Критический обзор концепции ОМС

Интернет-ориентированность

  Немодульные
энциклопедии
1990-е
IMS,
SCORM
1998-08
Проекты
ИСО
2005-08
УТ
ОМС
2006
УТР
ОМС
2008
Реально
ОМС
2008
10.Дистанционное обучение / потенциально +– / +
11.Воспроизводимость в интернет ++
12.Клиент-серверная архитектура ++

Г-н Осин так почтительно рассказывает о возможностях интернет, что подлинным сюрпризом становится знакомство с реальным положением дел в проекте ОМС.


Технологическая база ОМС не совместима с интернет-технологиями

Единственное, в чем модули г-на Осина дружат с интернет – их можно передавать по сети. И все. Нельзя сделать гораздо более важную вещь – модули в стандарте ОМС невозможно воспроизвести в интернет, они несовместимы с интернет-браузерами.

Тем самым, все модули, разработанные на основе концепции ОМС, несовместимы и с основными международными стандартами разработки учебных объектов и построенными на этих стандартах системами управления учебным контентом (LMS). Как же это произошло? Почему принята такая странная программная архитектура проекта? Эти вопросы мы рассмотрим ниже, в разделе «Стандартизация».


Наличие сервера и клиента не делает архитектуру клиент-серверной

Любопытный пример использования профессиональной терминологии демонстрирует г-н Осин, рассуждая о клиент-серверной архитектуре своего продукта.

В целом архитектура «клиент – сервер» определяет возможность многоплатформенного использования системы.» (УТР)

Знаете, почему Александр Васильевич считает свою систему клиент-серверной? Потому что в ней есть сервер (любой сайт, откуда можно скачать модули) и клиентское программное обеспечение (ОМС-плеер, на котором модули можно воспроизвести). Если вам все еще кажется, что ключевым признаком клиент-серверной архитектуры является взаимодействие между сервером и клиентом в реальном времени – вероятно, вы просто отстали от революционной мысли г-на Осина и вам пора привыкать к новым стандартам.

Отсутствие клиент-серверной архитектуры накладывает серьезные ограничения как на доступные пользователю ОМС возможности взаимодействия с учебным контентом, так и на пропагандируемое г-ном Осиным свойство компьютерных технологий – коммуникативность.

Простейшие формы хаотичных электронных коммуникаций хорошо известны учителям – это надежно выключающие школьников из учебного процесса смс-ки, чаты, мессенджеры и т.п. Чтобы превратить такие механизмы общения из отвлекающей игрушки в эффективный учебный инструмент, требуется привлечь стандартные средства систем управления обучением (LMS) – распределение прав доступа к ресурсам и сервисам, возможность назначения заданий и контроля за их выполнением, механизмы построения индивидуальных образовательных траекторий и сохранения результатов в электронном журнале т.д. Так и не создав собственной LMS, г-н Осин вынужден уповать лишь на сознательность и самоорганизацию ученика:

«В 90-х годах на каждом перекрестке висел лозунг: «Купите ребенку компьютер, и у него с образованием все будет хорошо». Купили. Ничего не изменилось.
В конце 90-х годов – СМИ, плакаты, растяжки на дорогах: «Подключите компьютер к интернету, и ваш ребенок будет замечательно учиться». Подключили. И ничего опять не случилось.
Почему все это происходило? Потому что не было электронных образовательных ресурсов федерального уровня. Тех, которые делают профессиональные компании под наблюдением профессиональных педагогов и за которые государство может отвечать так же, как и за учебники.»
(Интернет-конференция «Школьная информатизация»)

Вот, оказывается, в чем проблема. Теперь-то ребенок будет так увлечен новыми мультимедиа-игрушками проекта ОМС, что будет уделять им все свое внимание. И никакой системы организации работы учащегося (а здесь нет серьезной альтернативы клиент-серверной архитектуре) вовсе не потребуется.

Читать дальше >>

  К началу страницы