Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Беседы с ветеранами МТА КБФ


Зайфман Рэм Яковлевич

Штурман самолета A-20G «Бостон» 1-го ГМТАП

 
  • Детство
  • Учеба на штурмана
  • Служба на Балтике
  • Боевые будни
  • После войны
  • Служба на Балтике

    bellabs:
    Итак, вас на Ли-2 привезли в Москву, а здесь вы уже получали «Бостоны», и на «Бостонах» полетели в Новую Ладогу.

    Зайфман:
    Да. Но в Москву прилетели уже не 63 экипажа, начали посылать туда-сюда по аэродромам.

    bellabs:
    А в вашей группе сколько было экипажей?

    Зайфман:
    Человек 30.

    bellabs:
    То есть 10 экипажей примерно?

    Зайфман:
    Да.

    bellabs:
    А на какой аэродром в Москве?

    Зайфман:
    Измайлово. Это... Гальяново. Сейчас такого аэродрома нет, сейчас там спальный район. Около Преображенской площади.

    bellabs:
    В Москве вы не задерживались, получили самолеты и отправились в Новую Ладогу?

    Зайфман:
    Да. В Новой Ладоге мы попали в учебный полк ВВС КБФ. Где формировался, кстати, и 51-й полк. А прилетели мы, тоже стали формироваться как эскадрильи... мы попали в эскадрилью Меркулова. И летали «на боевое применение» так называемое – то есть в Ладожское озеро бросали чушки, деревянные торпеды.

      bellabs:
    То есть Меркулов в то время возглавлял эскадрилью учебного полка. Это когда было?

    Зайфман:
    Июль месяц 44-го года. Ну вот, совсем немножко полетали и говорят: все, летите в Клопицы.

    bellabs:
    «Совсем немножко» это сколько?

    Зайфман:
    Меньше месяца. Это только тренировка. Потеряли экипаж – сбили финские истребители.

    bellabs:
    А фамилии не помните, что за экипаж был?

    Зайфман:
    Нет, не помню. Помню такие интересные переживания... Первый день, собор в Новой Ладоге мы там расположились, казарма. Ну мы там бесились, мальчишки же – подушками кидались. В конце концов залегли спать. Еще не успел никто заснуть, вдруг я чувствую что по мне... и вот так вот по лицу... что-то пробегает. Я схватил вот так, зубами... даже скорее губами – полный рот шерсти. И чувствую – вот здесь даже отметина есть – укусил кто-то. Я вскрикнул, свет зажигают, туда-сюда... крыс оказывается достаточно. И вот крыса по мне пробежала. Сразу у всех настроение такое... ну все, предсказание плохое, да еще укусила. Да еще я сам... Ну и Сашка [ Подъячев ] – он сам такой смурной, а здесь еще больше посмурнел.

    bellabs:
    Ну Вы же в ответ тоже укусили :) Так что все в порядке :) А что за казарма была в Новой Ладоге?

    Зайфман:
    Здание монастыря Новоладожского.

    bellabs:
    Тоже комнаты были или большой зал?

    Зайфман:
    Человек на 15 комнаты.

    Ну вот, полетели значит воевать – в Клопицы. Меркулов привел эскадрилью в 51-й полк. Начали готовиться к боевым вылетам в Финский залив. Сразу посадили «учить район». Весь летный состав... только стрелки не учат, а летчики и штурмана – как только на новый аэродром прибываешь – район учи, хоть умри.

    bellabs:
    Вам выдают карты изучать?

    Зайфман:
    Карты, да, изучай – рисуй. Экзамен: сразу – рисуй! Пожалуйста, я сейчас нарисую вам... мыс Колкасрагс... Либава, Клайпеда... Калининград, Данцигскую бухту.

    bellabs:
    Ну то есть береговую черту Вы помните и сейчас.

    Зайфман:
    Еще помню прекрасно. Вот... И значит, начали вроде готовиться. Вдруг – построение. И комиссар 51-го полка идет, товарищ Добрицкий. И что-то он говорил-говорил. В конце концов говорит: «Товарищи! 1-й полк в Паневежисе»... а, нет, в Порубанке он сказал, это под Вильнюсом... «здорово покрошили. Там у них что-то экипажа 3 осталось... Вот, мы вас посылаем... по приказу командира дивизии... посылаем на помощь гвардейцам... Не ударьте лицом в грязь. Ну, а если кто из вас останется [ в живых ] – мы вас с удовольствием примем в своих объятья» :)

    bellabs:
    Душевно :) И Вы все на той же машине, что получали в Москве прилетели в 51-й и потом в 1-й?

    Зайфман:
    Да, да.

    bellabs:
    А техником кто у вас был?

    Зайфман:
    В то время – Сеня... Семен Марфенин. В Новой Ладоге он уже начал обслуживать.

    bellabs:
    И вы с ним перелетали?

    Зайфман:
    Да, да... Он уже служил до этого техником. И мало того, служил – он горел, на «Бостоне» горел. Везли с аэродрома на аэродром... в конце концов сели на вынужденную, самолет загорелся, и гаргрот заклинило. А он лежал в гаргроте. Летчика убило... А он горит. Так он, лежа в гаргроте, открыл форточку... там форточка-то... и вот таки образом... он вылез в форточку! Как это – он говорит: я сам не знаю! Потому что сколько раз мы не заставляли «Сеня, пролезь» :)

      Вот Сеня Марфенин. Видите, у него лицо рябое – это он горел.

    bellabs:
    Значит, в 1-й полк прилетела вся эскадрилья...

    Зайфман:
    Да, 9 машин.

    bellabs:
    И какой номер получила эскадрилья?

    Зайфман:
    Первый.

    bellabs:
    А сколько до этого было машин в 1-м полку?

    Зайфман:
    Две эскадрильи. Одна на «Бостонах», вторая – на Ил-4.

    bellabs:
    А кто был командиром эскадрильи «Бостонов»?

      Зайфман:
    По-моему, Шишков Миша был.

    bellabs:
    Как-нибудь по номерам можно было распознать эскадрильи?

    Зайфман:
    По эскадрильям было только эти... коки [ винта ] – голубые, красные, желтые.

    bellabs:
    А как были распределены цвета?

    Зайфман:
    Первая эскадрилья – красные, вторая – голубые, и третья эскадрилья – желтые.

    bellabs:
    Третья эскадрилья это на Ил-4. Вы с ней меньше контактировали?

    Зайфман:
    Вообще никак. Ну... минные постановки у них, они возили еще гееровские мины.

    bellabs:
    Гееровские? То есть не АМГ?

    Зайфман:
    АМГ другие. А эти круглые, чисто морские, еще английское название. Возили под пузом такой шар здоровый. А больше... я даже затрудняюсь сказать, что еще 3-я эскадрилья делала.

      bellabs:
    А расскажите пожалуйста, как получилось с 30-й машиной. Она сначала была Гагиевская, а потом ваша? Вы ведь прилетели на своей машине, какой она получила номер?

    Зайфман:
    Сначала 9-ку. Потом ее подолбали, пока была в ремонте – летали на 13-й. Потом снова на 9-ке. В основном мы держались за свои машины, но когда дырок много...

    bellabs:
    А на 30-ку как вы попали?

    Зайфман:
    У нас 13-я машина вообще вся в дым. Гагиев получает... мне кажется Борзовскую машину с этим... со львом таким на киле.

    bellabs:
    Со львом прямо?

    Зайфман:
    Ну, пасть. Потом этих львов всех зарисовывали – Борзова как прихватили один раз истребители, он, говорят, сел в Паневежисе и говорит: «Все, ребята! Закрасить все какие только есть» :)

    bellabs:
    Ну, то есть чтобы не привлекали внимание. А нарисованы были на киле над номером, не на руле поворота?

    Зайфман:
    Нет, нет, на киле.

    bellabs:
    30-ка ваша. Номер на киле – каким цветом?

    Зайфман:
    Желтый.

    bellabs:
    И вы летали на 30-ке до конца?

    Зайфман:
    Мы же последний вылет в полку... Мы с Подъячевым сели самые последние... 9 мая. Нас из машины вытаскивали на руках :)

    У нас до этого «юбилей» был, где-то в марте – мы потопили двухсотый корабль в полку. Будорагин потопил с Евграфовым сотый, а мы двухсотый...

      На 30-ку мы перешли в первую очередь потому, что нас допустили до торпедометания.

    До этого мы ходили на топмачтовое бомбометание. Первая победа у нас была вообще – мы летели с 4-мя ФАБами 250-кг на плоскостях. Сторожевой корабль шандарахнули.

    bellabs:
    То есть вас перевели на 30-ку потому что там передняя штурманская кабина была оборудована?

    Зайфман:
    Да. Там прицел, ПТН-5.

    bellabs:
    Расскажите, с кем Вы здесь на фотографиях.

      Зайфман:
    Это мы с Сашкой Подъячевым в Паневежисе.

    bellabs:
    Вот здесь в планшете у Вас фотография видна – это что за фотография?

    Зайфман:
    По секрету говоря... здесь это фотография любимой женщины. А вообще... вот была мода – командира полка фотографию возить... вырезка из газеты... Борзов Иван Иванович. Ну пацаны же...

    bellabs:
    А что вообще в планшете могло быть из «неделового». Фотография...

     

    Зайфман:
    Все, больше ничего, все по делу. Это не планшет как у летчиков, который раскладывался. А у нас сумка штурманская, она не раскрывается. Ну что в ней... Ветрочет, там чехол такой для него, сзади. Всякие таблицы с поправками. Теперь... две карты наверняка: 5-километровка и 10-километровка. Бортжурнал.

    bellabs:
    А на этой фотографии Вы с кем?

      Зайфман:
    Здесь мы с Губиным. Губин – это штурман, мой однокашник по Ташкентской школе.

    bellabs:
    Он остался в живых?

    Зайфман:
    Нет. Он остался в 51-м полку и с одним из экипажей погиб. Где-то перед самым концом войны, где-то в марте. [ ? – в наших списках нет ]

    bellabs:
    А фотографировались вы с ним, когда базировались на одном аэродроме?

    Зайфман:
    Да, просто встретились. Это наверное весна 45-го... Я получил ордена вообще после войны, а он... где-то февраль-март. Он вот специально куртку отогнул, чтобы сфотографироваться. Мы, вообще, всегда ходили с орденами. Все ордена были на кителях и гибли вместе с летчиками. Или вот экипаж Разгонина попал в плен. И им потом восстанавливали эти ордена. Саша – он же Герой Советского союза. Там... через Верховный Совет как-то...

    bellabs:
    А Вы когда ордена получили?

    Зайфман:
    Оба ордена я получил в один и тот же день, в День флота. Это август 46-го. И вручал мне их Трибуц, командующий. Вручал так... значит, две коробочки маленькие – на! А я растерялся... Все ж поворачиваются, там «Служу Советскому союзу!»... А у меня обе руки заняты... Он тоже растерялся, потом говорит «Иди, иди...».

    А медаль нам где-то в конце войны вручили. «За победу над Германией».

    bellabs:
    А почему у Вас нет гвардейского значка?

    Зайфман:
    Мы не носили гвардейские значки практически. У нас другие значки. У нас такая лента черно-оранжевая. И на бескозырке тоже такая.

    bellabs:
    А вот на этой фотографии я вижу у Вас значок гвардейский, а на этой – полоска.

    Зайфман:
    Ну, это когда значки только получили. Давай все одевать... Я ж говорю – мальчишки, самые настоящие. Вот у нас были ножи, армейские. Делали сами латунные чехлы, одевали туда какие-нибудь знаки... ну то есть мальчишки. То же самое эти значки. Одел, потом посмотрел – некрасиво вроде, не нравится – и перешел снова на полосочки.

    Ну или вот сумка эта штурманская... Ну как можно рабочую сумку носить? Так чтобы удобно было, на бедре? Ничего подобного! Мы носили... как гусары :) на уровне колена.

    bellabs:
    А что вообще на вас «навешано» перед полетом.

    Зайфман:
    Капка (ну, жилет спасательный), пистолет – тоже делали на длинных ремнях, болтался. Он тяжелый, неудобно что он тебя стукает – но все равно носили на длинных :) Сумка штурманская.

    bellabs:
    А парашют когда одевали?

    Зайфман:
    Да мне неудобно было... я длинный... залезать в переднюю кабину особенно. Техник залезал туда, и в «чашку», в сидение клал парашют, а потом я садился и пристегивался.

    bellabs:
    А вот Ваша фотография с подписью – что за учеба у Вас была?

      Зайфман:
    Это уже в 46-м году – по приказу командующего была проведена специальная зачетная сессия летного состава. Это прямо в полку проводилось. Самые настоящие экзамены – билеты...

    bellabs:
    А что проверяли, штурманское дело?

    Зайфман:
    Проверяли прямо по предметам: навигация, бомбометание... материальную часть... разведку – нас тренировали.

    bellabs:
    А что значит, что вас тренировали на разведку?

    Зайфман:
    Тактико-технические данные кораблей, самолетов. Но больше всего – расположение кораблей по портам, приписку даже по портам... ну что они знали, то и давали.

    bellabs:
    А во время войны у вас были таблицы силуэтов кораблей...

    Зайфман:
    Раскладушки такие – были у нас, но на очень маленькое количество кораблей. А самолетов – это четко совершенно, как только появлялся новый самолет – виды этого самолета со всех сторон. С кораблями сложнее было...

      К началу страницы