Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Беседы с ветеранами МТА КБФ


Зайфман Рэм Яковлевич

Штурман самолета A-20G «Бостон» 1-го ГМТАП

 
  • Детство
  • Учеба на штурмана
  • Служба на Балтике
  • Боевые будни
  • После войны
  • Учеба на штурмана

    Зайфман:
    Поехал я к матери в Ташкент. В это время как раз в Ташкенте соседи матери рассказали, что один из их сыновей, старшина, служит в Ташкентской школе стрелков-бомбардиров. Я сразу смекитил – еду к матери и буду поступать как-то в эту школу. Это лучше, чем просто идти пушечным мясом. Хотя об авиации я никогда не мечтал. Вот у меня в классе – двое ребят ушли в военную спецшколу, форму они носили авиационную. А я и не мечтал.

    В Ташкенте я встретился с младшим из соседских братьев, Геной Черновым. Он знакомит меня со своим братом, старшиной. Этот самый старшина везет нас в Чирчик к генералу, начальнику школы. Школа Ташкентской называется, а вообще она в городе Чирчик. Генерал спрашивает: «Сколько лет?» «С-семнадцать вроде...» «Нет! Только 18 годов, никаких разговоров». Ну кое-как уговорили, чтоб на следующий год...

    Пошел на завод. На заводе проработал год. И успел поступить в институт на подготовительные курсы – чтобы 9-10 классы добрать. А в 42-м году: «Все, подавайте рапорта о добровольном призыве в военкомат – а я уж тут сам все сделаю». Подали рапорта и в декабре 42-го года нас взяли в эту школу. Ну, учились – начали с теоретической подготовки.

    bellabs:
    Школа стрелков-бомбардиров на какую специальность учила?

    Зайфман:
    Штурмана. Когда поступали, были «стрелки-бомбардиры», а когда выпустили – штурмана. Ташкентское штурманское училище.

    bellabs:
    И сколько продолжалась Ваша учеба?

    Зайфман:
    Год и 3 месяца. На Р-5 летали, потом на СБ.

    bellabs:
    А это было связано с морской авиацией?

    Зайфман:
    Нет! Ни в какую! О флоте я тоже не мечтал :) Об авиации не мечтал, о флоте никакого понятия... Я только... перед войной подал заявление и был зачислен в техникум НКВД по автодорожной технике.

    bellabs:
    Итак, какие в училище были самолеты.

    Зайфман:
    У-2 – это первые задачи: на связь, над-аэродромные задачи.

    bellabs:
    А Вас учили управлять самолетом как пилота?

    Зайфман:
    Нет. Научился я летать уже в 1-м полку, когда летчики наши проходили подготовку на По-2 и так далее – меня Макарихин научил летать.

    bellabs:
    Итак, Вы учились на У-2, Р-5, СБ. И везде Вы изучали штурманское оборудование? Как строилась Ваша подготовка?

    Зайфман:
    Была теоретическая подготовка и полеты – отлетывали задачи. Ставился маршрут какой-то и – прокладка на карте. По всем правилам: магнитно-путевые углы... В общем карта готовилась очень досконально.

    bellabs:
    А кто пилотировал самолет?

    Зайфман:
    Инструктора. Вот этот старшина, который нас устраивал – это тоже старшина-летчик, инструктор.

    А главное, чему тренировали – изучение района. Для штурмана это – всё. Прямо из кабины – в По-2-то открытые кабины – пальцем тычет: «Вон там что?» Это самое главное.

    После чего летали на полигон. Такие «практические» 50-кг бомбы подвешивались под плоскостями – по 2 штуки с каждой стороны. И СБР-8 – был такой сбрасыватель механический. Очень сложная штука такая, там какие-то пластины... Я до сих пор точно не знаю что... Если надо было сбрасывать по одной бомбе – надо было нажать 2 или 3 секции. Потом уже, значит... летишь, надо в прицел смотреть, а тут этот СБР не работает. В конце концов, дерг-дерг – полетела! А кресты уже во-о-он где, промазал.

    bellabs:
    То есть у штурмана две обязанности: навигация и бомбометание.

    Зайфман:
    Штурман вообще – это навигация и наведение оружия. И на сегодняшний день это так. Бомбометание – это сложная штука. Надо же попасть – учесть ветер, определить ветер.

    bellabs:
    А как вы определяли ветер? Он же вроде, как в анекдоте, всегда встречный :)

     

    Зайфман:
    Был такой прибор – «ветрочет». Он решает треугольник: на одном курсе летишь, засекаешь курс и снос. Смотришь в прицел, а летчик строго выдерживает курс, и видишь – сносит. Меняется курс, опять меряешь снос. И третий раз. Потом все данные наносятся на ветрочет. Три линии наносишь карандашом и получаешь направление и скорость ветра.

    Ну вот, значит – ветер. А еще делали «дельты» на различные бомбы.

    bellabs:
    То есть была таблица поправок для различных типов бомб?

    Зайфман:
    А что такое штурман. Штурман – это портфель с поправками :) Точно совершенно – в портфеле у меня была целая куча поправок – только успевай листать.

    bellabs:
    А радио-дело вы изучали?

    Зайфман:
    В Ташкентском училище – только «ти-ти-та» на По-2. Нас тренировали очень здорово, мы до 80 знаков давали. А вот в училище Леваневского были летающие лаборатории.

    bellabs:
    Когда Вы закончили Ташкентское училище?

    Зайфман:
    5 мая 44 года. Одели на нас зеленую форму сухопутную, младших лейтенантов. Тряпичные погоны. 63 выпускника.

    bellabs:
    А как часто училище выпускало?

    Зайфман:
    Мы кончили в мае, а следующий выпуск был... через полгода где-то.

    bellabs:
    То есть примерно каждые полгода училище выпускало 60 штурманов. А сколько всего человек в училище было?

    Зайфман:
    Трудно сказать. 3 эскадрильи учебных.

    bellabs:
    Ну то есть размером примерно с полк.

    Зайфман:
    Да, примерно. 63 человека выпустилось – почти все попали на Балтику.

    bellabs:
    Из Ташкентского училища Вы были сразу направлены на Балтику?

    Зайфман:
    Нет. Мы закончили, нас посадили в вагон и везут. Куда? В Куйбышев. А чего в Куйбышев? Оказывается, не в Куйбышев, а в Безенчук. Дают команду: «Вылезай!» Вылезли. Ходят моряки! В Куйбышеве! Курсанты-матросы, в погончиках голубых. Курсанты собрались на нас смотреть – сухопутные! Во-от в таких ГДшниках.

    bellabs:
    Что такое ГДшники?

    Зайфман:
    ГДшники :) Это ботинки такие... «говнодавы» :) Рыжие причем какие-то, не черные. Сверху кирза черная, а головка рыжая, яловая, вывороченная.

    А мы на них смотрим. «Вы чего здесь делаете?» «Учимся». «Чему?» «Летать учимся». «А чего вы, моряки, здесь делаете, какая авиация?» «Морская». Ну и так далее.

    Потом, значит, нам дали 3-месячный... даже скорее 2-месячный курс боевой подготовки. Переучились мы... летчики и мы тоже... летать на «Бостонах».

    bellabs:
    А летчики откуда?

    Зайфман:
    Курсанты этого училища. И стрелки-радисты тоже из этого училища.

    bellabs:
    Эти 2-месячные курсы были целиком на «Бостонах»?

    Зайфман:
    Да, практически. Был такой инженер, Абрамский, который перевел инструкцию бостоновскую – и инструкцию летчика, и инструкцию штурмана. Мы ж вообще не знали какие тумблеры, куда чего. Off-on мы не знали что такое. Я маме в Москву пишу: «Мама, давай находи где-нибудь англо-русский морской словарь». Мама нашла! Такой вот толстый словарь. И начали мы со словарем этим сами долбать.

    Выучили «Бостон». И дальше – боевое применение. Там река Волга, в Куйбышеве. В Безенчуке реки нет, но там в двух шагах Екатериновка такая была – как раз Волга. Широкая, мощная река. На ней макеты-цели выставляли из белого такого полотна, прицеливались и отрабатывали топмачтовое бомбометание и торпедометание.

    bellabs:
    Этот макет – полотняный, натянутый на каркас?

    Зайфман:
    Просто щит – морской артиллерийский щит.

    bellabs:
    На земле или на воде?

    Зайфман:
    На воде, на плоту. И вот нас там заставляли «горки делать». При сбрасывании бомб топмачтовым способом штурман не участвовал, летчик сбрасывал. Перед носом его стоял крестик, он направлял самолет на корабль и как только ватерлиния касается этого перекрестия – сбрасывает бомбы. Это получается 25 метров высота, 250 метров дистанция. Все. Да, но ты сбросил бомбу, а после этого – неимоверную горку. Через корабль и вниз.

    И только потом мы «дошли». До нас экипажи гибли с этими горками. Ведь что получается. Вот он сбросил бомбу, начинает «горку». И «пузо» четко – стреляй с этого же корабля, с других кораблей охранения. Ужас что... Мы начали додумывать. Сброс, и дальше – как можно быстрее и как можно ниже идешь по носу или по корме. «Блинчиком». Какой-то там крен, конечно есть, но минимальный. Это уже мастерство летчика. Он же одновременно и противозенитный маневр выполняет – и все в горизонтальной плоскости. Уходит под нос – стрельбы нет. Потому что противоминная артиллерия уже так близко не стреляет, она стреляет низко, но далеко.

    bellabs:
    Значит в училище Леваневского вас тренировали 2 месяца.

    Зайфман:
    Потом нас выпустили, одели в морскую форму.

    bellabs:
    Ну, она смотрелась-то посолиднее сухопутной :)

    Зайфман:
    Ну конечно. Во-первых, сухопутная форма-то тряпичная, а здесь кителя суконные. Фуражки белые! Иди там :) Единственное, что нам не дали – опять же ботинки. «Вы получили сапоги? Получили. И ходите» :) Вот такие брючки – 28 см – мы считали, что это «дудочки» и из-под них вот такие вот сапоги. Стрелки – с голубыми маленькими погончиками, матросы. Летчики – с голубыми маленькими тоже, но они-то уже младшие лейтенанты. Ну, пошли в загул конечно, офицеры же уже :) Ну а потом посадили нас в Ли-2 и через Москву... сначала в Москве побывали, в Измайлово... прилетели в Новую Ладогу.

    bellabs:
    А экипажи вы подбирали в училище в Безенчуке? На фронт прилетали уже экипажами?

    Зайфман:
    Да, по экипажам разбивались сами.

    bellabs:
    А кто выступал инициатором? Вот в английском описании подготовки торпедоносцев сказано, что чуть ли не главными инициаторами были стрелки-радисты. Они были как-то более компанейскими, чем офицеры.

    Зайфман:
    Точно :) Федор нас и собрал в экипаж.

    Валяюсь я после гулянки в Чапаевске... поезд приехал часа в 3 ночи... отдыхаю. Вдруг меня кто-то... за одеяло. Стрелок. «Слушай, ты экипаж уже нашел себе, ты в каком экипаже?» «Ни в каком». Ну, еще только-только началась дележка. «Ну чего, давай вместе летать?»

    bellabs:
    А Вы его при этом не знаете, стрелка этого?

    Зайфман:
    Я его не знаю совершенно :) Худой, канапушки сплошные, но такой интересный парень :)

    bellabs:
    А как он вас-то выбрал?

    Зайфман:
    Да не знаю, может видел как... Почему ко мне – не знаю. Да и он не знает, мне кажется :) «Ну давай», – говорит – «пойдем летчика искать!» :) Встаю, пошли по казарме по нашей.

    bellabs:
    А какая у вас была казарма, какие условия?

    Зайфман:
    Двухэтажное здание кирпичное, раньше была селекционная станция какая-то. Ее еще называли «дом Рузвельта» – потому, что дом был белой краской выкрашен, «Белый дом». Комнаты... человек по 15 нас жило в комнате. Матросские койки двухэтажные.

    bellabs:
    И вот вы пошли искать летчика...

    Зайфман:
    Смотрим. Сбоку где-то раздается: «Вы чего тут гуляете?» «Да вот, ищем летчика». «А стрелок?» «Вот он». «Этот рыжий?» – Сашка он такой был... «Ну что, будем летать вместе?» – он говорит. «Давай». «Ну пошли...» «Ты откуда?» Федька говорит: «Мои вот тут недалеко живут». «Ясно» – говорит Сашка – «привезешь самогонки» :) «Да этого... как грязи!» «А ты?» Я говорю: «А у меня мама живет в Москве». И так договорились.

    bellabs:
    Представьте тогда ваш экипаж.

    Зайфман:
    Стрелок-радист Федор Гречин...

    bellabs:
    А отчество?

    Зайфман:
    Федор Иванович Гречин. А летчик – Александр Васильевич Подъячев.

    bellabs:
    А вот Вы говорите, что пошли к командиру эскадрильи. То есть официально зарегистрировали только что созданный экипаж?

    Зайфман:
    Ну, по-моему не к командиру эскадрильи, к заму. Пришли, говорим: «Вот экипаж». «Кто такой?» «Курсант Подъячев!» «Не курсант, а младший лейтенант!» «Виноват». Ну, Записали Подъячева. «Ты кто?» Вот, такой-сякой... «А этот?» «Федор Иванович Гречин». «Так и будете летать?» «Да». «А кто выбирал?» «Стрелок». «Ну молодец». Все, привет :) Все записал. Ну и потом уже когда летели через Москву... Сначала Федины родители к нам приезжали в Безенчук, а в Москве... дня 3 мы получали «Бостоны»... перегонщики пригоняли в Москву...

      К началу страницы