Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela)
[ Местоположение ]
[ Карта города ]
Собор Святого Якова
[ План собора ]
Знаменитый собор в Сантьяго-де-Компостела является не только самой большой романской церковью Испании, но и одной из крупнейших романских построек в Европе и одним из символов европейской архитектуры XI-XII вв. Несмотря на масштаб и монументальность, архитектура собора отличается замечательным изяществом. За барочным декором западного фасада скрывается интерьер собора, практически не изменившийся с XI века, и сохранившиеся средневековые порталы.
| |
| |
Визитной карточкой собора св. Якова является пристроенный к романскому храму барочный фасад XVIII века.
|
| |
Закрываемый западным фасадом первоначальный романский вход – Портик де-ла-Глория (Славы) – выполнен мастером Матео в 1188 г. и считается одним из наиболее ярких творений европейского романского стиля. На тимпане напротив нартекса – фигура Христа, показывающего свои раны, в окружении четырех евангелистов и ангелов, держащих орудия пыток.
|
| |
| |
Центральная (с фигурой св. Якова на среднике) и правая часть Портика де-ла-Глория – вход, соответственно, в центральный и боковой нефы.
|
| |
| |
Резные капители Портика де-ла-Глория.
|
| |
Фигуры пророков (Иеремия, Даниил, Исайа и Моисей) движутся, дышат и улыбаются – в отличие от неподвижных фигур на других соборных рельефах. На скульптурах сохранились остатки неоднократно подновлявшейся цветной росписи.
|
| |
Архивольт тимпана центрального входа Портика де-ла-Глория заполнен фигурами 24-х старцев Апокалипсиса. Они играют на различных инструментах и поют гимны, восславляя Бога.
|
| |
| |
Южный фасад поперечного нефа с порталом де-лас-Платериас (Ювелиров). Эта часть собора наиболее явно свидетельствует о романском характере храма. Над двойным входом располагаются рельефы различного происхождения на самые разные темы.
|
| |
| |
Тимпан левого портала, работы различных мастеров, ок. 1103 г. Узнаваема сцена Искушения Христа.
|
| |
| |
Тимпан правого портала. В верхнем ряду стершаяся от времени сцена Поклонения волхвов, внизу видны сцены из жизни Христа: Исцеление слепого, Христос и Пилат, Бичевание и Взятие под стражу.
|
| |
| |
Скульптурные детали портала Ювелиров.
|
| |
Фигура царя Давида на левом контрфорсе портала Ювелиров. Автор Книги Псалмов сидит со скрещенными ногами, складки одеяния одинаковы сверху донизу. Это типичный прием, повторявшийся многими мастерами около 1100 г.
|
| |
| |
Характерные черты романской архитектуры «дороги Сантьяго»: стройные пилоны, полукруглые выпуклые арки (конхи), такие же, как в соборах Франции, и элегантная галерея, проходящая над боковыми нефами. Боковые нефы перекрыты ребристыми сводами, центральный неф – цилиндрическим.
|
| |
| |
Столбы в Сантьяго тоньше и выше, чем во Франции.
Они имеют крестчатую форму, квадратные базы чередуются с круглыми.
|
| |
| |
Средокрестие собора и вид на алтарную часть. Верующие могут пройти за роскошный алтарь и дотронуться до статуи св. Якова.
|
См. также:
www.jdiezarnal.com/public/santiagodecompostela.html