Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Беседы с ветеранами МТА КБФ


Никитин Александр Евсеевич

Старший механик самолета A-20G «Бостон» 51-го МТАП

  Механики 2-й эскадрильи.

1.   Машина Контаровского, 2-я эскадрилья
Бортовой номер 14
Не вернулась из боевого вылета 25.07.1944

2.     Машина командира звена Еникеева, 2-я эскадрилья
A-20G-35-DO + кабина штурмана в хвостовой части
Бортовой номер 14, заводской 43-10052
Не вернулась из боевого вылета 26.03.1945

3.     Машина Щеголева, 1-я эскадрилья
Бортовой номер 3

 

Встреча с Александром Евсеевичем Никитиным состоялась 24 февраля 2003 года. Незадолго до этого Александр Евсеевич перенес инсульт, поэтому вести беседу ему было нелегко. Мы воспроизводим отрывки нашего разговора, в котором также принимал участие Николай Алексеевич Стерликов. Встретиться вновь, к сожалению, не удалось – Александр Евсеевич умер.


bellabs:
Александр Евсеевич, расскажите, пожалуйста, где Вы родились, какое получали образование.

Никитин:
Родился я в Татарской республике 28 февраля 1922 года. Окончил 7 классов. После 7-ми классов пошел в ремесленное училище железнодорожное, в Ржев меня направили. Учился почти год. После окончания... Москва–Горький однопутка была, разъезды были только на больших станциях. Я был самым маленьким – меня поставили контроллером. И как-то вот...

В Чкаловске был аэроклуб. Ну, все ходят туда и я думаю – пойду, интересно. Пришли мы туда всей бригадой. Посмотрели нас, на весы поставили: этого оставляйте, а этих – увозите, веса не хватает. Идем, настроение уже убитое. Проходим, а там авиамоделисты. Ну, один у них там, инструктор: чего плачешь-то? Да я не плачу, обидно просто. А чего обидно? О! Нам как раз нужно таких, маленьких – на планер. Эй, говорит, Германович, у тебя машина готова? Бери этого шкалика :) Ну, я подошел. Э, говорит, так ведь ты замерзнешь. Дали мне куртку откуда-то. Сел, показали как куда поворачивать. Ну, взлетели [ с инструктором, на спарке ], посмотрел – все, записывайте! И так вот окончил я аэроклуб имени Чкалова.

Потом оттуда на, добровольцев, набрали в Суслонгер. Это Марийская ССР. Там прошли мы общую военную подготовку, курс молодого бойца – по линии ОСОАВИАХИМа. Когда закончили, вроде всех по местам должны отправить, кто где работал. А тут – война. Написал заявление – желаю на фронт, в армию. Ну, меня сначала не брали, а потом отцов брат прислал метрику, один год прибавили – приняли.

Поехали мы в Мурманск, местечко Ваенга – это сейчас Сафоновск, ближе к Киркенесу, полуостров Рыбачий. Попал я во 2-й дивизион береговой обороны Северного флота. Немец начал напирать. Дорогу обрезали железную – где-то в районе Кандалакши. Нам питания нет – зубы прям шатались. Была гречка, китовый жир – такой, желтый, противный – и селедка, тоже желтая. Нас с орудий сняли, сделали из нас морскую пехоту – держали оборону в районе Кандалакши. Вместе с заключенными – тогда пригнали заключенных, тех, которые имели сроки не менее 10 лет. С ними особисты побеседовали, они говорят: мы Россию в обиду не дадим. Отстояли мы там границу – единственное место, где немец не смог перейти границу. Ну вот, потом обратно перевели нас на полуостров Рыбачий.


bellabs:
Значит, в 51-м полку Вы сначала оказались в мастерских на Васильевском острове?

Никитин:
Да, мы занимались переоборудованием самолетов.

bellabs:
Кто из полка работал в мастерских?

Никитин:
Андросов был, я, Виноградов был...

bellabs:
В полк Вы попали в 44-м году. В какую эскадрилью?

Никитин:
Во вторую.

bellabs:
На чью машину?

Никитин:
Был техник самолета Крючков. Он ушел, и меня на его место поставили. Механиком мне дали Виноградова. Моторист – Сережа Волков.

bellabs:
Это чья была машина, кто летчик?

Никитин:
Летчик Контаровский. Он погиб, еще в Клопицах. Потом я принял новую машину, с тем же 14-м номером. Летчиком стал Еникеев, штурман Данилин, стрелок Сулейманов.

bellabs:
А после гибели экипажа Еникеева, на чьей машине Вы работали?

Никитин:
Было переформирование. 1-я эскадрилья 3-й стала, 2-я – 1-ой стала, то есть наша стала 1-й. Я получил 3-ю машину.

bellabs:
Какие номера у кого были в Вашей эскадрилье?

Никитин:
У Гурьянова был №1
На 2-ке летал Козлов
На моей машине летал Щеголев
На 4-ке летал Шкляревский
На 5-ке летал... Как же его... с Севера прилетели они... Механиком там был Сурков, техник-лейтенант.

bellabs:
Мы вот вспоминали с Николаем Алексеевичим [ Стерликовым ] – в эскадрилье 3 звена по 3 самолета? То есть 9 самолетов в эскадрилье?

Никитин:
По-разному было – 11-12 самолетов. У нас сначала было 9, потом пришли Гурьянов и его заместитель – вот и 11 машин.

bellabs:
Все машины боевые, все летают?

Никитин:
Да.

bellabs:
Были ли экипажи запасные, без машин?

Никитин:
Нет, все экипажи с машинами, даже не хватало [ экипажей ].

Стерликов:
В конце войны, в Грабштейн, с Севера, поскольку там уже боевые действия заканчивались, минно-торпедную авиацию перебросили сюда. 36-й полк, командиром полка был Стародуб – эскадрилью из этого полка нам дали, разбросали по эскадрильям.

Никитин:
В нашу эскадрилью попали 3 экипажа [ из 36-го МТАП ]: 8-ка – Таранов, 9-ка – Герич, еще Полек.

bellabs:
Какая была стандартная боевая нагрузка на ваших машинах?

Никитин:
Стандартная нагрузка – одна пятисотка. Или две по 250 кг. 250 всегда вешали на консоль, не там, где торпедодержатели.

bellabs:
Торпедодержатели были и справа и слева, то есть могли по две пятисотки брать?

Никитин:
Да, могли. Вот, когда Борнхольм бомбили – брали по две.

bellabs:
А две 1000-кг брали?

Никитин:
Нет, никогда не брали.

Стерликов:
Вот, когда был командиром Кузнецов и летели на Котку – он повесил две 1000-кг на торпедодержатели. У меня на самолете и не было консольных бомбодержателей.

Никитин:
У нас такого ни разу не было. Ну, у Вас же не топмачтовик был.

bellabs:
А как Вы различаете топмачтовик и торпедоносец?

Никитин:
Передняя кабина у топмачтовика не переделанная была.

bellabs:
У Вас в эскадрилье сколько было переделанных?

Никитин:
Единственная машина была – у командира эскадрильи. Техник машины был Андросов.

bellabs:
То есть в полку в каждой эскадрилье по одной переделанной машине?

Никитин:
Да нет, не по одной, в некоторых 3-4. А наши были мастера топмачтового бомбометания.

bellabs:
Итак, все торпедоносцы имели переделанную носовую часть. То есть не переделанная машина не могла идти в бой с торпедой?

Стерликов:
Не знаю такого

Никитин:
Не слыхал

Стерликов:
Вот, Ситяков потому и погиб, что полетел не на торпедоносце, а на топмачтовике. Штурман сидит сзади, он не видит... он мог бы подсказать, а так – зарылся в воду, туман был...

bellabs:
Несколько вопросов по окраске самолетов. На фотографиях видны потертости краски...

Никитин:
Закраска [ поверх ] американских знаков легко стиралась – делали на скорую руку, да и без горячей сушки.

bellabs:
А «пилотки» на килях когда рисовали?

Никитин:
Это после войны все.

bellabs:
Какие-нибудь особые изображения были?

Никитин:
Я вот нарисовал у себя, на своей машине... улыбающуюся морду. Ну такая получилась комическая :) А инженер полка идет: а это что?! Ну-ка, убирайте.

bellabs:
Круг со звездой, в которой цифра потопленных кораблей – на манер подводников – Вы такой знак видели на какой-нибудь машине, кроме командирской?

Никитин:
Таких не было ни у кого.

bellabs:
Какие наиболее частые боевые повреждения?

Никитин:
Боевые – попадания снарядов, в основном плоскости латали. А Шкляревский однажды приволок антенный трос – задел антенну при выходе из топмачтового бомбометания.

bellabs:
Что касается запчастей. Вы их получали отдельно, разбирали разбитые машины?

Никитин:
Вот, например, когда стояли в Паневежисе, там взлетная полоса была буквой V, сходились полосы. И вот, на пресечении столкнулись две машины. Их оттащили в сторону. Из этих двух машин мы сделали одну. Остался техник-лейтенат Маркин, остался я, второй Никитин и еще оружейник.

bellabs:
А как с расходными материалами, например, свечи?

Никитин:
Свечи выдавали.

bellabs:
Американские? Заменителями не пользовались?

Никитин:
Нет, только американские. Свечи, магнето.

Стерликов:
Приходили специально упакованные. Герметические средства (прокладки) чтоб бензин не подтекал – в специально упакованных ящиках, в папиросной бумаге, в коробочках – как вот лампочки сейчас. Мешки для собирания влаги...


bellabs:
С 1962-го по 1983-й год Никитин был военпредом завода им. Хруничева. В частности, провожал в полет космонавтов на Байконуре.

Цитата:
«Благодарность Верховного Главнокомандующего ВС РФ коллективу 1653 Военного представительства Министерства обороны.

Вооружение РВСН ракетой 8К84

ЗИХ [ завод имени Хруничева ] быстро освоил и за короткое время вместе с двумя другими заводами изготовил более 1000 ракет, не допустив ни одной рекламации по вине завода-изготовителя. Катастрофы 1967 года [ гибель маршала Неделина ] при постановке ракет на дежурство на Урале и в Краноярске пережил вместе с работниками завода и представитель военной приемки Никитин, активный участник войны. Этот случай был связан с конструктивными ошибками в системе управления главного конструктора Пилюгина. Доработка была проведена быстро и в дальнейшем многие годы ракеты надежно несли боевое дежурство.»

Никитин:
Я вышел только оттуда... Все начальство – 28 высших представителей комсостава – Неделин и его свита... Я из бункера вышел. Там строители шахты разбросали консервные банки из-под сгущенного молока. Один заводской рабочий, который герметизацию делал, вообще порезал руку краем банки – кровь течет. Я говорю: я снимаю Вас с работы – выгнал его, пропуск отобрал. А сам пошел собрать эти банки.

Иду обратно, смотрю: разными цветами дым – и желтый и красный... У ворот кричу: открывай! Ну, побежали. Тут как рвануло... Отбросило прямо на колючую проволоку – сначала его, потом меня. Вот, как лава летит когда извержение – вот так же... Горит все... 28 комсостава погибло, а сколько рабочих... А один... под крышкой шахты, метровой толщины... Он лежал там, курил – обгорел, но жив остался. Взрыв такой был – в Красноярске было слышно, а это от Красноярска в 100 километрах...

  К началу страницы