Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Газетные статьи


«Правда» №277 (24899), 4 октября 1986 г.

Шел в атаку «бостон»

История самолета, который американский актер
подарил советским летчикам

Свыше 2 миллиардов 350 миллионов рублей передали советские люди в годы Великой Отечественной войны на строительство боевых самолетов. Этих средств хватило более чем на две с половиной тысячи машин... Пишу эти волнующие цифры и вспоминаю историю еще одного самолета. Осенью сорок третьего из-за океана он прибыл на Балтику, где мне, военному корреспонденту, в качестве воздушного стрелка довелось участвовать в боевых действиях ВВС Краснознаменного Балтфлота.

– Как-то осенью сорок третьего года я барражировал на рассвете в островной зоне, – вспоминает Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации запаса Иван Иванович Цапов. – Кручу головой, как положено, вдруг вижу: бомбовоз незнакомой конструкции, да еще и с надписью на чужом языке. Что за оказия? Пальцы просятся к гашетке. Однако звезды наши на плоскостях и хвосте, и экипаж ведет себя спокойно. Скорость у меня достаточная, не упуская незнакомца, сообщаю на землю, что двухмоторный бомбардировщик с бортовым номером «единица» идет курсом на Ленинград. «Это – «бостон», подарок из-за океана, – разъяснил оперативный дежурный. – Проводи его до базы». Подошел я к «бостону» вплотную. Вижу, машут мне. Петра Стрелецкого, летчика, сразу узнал, а штурмана нет...

– Это я с Петром в ту ночь летел, – поясняет бывший штурман-торпедоносец Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Иванов. – Вообще-то я чаще летал с Александром Пресняковым, с Михаилом Шишковым, в торпедные атаки, на бомбоудары. А тогда со Стрелецким минировали выход с базы противника, именно на американском самолете.

...В 1-м гвардейском минно-торпедном авиационном полку ВВС Балтфлота, куда прибыл двухмоторный бомбардировщик A-20G «Бостон», выяснили: бортовая надпись на английском «Мы сделаем!» – девиз, своего рода визитная карточка известного американского актера Рэда Скелтона. На борту «бостона» обнаружили и письмо.

«Лично. Здравствуйте, друг! – писал Рэд Скелтон. – Посылаю Вам привет. Очень сожалею, что не имею возможности встретиться с Вами. Я хотел бы поддерживать связь с Вами и знать о Ваших боевых успехах на этом самолете. Черкните пару строчек о себе и Вашем самолете. Я отвечу Вам по радио. Желаю Вам счастья и удачи успешно бить врага, хотя я знаю, не мне Вам говорить, как надо бить врага».

Конечно, самолет Скелтона – капля в океане боевых подарков советским воинам. Не счесть было таких подарков и на Балтике. Перед глазами – эскадрилья «Горьковский колхозник» с истребителем «Валерий Чкалов». На нем летал удалой Иван Творогов. С радостью узнали на Балтике, что вологжане собрали 25 миллионов рублей для приобретения истребителей земляку-герою Игорю Каберову и его боевым друзьям. Дарили балтийцам самолеты колхозники Осетии, авиаторы Тихого океана. На истребителе «Олег Кошевой» сражался коммунист Дмитрий Кудымов, на истребителе «Ульяна Громова» – секретарь комсомольской организации Евгений Лосинский. Именные самолеты получили Михаил Клименко, Василий Голубев, Александр Курзенков...

И все же самолет Скелтона ветераны-балтийцы помнят.

Испытал машину в бою и при этом уничтожил фашистский транспорт, груженный военной техникой, Эрик Гептнер, полярный летчик, которому с помощью друзей удалось попасть на фронт. Полковые инженеры и техники вместо американских поставили более мощные советские пушки, заменили прицелы. В перерыве между боями провели короткий митинг. Много добрых слов было сказано в адрес Рэда Скелтона. Самолету присвоили номер «единица» и вручили экипажу Петра Стрелецкого, воевавшего с первого дня Великой Отечественной. Такому пилоту, действительно, незачем было советовать, как воевать. Штурманом с Петром летал Николай Афанасьев (как и командир, он тоже стал Героем Советского Союза), стрелком-радистом – Иван Трусов.

Много боевых вылетов сделали друзья на самолете Скелтона. Один из них оказался исключительно тяжелым.

Это произошло 27 февраля 1944 года. Погода стояла такая, что посылать на задание можно было лишь асов. Командир полка И.И. Борзов (впоследствии – Герой Советского Союза, маршал авиации) потому и выбрал экипаж Стрелецкого. В середине ночи торпедоносец ушел в воздух. В районе Либавы (Лиепаи) Стрелецкий обнаружил транспорт противника. Сразу – в атаку! Несколько секунд до сброса торпеды... Тут сноп огня обрушился на самолет. Стрелецкий вскрикнул: осколки снаряда прошили ногу. Быть может, потерял бы сознание, но услышал голос Николая:
– Бросай торпеду!
Командир нажал кнопку... Над самыми мачтами «бостон» вышел из атаки.

Уму непостижимо, каким образом летчик с раздробленной ногой более двух часов вел самолет к родному аэродрому, уходил от атак истребителей, как выпустил шасси, как посадил по всем правилам искалеченную машину!.. «Бостон» несся к снежной гряде за границей взлетно-посадочной полосы. Стрелецкий выключил зажигание и потерял сознание.

Пришел в себя в санчасти, увидел командира полка, попытался доложить. Борзов прервал доклад, похвалил:
– Молодец, что живой.
– А машина? Она цела?
– Отремонтируем, – ответил Борзов. – Подарок ведь.

Петр Стрелецкий летать так уже и не смог. Отремонтированную «единицу» передали Вадиму Евграфову. 27 мая 1944 года полк в одном полете уничтожил семь фашистских транспортов с оружием, боеприпасами и войсками. Транспорт, потопленный Евграфовым и штурманом Виктором Бударагиным, оказался сотым на боевом счету гвардейцев. 19 августа 1944 года Евграфову и Бударагину присвоили звание Героя Советского Союза. А на другой день... На другой день Вадим погиб на связном самолете.

«Бостон» Скелтона передали экипажу Павла Сквирского, который вылетел на опасное разведзадание. Сквирский выполнил задание, по радио передал добытые разведывательные данные. Борзов приказал возвращаться. Оставалось примерно полчаса полета до линии фронта, когда на торпедоносец насели шесть «фокке-вульфов». Стрелка-радиста Александра Павлова сразила пушечная очередь. Оторваться от истребителей не удалось. Отказали рули поворота и высоты. Горящий «бостон» ударился о землю...

Штурман Мортиков помог командиру выбраться из горящего самолета. Отошли метров на триста, когда салютом их боевому другу Александру Павлову прогремели взрывы.

По-солдатски пал в бою самолет Рзда Скелтона. Через полгода после ранения Стрелецкого погиб Герой Советского Союза Николай Афанасьев, погибли и кавалер четырех боевых орденов Эрик Гептнер, и стрелок-радист Иван Трусов. Что же касается П.А. Сквирского (он живет в Азербайджане), Героев Советского Союза В.А. Бударагина (живет в Подмосковье) и Н.Д. Иванова (Ленинград), то они воевали до последнего часа Великой Отечественной, понятно, уже на других самолетах.

Герой Советского Союза Петр Федорович Стрелецкий после увольнения в запас и до последнего удара сердца в 1974 году жил и работал в подмосковном Калининграде. Помню, за год до смерти он говорил однополчанам: «Мир для нас – это сама жизнь... Пусть знают Скелтон, все американцы, разделяющие наше стремление к миру: советский и американский народы совместными усилиями могут добиться многого во имя счастья на земле».

Со многими славными балтийцами-авиаторами мне посчастливилось летать воздушным стрелком. Дружба прошла испытание временем. На недавней встрече мы долго говорили о военной поре, о нынешней жизни. Вспомнили, конечно, и подарок Рэда Скелтона...

– Борьба за мир, – убежден Н.Д. Иванов, – забота не только о наших внуках, но и о внуках американских ветеранов, боровшихся вместе с нами против германского фашизма. Скелтон, наверное, понимал, что война – это не кинобоевик. Понимают это, надеюсь, и миллионы американцев...

«Мы сделаем!» – девиз Рэда Скелтона. «Мы сделали!» – с полным основанием могут сказать герои балтийского неба. Советский народ и сейчас делает все, чтобы не обрушилась на человечество третья мировая война.

Подполковник в отставке М. ЛЬВОВ.
На снимке: П.Ф. Стрелецкий у самолета Р. Скелтона.


  П.Ф. Стрелецкий у самолета Р. Скелтона.

  [ Экипаж П.Ф. Стрелецкого ] у самолета Р. Скелтона.

  [ Стрелок-радист И. Трусов ], штурман Н.Ф. Афанасьев, летчик П.Ф. Стрелецкий у самолета Р. Скелтона.

Фотографии предоставил А. Ручковский

  К началу страницы