Ложное утверждение о новизне и инновационности
Главный идеолог проекта ОМС любит подчеркивать революционность и нетривиальность своих идей – причем не только в пределах России, но и в мировом масштабе:
«Я совершенно твердо могу сказать, что в мире движутся ровно вслед за нами, что здесь мы некоторым образом продвинулись вперед.» (Интернет-конференция «Школьная информатизация»)
Завидная самоуверенность. Попробуем, однако, выяснить, подтверждается ли она реальными фактами.
С чем можно и нужно сравнивать концепцию ОМС
Г-н Осин предпочитает использовать в качестве «спарринг-партнеров» два типа образовательного контента:
Продукты на CD (очевидно, до-модульной эпохи, поскольку вообще-то на CD можно записать что угодно) – то есть в первую очередь архаичные мультимедиа-энциклопедии, на производстве которых все прошлые годы специализировался сам г-н Осин. Поскольку в последнее десятилетие мультимедийность ради мультимедийности во всем мире вышла из моды и решающее значение приобрела интерактивность и рациональная модульная сетевая архитектура, Александру Васильевичу также пришлось сменить приоритеты;
Ресурсы интернет – не конкретизированные, а лишь снабженные устойчивым эпитетом «преимущественно текстографические». Такое сравнение, правда, не имеет смысла – поскольку в сети интернет может быть размещено что угодно, в том числе объекты любой сложности, интерактивности и мультимедийности.
Гораздо меньше говорится о наиболее распространенных в наши дни формах существования электронного образовательного контента:
Учебные модули и курсы, выполненные в соответствии с международными спецификациями IMS, SCORM и др.
Разработки, пытающиеся следовать международным спецификациям хотя бы в основных чертах – например, созданные в рамках завершившегося в России проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), проведенного под эгидой НФПК в 2005-2008 годах. Следуя доминирующей в наши дни тенденции, г-н Осин пытается причислить к этому классу и свою концепцию ОМС – хотя на самом деле, как мы увидим ниже, избранные им технологические решения ведут в неразрешимый тупик.
Есть ли принципиальная новизна и выигрышность в предлагаемых решениях
Докладчиком сказано много нового и интересного.
К сожалению, интересное не ново, а новое не интересно.
Научный фольклор
Сравнение революционных разработок г-на Осина с современными решениями в сфере электронного образования обескураживает – оно не только не выявляет новизны концепции ОМС, но и отчетливо показывает ее откровенную слабость.
Давайте сведем в таблицу основные параметры сравниваемых решений. Концепции ОМС уделим сразу три колонки: что планировалось в 2006 году (т.н. «Унифицированные требования», УТ), что планируется сейчас («Унифицированные требования расширенные», УТР) и что мы имеем в наличии на конец 2008 года.
|
Немодульные энциклопедии 1990-е |
IMS, SCORM 1998-08 |
Проекты ИСО 2005-08 |
УТ ОМС 2006 |
УТР ОМС 2008 |
Реально ОМС 2008 |
Интерактивный мультимедиа-контент |
1. | Интерактив |
+ | + | + |
+ | + | + |
2. | Мультимедиа |
+ | + | + |
+ | + | + |
3. | Моделинг |
+ | + | + |
+ | + | + |
4. | Производительность |
+ | + | + |
+ | + | + |
Модульность |
5. | Модульность |
– | + | + |
+ | + | + |
6. | Атрибутирование и поиск по метаданным |
– | + | + |
+ | + | – |
7. | Агрегирование, курсы, траектории |
– | + | + |
+ | + | – |
8. | Электронный журнал |
+ | + | + |
+ | + | – |
9. | Ссылки между модулями, общие файлы |
+ | + | + |
? | ? | – |
Интернет-ориентированность |
10. | Дистанционное обучение / потенциально |
– | + | – / + |
– | – | – |
11. | Воспроизводимость в интернет |
– | + | + |
– | – | – |
12. | Клиент-серверная архитектура |
– | + | + |
– | – | – |
Стандартизация |
13. | Международный стандарт / потенциально |
– | + | – / + |
– | – | – |
14. | Кроссплатформенность |
– | + | + |
– | + | – |
15. | Стандартные плееры |
– | + | + |
– | – | – |
Открытость |
16. | Открытость для обмена / потенциально |
– | + | – / + |
– | – | – |
17. | Открытость для копирования |
– | + | + |
+ | + | + |
18. | Возможность внесения изменений |
– | + | + |
+ | + | + |
19. | Полная открытость для редактирования |
– | – | – |
– | + | – |
20. | Поддержка основных медиа-форматов |
– | + | + |
+ | – | – |
Цветом обозначено: |
| здесь в ОМС меньше, чем в SCORM и ИСО |
| здесь в ОМС больше, чем в SCORM и ИСО |
|
Как видим, во многих ключевых пунктах технология ОМС проигрывает современным образовательным ресурсам не только в реалиях сегодняшнего дня (дескать, нам просто не хватило времени и денег: дайте еще побольше лет и побольше миллионов – и все засияет), но и в целом по своей несовершенной идеологии и тупиковой технологической архитектуре.
В доказательство качества своей концепции, г-н Осин любит ссылаться на уже созданные учебные модули. Профессионализм многих разработчиков нам хорошо известен, но мы здесь обсуждаем не их способности. Мы анализируем: сегодняшняя концептуальная и технологическая база ОМС помогает или мешает разработчикам достигать результатов высокого качества?
Читать дальше >>
|