Большое путешествие по ЕгиптуНа фелуке по Нилу
|
• Подготовка • День первый • День второй • Завершение |
Чтобы разнообразить наше путешествие и сделать паузу в изучении исторических памятников, мы запланировали совершить какой-нибудь водный круиз из Асуана в сторону Луксора. Мы готовы были выделить на это 3 дня; старт – после окончания программы экскурсий в окрестностях Асуана. Вариантов было два – на теплоходе до Луксора, или на парусной фелуке до Ком-Омбо или Эдфу и далее каким-нибудь наземным транспортом в Луксор.
Путешествие на фелуке все хвалят, но предупреждают о возможных трудностях:
– скорость фелуки радикально зависит от непредсказуемого ветра (а это не только могло затянуть наше путешествие, но и не позволяло точно рассчитать время прибытия к «спальному» поезду в Каир, билеты на который нужно покупать заранее);
– круизы на фелуках организуются не столь «промышленным» способом, как теплоходные, и потому неизбежно более кустарны в смысле качества и безопасности;
– плавание на фелуке ближе к турпоходу, чем к экскурсии (ночевка на палубе и т.п.).
Вот почему мы не без сожаления склонялись к варианту круиза на теплоходе – ключевым его преимуществом была четкость и предсказуемость, а с двумя девушками на борту авантюр не хотелось. Окончательное решение мы рассчитывали принять уже в Асуане. К счастью, в конечном итоге победила фелука, а все проблемы оказались легко преодолимыми или вообще надуманными.
В асуанском отеле Memnon, в котором мы остановились, нам предложили следующий прейскурант:
Минимально возможный круиз на теплоходе, включающий осмотр храмов Ком-Омбо и Эдфу, но не включающий экскурсии в Асуане и Луксоре – это полтора дня и две ночи (отправление после обеда, выписка утром). Значит, круиз на трех человек обойдется в $360. Причем в гостинице нас уверяли, что отплыть в воскресенье (как мы рассчитывали) совершенно невозможно, так что пришлось бы еще потерять день (хотя во время плавания мы встречали круизные теплоходы на маршруте каждый день; возможно в гостинице просто говорили о рейсах аффилированных компаний).
Указанная цена на фелуку (120 LE – это примерно $20 с человека) подразумевает, что вы путешествуете вместе с другими людьми (shared). Если вы хотите взять судно лично для себя (private), об этом нужно договариваться отдельно. Парень на ресепшене сказал, что сам бы он, несомненно, предпочел фелуку, но опасается, что ребенку ночью может быть холодно.
Так и не приняв решения, мы отправились на вокзал Асуана, чтобы задать несколько вопросов в Tourist Info. Первая важная информация, которой мы обогатились – посадка на «спальный» поезд до Каира организована очень удобно:
– билет до Каира можно купить и в Луксоре и в Асуане – цена при этом не меняется;
– билет именной и вы не привязаны к пункту отправления, ваше место все равно никто не может занять – поэтому сесть в поезд вы можете не только в Асуане и Луксоре, но и везде, где он останавливается (максимум – Ком-Омбо, Эдфу, Исна).
Такая система посадки значительно уменьшает проблему с непредсказуемостью фелуки – даже если вы попадете в полосу полного штиля и не успеете прибыть в запланированный пункт в нужное время – вы просто сойдете на берег и доберетесь до ближайшей станции, до которой будет не более 10-15 км. Все ж/д и автокоммуникации идут вдоль Нила, так что поймать попутку вряд ли будет сложно. Правда, при этом вам придется тащить на себе рюкзаки и это осложнит посещение храмов.
Сложнее всего было понять, сколько времени нужно для прохождения того или иного маршрута под парусом – данные, которые нам сообщали разные люди, сильно отличались друг от друга. По тому опыту, который мы получили уже после плавания, можно утверждать, что информация в прайсе нашего отеля нереальна – доплыть на фелуке до Луксора с посещением храмов всего за две ночевки практически невозможно. Да и вообще, фелуки предпочитают плавать только до Ком-Омбо, максимум до Эдфу, но уж точно не связываться со шлюзами Исны. Простейший тур под парусом – это двухдневное плавание до Ком-Омбо. При этом, если ветер хороший, большую часть дня вы проведете на берегу в праздном ничегонеделании, двигаясь под парусом не более 4 часов и проходя за день около 20 км (до Луксора около 200 км).
Выводы на будущее:
– наверняка можно настаивать на более быстром темпе, чтобы за три дня добраться до Эдфу;
– основные удовольствия, связанные с плаванием, вполне можно получить и на двухдневном маршруте до Ком-Омбо.
Вернемся в офис Tourist Info. Служащий лет 50-ти, с которым мы беседовали, укрепил наше мнение, что фелука это не страшно. Осталось найти конкретный вариант – когда, с кем и почем. Мы не сильно удивились, когда он предложил помощь своего знакомого, утверждая что уж в смысле надежности и безопасности это очень хороший вариант. К тому же для любого вояжа вам потребуется пачка разрешений от полиции (которыми никак не стоит пренебрегать – фелуку наверняка остановят и проверят при выходе из Асуана), а с этим как раз все будет ОК (понятно, что Tourist Info это государственное учреждение, тесно связанное с туристической полицией).
Конкретные детали нужно обговаривать уже с капитаном, с которым мы хотели встретиться вечером, рассчитывая выйти в путь на следующий день. Пригодились носимые с собой копии паспортов – с их помощью можно было сразу начинать оформление разрешения в полиции. Созвонившись с капитаном, работник Tourist Info сообщил нам место встречи, которое звучало весьма романтично: «В пять часов вечера вы придете в ресторан Асуан Мун, и там спросите капитана Айади».
Капитан Айади оказался немолодым, крупным и опрятным нубийцем с приятной улыбкой, и расслабленной, но очень уверенной манерой договариваться о деле. Несмотря на гордое звание «капитан», капитаном фелуки он не был. Он не был даже владельцем фелуки, он был менеджером, подбиравшим подходящее судно, договаривавшимся с владельцем и обеспечивающим экипаж из двух человек, способных отправиться в нужное время.
Айади сразу отмел как «нереальный» вариант «до Эдфу за три дня и две ночи». Он предложил за два дня доставить нас до Ком-Омбо за 750 LE (~$125) причем в эту сумму входят две ночевки, трехразовое питание (вегетарианское) и вода. Сулил новую фелуку и аккуратную команду. Мы обговорили важный вопрос как добраться из Ком-Омбо в Луксор – он пообещал, что в Ком-Омбо нас подберет экскурсионный микроавтобус, следующий каждое утро из Асуана в Луксор, причем он договорится, что это будет стоить нам 100 LE на троих. Таким образом, все путешествие обходилось в 850 LE (меньше $150) – это нас устраивало и мы не стали искать альтернативные варианты, хотя согласились по сути на первый попавшийся, несомненно не самый дешевый. (В отеле называли ориентировочную цену за private фелуку до Ком-Омбо 500-600 LE, но служащий не мог сказать, включено ли в цену питание и как будет организован последующий трансфер до Луксора, а времени на еще одни переговоры у нас не оставалось.)
Уточнили вопрос с ночевкой – нам было обещано изобилие одеял. Спросили про москитов – капитан утверждал что сейчас их нет, «они зимой замерзли» – что по факту оказалось неправдой, на первой ночной стоянке слегка звенели комарики и вероятно защитный крем бы пригодился (хотя вы все равно будете спать в куртках и нужно лишь прикрыть лицо, на что вполне сгодилась наброшенная на капюшон арафатка).
Наша встреча завершилась весьма авантюрно выглядящей сделкой – мы отдали задаток в 650 LE человеку, которого первый раз видели и о котором имели лишь самое общее впечатление. С другой стороны, мы понимали, что он вряд ли станет рисковать своим бизнесом ради столь смешной суммы. Оставшиеся 200 фунтов мы должны были отдать команде после посадки в микроавтобус. Нам было сказано приходить завтра в 11 утра к тому же плавучему ресторану, находящемуся буквально через дорогу от нашего отеля.
Раннее утро на Ниле это почти всегда штиль. Аттракцион «плавание на фелуке под парусом» превращается в унылое катание на буксире. |
Вид из окна отеля Memnon вниз по течению. На переднем плане пришвартована к плавучему ресторану фелука, на которой мы и поплывем. |
Наша команда: слева – Бесáм, справа – Амýри, формально капитан, но работают на равных. Ребята вежливые и обходительные, в достаточном объеме говорят по-английски. Вскоре после отплытия – горячий чай. |
Мы отплываем в 11:30, в 12 причаливаем и отмечаемся на стационарном полицейском посту. |
Уладив формальности отплываем в 12:15, но минут через 10 нас перехватывает полицейский катер с другого дозорного поста и снова проверяет документы. |
Помимо паруса и руля, на фелуке нужно управлять еще и килем, который поднимают при приближении к берегу. |
Первая наша стоянка (13:15–15:15) посвящена приготовлению обеда. Встречаем еще одну фелуку – она явно shared, довольно много людей и все рассажены вдоль бортов, а не валяются на матрасе. |
Одеваем обувь и по доске-сходне высаживаемся на берег. |
Снова наслаждаемся чаем. По-арабски чай тоже «чай», и Амури дарит афоризм: "No woman – no cry (да, Bob Marley здесь весьма популярен), no shugar – no чай". |
Мачта и парус этой рыбацкой лодки не менее живописны, чем сами рыбаки. Но при этом все дружелюбны и приветливы. |
В 15:15 отплываем дальше. Впереди самое сложное препятствие – мост через реку. Верхний конец рея на фелуке поднимается вдвое выше мачты и под мостом не проходит. |
Приходится проделывать сложные трюки, складывая парус, но при этом умудряясь продолжать движение против строго встречного ветра. |
Самое трудное позади. |
На берегах регулярно встречаются подаренные Японией насосные станции, подающие воду на поля. |
Солнце садится, пора подумать о ночлеге. |
В 17:15 швартуемся. Место нашей ночевки можно посмотреть на Google Maps. На противоположной стороне реки светятся огнями две большие деревни. Рядом с нами останавливается еще одна фелука – всегда спокойнее компанией. |
Фонарик на берегу не понадобился – можно совершенно спокойно бродить при лунном свете (Луна в фазе 3/4), деревья отбрасывают отчетливые тени. |
Несмотря на это, отлично видны звезды – в первую очередь красавец Орион; внизу – Сириус. |
На ночь фелука обретает помимо крыши еще и тканевые боковые стенки. Теперь мы словно в большой палатке. |
Ужинаем уже при свечах: макароны, бульон с рисом, кабачки в соусе, лепешки, лимон для приправы. Ложимся спать в 8 вечера. |
В первый день шли под парусом 0,5 + 1 + 2 = 3,5 часа, пройдено 20 км. Средняя скорость относительно берега 5-6 км/ч (шли галсами против хорошего встречного ветра). |
Мы стоим рядом с нубийской деревней, на опушке пасутся верблюды. |
Белые нильские цапли обычны как наши вороны. И примерно так же любопытны. |
Подпускают довольно близко, и улетают грязно ругаясь. Шея птицы сложена вдвое, что позволяет молниеносно выстреливать клювом во время рыбалки. |
Серый цапел устроен примерно так же, только он крупнее. |
Что-то подобное можно посмотреть и в Московском зоопарке. |
Следы на песке шириной с велосипедный протектор – скарабеи или многоножки? |
8 часов утра, девушки просыпаются. Весело барабаня по тенту, бродит какая-то птаха. |
Наросшие на руле водоросли с интересом обследуют рыбешки. Их отлично видно в прозрачной воде. |
Хотя цаплю, вероятно, такой улов вполне устроит. |
Общаемся с местными рыбаками. Выловленные крупные рыбины привязаны на длинную леску и ждут своей участи в воде. |
Наживка – все та же лепешка, то есть рыба травоядная. Снасть – простейшая донка, забрасываемая метров на 15. |
Свежеприготовленная рыба по вкусу типичный карп. Кроме этого на обед рис, салат, лепешки, мандарины и лимон для приправы. |
В этой части Нила вся жизнь сконцентрирована на очень небольшом расстоянии от реки. Хорошо видна и железная дорога и автотрасса. |
Вечереет, а капитан как-то не спешит отправиться в путь. Выясняется, что ему не нравится ветер – якобы он небезопасный. Предлагает заночевать прямо здесь, но мы протестуем и требуем отплыть. |
В 16:15 отчаливаем и резво бежим, подгоняемые свежим западным ветром. |
Благодаря нашей настойчивости, за день снова пройдено 20 км. |
Раннее утро третьего дня. Вдали в тумане виден храм Ком-Омбо. Вдоль пристани сгрудились теплоходы – фелуке там причаливать запрещено. Стою на отмели, обезображенной мусором – его щедро плодят туристические теплоходы. Место нашей ночевки можно посмотреть на Google Maps. |
Рядом с нами – паромная переправа и поле для выпаса скота. Порадовал дочку очередной экзотикой – коровьим черепом. |
А вот и наш микроавтобус, уже на площади перед храмом Ком-Омбо. Впереди у нас еще остановка в Эдфу, прибытие в Луксор, и вечерний поезд в Каир. |
К началу страницы |