Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

ФОТОАРХИВ
Техника, вооружение, обеспечение МТА КБФ


Самолет A-20G «Бостон»

  Самолеты 51-го мтап в Паланге, февраль 1945 года
«Бостоны» A-20G №7 и №9.
Подробнее

  «Бостон» A-20G-35-DO №51 (43-10067) 51-го мтап.
Машина командира полка Орленко И.Ф.
Подробнее

    «Бостон» A-20G-35-DO №51 (43-10067) 51-го мтап (рисунки).
Подробнее

    «Бостон» A-20G-35-DO №14 (43-10052) 51-го мтап.
Машина Еникеева Г.Г.
Подробнее

+   «Бостон» A-20G-45-DO №18 (43-21901) 51-го мтап.
Подробнее

  «Бостон» A-20G-45-DO №18 (43-21901) 51-го мтап (модель)
Подробнее

  Самолеты 51-го мтап над Берлином. 28 мая 1945 г.
«Бостон» A-20G-30-DO №5 (43-9561) над Рейхстагом.
Подробнее

  Хвостовые части самолетов №5 и №18. Аэродром Кольберг, 1945 г.
Подробнее

  Взлетает «Бостон» A-20G с торпедой

    Аварийная посадка «Бостона» с торпедой. На киле виден №4


1-й гмтап

    «Бостоны» 1-го гмтап в Паневежисе, 19 сентября 1944 г.
Подробнее

   

   

      «Бостон» A-20G №30 1-го гмтап.
Машина Гагиева А.М. (позже – Подъячева А.В.)
Подробнее

  Пара «Бостонов» 1-го гмтап на боевом курсе: торпедоносец №30 (43-9158) и топмачтовик №22.
Подробнее

+   «Бостон» A-20G №40 (43-9168) 1-го гмтап.
Подробнее

  Механики на хвостовом оперении «Бостона» №40 (43-9168) 1-го гмтап.
Подробнее

+   «Бостон» A-20G-45-DO №2 (43-21891) 1-го гмтап.
Подробнее

+   «Бостон» A-20G №27 1-го гмтап.
Подробнее

      Экипаж П.Ф. Стрелецкого у самолета Р. Скелтона.
Подробнее


    «Бостон» с «ложным» номером №14 (43-10052) в Центральном музее ВВС в Монино.
Подробнее

 

Самолет A-20G на Аляске в ожидании перелета в СССР.
На бомболюке смонтирован дополнительный топливный бак.
Двигатели прогреваются перед запуском специальным устройством.

  Табличка с двигателя Райт «Циклон» самолета «Бостон».

Подвесное вооружение: торпеды, бомбы, мины

  Оружейники 2-й эскадрильи доставляют к самолету бомбу ФАБ-500. Так было до изготовления тележки

  По проекту Якубова во 2-й эскадрильи была сконструирована тележка для авиабомб крупного калибра.
Вооружейники 2 АЭ Караев, Сухарев, Государенко, Иванов за доставкой ФАБ-500 к самолету.

  Оружейники 51-го мтап подвешивают бомбу на правый торпедный мост.

  Подвеска 250-кг бомб на подкрыльевые держатели.
Вооружейники 2-й эскадрильи Орлов, Вишневский, Иванов.

  Начальник связи полка Быков В.В. завершает подготовку к вылету

  Подвеска 500-кг авиабомбы

  Инженер 2-й эскадрильи Смирнов В.М. у самолета Позника Г.В.
На левой подвеске 500-кг авиабомба.
Среди потопленных кораблей на борту звездочка за сбитый летчиком самолет – единственный в полку случай

  Техник-торпедист Подтеребков А.С. проверяет подвеску торпеды под самолет перед вылетом.

  Подвеска торпеды

  Авиационная якорная мина


1-й гмтап

      Подготовка торпедного вооружения на самолете Гагиева А.М.
Подробнее

 

        Подвеска 500-кг авиабомб
Подробнее

  К A-20G подкатывают торпеду 45-36АН.

Встроенное вооружение и оборудование

  Государенко Виктор Кузьмич вставляет патронный ящик для нижнего пулемета.
Ниже открыт люк доступа к пулемету чтобы заправить патронную ленту.
Паланга, январь-февраль 1945 г.

  Стрелок-радист сержант Агафонов В. Г. проверяет радиостанцию перед вылетом. 1944 г.

  Регулировка параллельной работы генераторов.
В задней кабине «Бостона» – техник 2-й эскадрильи по спецоборудованию Сиволапов В. Г.
и механик эскадрильи по спецоборудованию Перламонов С. Г.
Паланга, зима 1944-45 г.

  Механик по спецоборудованию 2-й эскадрильи Перламонов С. Г.
проводит профилактический осмотр агрегатов двигателя.
Паланга, зима 1944-45 г.

Техническое обслуживание

  ПАРМ = Полевая (Передвижная) АвиаРемонтная Мастерская
Ремонт двигателя в полевых условиях.
Держит крюк механик Никитин А.Е.

  Техник самолета техник-лейтенант Маркин М.С. (лежит сверху) меняет поврежденный цилиндр двигателя.

  Жуков В.А. заправляет «Бостон», 1944 г.

  Подготовка самолета к вылету.
У колеса Вишневский О.Г., в шлеме техник-лейтенант Агафонов.


1-й гмтап

  1-й гмтап в Паневежисе, 19 сентября 1944 г.
Гвардии техник-лейтенант Пичугин В.И. за ремонтом двигателя самолета «Бостон».
Источник: снимок С.Г. Шиманского, предоставлен А.Н. Калиновским

  Заправка самолетов 1-го гмтап.
Источник: C-F Geust, G Petrov. Red Stars 4: Lend-Lease Aircraft in Russia. 2002

Аэродромы базирования

Клопицы

Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps

  Аэродром вблизи от автомагистрали Ленинград – Кингисепп, в 20-30 км от ж.д. станции Волосово Октябрьской ж.д. Грунтовый, укатано щебеночное покрытие взлетной полосы. Постройка в период Финской кампании. Жилой городок из десятка деревянных домов, из них 3-4 дома из 2-х этажей. Здание штаба и столовой из кирпича. В период оккупации 2 ангара и несколько зданий было разрушено немцами. Рядом село Клопицы с церковью и кладбищем. Для укрытия личного состава были землянки и лес со всех сторон.
Подробнее см.: интервью со Стерликовым Н.А., старшим механиком 51-го мтап, 2003 г.

  Деревня Клопицы, Ленинградская обл., Волосовский р-н.
Здесь в 1944 г. начинал свой боевой путь 51-й мтап.

  Памятный знак на бывшем аэродроме.


Паневежис

Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps

  Аэродром только был построен русскими военнопленными. С хорошей бетонной взлетной полосой, рулежными дорожками и другой инфраструктурой. Летный состав жил в Паневежисе. Техсостав в шалашах, на улице. Баня в хуторах и передвижная баня доставлялась по железной дороге.
Подробнее см.: интервью со Стерликовым Н.А., старшим механиком 51-го мтап, 2003 г.

  Схема аэродрома у деревни Паюостис (Pajuostis) восточнее Паневежиса, 1938 год.
Синим отмечены: слева – казармы (взорваны немцами в 1944 г.), сверху – ангар и оружейный склад.
Послевоенные ВПП и полосы рулежки не соответствуют предвоенным.
Источник: прислал robertas, по материалам Международного военного форума и Lietuvos Aviacijos Istorija .


Паланга

Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps

  Грунтовый аэродром между населенным пунктом Палебдерю и шоссейной дорогой Либава – Паланга – Клайпеда (Мемель), в 12 км от ж.д. станции Кретинга, которая на момент начала боевых действий с аэродрома была занята немцами. Личный состав частично размещался в городе Паланга, в поселке рыбаков Швентой и в Палебдерю.
Подробнее см.: интервью со Стерликовым Н.А., старшим механиком 51-го мтап, 2003 г.


Грабштейн

Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps
Благодарим Эгидиюса Казлаускиса за предоставленные координаты.

  Грунтовый аэродром со взлетной полосой из металлических плит, положенных на солому. От моря 10-20 км. Никакого крупного пункта рядом не было, только хутора немецкие. Аэродром был расположен прямо у шоссе. В одну сторону – Эльбинг, Мариенбург, Данциг, в другую – Мемель. Кенигсберг был, наверное, не дальше 50-ти километров – когда его штурмовали, мы видели зарево. По ту сторону шоссе – лес, мы там охотились. Рядом с полем были такие крупные стога соломы. А под соломой, потом мы обнаружили, были склады картофеля. Речек рядом не было, но аэродром находился в низине, во всяком случае, в весеннюю распутицу шасси самолетов по ступицы проваливались, трактор не мог вытянуть. Стропы были закреплены за стойки шасси, думал – сломают к чертовой матери. Взлетную полосу сделали из металлических плит, примерно семьдесят сантиметров на метр двадцать, сцеплялись между собой, как конструктор. Полоса была шириной метров 70-100.
Подробнее см.: интервью со Стерликовым Н.А., старшим механиком 51-го мтап, 2003 г.

  Местоположение аэродрома, фрагмент немецкой карты 1935 года.
Источник: прислал Эгидиюс Казлаускис, председатель Клайпедского клуба истории военного исскуства.


Кольберг

Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps

  Бетонная взлетная полоса на берегу Балтийского моря, в 100 м от воды. С хорошо развитой инфраструктурой, жилым городком. Прекрасный немецкий аэродром. Это километра три до города Кольберг, на велосипедах ездили. Столовая прямо дворец, деревья в бочках таких.
Подробнее см.: интервью со Стерликовым Н.А., старшим механиком 51-го мтап, 2003 г.

Персональное снаряжение

  Штурманская сумка штурмана 1-го гмтап Зайфмана Р.Я.
Подробнее

  Авиационная линейка образца 1941 г.
Подробнее

  Ветрочет образца 1940 г. Внешний вид и принцип работы.
Подробнее

  К началу страницы