефериркара (Neferirkare) и Ниусерра (Niuserre),
смотритель храмов солнца Сахура (Sahure), Нефериркара и Ниусерра.
Середина V династии

Увеличить изображение в отдельном окне     Краткий обзор мастабы Ти.
Источник: А.Силиотти. Египет. Пирамиды

Увеличить изображение в отдельном окне     Схема расположения помещений.
Подробное описание см. на сайте osirisnet.net

Увеличить изображение в отдельном окне     Одна из самых интересных гробниц Древнего царства была открыта Мариеттом в 1865 году.
Мастаба Ти стала богатейшим источником информации о жизни во времена V династии.


Вход и двор

Увеличить изображение в отдельном окне    

Два столба на входе встречают нас лаконичными изображениями хозяина гробницы.
Ти был царским парикмахером – и это была очень почетная должность, ведь он прикасался к самому царю. Ти удачно женился, стал хранителем нескольких погребальных храмов и пирамид, и даже его дети носили титул «потомок царского рода».

Увеличить изображение в отдельном окне    

Над фигурой Ти – перечень его званий, в обоих случаях оканчивающийся формулой «уникальный друг, Ти». Этому званию хозяин явно придавал особое значение, поскольку оно встречается многократно. Судя по иероглифической записи, имя хозяина гробницы следует произносить скорее как «Чи».

Увеличить изображение в отдельном окне    

Среди разнообразных рельефов на стенах у входа и во дворе-перистиле, несколько раз встречаются любопытные сцены принудительного откармливания птиц хлебом. Это изображение – на западной (правой от входа) стене двора.

Увеличить изображение в отдельном окне    

Первая из ложных дверей расположена у входа в коридор – это «дверь Демеджи» (Demedj), старшего сына Ти. Рядом в коридоре расположена ложная дверь Неферхетепес (Neferhetepes), жены хозяина гробницы. Две ложные двери самого Ти находятся на западной стене святилища, в дальнем конце гробницы.


Вестибюль

Увеличить изображение в отдельном окне     Вид вестибюля в направлении южной стены и святилища.
В центре видимой части стены святилища заметно небольшое щелевидное окошко в сердаб.

Увеличить изображение в отдельном окне    

Простенок южной стены над проходом в святилище занимает сцена с танцами.
За танцовщицами стоят аккомпаниаторы, задающие ритм пением и хлопками ладоней, выше видны музыканты. На танцовщицах короткие набедренные повязки и длинные прозрачные юбки. Грудь у них открыта, на ней лишь два перекрещенных ремешка, удерживающих юбки.

Увеличить изображение в отдельном окне     Фрагмент сцены перетаскивания статуй Ти (восточная стена, левая от входа).
Надписи гласят, что статуи деревянные – одна из черного дерева, а вторая (на фото) из акации.
Перед салазками льют воду, чтобы обеспечить легкое скольжение.

Увеличить изображение в отдельном окне     Забой крупного рогатого скота изображен в нескольких местах гробницы, везде однотипно.
На фото – фрагмент сцены скотобойни на восточной стене вестибюля: у каждого мясника за поясом точило, и две фигуры слева от туш правят быстро тупящиеся медные ножи. У первого быка извлекают сердце, а у второго отрезают переднюю ногу.

Увеличить изображение в отдельном окне    

Сцена на болоте (северная стена над проходом в коридор).
Ти стоит на папирусной лодке, держа в руках цветки папируса. Жена Неферхетепес, примостившаяся у его ног, вдыхает аромат лотоса, а стоящий на носу ладьи сын захватывает рукой стебель папируса. Для продвижения лодки по болотистому мелководью один из слуг отталкивается шестом от дна, а второй подруливает веслом.

Увеличить изображение в отдельном окне    

Сцены плавания (западная стена, над проходом в кладовую). Лодки на нижних ярусах идут под парусом, вверх по течению. Суда, изображенные сверху, приводятся в движение гребцами. Помимо лодок, изображены группы слуг, бегущих по берегу с большими мотками корабельного троса. Они обеспечивали причаливание и стоянку лодок у необорудованного берега и при необходимости буксировали суда как бурлаки.

Увеличить изображение в отдельном окне    

Левое судно крупнее, на нем располагается сам Ти, опирающийся на посох – он «возвращается из Дельты после проверки погребального комплекса». Хорошо видна двойная мачта, удерживаемая многочисленными вантами. Парусом управляет матрос, сидящий на кормовой надстройке с парой фалов в руках. При движении под парусом гребцы отдыхают, их весла подняты, в деле только большие рулевые весла на корме.


Кладовая

Кладовая предназначалась для хранения подношений и инвентаря для проведения культовых служб.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Цикл изображений на западной стене кладовой – один из самых известных. Здесь в 7 регистрах показаны производственные процессы:
  • изготовление керамики
  • получение пива
  • приготовление хлеба
  • Увеличить изображение в отдельном окне    

    Изображения верхнего регистра посвящены изготовлению керамических сосудов.
    Слева – большая печь для обжига, горизонтальные полосы в которой вероятно изображают полки для размещения сосудов; правее показана формовка горшка на гончарном круге; готовые кувшины ожидают обжига; работник справа вымазывает внутренность сосуда каким-то веществом, которое в других гробницах названо sin – вероятно более плотной глиной или глазурью.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    В регистрах 4-3-2 (подразделенных на две части) показан процесс приготовления хлеба.
    Слева в 4-м регистре – амбар из трех бункеров, стоящих на постаменте; в нижней его части есть отверстие, через которое вытекает зерно. Справа на той же полосе – два работника перемалывают зерно длинными пестами. Женщины, изображения которых выделяются светлой кожей, перетирают зерно и просеивают муку.

    Во 2-м регистре показана выпечка хлеба.
    Для этого чаще всего использовались специальные керамические сосуды bedja. Этот сосуд сначала нагревался, затем в него помещали тесто и накрывали вторым, перевернутым, горшком сверху. Слева и справа во 2-м регистре изображены пирамиды из таких сосудов, прогреваемые вокруг очага. В нижней половине регистра женщины замешивают тесто и заливают его в разогретые горшки; выше мы видим, как работницы палочками проверяют готовность выпечки, а мужчины вытряхивают готовый хлеб из форм.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Фигуры, изображенные в регистрах 5 и 6, заняты приготовлением пива.
    Этот напиток играл важнейшую роль в повседневной жизни египтян, но детали его производства до конца не ясны. Для приготовления напитка использовался хлеб и какая-то ароматная жидкость – Монтэ выдвинул версию, что она изготавливалась из фиников.

    В правой части 5-го регистра изображен работник, производящий какие-то манипуляции внутри уложенного на опоры большого сосуда. Возможно, там проращивают зерна в специальных условиях, «осолаживают» их. Слева мы снова видим очаг с нагреваемыми горшками – на сей раз это сосуды для пива setchet. Нагрев ингредиентов не может быть слишком интенсивным, чтобы не разрушились ферменты солода.

    В 6-м регистре показано как части будущего напитка соединяются в больших контейнерах, перемешиваются, фильтруются, разливаются по кувшинам и запечатываются черными глиняными пробками. На кувшинах ставятся метки, указывающие время и место производства и служащие гарантией качества.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    В нижнем регистре изображены обязательные для Египта процедуры учета и контроля. Справа ряды писцов, в центре – специальный инспектор проверяет продукт, слева показано палочное наказание нерадивого работника.


    Святилище

    Восточная стена

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Самой интересной частью рельефов восточной стены является композиция, изображающая работы на верфи, и дающая отличное представление о древнеегипетском судостроении. Мы видим пять лодок в разной степени готовности. Египтяне строили деревянные суда почти как каменщики – укладывали доски встык, а затем монтировали с помощью внутренней системы пазов, шипов и связей. Так изготавливались деревянные лодки и во времена Хуфу, и в эпоху Хатшепсут.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    На левой лодке в среднем ряду выделяется солидностью и бездельем фигура «уникального друга, Ти». С ней перекликается фигура начальника верфи – в центре между лодками. Слева внизу плотники обтесывают сучковатое бревно медными топорами и теслом. Справа снизу видим плотника, распиливающего установленную вертикально доску, и двух его товарищей, сидящих на большом брусе – с помощью долота и колотушки они выбивают пазы-отверстия для крепежных шипов.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Эта лодка находится в относительно ранней стадии изготовления и на ней хорошо видны стыки досок. Плотник справа вытесывает колышки для крепежа, а двое дюжих молодцов сгоняют непокорные детали в единое целое с помощью больших деревянных колотушек с ручками по бокам. Работник в центре дополняет их усилия, подгибая доску при помощи долота так, чтобы шипы попали в пазы. Похоже, этому парню приходится нелегко – поэтому товарищи подбадривают его: «это хорошо, что ты работаешь долотом без жалоб».

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    На этой лодке мы видим более позднюю операцию по установке фальшборта – ее выполняют пятеро работников под руководством мастера. Доска постепенно вколачивается шипами в пазы, начиная с левой части – плотник справа удерживает конец доски приподнятым при помощи веревки. Сверху мы видим начальника верфи, с длинным посохом (вероятно эталоном) и отвесом в левой руке. Правая рука поднята к плечу в знак почтения перед господином Ти.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Из бытовых сюжетов восточной стены выделим сцену битвы добра с ослом. Крестьянин слева держит мешок, похожий на большой щит, ожидая, когда его напарники убедят осла подставить спину. Первый тянет упрямое животное за ногу и одновременно накручивает ему ухо. Иероглифы доносят до нас требовательный возглас «прими это!». Метод второго погонщика еще радикальнее – замахнувшись палкой для удара, он откровенно ругается: «неси его, задница!»

    Южная стена

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Отверстие в левой части стены расположено на уровне глаз сидящей в сердабе статуи Ти (копия, оригинал в Каирском музее). С обеих сторон от окошка – рельефные изображения жрецов, держащих в руках курительницы с благовониями. Слева сверху на рельефе восседает хозяин гробницы, у ног которого примостилась жена. Забавная собачка, с завитым хвостиком и ленточкой на шее, сидит под парадным креслом, ножки которого стилизованны под копыта.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Стена справа от окошка в сердаб украшена сценами ремесленного труда.
    В верхнем ряду изображена обработка металла (вероятно, ювелиры); ниже показана мастерская скульпторов; в следующей полосе усердные столяры пилят и строгают, полируют и сверлят. Центр и правая часть нижней полосы заняты сценами на рынке: мы видим продавца печатей, мазей, тканей, кожаных сандалий, вееров, шкатулок, деревянных посохов.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Столяр распускает пилой деревянную заготовку. Доска установлена вертикально, сверху обвязана шнуром и притянута к опоре. Затяжку шнура обеспечивает трость с противовесом. Зубья медной пилы быстро тупились, поэтому работнику приходилось прикладывать значительные усилия, давя на пилу двумя руками. Техника распиливания, изображенная здесь, сохранится вплоть до Нового царства. (На общем кадре видно, что более мелкую доску столяр распускает вдоль, просто придерживая верхний конец рукой.)

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Здесь два работника заняты спрямлением ветки-заготовки с целью превратить ее в правильный посох или копье. Очищенная ветка нагревается, а затем гнется в нужных местах при помощи простого, но мощного рычажного устройства. Остывшее дерево сохранит правильную форму.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Слева показана работа сапожника, который растягивает кожаную заготовку при помощи треноги для изготовления сандалий. Пара фигур правее изображают сцену на некотором «рынке». Сидящий на циновке мастер с котомкой на груди, судя по надписи, вырезает цилиндрическую печать. Важные люди часто носили такие печати на шее (цилиндр имел отверстие вдоль оси).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Мастерская скульпторов.
    Судя по используемым инструментам, стоящие статуи сделаны из дерева, а сидящие – из камня.
    На общем кадре правее скульпторов видны мастера, высверливающие внутренности ритуальных каменных сосудов, типичных для Древнего царства.

    Северная стена

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Центральное место на северной стене занимает сцена плавания и охоты на болоте. Огромные стебли папируса, высотой в несколько метров, можно было найти только в болотистой Дельте, очевидно там и происходит действие. За главной ладьей видна лодка рыбака, который комфортно расположился в чем-то, похожем на кресло. Рыбак держит в руках колотушку, которой глушит вытаскиваемую из воды добычу.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Лодка, идущая в авангарде небольшой флотилии, заполнена мужчинами, ведущими опасную битву с гиппопотамами. Сцены охоты на бегемотов традиционны для Древнего царства и будут популярны еще не одну сотню лет. Их смысл двоякий – с одной стороны, это описание реальной охоты на сильного и опасного зверя, с другой – это ритуальная победа на силами хаоса.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Основные сюжеты слева от главной сцены:
  • изготавливается ловушка для птиц, Ти лично подает команду – и птицы в западне;
  • рыбная ловля при помощи сети;
  • молодняк крупного рогатого скота и переправа стада через реку.

  • Некоторые интересные детали, не попавшие в наш объектив: карлик с обезьянкой (слева), изготовление листов писчего папируса (слева от сцены с переправой), рожающая корова.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Фрагмент драматичной сцены переправы стада скота через реку.
    Отчаянно мычащего теленка тянут на веревке за лодкой и вслед за ним устремляются сначала коровы, а затем и быки. В позах людей на лодке недвусмысленно читается напряжение и страх перед хорошо известной им опасностью. Руководящий работник, стоящий слева на берегу с посохом, настоятельно рекомендует: «уменьшите ваши голоса», а глава группы сопровождения, следующей во второй лодке, предупреждает: «пастух, остерегайся существа, живущего в воде, которое приходит внезапно».

    Увеличить изображение в отдельном окне     Фрагмент сцены с вытягиванием невода: динамичные позы подчеркивают трудоемкость процесса.
    В верхней части рыболовной сети видны треугольные тростниковые поплавки.
    Работники, изображенные в верхнем регистре, вероятно занимаются ремонтом снастей.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Правее главного панно, над дверью в вестибюль, также размещены весьма информативные рельефы.
    Два средних регистра иллюстрируют пахоту и посевную. Пашут вдвоем – один управляет плугом, второй лупцует палкой тягловых животных. Там, где пахота с плугом недоступна, в дело вступают мотыги. Во влажную грязь, оставшуюся после разлива Нила, посеянное зерно втаптывают, прогоняя по полю стадо овец с бараном во главе. Овцы имеют характерные для Древнего царства развесистые винтообразные рога (см. иконографию Хнума); в более поздние эпохи этот вид баранов был вытеснен другим, с «круглыми» рогами (см. иконографию Амона).

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    В нижнем коротком регистре показана сцена пересечения брода. Идущий впереди крестьянин несет на плечах теленка, опять с целью принудить к движению все стадо. Это, правда, больше действует на коров, и их погонщик требует дополнительных усилий от последнего пастуха: «эй, дерьмо, заставь волов двигаться» (да, и так тоже выражались в вельможных гробницах).

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    В нижней части фотографии – сцена рыбной ловли при помощи длинной цилиндрической ловушки. Дело происходит, очевидно, у узком протоке с быстрым течением, надписи полны призывов «греби сильнее». Выше мы видим «морской бой», вероятно происходящий на мелководье. Команды на папирусных лодках соревнуются в ловкости при помощи шестов, которыми стремятся поразить друг друга.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Хотя битва не настоящая, такие развлечения наверняка не обходились без травм. Короткие реплики подчеркивают напряженность сражения: «бей его в грудь!», «приди ко мне, чтобы он не ударил меня!» и даже «иди ко мне, идиот!». Выше на схеме – не попавшие в кадр регистры, на которых изображен сбор папируса и вязка папирусных лодок под надзором «уникального друга, Ти»


    Погребальная камера

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    В отличие от верхней части гробницы, открытой для посещения родственниками и жрецами и игравшей роль «поминального храма», сама погребальная камера не имела никакого декора и была запечатана после похорон. Спуск к погребальной камере Ти открывается во дворе, и через низкий проход мы попадаем в камеру с саркофагом.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Каменный саркофаг пуст и никак не украшен. Погребальные камеры жены и сына недоступны, вход в них осуществлялся по вертикальным колодцам с крыши мастабы.

      К началу страницы