Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФБеседы с ветеранами МТА КБФ
Зайфман Рэм ЯковлевичШтурман самолета A-20G «Бостон» 1-го ГМТАП
После войны
bellabs: Зайфман: Ту-2 для меня осталась... неприятная машина. Неудобная страшно, страшно неудобная. И штурманское место неудобное, и летчика. То есть Туполев – он отродясь... все самолеты Туполева – очень красивые и очень боевые, но кроме того чтобы экипажу... Летчик вот мой. Ногу в унте – еле-еле пропихивал между штурвалом и бортом. Ну что это... А я? Сижу на какой-то фигне – чемоданчик не чемоданчик – такая какая-то коробочка. Сижу на парашюте на этой штучке. К прицелам мне вытянуться – уже съезжаю с этой коробочки. Страшно неудобная машина. Стрелять... стрелять надо было вообще в непонятном положении, растопырив ноги... Жуть. bellabs: Зайфман: А «бостоновская» кабина: если передняя – прекрасная, а задняя... Она здоровая, а толку-то что – не видно ничего. И мечешься. Окошки – кто как делали. Мы вот сколько летали, так и не могли понять – как у американцев этот их «навигатор» руководил полетом, как прокладку вел. bellabs: Зайфман: 21 июня 57-го года мне звонит шифровальщик и говорит: «Товарищ майор! Про Вас тут телеграмма пришла». Я говорю: «Ну неси». Принес телеграмму, там написано: «Решением того-то, того-то офицеров таких-то, таких-то откомандировать для дальнейшего прохождения службы на Дальний восток». Ну, 11 лет отслужили на Балтике... Я жене говорю, она – ну что же... Мне говорят: «Да ты отбрехайся от этого, оставайся». А 27 июля в Москве был Фестиваль молодежи. И мы с женой... раз такое дело – мы едем в Москву, побудем на Фестивале, а потом... И заспешили, заспешили – сами, олухи царя небесного. И поехали. Побывали на Фестивале и уехали на Дальний восток. Приезжаем на аэродром Монгохто – 47 км от Совгавани. По железной дороге. Машина встречает грузовая, едем к штабу дивизии. Нас встречает оперативный. Говорит: «Товарищ майор, а Вы откуда?». Я говорю: «Как откуда? – из Пионерска». «Так Вам же 3 телеграммы послали – отбоя!». А телеграммы все пришли когда мы уже уехали. Пока искали адрес московский – мы уже уехали. Я должен был заменить его – оперативного. У него ребенок переболел полиомиелитом. И ему сказали – ребенка надо доставить на Черное море, иначе жить не будет. А тут вдруг – бах, на Балтику. Он говорит: «Знаете что, давайте так – я вас не видел, заворачивайте и езжайте». Я подумал – квартиру сдали, все сдали, вещи какие были... «Нет уж, – говорю, – давай уж до следующего утра». Так и остался. Ну и там прослужил до февраля 61-го года. Там уж случилась неурядица. Я был штурманом, и летал на Балтике штурманом, хотя и был начальником воздушно-огневой службы. А летал штурманом – с командиром дивизии с зам. командира дивизии. Переехал сюда, а мне командир дивизии говорит – у Вас должность нелетная, давайте налаживайте мне наземную службу, занятия и т.д. А самолеты другие. Я на Ил-28-м летал и первый класс получил фактически, а тут – Ту-16-е. На Ту-16 кем летать – штурманом? управлять оружием? Ну я подготовился на штурманское место, сдал зачеты штурману дивизии – подхожу к командиру: «Товарищ командир, готов к полетам на Ту-16 в качестве штурмана самолета». Он говорит: «Что?! Никаких полетов – ты иди вот туда, туда...». Ну и началось. При авиации служить я не хочу. При авиации служить не буду. Что это такое – учить людей тому, что сам не испытал и не знаешь... Прилетает зам. командующего ВВС генерал Кадомцев. Мой прямой начальник – он как раз воздушно-огневой службы... Вызывает меня: «Как дела, что с полетами?» Я говорю: «Никаких полетов». «Да ты что! Летать!» Я говорю «Летать я – хоть завтра. Вот, в летной книжке – все экзамены сданы». «Ну, я командиру скажу!» Я штурману дивизии говорю: «Включай меня в плановые таблицы». Вдруг вызывает командир дивизии: «Что ты самовольничаешь! Пока я здесь командир, ничего этого не будет!» Ну и все. Как раз в это время увольнение... мильон двести... Начальник штаба – москвич. Я говорю: «Ухожу». Начальник штаба помог, ну я взял и уехал...
|