Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Беседы с ветеранами МТА КБФ


Зайфман Рэм Яковлевич

Штурман самолета A-20G «Бостон» 1-го ГМТАП

 
  • Детство
  • Учеба на штурмана
  • Служба на Балтике
  • Боевые будни
  • После войны
  • После войны

      Зайфман:
    Вот серия фотографий – учения 3-19 сентября 1948 года. Бравый штурман Зайфман верхом на Ту-2.

     

    Здесь всякие «хохмы». Вот летчик «в полном вооружении». Денисов Александр Иосифович. Я на Ту-2 летал со многими летчиками, но как-то больше и ближе мы сошлись с Сашкой.

     

    А этот на бомбе лежит. Это ХАРБ – химическая авиационная рота... ротаторная что ли... бомба. Обозначать точки в море. Идет разведчик, допустим, и сбрасывает ее, ставит дымное такое облако белое – прекрасно видно. Стрелок Саши Денисова, ну наш стрелок, Мишка Малкин – спит. Ну то есть не спит, конечно, придуривается.

    bellabs:
    Как у Вас менялись машины. Сначала «Бостон»...

    Зайфман:
    В 47-м стали пересаживаться на Ту-2. В 51-м году уже начали на Ил-28-х летать.

    Ту-2 для меня осталась... неприятная машина. Неудобная страшно, страшно неудобная. И штурманское место неудобное, и летчика. То есть Туполев – он отродясь... все самолеты Туполева – очень красивые и очень боевые, но кроме того чтобы экипажу... Летчик вот мой. Ногу в унте – еле-еле пропихивал между штурвалом и бортом. Ну что это... А я? Сижу на какой-то фигне – чемоданчик не чемоданчик – такая какая-то коробочка. Сижу на парашюте на этой штучке. К прицелам мне вытянуться – уже съезжаю с этой коробочки. Страшно неудобная машина. Стрелять... стрелять надо было вообще в непонятном положении, растопырив ноги... Жуть.

    bellabs:
    А Ил-28-й?

    Зайфман:
    Ну, это совсем другое дело. У меня же штурманская кабина – король. И у летчика кабина прекрасная. Сравнивать невозможно.

    А «бостоновская» кабина: если передняя – прекрасная, а задняя... Она здоровая, а толку-то что – не видно ничего. И мечешься. Окошки – кто как делали. Мы вот сколько летали, так и не могли понять – как у американцев этот их «навигатор» руководил полетом, как прокладку вел.

    bellabs:
    Расскажите, как сложилась Ваша служба после войны.

    Зайфман:
    В 1-м я был штурманом звена. Потом в 50-м году ввели институт комиссаров, заместителей командиров рот, батарей и эскадрилий. И вот троих нас, штурманов звеньев, назначили замполитами эскадрилий. Я и летал, выполнял все то же, что штурман звена, но еще был замполитом. Отвечал за воспитание матросов эскадрильи, летчиков и так далее. А в 55-м состоялся приказ – отменили замполитов. Те, что служили с нами – они по штурманской стезе-то поднялись, а мы трое остались ни при чем. Вроде были ведущими – а тут ни туда, ни сюда. Ну, быстренько решили – одного начальником воздушно-огневой службы 51-го полка, второго..., а меня в дивизию [8-я МТАД]. До 57-го я там прослужил начальником воздушно-огневой службы дивизии, то есть отвечавшим за стрельбу – не за бомбометание, только за огонь, за применение оружия.

    21 июня 57-го года мне звонит шифровальщик и говорит: «Товарищ майор! Про Вас тут телеграмма пришла». Я говорю: «Ну неси». Принес телеграмму, там написано: «Решением того-то, того-то офицеров таких-то, таких-то откомандировать для дальнейшего прохождения службы на Дальний восток». Ну, 11 лет отслужили на Балтике... Я жене говорю, она – ну что же... Мне говорят: «Да ты отбрехайся от этого, оставайся». А 27 июля в Москве был Фестиваль молодежи. И мы с женой... раз такое дело – мы едем в Москву, побудем на Фестивале, а потом... И заспешили, заспешили – сами, олухи царя небесного. И поехали. Побывали на Фестивале и уехали на Дальний восток.

    Приезжаем на аэродром Монгохто – 47 км от Совгавани. По железной дороге. Машина встречает грузовая, едем к штабу дивизии. Нас встречает оперативный. Говорит: «Товарищ майор, а Вы откуда?». Я говорю: «Как откуда? – из Пионерска». «Так Вам же 3 телеграммы послали – отбоя!». А телеграммы все пришли когда мы уже уехали. Пока искали адрес московский – мы уже уехали. Я должен был заменить его – оперативного. У него ребенок переболел полиомиелитом. И ему сказали – ребенка надо доставить на Черное море, иначе жить не будет. А тут вдруг – бах, на Балтику. Он говорит: «Знаете что, давайте так – я вас не видел, заворачивайте и езжайте». Я подумал – квартиру сдали, все сдали, вещи какие были... «Нет уж, – говорю, – давай уж до следующего утра». Так и остался.

    Ну и там прослужил до февраля 61-го года. Там уж случилась неурядица. Я был штурманом, и летал на Балтике штурманом, хотя и был начальником воздушно-огневой службы. А летал штурманом – с командиром дивизии с зам. командира дивизии. Переехал сюда, а мне командир дивизии говорит – у Вас должность нелетная, давайте налаживайте мне наземную службу, занятия и т.д. А самолеты другие. Я на Ил-28-м летал и первый класс получил фактически, а тут – Ту-16-е. На Ту-16 кем летать – штурманом? управлять оружием? Ну я подготовился на штурманское место, сдал зачеты штурману дивизии – подхожу к командиру: «Товарищ командир, готов к полетам на Ту-16 в качестве штурмана самолета». Он говорит: «Что?! Никаких полетов – ты иди вот туда, туда...». Ну и началось. При авиации служить я не хочу. При авиации служить не буду. Что это такое – учить людей тому, что сам не испытал и не знаешь...

    Прилетает зам. командующего ВВС генерал Кадомцев. Мой прямой начальник – он как раз воздушно-огневой службы... Вызывает меня: «Как дела, что с полетами?» Я говорю: «Никаких полетов». «Да ты что! Летать!» Я говорю «Летать я – хоть завтра. Вот, в летной книжке – все экзамены сданы». «Ну, я командиру скажу!» Я штурману дивизии говорю: «Включай меня в плановые таблицы». Вдруг вызывает командир дивизии: «Что ты самовольничаешь! Пока я здесь командир, ничего этого не будет!» Ну и все. Как раз в это время увольнение... мильон двести... Начальник штаба – москвич. Я говорю: «Ухожу». Начальник штаба помог, ну я взял и уехал...

      К началу страницы