bellabs Home Page
  
 

Огюст Шуази. ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ


Архитектура
Древней Греции
Оглавление
Предисловие
Конструктивные приемы
Общие элементы орнаментации
Дорийский ордер
Ионийский ордер
Коринфский ордер
и сочетания
Области ордеров
Пропорции
и перспектива
Греческий храм
Гражданская архитектура
Средства и эпохи




 

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 
 

<  Предыдущая часть  |   СОДЕРЖАНИЕ

ИСКУССТВО, СРЕДСТВА, ЭПОХИ

Чтобы закончить картину греческой архитектуры, нужно рядом с памятниками воскресить рабочих, которые их воздвигали; нужно различить, какую часть выстроил свободный труд, какую – рабский; проанализировать средства, предназначенные на постройку общественных сооружений; выяснить административную организацию, обеспечивавшую столь совершенное выполнение. Малейшая деталь, относящаяся к такой архитектуре, как архитектура Греции, поднимается в своем значении до исторического факта.

|385| В особенности важно сопоставить развитие греческого общества с движением искусства, наконец, отметить синхронизмы, сблизить одновременно существующие стили архитектуры, скульптуры, литературы, т.е. поместить архитектуру в общую раму греческой цивилизации.

Финансовая организация общественных работ.
Состав строительных организаций

Наиболее точные сведения о внутреннем устройстве и работе греческих строительных организаций известны из договоров и отчетов о расходах, высеченных в мраморе (договор на постройку арсенала в Пирее, договор на реставрацию стен в Афинах, отчеты храма Эрехфейона, Делоса, Элевсина, Эпидавра, Милета и т. д.)

Из этих текстов вытекает, что, как общее правило, материалы доставлялись государством; большие работы сдавались по подрядам; штукатурные работы, работы по обтеске и скульптурные работы выполнялись то сдельно, то поденно.

Эксплуатация каменоломен происходила при помощи применения труда государственных рабов; этим обстоятельством объясняется то, что государство предоставляет предпринимателю материалы в готовом виде.

Договоры, регулирующие употребление этих материалов, представляют собой подряды; подрядчик обязуется на свой риск выполнить все работы посредством очень оригинальной финансовой комбинации, которая позволяет сделаться подрядчиком, не имея ни малейшего капитала, так как от него требовался только платежеспособный поручитель; платежи производились в форме аванса, в несколько сроков (первая выплата, например, представляла треть расходной сметы), и как только подрядчик отчитывался в расходовании первого аванса, он получал второй и т. д.

При нашей системе предприятий подрядчик сам должен добыть деньги на более или менее тягостных условиях, которые он затем учитывает при представлении счета. Ничего подобного не было в греческой системе.

В общем, договоры входят в самые мелкие детали конструкции и остаются немыми, когда дело касается украшений; так договор арсенала в Пирее ограничивается замечанием «о карнизах». С другой стороны, договоры Эрехфейона особо выделяют сдельную оплату и перечисляют сдельщиков для каждой детали обтески; отдельно указываются тонкие работы, выполнения которых трудно добиться от заинтересованного подрядчика; они выполнялись поденно или по договору, заключавшемуся непосредственно со специальными рабочими; таким образом обеспечивалась экономия в основных работах и безупречное выполнение деталей.

|386| Когда дело касалось регулирования расходов, то часто возникали споры; платежеспособность поручителя была главной гарантией; государство обеспечивало себя, кроме того, и более непосредственной мерой, применяя вычет в размере одной десятой из каждой выплаты.

Наконец, желая предупредить споры, на камнях непосредственно делали отметки о месте их происхождения; некоторые незаконченные сооружения, между прочим, храм в Милете, представляют любопытный пример применения этой разумной меры.

Для производства работ в греческих городах рабочие набирались, главным образом, среди свободных граждан, чернорабочие же – среди государственных рабов. Что касается подрядчика, то афиняне требовали, чтобы он был афинского происхождения.

Архитектор, на которого возлагалось общее руководство работами, был обыкновенно и подрядчиком этих работ; нередко архитектора брали из числа скульпторов. Так, скульптору Фидию Перикл доверил наблюдение за архитектурными работами на Акрополе.

Ройк, архитектор храма в Самосе, работал как скульптор в Эфесе, скульптор Поликлет Младший был архитектором театра в Эпидавре.

Глубокое знание формы, даваемое скульптурой, должно было также быть присуще архитектору; греческий архитектор – художник, сведущий во всех областях знания своего времени.

Даже у римлян, во времена Витрувия и Аполлодора, поле деятельности архитектора простиралось на все технические науки – на конструкцию машин так же, как и на декорировку храма: древние считали необходимым некоторый универсализм знаний для руководства работами, в которых сходятся все ветви промышленности и искусства.

Школы в искусстве и ветви греческой семьи народов

Выше мы указали на наличие в двух основных типах греческой архитектуры отражения характеров двух главных племен, образовавших греческую нацию; географическое распространение стилей подтверждает и дополняет это наблюдение.

Подобно наречиям языка, наречия архитектуры являются генеалогическим документом; их распространение есть результат колонизации, и даже в колониях, основание которых относится ко времени, предшествующему образованию ордеров, в зависимости от преобладания ионийской или дорийской крови, применяется тот или другой ордер. Первые колонии принадлежат ионянам, оттесненным нашествием дорян; их эмиграция восходит к X в. и направляется к востоку, к тому берегу Малой Азии, где Эфес, Самос и Милет были главными городами.

|387| Второй колонизационный поток начинается около VIII в.; на этот раз эмигрируют не чистые ионяне: это излишки вновь прибывшего населения, населения смешанного, с преобладающим дорийским элементом; местности на восток были заняты ионянами, так что поток переселенцев в VIII в. направляется на запад и выливается на Сицилию, Великую Грецию, Луканию. Великая Греция и Сицилия приняли почти исключительно дорийский ордер; колонии Малой Азии остаются привязанными к ионийскому стилю; кроме нескольких отдельных памятников, подобных храму в Ассосе, в Малой Азии были только ионийские храмы.

Географическое расположение стилей отвечает, таким образом, размещению племен. На восток от Греции безраздельно царствует ионийский ордер; запад греческого мира был местом преобладания дорики.

Между этими двумя группами остается собственно Греция, где оба племени смешались; она остается общим очагом, в котором оба стиля продолжаются и развиваются одновременно: Акрополь Афин не принадлежит целиком ни тому, ни другому; он соединяет греческое искусство в целом.

Эпохи искусства и эпохи общей истории

Как было указано ранее, искусство возникло в эпоху, когда в Греции впервые пробуждается самосознание, в момент, когда начинается смешение старого местного населения с завоевателями, дорянами; время его расцвета совпадает с моментом, когда слияние племен окончательно завершилось. Искусство, зародившееся вместе с греческой цивилизацией, следует превратностям политической жизни в чередовании периодов расцвета и упадка; параллельность этих фактов неизбежна; несколько сближений дат вполне уясняет ее.

Дорийский стиль. – История дорийского ордера сливается с историей собственно Греции и Сицилии, в которых он господствует.

Греция и колонии Сицилии к VII в. получают законченное развитие; к последним годам VII и к VI вв., как кажется, относится первое применение дорийского ордера в монументальной архитектуре: в Греции – храм Геры в Олимпии, старые храмы Акрополя в Афинах; в Сицилии и в Великой Греции – архаические храмы в Селинунте, Таренте и Метапонте {179}.

Этот период дорийской архаики кончается при приближении V в.; Греция и Сицилия одновременно становятся ареной войн, прерывающих развитие искусства. Защита территории в Греции направлена против персидских завоевателей, а в Сицилии – против карфагенян. 480 г. отмечает окончание этой двойной борьбы. Эта памятная дата отмечает победу при Саламине над персами – в Греции, и победу при Гимере над Карфагеном – в Сицилии.

|388| Тогда для Греции и Сицилии открывается эра процветания. В Греции возводятся храм Фесея, Парфенон, Пропилеи; в Сицилии – храм в Сегесте и последние храмы в Селинунте.

Это время юности и блеска, начавшееся одновременно и в Сицилии и в Греции, кончается, по странному совпадению, и в Греции и в Сицилии приблизительно в одно и то же время: около 410 г. Сицилия подвергается опустошению Карфагеном, около 400 г. в Греции начинается Пелопоннесская война.

Развалины незаконченного храма Сегесты, глыбы камня, оставленные на дороге, ведущей из каменоломни в Селинунт, свидетельствуют о жестком ударе, надолго прекратившем развитие архитектуры Сицилии.

Ионийский стиль. – Подобно тому, как история дорийского ордера есть история Греции и Сицилии, история ионийского отвечает общей истории Ионии.

Страна, где нашли себе убежище от дорийского нашествия главные носители протоэллинской культуры, скорее коренной Греции, достигает того уровня культуры, который необходим для создания искусства.

С первых лет VI в., когда дорийская школа едва начинает складываться, ионийский ордер является вполне сложившимся, как это видно по храмам Самоса и Эфеса.

Далее для Ионии наступает период некоторого ослабления, род «затмения»: с VI по IV вв. Иония живет под непрестанной угрозой со стороны персидских сатрапий; ионийское искусство как бы поражено бесплодием на месте своего происхождения и произрастает только на почве Греции (храм Ники Аптерос, внутренние части Пропилеи, Эрехфейон). Ионийское искусство процветает вновь только в эпоху Александра; притом оно утрачивает нечто от своей первоначальной чистоты форм, но зато достигает богатства и полноты ферм, совершенно неизвестных маленьким республикам прошлого. Это возрождение, полем действия которого является вся территория монархии Александра, заимствует свои элементы обновления в ионийской школе. Это – триумф ионийской школы: тогда-то и возникают второй храм в Эфесе, храмы в Милете, Приене, Гейре; эта традиция продолжается в Азии и в римскую эпоху в памятниках Айзани и Анкиры.

V в. был лучшей порой как для ионийского, так и для дорийского ордера; в это время высшего расцвета искусства греческий мир представляет собой в политическом отношении картину крайней раздробленности.

Действительно, разделение эллинского общества на мелкие самостоятельные государства было, быть может, главным стимулом, вызвавшим создание шедевров. |389| Из чувства соревнования соперничавшие города стремились превзойти друг друга. Эта ситуация повторилась в Италии, в момент высокого подъема искусства, в XV в.; одинаковая социальная среда возбудила в обоих случаях подъем искусства.

Параллельный ход развития архитектуры,
изобразительного искусства и литературы в греческом мире

Теперь выйдем за пределы специально архитектуры, чтобы рассмотреть проявление греческого гения в целом.

Первым проявлением эллинства была литература, не требующая для своего развития материального благосостояния; гомеровский эпос предшествует классической архитектуре; подобно ему, нарождающаяся архитектура подчиняет свои формы ритму, необходимому в эпоху, когда письменность не могла быть использована для передачи ни поэм, ни правил искусства.

Дорийское искусство достигает законченности форм в момент, когда литература едва начинает проникать в народ, когда литературной прозы еще не существует; храмы в Селинунте и Посейдонии, еще грубые по формам, относятся к тому же времени, что и драмы Эсхила, и отличаются тем же суровым величием; одновременна с ними также и эгинская скульптура, отличающаяся порывистыми и бурными движениями. Эпоха Перикла – время сдержанного величия форм, лучшим выразителем которого в литературе является Софокл, а в скульптуре Фидий; скульптуры Парфенона могли бы говорить только на языке Софокла; но сам Парфенон, с неуловимыми изгибами его линий, создает предчувствие тех утонченных исканий, которые Эврипид осуществляет в литературе.

Трагедии Эврипида, восточный портик Эрехфейона и Венера Милосская – произведения одного стиля и одного и того же времени.


 
 
<  Предыдущая часть  |   СОДЕРЖАНИЕ  |   К началу страницы