|
|
Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ
ФОТОАРХИВ
Техника, вооружение, обеспечение МТА КБФ
Самолет A-20G «Бостон»
| |
Самолеты 51-го мтап в Паланге, февраль 1945 года
«Бостоны» A-20G №7 и №9.
Подробнее
|
| |
«Бостон» A-20G-35-DO №51 (43-10067) 51-го мтап.
Машина командира полка Орленко И.Ф.
Подробнее
|
| |
| |
«Бостон» A-20G-35-DO №51 (43-10067) 51-го мтап (рисунки).
Подробнее
|
| |
| |
«Бостон» A-20G-35-DO №14 (43-10052) 51-го мтап.
Машина Еникеева Г.Г.
Подробнее
|
| + |
| |
«Бостон» A-20G-45-DO №18 (43-21901) 51-го мтап.
Подробнее
|
| |
«Бостон» A-20G-45-DO №18 (43-21901) 51-го мтап (модель)
Подробнее
|
| |
Самолеты 51-го мтап над Берлином. 28 мая 1945 г.
«Бостон» A-20G-30-DO №5 (43-9561) над Рейхстагом.
Подробнее
|
| |
Хвостовые части самолетов №5 и №18. Аэродром Кольберг, 1945 г.
Подробнее
|
| |
Взлетает «Бостон» A-20G с торпедой
|
| |
| |
Аварийная посадка «Бостона» с торпедой. На киле виден №4
|
1-й гмтап
| |
| |
«Бостоны» 1-го гмтап в Паневежисе, 19 сентября 1944 г.
Подробнее
|
| |
| |
| |
«Бостон» A-20G №30 1-го гмтап.
Машина Гагиева А.М. (позже – Подъячева А.В.)
Подробнее
|
| |
Пара «Бостонов» 1-го гмтап на боевом курсе: торпедоносец №30 (43-9158) и топмачтовик №22.
Подробнее
|
| + |
| |
«Бостон» A-20G №40 (43-9168) 1-го гмтап.
Подробнее
|
| |
Механики на хвостовом оперении «Бостона» №40 (43-9168) 1-го гмтап.
Подробнее
|
| + |
| |
«Бостон» A-20G-45-DO №2 (43-21891) 1-го гмтап.
Подробнее
|
| |
| |
«Бостон» с «ложным» номером №14 (43-10052) в Центральном музее ВВС в Монино.
Подробнее
|
| |
Самолет A-20G на Аляске в ожидании перелета в СССР.
На бомболюке смонтирован дополнительный топливный бак.
Двигатели прогреваются перед запуском специальным устройством.
|
| |
Табличка с двигателя Райт «Циклон» самолета «Бостон».
|
Подвесное вооружение: торпеды, бомбы, мины
| |
Оружейники 2-й эскадрильи доставляют к самолету бомбу ФАБ-500. Так было до изготовления тележки
|
| |
По проекту Якубова во 2-й эскадрильи была сконструирована тележка для авиабомб крупного калибра.
Вооружейники 2 АЭ Караев, Сухарев, Государенко, Иванов за доставкой ФАБ-500 к самолету.
|
| |
Оружейники 51-го мтап подвешивают бомбу на правый торпедный мост.
|
| |
Подвеска 250-кг бомб на подкрыльевые держатели.
Вооружейники 2-й эскадрильи Орлов, Вишневский, Иванов.
|
| |
Начальник связи полка Быков В.В. завершает подготовку к вылету
|
| |
Подвеска 500-кг авиабомбы
|
| |
Инженер 2-й эскадрильи Смирнов В.М. у самолета Позника Г.В.
На левой подвеске 500-кг авиабомба.
Среди потопленных кораблей на борту звездочка за сбитый летчиком самолет – единственный в полку случай
|
| |
Техник-торпедист Подтеребков А.С. проверяет подвеску торпеды под самолет перед вылетом.
|
| |
Подвеска торпеды
|
| |
Авиационная якорная мина
|
1-й гмтап
| |
| |
| |
Подготовка торпедного вооружения на самолете Гагиева А.М.
Подробнее
|
| |
К A-20G подкатывают торпеду 45-36АН.
|
Встроенное вооружение и оборудование
| |
Государенко Виктор Кузьмич вставляет патронный ящик для нижнего пулемета.
Ниже открыт люк доступа к пулемету чтобы заправить патронную ленту.
Паланга, январь-февраль 1945 г.
|
| |
Стрелок-радист сержант Агафонов В. Г. проверяет радиостанцию перед вылетом. 1944 г.
|
| |
Регулировка параллельной работы генераторов.
В задней кабине «Бостона» – техник 2-й эскадрильи по спецоборудованию Сиволапов В. Г.
и механик эскадрильи по спецоборудованию Перламонов С. Г.
Паланга, зима 1944-45 г.
|
| |
Механик по спецоборудованию 2-й эскадрильи Перламонов С. Г.
проводит профилактический осмотр агрегатов двигателя.
Паланга, зима 1944-45 г.
|
Техническое обслуживание
| |
ПАРМ = Полевая (Передвижная) АвиаРемонтная Мастерская
Ремонт двигателя в полевых условиях.
Держит крюк механик Никитин А.Е.
|
| |
Техник самолета техник-лейтенант Маркин М.С. (лежит сверху) меняет поврежденный цилиндр двигателя.
|
| |
Жуков В.А. заправляет «Бостон», 1944 г.
|
| |
Подготовка самолета к вылету.
У колеса Вишневский О.Г., в шлеме техник-лейтенант Агафонов.
|
1-й гмтап
| |
1-й гмтап в Паневежисе, 19 сентября 1944 г.
Гвардии техник-лейтенант Пичугин В.И. за ремонтом двигателя самолета «Бостон».
Источник: снимок С.Г. Шиманского, предоставлен А.Н. Калиновским
|
| |
Заправка самолетов 1-го гмтап.
Источник: C-F Geust, G Petrov. Red Stars 4: Lend-Lease Aircraft in Russia. 2002
|
Аэродромы базирования
Клопицы
Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps
| |
Аэродром вблизи от автомагистрали Ленинград – Кингисепп, в 20-30 км от ж.д. станции Волосово Октябрьской ж.д. Грунтовый, укатано щебеночное покрытие взлетной полосы. Постройка в период Финской кампании. Жилой городок из десятка деревянных домов, из них 3-4 дома из 2-х этажей. Здание штаба и столовой из кирпича. В период оккупации 2 ангара и несколько зданий было разрушено немцами. Рядом село Клопицы с церковью и кладбищем. Для укрытия личного состава были землянки и лес со всех сторон.
Подробнее см.: интервью со Стерликовым Н.А., старшим механиком 51-го мтап, 2003 г.
|
| |
Деревня Клопицы, Ленинградская обл., Волосовский р-н.
Здесь в 1944 г. начинал свой боевой путь 51-й мтап.
|
| |
Памятный знак на бывшем аэродроме.
|
Паневежис
Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps
| |
Аэродром только был построен русскими военнопленными. С хорошей бетонной взлетной полосой, рулежными дорожками и другой инфраструктурой. Летный состав жил в Паневежисе. Техсостав в шалашах, на улице. Баня в хуторах и передвижная баня доставлялась по железной дороге.
Подробнее см.: интервью со Стерликовым Н.А., старшим механиком 51-го мтап, 2003 г.
|
| |
Схема аэродрома у деревни Паюостис (Pajuostis) восточнее Паневежиса, 1938 год.
Синим отмечены: слева – казармы (взорваны немцами в 1944 г.), сверху – ангар и оружейный склад.
Послевоенные ВПП и полосы рулежки не соответствуют предвоенным.
Источник: прислал robertas, по материалам Международного военного форума и Lietuvos Aviacijos Istorija .
|
Паланга
Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps
| |
Грунтовый аэродром между населенным пунктом Палебдерю и шоссейной дорогой Либава – Паланга – Клайпеда (Мемель), в 12 км от ж.д. станции Кретинга, которая на момент начала боевых действий с аэродрома была занята немцами. Личный состав частично размещался в городе Паланга, в поселке рыбаков Швентой и в Палебдерю.
Подробнее см.: интервью со Стерликовым Н.А., старшим механиком 51-го мтап, 2003 г.
|
Грабштейн
Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps
Благодарим Эгидиюса Казлаускиса за предоставленные координаты.
| |
Грунтовый аэродром со взлетной полосой из металлических плит, положенных на солому. От моря 10-20 км. Никакого крупного пункта рядом не было, только хутора немецкие. Аэродром был расположен прямо у шоссе. В одну сторону – Эльбинг, Мариенбург, Данциг, в другую – Мемель. Кенигсберг был, наверное, не дальше 50-ти километров – когда его штурмовали, мы видели зарево. По ту сторону шоссе – лес, мы там охотились. Рядом с полем были такие крупные стога соломы. А под соломой, потом мы обнаружили, были склады картофеля. Речек рядом не было, но аэродром находился в низине, во всяком случае, в весеннюю распутицу шасси самолетов по ступицы проваливались, трактор не мог вытянуть. Стропы были закреплены за стойки шасси, думал – сломают к чертовой матери. Взлетную полосу сделали из металлических плит, примерно семьдесят сантиметров на метр двадцать, сцеплялись между собой, как конструктор. Полоса была шириной метров 70-100.
Подробнее см.: интервью со Стерликовым Н.А., старшим механиком 51-го мтап, 2003 г.
|
| |
Местоположение аэродрома, фрагмент немецкой карты 1935 года.
Источник: прислал Эгидиюс Казлаускис, председатель Клайпедского клуба истории военного исскуства.
|
Кольберг
Показать местоположение аэродрома на GoogleMaps
| |
Бетонная взлетная полоса на берегу Балтийского моря, в 100 м от воды. С хорошо развитой инфраструктурой, жилым городком. Прекрасный немецкий аэродром. Это километра три до города Кольберг, на велосипедах ездили. Столовая прямо дворец, деревья в бочках таких.
Подробнее см.: интервью со Стерликовым Н.А., старшим механиком 51-го мтап, 2003 г.
|
Персональное снаряжение
| |
Авиационная линейка образца 1941 г.
Подробнее
|
| |
Ветрочет образца 1940 г. Внешний вид и принцип работы.
Подробнее
|
|
|
|