Большое путешествие по Египту

Гробницы вельмож
Некрополь Шейх Абд эль-Курна

Sheikh Abd el-Qurna


Некрополи на пространстве между Долиной Цариц и Долиной Царей образуют огромный комплекс из более чем 500 захоронений. Если гробницы Долины Царей дополнялись поминальными храмами вне Долины, то частные гробницы знати по сути совмещали в себе собственно гробницу и заупокойный храм. Гробницы вельмож, хотя и различались по внешнему виду в зависимости от даты появления, обычно состояли из внешнего двора, заупокойного храма, открытого для посещения родственниками усопшего, и запечатанной погребальной камеры, в которую вел коридор или вертикальный колодец.

Заупокойный храм фиванской гробницы обычно имеет план в виде перевернутой буквы Т и открывается поперечным помещением, или вестибюлем. За ней находится вытянутое помещение святилища, ось которого перпендикулярна оси вестибюля. В отличие от царских гробниц, поминальные залы в гробницах вельмож украшали росписями со сценами повседневной жизни – что дает возможность узнать о многих сторонах быта древних египтян. В конце святилища устраивали нишу со статуей усопшего, а над гробницей часто устанавливали пирамидион, похожий на те, что украшают гробницы в Дейр эль-Медине. Стены погребальной камеры обычно не украшали.

Еще совсем недавно некрополи были застроены жилыми домами, причем местные жители порой использовали помещения гробниц под подвалы и хлева. Кроме того, в отсутствие дренажа и канализации, сточные воды проникали в пористый известняк и разрушали росписи гробниц. В настоящее время деревня в Шейх Абд эль-Курна ликвидирована.

Полезные книги и ссылки:

  • А.Силиотти. Египет. Долина Царей – иллюстрированные описания на русском языке (упорядочены по гробницам).
  • Zahi Hawass. Life in Paradise. The Noble Tombs of Thebes – описания и отличные репродукции (по темам).
  • Список Фиванских гробниц (Theban Tombs) на en.wikipedia.org
  • Подробные описания некоторых гробниц на osirisnet.net
  • .

    Увеличить изображение в отдельном окне     Некрополь Шейх Абд эль-Курна с высоты птичьего полета.
    Вверху справа хорошо виден храм Хатшепсут, снизу по центру – автостоянка напротив Рамессеума.
    После сноса жилых домов поселка, найти нужную гробницу стало совсем просто.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Схема некрополей Шейх Абд эль-Курна, эль-Хоха и эль-Ассасиф .
    Синей заливкой мы отметили гробницы, билеты на посещение которых продают в центральной кассе.
    Источник: Zahi Hawass. Life in Paradise. The Noble Tombs of Thebes.

    Нахт (TT52 Nakht)

    «Писец, астроном Амона»
    XVIII династия, правление Тутмоса IV – Аменхотепа III

    Увеличить изображение в отдельном окне     Краткий иллюстрированный обзор гробницы Нахта.
    Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.

    Подробнее см. на сайте osirisnet.net

    Увеличить изображение в отдельном окне     Сюжеты росписей освежаем в памяти еще до входа в гробницу, поскольку внутри довольно тесно.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Единственная часть гробницы, украшенная росписями – это поперечный вестибюль.
    Росписи в гробнице закрыты стеклами – это портит общее впечатление, но рассматривать детали не мешает.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Музыкантши с флейтой, «лютней» и арфой – самое известное изображение из гробницы Нахта.
    Считается, что средняя девушка изображена обнаженной впервые в истории Фиванской живописи.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Служанка помогает дамам наряжаться.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Сцена охоты на болотах: Нахт с женой и детьми.
    Слева он охотится на птиц, справа – бьет рыбу гарпуном.

    Увеличить изображение в отдельном окне     В верхнем ярусе – крестьяне собирают и давят ногами виноград в кадках,
    в нижнем – ловят силками птиц и заготавливают дичь впрок.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Сцена посевных работ.
    Крестьяне пашут плугом, который тянут два быка, рыхлят землю мотыгами, трамбуют колотушками.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Обмолоченное зерно подбрасывают, чтобы провеять его.

    Заупокойная статуя Нахта затонула при перевозке в Америку в 1917 г.

    Менна (TT69 Menna)

    «Писец полей Владыки Обеих земель – Верхнего и Нижнего Египта»
    XVIII династия, правление Тутмоса IV – Аменхотепа III

    Увеличить изображение в отдельном окне     Краткий иллюстрированный обзор гробницы Менны.
    Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.

    Подробнее см. на сайте osirisnet.net

    Гробница изобилует сценами сельскохозяйственных работ: крестьяне, писцы, надсмотрщики.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне

    Интересно, почему неизвестные вандалы тщательно уничтожили изображение ослика – может узнали в нем себя?

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Любопытные житейские мелочи:
    женщина работает, удерживая грудного младенца на перевязи;
    девушка помогает подруге избавиться от занозы.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Менна с женой перед лицом Осириса.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Усопший с женой поклоняются Анубису, Осирису, Хатхор Аментет (повелительнице некрополей Западных Фив и «великой защитнице умерших»), Хатхор и Ра-Хорахти.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Доступ в святилище, к сожалению, закрыт.
    От заупокойной статуи Менны в нише сохранились только ноги.
    На правой стене сверху – паломничество в Абидос, ниже – обряды с мумией, в т.ч. «отверзание уст».
    Ближе к торцу – сцена охоты на болотах, аналогичная сцене в гробнице Нахта.

    Сеннефер (TT96 Sennefer)

    «Властитель Южного города»
    XVIII династия, правление Аменхотепа II

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Иллюстрированный обзор гробницы Сеннефера.
    Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.

    Подробнее см. на сайте osirisnet.net

    Увеличить изображение в отдельном окне     Общая схема расположения помещений гробницы.
    Источник: сайт osirisnet.net.

    Верхняя, поминальная, часть (сейчас она закрыта для посещения) имеет вполне традиционную Т-образную форму. Нижние, погребальные, помещения целиком покрыты росписями – и это большая редкость в гробницах вельмож XVIII династии. Многочисленные титулы Сеннефера, упомянутые на стенах гробницы, свидетельствуют о его особом положении среди придворных чиновников.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Погребальная камера гробницы.
    Все стены и четыре столба закрыты стеклами. Здесь они особенно мешают – из-за бликов, отражений, рам и стыков невозможно охватить взглядом цельную картину. Неровные колонны, гармонично сочетавшиеся с изгибами потолка, превратились в геометрически правильные стеклянные витрины. Освещение тоже не радует – лампы разной цветовой температуры.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Погребальная камера до установки деревянного пола и стекол.
    Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.

    Основное внимание в росписях уделено Сеннеферу и его жене Мерит («Возлюбленная»).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Гробницу Сеннефера иногда называют также «Гробницей виноградных лоз», оплетающих нарочито неровный потолок погребальной камеры. Виноградные гроздья – один из традиционных символов Осириса.

    Роспись стен следует ритуальной ориентацией помещения (дверь находится на «символическом востоке»).
    Маршрут души усопшего по загробному миру начинается на «южной» стене.

    Художественная реконструкция росписей на стенах погребальной камеры:

    Увеличить изображение в отдельном окне

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Паломничество в Абидос.
    Желтая лодка с гребцами тянет на буксире зеленую папирусную ладью, на которой восседают Сеннефер с супругой. Пара судов, изображенных сверху и ориентированных направо, плывет вниз по течению, к Абидосу. Вторая (нижняя) пара изображает возвращение – на первой лодке поднят прямой парус, ловящий типичный для Египта северный ветер.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Перед супругами – стол с подношениями и жрец с сосудом хес, совершающий обряд очищения.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Сеннефер и Мерит перед Осирисом и Анубисом.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Жрец-сем в традиционной леопардовой шкуре совершает обряд очищения с помощью сосуда немсет.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Жрец-сем с сосудом хес и курительницей.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Над выходом из погребальной камеры – сдвоенное изображение Анубиса в виде черных шакалов, возлежащих на святилищах и нюхающих букет из цветов лотоса.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Супруги сидят на стульях с высокими спинками.
    В руках Сеннефера жезл сехем, символ власти и могущества.
    Волосы Мерит украшены цветком лотоса, под ее креслом – сосуды с благовониями.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Все четыре колонны также обильно расписаны со всех сторон.
    Здесь: Сеннефер сидит под сикомором и вдыхает аромат лотоса.
    У его ног Мерит, в руках – сехем, на столе – сосуды с пивом, обвитые стеблями лотоса.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Сцена из вестибюля – слуги несут предметы, использующиеся при мумификации:
  • воротник менат,
  • второй воротник и кожаные сандалии,
  • ушебти и пелена,
  • погребальная маска и амулет в виде сердца.
  • Рехмира (TT100 Rekhmire)

    «Правитель города и визирь»
    XVIII династия, правление Тутмоса III – Аменхотепа II

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Иллюстрированный обзор гробницы Рехмира.
    Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.

    В «гробнице» визиря Рехмира отсутствует погребальная камера – то есть мумия вельможи была захоронена не здесь. Возможно, она упокоилась в одной из гробниц Долины Царей – лишь очень немногие высокопоставленные придворные удостаивались такой чести.

    Впрочем, нам интересны в первую очередь росписи, которыми обильно украшены оба помещения гробницы. В отличие от многих других известных гробниц, в TT 100 стены с изображениями пока не прикрыты стеклами.

    Вестибюль

    Увеличить изображение в отдельном окне     Слева от входа – знаменитая композиция, на которой Рехмира принимает дань от иноземцев.
    Сверху – вниз:
  • сосуды с Крита и островов Эгейского моря
  • рогатый скот, жираф, обезьяны, гепарды, шкуры и слоновьи бивни из Пунта и Нубии
  • слон, медведь, лошади и колесницы из Сирии
  • Увеличить изображение в отдельном окне     Сбор налогов в самом Египте.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Сцена охоты в пустыне выделяется на общем фоне динамикой изображенных фигур животных.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Заготовка пищи: мясо, вино, птица, рыба.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Мастерская по изготовлению каменных статуй фараона:
    идущий, коленопреклоненный, сидящий с супругой, в виде сфинкса, сидящий со скипетрами.

    Святилище

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Коридор святилища имеет необычный для гробниц знати размер – высота потолка увеличивается от трех метров у входа до девяти у ложной двери (оригинал которой хранится в Лувре). Обе стены плотно расписаны сценами разнообразных работ и повседневной жизни.

    Левая сторона

    Пожалуй, самая интересная с исторической точки зрения часть гробницы – рисунки дают уникальную возможность окунуться в атмосферу ремесленных цехов Древнего Египта.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Приготовление и раздача пищи ремесленникам.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Сверху – вниз:
  • столярные работы
  • металлоплавильные печи (видны занятные приспособления для хотьбы по раскаленной земле)
  • рабочие выкапывают глину и илистую грязь, приносят воду из пруда и формуют кирпич-сырец
  • Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Сверху – вниз:
  • ювелиры
  • кожевенники и скорняки
  • разнообразные столярные работы
  • обработка металлических сосудов
  • переноска кирпичей к месту строительства
  • Увеличить изображение в отдельном окне     Разумеется, все работы ведутся под неусыпным контролем визиря Рехмира.

    Правая сторона

    Увеличить изображение в отдельном окне     Рехмира и его жена Мерит участвуют в заупокойной трапезе.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Знатные дамы, служанки, музыкантши – услада для слуха и взгляда.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Лодки, на которых Рехмира следовал к фараону Аменхотепу II за наградой.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Пруд посреди пышного сада.

    Хаемхет (TT57 Khaemhat)

    «Царский писец, смотритель амбаров Верхнего и Нижнего Египта»
    XVIII династия, правление Аменхотепа III

    Увеличить изображение в отдельном окне     Краткий иллюстрированный обзор гробницы Хаемхета.
    Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.

    Гробница не имеет росписей, она украшена нераскрашенными рельефами.

    Увеличить изображение в отдельном окне     У входа – рельефный портрет Хаемхета и текст гимна богу Ра (сюжет, редко встречающийся в гробницах знати).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Сельскохозяйственные сцены.
    Колесница, запряженная четверкой лошадей.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     «Смотритель амбаров» Хаемхет делает подношение богине Рененутет.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Рененутет – «Госпожа плодородных земель», хранительница собранного урожая, мать бога зерна Непери. Часто изображалась в виде змееголовой женщины, вскармливающей младенца-фараона, что символизировало новый урожай.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Вслед за сценой поклонения богине урожая изображена целая флотилия грузовых кораблей, разгружающих товар на рынке.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    Помещения гробницы несколько отличаются от традиционного образца – святилище перекрыто сводчатым потолком и заканчивается не обычной нишей, а поперечной комнатой с шестью статуями: Хаемхета, жены и родственников.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Изображения Осириса и богини Аментет (повелительницы некрополей и защитницы умерших)
    на сцене похорон.

    На нижней части правой стены святилища – сцены паломничества в Абидос.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне

    Усерхет (TT56 Userhat)

    Царский писец, надзиратель за поставками хлеба и «стадами Амона»
    XVIII династия, правление Аменхотепа II

    Увеличить изображение в отдельном окне     План гробницы Усерхета.
    Подробное описание см. на сайте osirisnet.net

    Увеличить изображение в отдельном окне     Гробница имеет привычную Т-образную форму с вестибюлем и святилищем,
    в конце которого размещалась поминальная статуя усопшего.

    Вестибюль

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Центральным элементом восточной стены является изображение ложной двери, имитирующее красный асуанский гранит. Над дверью – Усерхет с женой Мутнеферет сидят перед столами с приношениями, по бокам изображены сцены ритуала «отверзания уст» (слева – очищение, справа – использование традиционных инструментов).

    Увеличить изображение в отдельном окне     «Прекрасный праздник Долины» – ежегодный ритуал поминовения усопших.
    Усерхет сидит перед столом с подношениями, лицом на восток, его обнимает Мутнеферет.
    Перед ними две дочери, протягивающие вино и ожерелье-воротник, и сын со сложным букетом.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Южная стена вестибюля, справа от входа.
    Росписи на первых двух третях стены посвящены заботам Усерхета, связанным с армией.
    Сцена разделена на две части дверьми – в правой находится обнесенный забором склад.
    Ближе к западной стене – Усерхет перед Аменхотепом II.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    В трех верхних регистрах левой части изображены рекруты с пустыми мешками в руках, ожидающие выдачи пищевого довольствия. Порядок обеспечивают должностные лица с палками.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Снизу очень редкий сюжет – стрижка солдат.
    Обратите внимание на ноги фигуры слева: парикмахер опирается одной ногой на всю ступню, а другая едва касается земли кончиками пальцев. Вероятно, здесь изображен человек, конечности которого изувечены перенесенным полиомиелитом.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Росписи западной стены заметно пострадали от позднейших переделок. В верхней части изображено поклонение Осирису. Слева снизу – фигуры, относящиеся к сцене южной стены, на которой Усерхет изображен перед сидящим на троне Аменхотепом II.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Усерхет с женой перед горой подношений Осирису.
    В двух руках Усерхет держит жаровни, в голубоватом пламени которых изображены утки и хлеба.
    Слуга перед ним держит подставку, на которой, вероятно, горка ладана.

    Святилище

    Увеличить изображение в отдельном окне     Деталь росписи, изображающей похоронную процессию.
    На папирусной лодке установлен саркофаг, поддерживаемый фигурками Исиды и Нефтиды.
    Ниже пять человек тянут на салазках саркофаг с канопами.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Сцены охоты ритуально изображали борьбу с силами хаоса, с которыми покойному придется столкнуться в потустороннем мире. Роспись, изображающая охоту на колеснице в пустыне выполнена мастерски: газели, зайцы, гиены – все фигуры изображены очень динамично (ср. с изображением в гробнице Рехмира). Сюжет, популярный еще в мастабах Древнего царства, исчезает из гробниц после правления Аменхотепа II.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Сюжет охоты на болотных птиц и рыбной ловли гарпуном также традиционен. Обычно эти сцены обращены друг к другу и разделены водяной «горкой» (ср. с гробницами Нахта и Менны). Здесь же вода горизонтальна, и две сцены следуют друг за другом, разделяясь зарослями папируса. Сюжет охоты на болотах продержится в росписи гробниц до конца XVIII династии.

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    Птичий кошмар: три птицы схвачены могучей рукой охотника (возможно они выступают в качестве приманки), правее – одна из уток падает, сраженная брошенным египетским «бумерангом», внизу справа какой-то мелкий хищник типа мангуста подбирается к птичьему гнезду, накренив стебель папируса (любимый сюжет еще с гробниц Древнего царства).

    Увеличить изображение в отдельном окне    

    В левой части, относящейся к сцене охоты на колеснице, привлекает внимание фигура лисы, ищущей спасения в ветвях кустарника. Демонические фигуры собакоподобных существ рядом с папирусными лодками были добавлены, вероятно, уже коптами.

    Увеличить изображение в отдельном окне     От парной статуи Усерхета с женой, располагавшейся в нише святилища,
    осталась лишь обезглавленная фигура Мутнеферет.

    Рамос (TT55 Ramose)

    «Правитель города и визирь»
    XVIII династия, правление Аменхотепа III – Аменхотепа IV / Эхнатона

    Увеличить изображение в отдельном окне     Краткий иллюстрированный обзор гробницы Рамоса.
    Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.

    Подробнее см. на сайте osirisnet.net

    Гробница Рамоса, выделяющаяся необычайно большими помещениями, осталась незаконченной.
    Вероятно, ее владелец последовал за Эхнатоном в новую столицу Амарну, где и соорудил себе другую гробницу.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Слева от входа в гипостильный зал – изумительного качества рельефы,
    изображающие гостей на заупокойной трапезе.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне

    Увеличить изображение в отдельном окне     На юго-западной стене гипостильного зала – единственная сцена, выполненная красками: похоронная процессия.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    На верхнем ярусе хорошо видны саркофаги, на нижнем – слуги несут погребальную утварь мимо плакальщиц (это изображение очень хвалят искусствоведы).

    Увеличить изображение в отдельном окне     Первый рельеф с изображением Рамоса перед Аменхотепом IV выполнен в «классическом» стиле.
    За спиной фараона богиня Маат.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне    

    На следующем рельефе Эхнатон с Нефертити изображены уже в амарнском стиле. Царские фигуры уничтожены контрреволюционерами, а контуры Рамоса и других сановников вообще остались лишь намеченными на стене, эту часть рельефа не успели высечь.

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Сверху – служанки с систрами перед Рамосом и его женой.
    Снизу – обряд очищения статуи Рамоса.

    Технические детали

    Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     Центральная касса Западного берега.
    Здесь можно купить билеты на посещение гробниц в некрополях
    Шейх Абд эль-Курна, эль-Хоха, Дра Абу эль-Нага и Дейр эль-Медина.

    Билеты можно приобрести только в центральной кассе, далеко от самих гробниц, и действуют билеты только один день.
    Весьма неудобная система – сложно понять, сколько времени нужно на осмотр гробниц, ни в одной из них не побывав.
    Типичная гробница очень мала, но насыщена. Обойти ее можно за 5 минут, но на подробный осмотр можно потратить и час.
    Мы посетили гробницы по билетам №3, 4, 5, 6, 11.

    Состав билетов (2011 г.):

    10 гробниц вельмож в Шейх Абд эль-Курна (Sheikh Abd el-Qurna):

  • №3 = TT52 Nakht + TT69 Menna
  • №4 = TT100 Rekhmire + TT96 Sennefer
  • №5 = TT55 Ramose + TT56 Userhat + TT57 Khaemhat
  • №9 = TT31 Khonsu + TT51 Userhat + TT343 Benia
  • 3 гробницы вельмож в эль-Хоха (el-Khokha):

  • №7 = TT178 Neferrenpet + TT296 Nefersekheru + TT295 Djehutymes
  • 2 гробницы вельмож в Дра Абу эль-Нага (Dra Abu el-Naga):

  • №10 = TT255 Roy + TT13 Shuroy
  • 3 гробницы мастеров в Дейр эль-Медина (Deir el-Medina):

  • №6 = TT1 Sennedjem + TT359 Inherkhau
  • №11 = TT292 Pashedu
  • Гробницы Фиванского некрополя – одно из худших мест для фотографа в Египте. Сложное освещение и стеклянные витрины – уже не главная проблема; во всех гробницах съемка официально вообще запрещена. Строгость этого правила различна – если в Долине Царей жестко заставляют сдавать фотоаппараты в камеру хранения (как в Каирском музее), то в менее пафосных местах с охранником нередко можно договориться (главное условие – отсутствие посторонних свидетелей). Разумеется, съемка со вспышкой – варварство, приводящее к порче красочного слоя. А вот запрет на фотографирование без вспышки весьма огорчителен – на подробный осмотр росписей и рельефов нужно много времени, и было бы гораздо комфортнее, если бы изучение деталей можно было спокойно продолжить дома по собственным фотографиям.

      К началу страницы