|
|
СТОКГОЛЬМ. ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
|
| |
|
|
На странице представлены в основном экспонаты из Зала викингов:
Рунические надписи
Изображения на камнях
Другие экспонаты
Статьи на Википедии (рус.):
Викинги
Руны
См. также:
А. Я. Гуревич. Походы викингов
Официальный сайт музея (англ.)
| |
| К началу страницы
|
|
|
Рунические надписи
| |
| |
Мраморный фонтан в виде льва первоначально стоял на причале Пирея, порта Афин. Поток воды изливался из львиной пасти в бассейн у его лап. В 1688 мраморный лев прибыл в Венецию в качестве военного трофея и с тех пор пребывает у фасада Арсенала (Arsenale di Venezia). Копия, размещенная в Историческом музее Стокгольма, была сделана в конце XIX века – это самый большой экспонат в музее.
|
| |
| |
Тысячу лет назад какой-то викинг высек на плече льва из Пирея руны уппландского стиля. Возможно этот викинг был одним из вэрингов («väring») – королевских охранников, молодых шведов из знатных семей, которые служили телохранителями императора в Константинополе. Надпись расшифрована лишь обрывочно, одно из различимых слов – «dräng» – означало «честь, слава».
|
| |
Руны, вырезанные мастером Висэте (Visäte) на камне из Торсэтра (Torsätra), рассказывают, что его воздвиг Унна (Unna) в память о своем сыне по имени Остен (Östen).
|
| |
Рунный камень из Торсэтра (Torsätra, Uppland). Текст: «Скуле (Skule) и Фольке (Folke) воздвигли этот камень в память об их брате Хусбьёрне (Husbjörn), который заболел, собирая налоги на Готланде».
|
| |
Рунный камень из Ресмо (Resmo), о. Оланд. Текст: «Ина (Ina) воздвигла этот камень в память о Свейне (Sveina), ее муже». Окраска – современная версия того, как камень мог выглядеть в древности.
|
| |
Часть каменной крышки саркофага из Хусабю (Husaby, Vastergötland). Текст: «(...) этот (камень) в память о Стирбьорне (Styrbjörn)».
|
| |
| К началу страницы
|
|
|
Изображения на камнях
| |
Камень VIII века из Tangelgarda (о. Готланд) изображает вход война, погибшего в сражении, в зал Одина в царстве смерти – Валгаллу. В нижней части изображено парусное судно – возможно, оно символизирует поездку в царство смерти, или жизнь после смерти.
|
| |
| |
В верхней части камня – сцена сражения: сверху кружатся птицы, воины бьются мечами, справа на земле лежит погибший.
Следующая сцена показывает похоронную процессию с воинами, держащими мечи вниз в знак траура. Конь, вероятно, везет тело человека, смерть которого показана на верхней сцене.
Третья сцена показывает успешный вход в царство смерти. Воин и его сопровождающие поднимают «венки славы» и приветствуются человеком слева. Под конем начертаны магические символы.
|
| |
| |
Камни с острова Готланд. Сверху хорошо виден Слейпнир (Sleipnir) – восьминогий конь Одина.
|
| |
Рисунок на этом камне из Tängelgärda (о. Готланд) изображает нескольких человек с питьевыми рогами в руках. В эпоху викингов самыми популярными алкогольными напитками были мёд (медовуха) и пиво. Внизу слева изображены два мужчины, сражающиеся на мечах у большого сосуда. Это может быть иллюстрацией к мифу о похищении Одином мёда у гиганта Суттунга. (См. Мед поэзии, Младшая Эдда.)
|
| |
Камень из Sanda (о. Готланд) является частью каменного саркофага. Путешественники в нижней части изображения – вероятнее всего Один, Тор и Фрейр (судя по символам в их руках). В верхней секции, возможно, показано жертвоприношение Одину.
|
| |
Рельефный рисунок на плите христианского баптистерия из Norum (Bohuslän) изображает сцену из языческой Саги о Вольсунгах – Гуннар в яме со змеями. Надпись на камне: «Свен сделал меня».
|
| |
Рунический текст на обратной стороне камня гласит: «Никулаус (Nikulaus) воздвиг этот камень в честь Сиса (Syhsa), своего отца». Nikulaus – христианское имя. Возможно, на камне изображена сцена у ворот Царства Небесного.
|
| |
| К началу страницы
|
|
|
Другие экспонаты
| |
| |
Модель города шведских викингов Бирка (масштаб 1:30) показывает приблизительный вид поселения в 800 г.
|
| |
| |
Вещи, найденные в захоронении главы влиятельного рода области Uppland (конец X века). Мечи, топор, копье, наконечники стрел, детали упряжи и другие предметы. Две полусферы внизу в центре – умбоны (центральные части) двух деревянных щитов.
|
| |
| |
Ошибочно считать меч основным оружием викинга. В те времена даже «норманнские» мечи, более тяжелые и прочные чем каролингские, обладали существенными недостатками: высокая стоимость, недостаточная пробивная способность и живучесть. Повсюду в Европе вплоть до XIV века основным оружием рядового война оставался топор. Именно с этого оружия начиналось обучение молодых воинов, поэтому владели им все без исключения.
|
| |
Сколько стоила жизнь на Готланде в начале XIII века (какую компенсацию требовалось выплатить за убийство)? Сверху-вниз: раб – 225 грамм серебра, свободный – 2 кг серебра, свободный житель Готланда – 4,8 кг серебра.
|
| |
Стеклянный «утюг» и доска из китового уса, предназначенные для разглаживания льняных тканей, найдены в захоронении богатой женщины в Бирке.
|
| |
Нацисты считали скандинавов носителями нордической арийской крови и активно использовали в своей пропаганде образы викингов, их символику и рунические знаки.
|
| |
| К началу страницы
|
|