Критический обзор концепции ОМС

Модульность

  Немодульные
энциклопедии
1990-е
IMS,
SCORM
1998-08
Проекты
ИСО
2005-08
УТ
ОМС
2006
УТР
ОМС
2008
Реально
ОМС
2008
5.Модульность ++ +++
6.Атрибутирование и поиск по метаданным ++ ++
7.Агрегирование, курсы, траектории ++ ++
8.Электронный журнал +++ ++
9.Ссылки между модулями, общие файлы +++ ??

Несомненно, одной из ключевых особенностей современных электронных образовательных комплексов является их модульность. Однако, ознакомившись с реалиями ОМС, испытываешь легкое разочарование.


Зачем нужны метаданные

Пожалуй, самой популярной в мире спецификацией, касающейся электронного обучения, является LOM – стандарт описания метаданных. На общероссийском уровне эта спецификация введена в активный оборот в рамках проекта ИСО. В модулях системы ОМС метаданные до сих пор работают в лучшем случае в полсилы.

Первейшая польза от атрибутирования многочисленных модулей для рядового пользователя – радикальное упрощение поиска нужного ресурса. В век «информационного взрыва» хорошо известно, что избыток информации так же вреден, как ее недостаток – все большую роль получают поисковые системы.

«На сегодня существует очень мощная точка доступа к федеральным центрам информационных образовательных ресурсов… Там на сегодняшний день 8000 модулей по 10 предметам, по 800 на каждый предмет. Мы предпочитаем даже пользоваться выборками – так как очень сложно искать (Круглый стол «ЭОР нового поколения»)

Вот уж действительно парадокс – прошло три года с начала программы, выпущены тысячи модулей, атрибутированных в соответствии со спецификацией LOM, но до сих пор осуществить осмысленный поиск нужных ресурсов невозможно и приходится делать выборки «руками».

Традиционными формами поиска в совокупности учебных модулей являются поиск по метаданными и полнотекстовый поиск внутри ресурсов. Загляните, например, на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», разработанных в рамках проекта ИСО – там все это уже давно работает. В ОМС нормальный поиск до сих пор не реализован – причем не только в хранилище, но даже на локальной машине.

Как вы думаете, какой вид поиска запускает одноименная кнопка в ОМС-плеере? Может быть, вы сможете найти все ресурсы определенного раздела учебной программы, например «Подобие треугольников»? – нет, в системе уже три года нет единого тематического рубрикатора.

Тогда, быть может, вам удастся найти все ресурсы определенного учебного типа? или определенного автора? – нет, не сможете, ведь даже простейшая фильтрация по атрибутам все еще не реализована.

Тогда, возможно, вы надеетесь текстовым поиском найти все ресурсы, в тексте которых встречается слово Пифагор (включая производные типа «Пифагора»)? Не угадали, даже в элементарном поиске по названию вас поджидает сюрприз:

«Уже сегодня работает поиск, где вы можете найти то, что вам нужно, по названию. Но это мудреный ход – надо точно знать, чего хотите. Например, та же картина Иванова. Чтобы ее найти, нужно написать «Картина Иванова». А если просто «Иванов» – не найдете.» (Круглый стол «ЭОР нового поколения»)

Разумеется, говорить о комбинированном поиске сразу по нескольким параметрам не приходится вовсе.


Модульность беспомощна без систем агрегации (CMS)

Г-н Осин большое внимание уделяет поиску «идеального размера» учебного модуля – мультимедиа-энциклопедии он критикует за чрезмерную объемность, а ресурсы проекта ИСО – за чрезмерную дробность. В его представлении, можно отыскать магическую величину модуля, которая удовлетворит всем пожеланиям пользователей. Действительно, лет 10 назад в мире велись похожие дебаты. И велись не зря – были выработаны конкретные решения. Пора бы и Александру Васильевичу с ними ознакомиться и перестать искать философский камень.

Размер учебного модуля может быть любым – от отдельной картинки до целого курса. И размер этот – вопрос исключительно методический, к технической составляющей отношения не имеющий и никаких «революционных открытий» давно не требующий. Знакомство со спецификациями IMS и SCORM, посвященными агрегации (сборке) контента избавило бы г-на Осина от бессонных ночей, проведенных в поисках идеального размера. Нужно развивать функционал агрегирования контента (сборки курсов и создания образовательных траекторий), а не изготавливать неразборные модули «побольше».

В частности, г-н Осин сетует на плохую применимость его модулей в школе:

«У учителя нет возможности делить свое время с ЭОР, ЭОР не вписывается в класс. Почему? Потому что самое ценное для образования время – время общения с учителем – нельзя отнимать, занимая работой с машиной.» (Круглый стол «ЭОР нового поколения»)

Именно так – модули, созданные по спецификациям УТР, в школе неудобны, поскольку рассчитаны на подмену учителя, а не на помощь ему. Вот почему ресурсы коллекции ИСО используются в классе гораздо успешнее – большая дробность контента позволят преподавателю не подменять свое изложение операциями с неповоротливым модулем, а использовать только те фрагменты, которые хорошо вписываются в его занятие – показать видеофрагмент, обсудить динамическую модель, выслушать музыкальный отрывок и т.п. Мировая тенденция состоит в уменьшении размера «атомарных» модулей при одновременном совершенствовании системы их агрегирования в более крупные учебные объекты. (В том числе, например, в обеспечении гиперссылок между модулями – которые в ОМС невозможны.)

Причем, что немаловажно, агрегирование производится при помощи сборщика курсов, т.е. конструктора высокого уровня – и поэтому доступно каждому учителю, в то время как агрегация модулей в концепции г-на Осина требует от учителя навыков работы с XML и JavaScript – что в цивилизованных странах считается неприемлемым. А редактора курсов в системе ОМС все еще нет – только неясные планы и многочисленные обещания.


Модульность нуждается в системах управления (LMS)

Столь же печальна на сегодняшний день судьба другой международной спецификации, включенной г-ном Осиным в свою концепцию – интерфейса взаимодействия модуля с системой управления контентом на основе SCORM RTE.

Интерфейс этот используется в первую очередь для отслеживания действий пользователя с объектами, прежде всего с объектами, снабженными автоматическим оцениванием. Но на сегодняшний день в ОМС он совершенно бесполезен – ведь система управления контентом, которая могла бы принять и сохранить соответствующую информацию, до сих пор присутствует только на словах. Разработчики не могут даже просто проверить, работает ли в их модулях соответствующий код. Вот уже третий год мы слышим разговоры об электронном журнале, о сохранении промежуточных результатов, об индивидуальных образовательных траекториях – а воз и ныне там.

Читать дальше >>

  К началу страницы