Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Ветрочет образца 1940 г. (на врезке – вид с обратной стороны).
Принадлежит штурману 1-го гмтап Зайфману Р.Я.

Составные части:

  1. Сектор с делениями от –35° до +35° (шкала углов сноса) относительно центральной линии (курсовой черты).
  2. Линейка с делениями, способная поворачиваться между сторонами сектора. Деления на линейке соответствуют скорости самолета, цифровые значения нужно умножать на 10. Сверху нанесены числа от 10 до 56 (т.е. до 560 км/ч), снизу – от 20 до 112 (т.е. до 1120 км/ч).
  3. Азимутальный круг, способный двигаться вдоль центральной линии сектора. По периметру круга идут насечки 360°, надписанные от N (север = 0) до 35 (т.е. с шагом 10°). От центра с шагом, равным шагу нумерованного деления линейки, нанесены концентрические окружности.

Последовательность действий при определении направления и скорости ветра:

  1. Самолет ложится на заданный штурманом теоретический курс (по компасу) и летит с заданной скоростью.
  2. Линейку ветрочета поворачивают и устанавливают вдоль центральной линии сектора. Круг перемещают вдоль центральной линии и устанавливают так, чтобы центр круга находился напротив отметки линейки, соответствующей скорости самолета.
  3. Круг поворачивают так, чтобы напротив отметки «ноль» сектора оказалась отметка теоретического курса самолета (курса, который летчик держит по компасу).
  4. Штурман наблюдает за поверхностью земли и измеряет обусловленный ветром угол сноса от заданного курса.
  5. Линейку ветрочета поворачивают и устанавливают вдоль линии реального курса самолета (отличающегося от теоретического курса на угол сноса). По кругу вдоль линейки карандашом проводится линия. Очевидно, что вектор, соответствующий скорости ветра, начинается в центре круга (где находится конец вектора собственной скорости самолета) и заканчивается где-то на линии, соответствующей реальному курсу. Чтобы определить, где же именно находится второй конец вектора скорости ветра, требуется провести дополнительное измерение.
  6. Самолет ложится на новый курс и измерение повторяется.
  7. Точка пересечения первой и второй линий истинного курса указывает на конец вектора скорости ветра.
    (На практике требовалось проводить три измерения на разных курсах. Поскольку все измерения проводятся с некоторой погрешностью, три линии истинного курса не пересекались в одной точке, а образовывали небольшой треугольник. Концом вектора скорости ветра считался определяемый на глаз «центр» этого треугольника.)
  8. Линейку ветрочета поворачивают и устанавливают вдоль центральной линии сектора. Круг поворачивают так, чтобы получившийся вектор скорости ветра расположился вдоль линейки, после чего снимают значения направления и скорости ветра.

См. также:

  Авиационная линейка образца 1941 г.

  Штурманская сумка с карманами для авиационной линейки и ветрочета.