Подземная база подводных лодок в Балаклаве

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»

Музейный комплекс «Балаклава» создан в 2003 году на базе бывшего совершенно секретного противоатомного объекта, предназначенного для укрытия и докового ремонта подводных лодок Черноморского флота ВМФ СССР.

Строительство в скальном массиве горы Таврос подземного сооружения 1-й категории противоатомной устойчивости общей площадью около 15 тысяч кв.м и автономностью жизнедеятельности 30 суток продолжалось 9 лет (с 1954 г. по 1963 г).

В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек. Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Подземный противоатомный комплекс – уникальный памятник военной истории, техники и фортификации.

Увеличить изображение в отдельном окне   Бухты Севастополя.
Балаклавская бухта – внизу справа, отмечена стрелкой.

Увеличить изображение в отдельном окне   Панорама Балаклавской гавани (2010). В центре – гора Таврос.
Стрелками указаны места входа и выхода подводных лодок из подземного убежища.

Увеличить изображение в отдельном окне   Карта-схема подземных сооружений и маршрута обзорной экскурсии (2010).

Объект 825 ГТС «Гидротехническое сооружение» – спеццех судоремонтного завода

Предназначался для ремонта торпедных подводных лодок проектов А615, 613, 633, 633РВ.

В состав объекта входили:

  • водный канал (длина 602 м, ширина 10–24 м, глубина 8 м)
  • сухой док (длина 102 м, ширина 10 м, глубина 8 м)
  • производственные площади со станочным парком, сварочный и слесарный участки, склады и бытовые помещения.

    Увеличить изображение в отдельном окне   Самая широкая часть водного канала.
    Справа – входной затвор сухого дока (малый батопорт).

    Особым гидротехническим сооружением спеццеха был сухой док – бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом). При постановке подводной лодки в док батопорт открывали, лодку вводили в заполненную водой камеру дока, центровали и после этого закрывали затвор. Мощные насосы, расположенные под преддоковой площадкой, в течении 3 часов из дока откачивали воду. После откачки воды, подводная лодка опускалась на кильблоки, ее корпус обшивался деревянными лесами, и начинались ремонтные работы. Средняя продолжительность докового ремонта лодки составляла 3–4 недели. После окончания ремонтных работ через кингстоны батопорта камеру дока заполняли водой, подводная лодка всплывала с кильблоков, и, после открытия затвора, ее выводили кормой вперед в акваторию Балаклавской бухты.

    Минно-торпедная часть

    Предназначалась для подготовки и проверки торпед. Она включала в себя рабочие участки, где торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность корпусов.

    Объект 820 «Арсенал»

    Ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. На базе проходили службу около 150 военнослужащих. Арсенал состоял из технической площадки, локальной зоны, большого транспортного коридора (потерны), склада для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочной площадки. В арсенале строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (от 5 до 15 °С влажность – 50–60%), а также максимально возможная звукоизоляция.

    Топливное хранилище

    Склад на 9,5 тысяч тонн горюче-смазочных материалов (в структуру музея не входит).

  •   К началу страницы