bellabs Home Page
  
 

Огюст Шуази. ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ


Архитектура
Древней Греции
Оглавление
Предисловие
Конструктивные приемы
Общие элементы орнаментации
Дорийский ордер
Ионийский ордер
Коринфский ордер
и сочетания
Области ордеров
Пропорции
и перспектива
Греческий храм
Гражданская архитектура
Средства и эпохи




 

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 
 

СОДЕРЖАНИЕ  |   Следующая часть  >

|195| Между тем как в Лидии, Персии и Этрурии весь прогресс искусства заключался в простом развитии зародышей древневосточного искусства, занесенных финикийской торговлей, в Греции этот процесс протекал значительно сложнее. Начавшееся вскоре после троянской войны нашествие новых племен с севера совершенно переродило Грецию. Господствующим племенем с этого момента становятся горцы, которые, обитая в течение ряда столетий в суровых областях Фессалии, были удалены от утонченной азиатской роскоши.

Хотя с момента соприкосновения с более древними культурами доряне и утратили врожденную грубость, они все же сохранили свои расовые инстинкты. Дорянам была свойственна большая мужественность, твердость и определенность.

Характерным выражением мировоззрения дорян является их архитектура, в которой главное место принадлежит не декоративным эффектам, а строгой красоте линий. Именно благодаря этому притоку дорийской крови в Греции произошло новое блестящее возрождение искусства. Без этого обновления вкуса, совершившегося благодаря дорийскому завоеванию, греческие архитектурные ордера были бы простым повторением финикийских типов. Отвечая стремлениям могучего дорийского племени, в искусстве появляются новые формы, более простые и отвлеченные. Даже формы, ставшие уже традиционными, получают в Руках новых мастеров спокойную уравновешенность и гармонию, которые не мог им придать один древневосточный гений.

Этому расцвету греческой архитектуры, без сомнения, предшествовал длительный период подготовки. Переселение дорян начинается не ранее X в., а первые проблески искусства появляются только в VII в. до н.э. Период его интенсивного развития начинается с того момента, когда греческое общество, уже вполне сложившееся, начинает развертывать колонизационную деятельность. Афины, Спарта создают свои законы. Египет, Италия, даже Индия, становятся доступными любознательности Ученых. Перед нами эпоха путешествий Фалеса, Пифагора. Мы присутствуем при первых завоеваниях науки.

Благодаря беспримерному богатству колоний умножаются культурные очаги, и оживление начинается повсюду одновременно. Учреждение общегреческих олимпийских состязаний создает тесную связь между отдельными членами общегреческой семьи и придает единство коллективному созданию эллинов. |196| С этого момента существует единая нация, в которой уживаются рядом, не сливаясь друг с другом, дорийский гений и ионийские традиции. Искусство освящает эту вновь народившуюся нацию, оно становится ее символом. С самого своего зарождения до периода упадка оно сохраняет печать двойственного дорийского и ионийского происхождения греческого народа. Оно выражается в двух основных типах или ордерах. Один из этих ордеров носит название ионийского. Он воспроизводит, облагораживая их формы, занесенные финикийцами, и ведет свое происхождение по прямой линии от архитектуры лидийской группы {132}.

Второй ордер, названный по имени завоевателей – дорян знаменует собой первую попытку освобождения от восточных влияний.

История архитектурных ордеров будет составлять основную часть нашей истории греческого искусства. Прежде чем обратиться к ее детальному изучению, необходимо рассмотреть методы конструкции и общие элементы архитектурной орнаментики.


 
 
СОДЕРЖАНИЕ  |   К началу страницы  |   Следующая часть  >