Ветрочет образца 1940 г. (на врезке – вид с обратной стороны).
Принадлежит штурману 1-го гмтап Зайфману Р.Я.
Составные части:
- Сектор с делениями от –35° до +35° (шкала углов сноса) относительно центральной линии (курсовой черты).
- Линейка с делениями, способная поворачиваться между сторонами сектора. Деления на линейке соответствуют скорости самолета, цифровые значения нужно умножать на 10. Сверху нанесены числа от 10 до 56 (т.е. до 560 км/ч), снизу – от 20 до 112 (т.е. до 1120 км/ч).
- Азимутальный круг, способный двигаться вдоль центральной линии сектора. По периметру круга идут насечки 360°, надписанные от N (север = 0) до 35 (т.е. с шагом 10°). От центра с шагом, равным шагу нумерованного деления линейки, нанесены концентрические окружности.
Последовательность действий при определении направления и скорости ветра:
- Самолет ложится на заданный штурманом теоретический курс (по компасу) и летит с заданной скоростью.
- Линейку ветрочета поворачивают и устанавливают вдоль центральной линии сектора. Круг перемещают вдоль центральной линии и устанавливают так, чтобы центр круга находился напротив отметки линейки, соответствующей скорости самолета.
- Круг поворачивают так, чтобы напротив отметки «ноль» сектора оказалась отметка теоретического курса самолета (курса, который летчик держит по компасу).
- Штурман наблюдает за поверхностью земли и измеряет обусловленный ветром угол сноса от заданного курса.
- Линейку ветрочета поворачивают и устанавливают вдоль линии реального курса самолета (отличающегося от теоретического курса на угол сноса). По кругу вдоль линейки карандашом проводится линия. Очевидно, что вектор, соответствующий скорости ветра, начинается в центре круга (где находится конец вектора собственной скорости самолета) и заканчивается где-то на линии, соответствующей реальному курсу. Чтобы определить, где же именно находится второй конец вектора скорости ветра, требуется провести дополнительное измерение.
- Самолет ложится на новый курс и измерение повторяется.
- Точка пересечения первой и второй линий истинного курса указывает на конец вектора скорости ветра.
(На практике требовалось проводить три измерения на разных курсах. Поскольку все измерения проводятся с некоторой погрешностью, три линии истинного курса не пересекались в одной точке, а образовывали небольшой треугольник. Концом вектора скорости ветра считался определяемый на глаз «центр» этого треугольника.)
- Линейку ветрочета поворачивают и устанавливают вдоль центральной линии сектора. Круг поворачивают так, чтобы получившийся вектор скорости ветра расположился вдоль линейки, после чего снимают значения направления и скорости ветра.
См. также:
| |
Авиационная линейка образца 1941 г.
|
| |
Штурманская сумка с карманами для авиационной линейки и ветрочета.
|