Интернет-ориентированность
|
Немодульные энциклопедии 1990-е |
IMS, SCORM 1998-08 |
Проекты ИСО 2005-08 |
УТ ОМС 2006 |
УТР ОМС 2008 |
Реально ОМС 2008 |
10. | Дистанционное обучение / потенциально |
– | + | – / + |
– | – | – |
11. | Воспроизводимость в интернет |
– | + | + |
– | – | – |
12. | Клиент-серверная архитектура |
– | + | + |
– | – | – |
Г-н Осин так почтительно рассказывает о возможностях интернет, что подлинным сюрпризом становится знакомство с реальным положением дел в проекте ОМС.
Технологическая база ОМС не совместима с интернет-технологиями
Единственное, в чем модули г-на Осина дружат с интернет – их можно передавать по сети. И все. Нельзя сделать гораздо более важную вещь – модули в стандарте ОМС невозможно воспроизвести в интернет, они несовместимы с интернет-браузерами.
Тем самым, все модули, разработанные на основе концепции ОМС, несовместимы и с основными международными стандартами разработки учебных объектов и построенными на этих стандартах системами управления учебным контентом (LMS). Как же это произошло? Почему принята такая странная программная архитектура проекта? Эти вопросы мы рассмотрим ниже, в разделе «Стандартизация».
Наличие сервера и клиента не делает архитектуру клиент-серверной
Любопытный пример использования профессиональной терминологии демонстрирует г-н Осин, рассуждая о клиент-серверной архитектуре своего продукта.
В целом архитектура «клиент – сервер» определяет возможность многоплатформенного использования системы.» (УТР)
Знаете, почему Александр Васильевич считает свою систему клиент-серверной? Потому что в ней есть сервер (любой сайт, откуда можно скачать модули) и клиентское программное обеспечение (ОМС-плеер, на котором модули можно воспроизвести). Если вам все еще кажется, что ключевым признаком клиент-серверной архитектуры является взаимодействие между сервером и клиентом в реальном времени – вероятно, вы просто отстали от революционной мысли г-на Осина и вам пора привыкать к новым стандартам.
Отсутствие клиент-серверной архитектуры накладывает серьезные ограничения как на доступные пользователю ОМС возможности взаимодействия с учебным контентом, так и на пропагандируемое г-ном Осиным свойство компьютерных технологий – коммуникативность.
Простейшие формы хаотичных электронных коммуникаций хорошо известны учителям – это надежно выключающие школьников из учебного процесса смс-ки, чаты, мессенджеры и т.п. Чтобы превратить такие механизмы общения из отвлекающей игрушки в эффективный учебный инструмент, требуется привлечь стандартные средства систем управления обучением (LMS) – распределение прав доступа к ресурсам и сервисам, возможность назначения заданий и контроля за их выполнением, механизмы построения индивидуальных образовательных траекторий и сохранения результатов в электронном журнале т.д. Так и не создав собственной LMS, г-н Осин вынужден уповать лишь на сознательность и самоорганизацию ученика:
«В 90-х годах на каждом перекрестке висел лозунг: «Купите ребенку компьютер, и у него с образованием все будет хорошо». Купили. Ничего не изменилось.
В конце 90-х годов – СМИ, плакаты, растяжки на дорогах: «Подключите компьютер к интернету, и ваш ребенок будет замечательно учиться». Подключили. И ничего опять не случилось.
Почему все это происходило? Потому что не было электронных образовательных ресурсов федерального уровня. Тех, которые делают профессиональные компании под наблюдением профессиональных педагогов и за которые государство может отвечать так же, как и за учебники.» (Интернет-конференция «Школьная информатизация»)
Вот, оказывается, в чем проблема. Теперь-то ребенок будет так увлечен новыми мультимедиа-игрушками проекта ОМС, что будет уделять им все свое внимание. И никакой системы организации работы учащегося (а здесь нет серьезной альтернативы клиент-серверной архитектуре) вовсе не потребуется.
Читать дальше >>
|