|
|
Башенные береговые батареи Севастополя
Историко-мемориальный комплекс
«35 береговая батарея»
Добраться до 35-й батареи можно на автобусе:
№95 (останавливается прямо у батареи)
№95А (ходит чаще, от ближайшей остановки пешком 10 мин)
Часы работы см. на официальном сайте музея 35-й батареи
Нумерация и назначение помещений
| |
Нумерация в соответствии со схемой 1993 г. – в [ квадратных скобках ]
Источник: Martin Egger. "Die Festung Sewastopol".
|
| |
Нумерация в соответствии со схемой 2009 г. – в { фигурных скобках }
Источник: Стенд музея батареи.
|
Подробнее о назначение помещений см. в описании батареи и фотоэкскурсии 2007 года.
Первый сезон работы музейного комплекса, 2008 г.
Церемония открытия первого экскурсионного маршрута 3 июля 2008 г.
Фотографии предоставила Уманская Т.И.
| |
Ветераны БДК «Адмирал Головко» передали музею гюйс и флаг ВМФ СССР.
|
| |
Лещенко Валерий Алексеевич – сын командира 35-й батареи – у фотографии отца.
|
Территория батареи
Источник: фото bellabs.
| |
Территория обнесена оградой из металлической сетки, у официального входа находится будка круглосуточной охраны. К 2011 году планируется расчистить все помещения и построить историко-мемориальный комплекс.
|
| |
| |
Район левого КП.
Вид на юго-восток, в сторону мыса Фиолент.
Фотографии 2008 и 1942 годов.
|
| |
На территории 35-й батареи теперь ведутся раскопки не только военных объектов, но и античных памятников – здесь находились земельные наделы жителей Херсонеса (сам город расположен примерно в 8 км северо-восточнее, на Гераклейском полуострове).
|
| |
Скальный массив батареи, район левого КП.
Вид на северо-запад.
|
| |
| |
Скала с выходами вентиляционных каналов 1-й башни батареи.
Вид на юго-восток, в сторону мыса Фиолент.
Фотографии 2008 и 1942 годов.
|
| |
| |
У гнезда башни №2 соорудили ограду, у отверстий подачи боеприпасов поставили снаряд и металлический контейнер для полузаряда.
|
| |
| |
Гнездо башни №2 {28} (утренний и вечерний снимки).
|
| |
Во время прогулки по территории обнаруживаю в кустах неразорвавшуюся советскую гранату РГД-33 (очевидно, извлеченную кем-то из праздношатающихся и в испуге выброшенную). Перемещаю боеприпас в безопасное место и сообщаю охране. Звонок в МЧС – ситуация обычная. По словам руководителей работ, только за время установки ограждения на батарее было извлечено 577 взрывоопасных предметов, в том числе 100-кг авиабомба. Еще одна неразорвавшаяся авиабомба (250-кг) была найдена на стыке с оградой дачного кооператива.
|
Артблок и музейная экспозиция
Источник: фото bellabs.
| |
| |
Центральный вход в артблок батареи.
|
| |
У входа постепенно собирается экскурсионная группа. Люди приезжают своим ходом в произвольное время, бесплатная экскурсия идет около часа и сразу начинается заново для очередных посетителей.
|
| |
| |
Начало экспозиции – в помещении центральной силовой станции [7]={2}. В правой половине размещены фотографии и схемы, рассказывающие о строительстве батареи и первых месяцах обороны Севастополя.
|
| |
| |
На левом торце помещения центральной силовой станции помещены фотографии защитников Севастополя, принявших последний бой в районе 35-й батареи.
|
| |
Вход через санпропускник [8]={13} временно закрыт, помещение занято строительными инструментами и материалами.
|
| |
Доступ в левую часть артблока закрыт (снимок сделан через решетку), идет расчистка коридора и помещений.
|
| |
| |
Кадры, сделанные во внеэкскурсионное время – работы в районе котельной [5]={21} и компрессорной [4]={20}.
|
| |
Из помещения силовой станции открыт проход в гнездо башни №2.
|
| |
| |
Левый и правый снарядные погреба [21]={26} башни №2. Вход закрыт решетками.
|
| |
Гнездо башни №2 {28}.
|
| |
Дальше экскурсионный маршрут проходит по правому коридору артблока.
|
| |
Правая потерна, ведущая из главного коридора к первую башню. Вход закрыт решеткой.
|
| |
Помещение телефонной станции [17]={12}. Вход закрыт решеткой.
|
| |
| |
Помещение [15]={9}, кубрик (большая жилая комната [13]={9} недоступна). Экскурсовод рассказывает о повседневном быте краснофлотцев.
|
| |
Помещение медицинского блока [9]={3}. Рассказ о работе медиков в осажденном Севастополе.
|
| |
| |
Кают-компания [10+11]={4} (возведенную после войны перегородку еще не убрали, но удалили с пола массивные бетонные основания для котла и дизель-генератора). Материалы на стенах рассказывают о последнем штурме Севастополя и эвакуации комсостава.
|
| |
Проход к замурованной шахте правого командного пункта {5}.
|
| |
Маленькие комнаты командира и комиссара батареи [12]={7+8}, примыкающее к центральному посту [12a]={6}={6}.
|
| |
| |
Помещение центрального поста управления артиллерийским огнем (ЦПУАО) [12a]={6}. Рассказ о судьбах защитников Севастополя, оставленных на Херсонесском полуострове без боеприпасов, воды, продовольствия, медикаментов и надежды на эвакуацию.
|
| |
Вход в находящиеся в аварийном состоянии помещения [13]={9} и [14]={10} закрыт решеткой.
|
Фотоэкскурсия 2009 г.
Подробнее см.: users.livejournal.com/_iverson/104349.html.
| |
| |
Центральная силовая станция [7]={2}.
Советские плакаты, а также фотографии Севастополя.
Может быть кто-то из ваших родственников есть на этой доске...
|
| |
| |
Лазарет [9]={3}.
|
| |
Кубрик [15]={9}.
На фотографиях показано, как жили здесь моряки в то время.
|
| |
Центральный пост управления стрельбой [12a]={6}.
|
| |
Водонасосная станция [14]={10}.
|
| |
Помещение фильтро-вентилляционных установок [31]={35}.
|
| |
Выход по потерне к Голубой бухте.
|
| |
Здесь располагалась вторая артиллерийская башня {28}.
|
| |
105-мм ствол корабельного орудия, найденного на территории 35-й береговой батареи 28 апреля 2009 г.
|
Фотоэкскурсия 2010 г.
Источник: фото bellabs.
| |
| |
Окончательный проект мемориального комплекса.
Уже возведена бетонная коробка Пантеона славы.
|
В 2010 году экскурсия на батарею включает в себя два маршрута – либо 1+2, либо 1+3:
Маршрут №1 – центральная силовая станция [7]={2}, правая часть артблока, помещения и гнездо второй башни {28};
Маршрут №2 – потерна к первой башне, помещение фильтро-вентилляционных установок [31]={35}, выход к морю;
Маршрут №3 – шахта {19} и потерна к левому командному пункту, выход к морю, подъем {40} к бронерубке КП.
Если придется выбирать – нам вариант 1+2 показался интереснее.
Экскурсионный маршрут №1
| |
Главный коридор.
Вид направо от выхода из центральной силовой станции [7]={2}.
|
| |
Помещение медицинского блока [9]={3}.
|
| |
Кают-компания [10+11]={4}.
|
| |
Кубрик [15]={9}.
|
| |
Жилая комната [13]={9} (внизу водохранилище).
|
| |
| |
Жилая комната [13]={9}.
Остатки двигателя автомобиля ГАЗ-АА («полуторка»).
|
| |
Вход в камбуз [14]={10}.
|
Экскурсионный маршрут №2
| |
Налево – левая часть главного коридора.
Направо – вход в левую потерну, ведущую к первой башне.
|
| |
Левая потерна, ведущая к первой башне.
|
| |
Помещение перед выходом из потерны в массив первой башни.
|
| |
Кубрик [26]={9}.
Бывшая каменная каша в первой башне залита свежим бетоном.
|
| |
Свежевыкрашенное практическое ядро едва виднеется под новой бетонной стеной.
|
| |
| |
Спуск из первой башни в помещение фильтро-вентилляционных установок [31]={35}.
|
| |
| |
Помещение фильтро-вентилляционных установок [31]={35}.
За ним – выходы к морю.
|
| |
Личные вещи красноармейца Гашенко Я.Л.
Один из немногих бойцов, опознанных по «смертному медальону». Большинство найденных медальонов не содержат никаких сведений, поскольку заполнять его считалось плохой приметой: напишешь – погибнешь.
|
| |
Майор Бузин В.И., начальник городского отдела милиции г. Севастополя.
Останки опознаны по найденному на батарее ордену «Знак Почета» №5366.
|
| |
Военинженер 3-го ранга Харченко М.Ф., командир бронепоезда №5 «Железняков».
Останки опознаны по найденному на батарее ордену Боевого Красного Знамени №10040.
|
Экскурсионный маршрут №3
| |
Главный коридор.
Вид налево от выхода из центральной силовой станции [7]={2}.
|
| |
| |
Взрыв в районе котельной [5]={21} и компрессорной [4]={20} произвел наибольшие разрушения в артблоке. Сейчас, за свежеотлитыми бетонными опорами, исходную конфигурацию увидеть невозможно.
|
| |
До реконструкции входное отверстие в шахту, ведущую к левому командному пункту {19}, находилось на уровне главного коридора. Теперь нужно сначала спуститься из помещения мастерской [3]={18} на уровень ниже – в бывшее топливохранилище.
|
| |
| |
В шахте установлена винтовая лесница.
Преодолеть 80 ступеней под силу, оказывается, не всем.
|
| |
Потерна к левому командному пункту {19}–{38} длиной около 200 м.
|
| |
Налево – нижние помещения командного пункта.
Направо – потерна, ведущая к морю.
|
| |
Рубка дежурного на КП {38}.
Впереди за дверным проемом – шахта {40} c винтовой лестницей к бронерубке КП.
|
Музей вместо руин. Плюсы и минусы
Всем, кто только начинает свое знакомство с 35-й батареей, можно дальше не читать – лучше пойдите в музей и получите яркие впечатления. Наши заметки рассчитаны на любителей, давно следящих за судьбой памятника, и тех неравнодушных к истории людей, которые задумываются о методах сохранения исторического наследия. Обсуждения на тему «как можно сделать лучше» имеют не только теоретическое значение – многие погибающие памятники еще ждут своих спасителей, и опыт 35-й батареи будет наверняка востребован.
Находившиеся в аварийном состоянии помещения 35-й батареи не могли бесконечно оставаться в прежнем виде. Представлялись возможными два сценария развития событий – полное закрытие доступа на батарею (и, скорее всего, захват территории под коттеджно-дачное строительство) или ее музеефикация. В 2008 г. работы по расчистке и реставрации батареи и созданию музейной экспозиции начала организация с необычным названием «Учреждение объединения граждан "35 Береговая батарея"».
На наш взгляд, руководители проекта проявили выдающиеся организаторские способности, инженерную квалификацию, умение работать быстро при соблюдении всех необходимых условий (раскопки, эксгумация, разминирование, безопасность и др.), безусловное уважение к памяти защитников Севастополя. Экскурсионные маршруты на батарее неизменно производят на посетителей глубокое впечатление.
Минусом в идеологии проекта, по нашему мнению, является недостаточная историческая аккуратность. Речь идет о нюансах, незаметных для большинства экскурсантов, но отмечаемых более подготовленными посетителями. Возникает впечатление, что остатки батареи воспринимаются не как уникальный памятник русской фортификации, а лишь как впечатляющая декорация для драматических событий лета 1942 года. Отсюда – недостаточное внимание к тщательному сохранению аутентичности памятника.
Рассмотрим плюсы и минусы подробнее.
Плюсы музеефикации как таковой
- Предотвращено уничтожение батареи землезахватчиками
- Остановлено дальнейшее разрушение помещений
- Исключен вандализм и загаживание территории и помещений
- Устранены опасности для посетителей, исходившие от руин и неразорвавшихся боеприпасов
- Произведена расчистка, обеспечившая доступ к ранее скрытым частям комплекса
- Найдены и достойно погребены останки защитников Севастополя
- Найдены новые исторические материалы
Достоинства конкретной реализации
- Работы проводятся энергично, в хорошем соответствии с заявленными планами
- С инженерной точки зрения все сделано грамотно и качественно
- Экспозиция выполнена аккуратно с точки зрения дизайна
- Экскурсии профессиональны, эмоциональны и увлекательны, бесплатны
- Резко выросла популярность памятника
Неизбежные минусы музеефикации как таковой
- Потеря свободы в передвижении и исследовании исторического объекта
- Отсутствие романтической заброшенности, появление официозного пафоса и толпы экскурсантов
- Частичная потеря аутентичности, связанная с очевидной необходимостью обеспечить для посетителей иные виды сервиса, чем те, что предоставлялись личному составу батареи
- Изменение ландшафта – заборы, дополнительные строения и т.п.
Недостатки конкретной реализации
Не подвергая сомнению искренность намерений реставраторов «сделать как лучше», а также принимая во внимание всю сложность поставленной задачи, отметим некоторые моменты, которые можно было продумать и сделать лучше.
Не везде, где это было возможно, сохранена аутентичность памятника
Вариант реконструкции «сделать заново как было» в случае 35-й батареи не может принести интересного результата. Сами помещения, лишенные оборудования, ради которого они создавались (от бронебашен до дизель-генераторов) достаточно пусты и бессодержательны. Поэтому главная их ценность – в подлинности конструкций и полученных ими ран.
Раскопки, консервация, а тем более реконструкция исторического памятника часто навсегда уничтожают возможность сделать что-то иначе. Отсюда правило: все, что можно не трогать – оставь как можно ближе к аутентичному состоянию. К сожалению, этот принцип выдержан не всегда:
Монументальное бетонирование в некоторых местах привело к разрушению или поглощению остатков, потенциально способных представлять исторический интерес. Неясно, произведено ли научное документирование частей памятника, подвергнутых «уничтожению реставрацией».
Рассматривая бетонную конструкцию, обычный посетитель не может отличить подлинные фрагменты сооружения от современной реконструкции или, что еще хуже, от бетонной опоры, вообще отсутствовавшей в исходном памятнике. Принципы научной реставрации требуют внятно выделять новодел (например, оттенком бетона).
Утрачены пережившие войну и нашествие мародеров подлинные детали оборудования (например, проржавевшие короба-воздуховоды и другие металлические останки в помещении фильтро-вентиляционных установок).
Произведено частичное изменение топологии помещений и переходов новыми конструкциями (неправильный вход в шахту левого КП, отсутствие выхода в первую башню при переходе потерной и др.).
| |
Помещение ФВУ [31]={35} – наглядный пример явных плюсов и необязательных минусов. Раскопки 2008 года избавили помещение от многометровых наносов и принесли множество ценных находок. А в 2009 году открылся второй маршрут – и хорошо видно, сколько аутентичных остатков оборудования утрачено.
|
Утеряны эмоционально сильные фрагменты разрушений
В некоторых местах комплекса мощь разорванного бетона производила сильное эмоциональное впечатление и драматично перекликалась с историческими событиями. Равнодушно-прямолинейный бетонный новодел умертвил эти руины. К сожалению, у руководителей работ не хватило сил или эстетического чутья, чтобы сохранить в них жизнь. Конечно, решение этой задачи потребовало бы не только фантазии, но и дополнительных средств и времени – ведь требования к безопасности тоже никто не отменял. Но ведь и спешка – плохое оправдание, когда в твоих руках судьба уникального исторического памятника. Например, можно было сделать подпорки скульптурными или металлическими – во всяком случае, не смешивать их с бетоном стен и добиться эстетической корреляции с укрепляемыми руинами.
Та же проблема заметна, например, в бронебашне левого КП. Мощные бронезаслонки и грубый срез могучей брони всегда завораживали посетителей. Теперь же, укрытая толстым слоем масляной краски и бутафорским колпаком, бронебашня производит достаточно невнятное впечатление.
Что можно улучшить
35-я батарея была в первую очередь боевой единицей, а не убежищем. Невозможно понять структуру комплекса, не понимая его смысла. Поэтому полезно больше внимания уделить рассказу о реальном функционировании батареи как живого военно-инженерного организма. Можно, например, организовать специальный маршрут типа «как работает батарея в бою», где участники экскурсии могли бы выступать в разных ролях (подавать снаряд или определять дальность до морской цели), необходимо выставить в помещениях батареи сответствующие макеты или хотя бы схемы. Конечно, все это гораздо легче показать на действующей батарее №30, но доступ на нее пока слишком сложен.
Реконструкции, внятно дистанцированные от подлинных останков, могут быть полезны и интересны. Например, рядом с сохранившимся фрагментом противооткольного покрытия свода можно реконструировать фрагмент такого покрытия в «первоначальном» виде – ведь подлинные металлические части свода на батарее утрачены.
Изложение исторических событий порой слишком эмоционально и опирается на мемуары, сведения из которых подаются как заведомо истинные – что, разумеется, противоречит научному подходу. Нередко нитью изложения драматических моментов обороны Севастополя служит простая и популярная у профанов концепция «генералы все загубили и подло удрали», не согласующаяся с реальными историческими данными. Не поступаясь эмоционально-личностным отношением, хотелось бы дать более достоверную стратегическую картину.
Почему-то вдруг запретили фотографирование в помещениях батареи (2010). Будем надеяться, что это лишь временное недоразумение, неумная инициатива кого-то из ответственных лиц, активно мешающая популяризации мемориального комплекса. Единственное внятное объяснение – от вспышек у экскурсоводов болят глаза. В этом случае следует ввести запрет на использование вспышек (стандартное требование в большинстве музеев), а не на съемку вообще. Все снимки 2010 года сделаны нами без вспышки.
Прочитать обсуждение на форуме sevastopol.info
Оставить комментарий в блоге
|
|
|