Подземная база подводных лодок в Балаклаве

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»

Фрагменты из официального путеводителя


В отсеках «холодной войны»

Весь период после Второй мировой войны обычно характеризуется как история противостояния Востока и Запада. Мир, разделенный на два враждующих лагеря, словно застыл в ожидании развязки необузданной гонки вооружений. Все цивилизованное человечество было потрясено неоправданным никакими военными соображениями уничтожением двух японских городов Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. Вследствие атомной бомбардировки они были практически стерты с лица земли, погибло около сотни тысяч мирных жителей. И это было не столько последним военным актом Второй мировой, сколько первым актом «холодной войны».

После окончания Второй мировой войны руководство Советского Союза разворачивает широкомасштабную внешнеполитическую и экономическую деятельность по созданию социалистического лагеря (военно-политического союза) в Восточной Европе. В ответ США разрабатывают планы новой, но теперь уже ядерной, войны по ликвидации СССР.

Первый план, о котором стало известно советской военной разведке, был разработан в 1947 г. и носил название «Бушвекер 1947». Главной идеей плана было нанесение ядерных ударов по Советскому Союзу. Потом были разработаны планы «Бушвекер 1948». «Кронкшафт», «Офтекс 1949», а в 1950 г. «Дропшот» – наиболее масштабный, предусматривающий несколько этапов реализации:

  1. удар 300 ядерных бомб по 70 крупнейшим городам СССР и еще 29 тыс. т обычных бомб еще по 100 городам;
  2. вторжение 250 дивизий;
  3. захват территории СССР и союзников;
  4. оккупация территории.

В 1949 г. ведущими капиталистическими государствами мира был образован Североатлантический блок НАТО. Южное направление (бассейн Средиземного моря) служило одним из основных направлений действия его стратегических ядерных сил. так как здесь позиции Запада были наиболее близки к южным территориям СССР и ряду других социалистических государств.

Базы НАТО на Балканском и Анатолийском полуостровах контролировали выход советских кораблей в Индийский и Атлантический океаны из Черного и Средиземного морей. Кроме того, в Средиземноморье действовал 6-й флот США. который обычно имел в своем составе до 50 боевых кораблей и судов, а также около 200 самолетов палубной авиации, несли патрулирование атомные подводные ракетоносцы. Всего же группировка ВМС НАТО и их потенциальных союзников на Средиземном море включала свыше 500 кораблей и катеров. Численность авиации ВМС составляла более 550 самолетов и вертолетов, в том числе свыше 300 палубных самолетов различного назначения.

В условиях «холодной войны» наличие в Средиземном море сильного американского флота, готового к немедленному нанесению ударов, в том числе и ядерных, по объектам на территории стран Варшавского договора, требовало принятия адекватных мер.

И они были приняты. В ВМФ Советского Союза создаются силы противодействия авианесущим соединениям НАТО, развернутым в Средиземном море. Организуется система несения боевой службы. Начиная с 1964 г. Черноморский флот приступил к выполнению задач боевой службы. В этом же году в Средиземном море уже несли дежурство 9 подводных лодок (ПЛ), а с 1965 г. в восточной части Средиземноморья постоянно базировалась группа боевых кораблей Черноморского флота и 28 подводных лодок практически со всех флотов ВМФ СССР.

Тридцатого марта 1967 г. формируется 14-я дивизия подводных лодок Черноморского флота, управление которой размещалось в городе Балаклава. В ее состав входили: 27, 153 и 155 Констанцская ордена Ушакова 1-й степени бригада подводных лодок, 381-й отдельный Севастопольский Краснознаменный дивизион ПЛ. С 1 марта 1975 г. в состав дивизии был включен 131-й дивизион подводных лодок, расположенный в Одессе. Первым командиром дивизии был капитан 1-го ранга Григорий Лазарев, последним – контр-адмирал Федор Погорелов.

В период с 1967-го по 1994 г. в состав боевых сил дивизии входило 47 подводных лодок разных классов. Суммарный залп по береговым и морским целям составлял более 400 торпед, ракетный залп – 6 ракет, миноподъемность – более 400 мин.

Четырнадцатого июня 1967 г. была сформирована Средиземноморская эскадра, состоящая из боевых, разведывательных кораблей и вспомогательных судов Черноморского, Балтийского и Северного флотов. Эскадра играла роль силы, сдерживающей агрессивные устремления блока НАТО.

В 1945 г. при ГКО СССР был создан специальный комитет по решению атомной проблемы в военных целях, а в конце 40-х годов принята «Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий применения ядерного оружия».

Тринадцатого мая 1946 г. принято постановление Правительства о создании Специального комитета Совета Министров СССР по реактивной технике. А уже 18 октября 1947 г. на строящемся полигоне Капустин Яр состоялся первый пуск ракеты.

Третьего ноября 1953 г. принято постановление Советского правительства о работах по подводному старту ракет. На морском ракетном полигоне Фиолент на погружаемых стартовых комплексах, которые базировались в Балаклавской бухте, проводились подводные пуски экспериментальных оперативно-тактических и межконтинентальных баллистических ракет для дизельных и атомных ракетных подводных лодок Военно-морского флота СССР.

Одиннадцатого июня 1952 г. Совет Министров СССР принимает решение о строительстве секретного военно-морского комплекса на западном берегу Балаклавской бухты. Для этих целей предполагалось выделить 322 млн. рублей.

Во второй половине XX в. Балаклава, благодаря наличию удобной бухты, становится форпостом подводных сил Черноморского флота, ее имя исчезает с географических карт, а въезд в город даже для жителей Севастополя (административной частью которого была Балаклава) стал возможен только по специальным пропускам через военные контрольно-пропускные пункты.


Совершенно секретный подземный комплекс Черноморского флота

Совершенно секретное противоатомное подземное сооружение 1-й категории устойчивости (т. е. выдерживающее прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы) было спроектировано Ленинградским государственным проектным институтом «Гранит». В начале 1953 г. этот проект был утвержден Советским правительством. Он предусматривал строительство в скальной породе горы Таврос подземного комплекса площадью около 15 тыс. кв.м, предназначенного для укрытия малых и средних торпедных дизельных подводных лодок проектов А615, 613, 613В, 633, 633РВ, 644, их докового ремонта и восстановления свойств корабля, его вооружения и технических средств силами судоремонтников, а также личного состава.

В военное время предполагалось использовать часть подземного сооружения, а именно площади спеццеха судоремонтного завода, как убежище для нескольких тысяч человек: командования и личного состава воинских частей, работников государственных учреждений и предприятий, жителей города. Автономность объекта составляла 30 суток.

Подземное сооружение состояло из следующих автономных объектов:

  • Объект 825 ГТС («гидротехническое сооружение» – спеццех судоремонтного завода с сухим доком) – укрытие для подводных лодок, личного состава и населения;
  • Минно-торпедная часть – предназначена для подготовки и проверки торпед;
  • Объект 820 «Арсенал» – ремонтно-техническая база для хранения, сборки и выдачи силам Черноморского флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами;
  • Топливное хранилище – рассчитано на хранение 9,5 тыс. т горюче-смазочных материалов.

Согласно директиве Морского Генерального штаба № 1/13029сс от 3 января 1953 г. строительство объекта 825 ГТС началось в 1953 г. и было завершено в 1961 г. На базе объекта была сформирована воинская часть 15059 (командир – капитан 2-го ранга М. Думчев). С 1969 г. объект стал именоваться спеццехом воинской части 72044 (или судоремонтного завода «Металлист»). В 1962 г. в эксплуатацию флотским специалистам была передана минно-торпедная часть. Позднее, а именно в 1963 г. было завершено и строительство совершенно секретного объекта 820 – «Арсенал».

В начале строительства подземного укрытия работы по его сооружению вел специально созданный военный горно-строительный отряд Черноморского флота (ЧФ), а с февраля 1956 г. по личному распоряжению Никиты Хрущева к строительству завода были подключены московские, харьковские и абаканские метростроевцы, которые работали на строительстве подземных объектов на Кавказе. На основе отряда метростроевцев в дальнейшем было создано специальное предприятие п/я А3861 – ныне ООО «Строительное управление № 528».

Строительство велось круглосуточно, пятью забоями. Выработка скальной породы только из штольни, в которой проходит канал, составила свыше 200 тыс. кубометров (приблизительно 40 тыс. большегрузных «Камазов»). Толщина обделки стен и сводов бетоном марки «М 400» составляет в среднем 1.5 м. Толщина скальной породы над подземным сооружением достигает 126 м.

Спеццех судоремонтного завода, ремонтно-техническая база для хранения, сборки и выдачи боеприпасов и топливное хранилище представляют собой систему автономных, независимых друг от друга, подземных сооружений – совокупность специальных помещений и потерн, соединяющих их (транспортных коридоров). Большинство потерн имеют дуговую форму, с радиусом закругления около 30°. что способствует уменьшению силы ударной волны при ядерном взрыве.

Водный канал

Объект 825 ГТС «спеццех судоремонтного завода» и объект 820 «Арсенал» отделяет друг от друга водный канал, прорезающий гору насквозь. Он предназначен для обеспечения в военное время стоянки подводных лодок в укрытии и скрытого их выхода после ремонта в открытое море, а также в мирное время для входа корабля для постановки в сухой док. Параметры канала: 608 м (рабочая длина – 505 м). глубина – 8 м, ширина – от 10 до 24 м в преддоковой части.

Батопорты

Вход в канал и выход из него надежно защищались от поражающих факторов ядерного взрыва «Северным» и «Южным» батопортами (большими морскими затворами).

«Северный» батопорт, закрывающий выход из канала со стороны открытого моря, представляет собой четыре массивных железобетонных плиты, которые с помощью кран-балки выдвигались из ниши в скале на понтонное основание. Общий вес батопорта составляет 120 т.

«Южный» батопорт, закрывающий вход в подземный канал со стороны Балаклавской бухты, представляет собой водонепроницаемый металлический короб, разделенный на отдельные секции. Его высота – 14 м, ширина – 11м, длина – 18 м и вес – 150 т. На данный момент он находится в открытом положении – то есть задвинут почти на всю длину в специальную нишу с правой стороны канала.

Понтонный мост

Вход в канал со стороны Балаклавской бухты перекрывает понтонный мост (расположен на воде на понтонах) грузоподъемностью около 250 т. Перед входом подводной лодки в канал подземного сооружения (что происходило в целях секретности только в сумерках или ночью) понтоны осушались от воды с помощью насосов, вследствие чего мост поднимался на 0.5 м и отводился в сторону специальным механизмом лебедочного типа – шпилем. Подводная лодка в надводном положении под электромоторами входила в канал, после чего понтонный мост возвращался в исходное положение. Для маскировки вход в канал закрывала маскировочная сеть, подобранная под цвет скал. Она была закреплена по краю козырька и доходила до уровня воды, поднималась и опускалась с помощью лебедки.

Объект 825 ГТС («Гидротехническое сооружение»)

Объект 825 ГТС предназначен для проведения заводского ремонта корпуса подводной лодки в сухом доке, проверки технического состояния, механизмов и устройств корабля, устранения неисправностей, ремонт которых на плаву невозможен. Стоимость подземных работ по сооружению объекта составила 57 млн. рублей, а обустройство инженерно-технической инфраструктуры – 65 млн. рублей.

Спеццех судоремонтного завода был спроектирован для докового ремонта малых и средних дизель-электрических подводных лодок проектов А615, 613, 613В, 633, 633РВ, 644. Но особое место в этом списке отводится средним торпедным дизель-электрическим подводным лодкам проекта 613 (конструкторы В. H. Перегудов, Я. Е. Евграфов, 3. А. Дерибин). Эти лодки в течение более чем 20 лет составляли основу советского подводного флота.

Строительство этой самой массовой серии ПЛ началось в 1950 г. на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижнем Новгороде). В Украине лодки этого проекта строились в Николаеве. С 1951 по 1957 г. было выпущено 215 лодок проекта 613. По надежности, боеспособности и популярности среди моряков-подводников историки сравнивают их со знаменитой трехлинейной винтовкой образца 1891 г., которая ценилась не одним поколением солдат.

Лодки этого проекта состояли на вооружении Военно-морского флота Советского Союза с 1951 г. и до конца существования СССР, а затем еще три года служили в Черноморском Флоте Российской Федерации – всего 43 года! На их основе были созданы носители крылатых и баллистических ракет, транспорты для подводных пловцов, лодки дальнего радиолокационного дозора, а также проводились множественные эксперименты с образцами нового вооружения.

Вход в объект 825 ГТС и его территория охранялись тремя постами военизированной охраны (ВОХР). Караул ВОХР подчинялся начальнику охраны завода «Металлист» и состоял из 40 человек. На вооружении караула сначала состояли автоматы ППШ, затем пистолеты ТТ. Его посты были расположены: № 1 – на площадке возле входа в спеццех; № 2 – на преддоковой площадке; № 3 – на выходе из канала в сторону моря возле батопорта «Северный».

Пройти на территорию спеццеха можно было только через пост № 1, где необходимо было оставить общий пропуск на судоремонтный завод «Металлист». В пропуске должен был быть проставлен специальный знак, разрешающий доступ на объект 825 ГТС. При выходе из объекта пропуск возвращался. Все работающие на подземном объекте давали подписку о неразглашении военной тайны.

На объекте 825 ГТС работало около 150 военнослужащих, рабочих и служащих. Организационно спеццех состоял из: управления, технологического отдела, производственного цеха (слесаря и сварщики), боцманской команды, узла связи и транспортного отдела. Должности начальника цеха, заместителя начальника цеха, главного инженера, начальника отдела приемки и докмейстера занимали военнослужащие, а все остальные – гражданские лица. Работали в одну смену. Рабочий день начинался с 8 часов утра и заканчивался в 16.00. После обеда каждый час делался перерыв на пять минут. В связи с тяжелыми условиями производства большинство рабочих имело право на повышенные социальные льготы. В работах по ремонту подводной лодки принимал участие и экипаж. Как правило, моряки занимались неквалифицированной работой – очисткой и покраской корпуса, топливных и водяных цистерн лодки.

Вход в спеццех судоремонтного завода и входы во все его помещения перекрывают стальные противоударные и герметические двери, предназначенные для защиты объекта и людей от поражающих факторов ядерного взрыва – ударной волны и проникающей радиации. Проем входа в транспортный коридор (потерну) размером 4,0x5,6 м. ведущий к производственным площадям, закрывают двустворчатые противоударные ворота, общий вес ворот – 20 т.

Двери выдерживают давление 60 атмосфер. Створки приводились в движение дистанционно электромеханическим приводом. В аварийной ситуации двери могли закрываться и открываться вручную.

Большой транспортный коридор (потерна) длиной 296 м был предназначен для прохода людей и проезда электрокаров, перевозящих грузы, необходимые для ремонта подводных лодок, от главного входа до преддоковой площадки спеццеха.

В военное время в потерне разворачивались пункты приема населения и личного состава, пункты выдачи средств защиты и пункты санитарной обработки.

Особым гидротехническим сооружением спеццеха был сухой док – железобетонный бассейн, длиной – 102 м. шириной – 10 м, глубиной – 8 м, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом).

При постановке подводной лодки в док рабочие боцманской команды с помощью шпиля открывали малый батопорт дока, на швартовых концах вводили корабль в заполненную водой камеру дока, центровали его с помощью реперных точек, после чего закрывали затвор. С помощью мощных насосов, расположенных под преддоковой площадкой, в течение 3-4-х часов из дока откачивали воду. После этого подводная лодка опускалась на кильблоки, в течение дня ее корпус обшивался деревянными лесами, и начинались ремонтные работы. Средняя продолжительность докового ремонта подводной лодки составляла 3-4 недели.

После окончания ремонтных работ через кингстоны батопорта и наливные клинкеты камеру дока заполняли водой, подводная лодка всплывала с кильблоков, и после открытия затвора ее выводили кормой вперед в акваторию Балаклавской бухты.

Преддоковая площадка предназначалась для подвоза и хранения материалов, необходимых для проведения ремонта подводной лодки. На ней располагались: пост ВОХРа, служебные помещения, большой расточной станок для расточки сальников гребного вала подводной лодки, стоянка электрокаров и спуск в насосную станцию, где находились электромоторы и насосы для откачки воды из сухого дока.

На производственных площадях, примыкающих к преддоковой площадке, размещались: станочный парк, стенды по проверке механизмов и оборудования подводных лодок, холодильная установка, компрессорная, складские и служебно-бытовые помещения, пункты зарядки аккумуляторов, а также столовая и медпункт. Вдоль границы сухого дока размещались слесарный и сварочный участки. На втором этаже производственного цеха находились кабинеты руководства цеха и красный уголок.

При необходимости в «недрах» объекта 825 ГТС можно было укрыть от ядерного удара 9 малых или 7 средних дизельных подводных лодок вместе с их экипажами. С 1967 г. на втором этаже в производственной части был оборудован запасной командный пункт (ЗКП) 14-й дивизии подводных лодок ЧФ.

Минно-торпедная часть

Минно-торпедная часть (МТЧ) была введена в эксплуатацию в декабре 1962 г. и представляла собой самостоятельное воинское подразделение, доступ в которое для работников спеццеха был закрыт. МТЧ предназначалась для подготовки и проверки мин и торпед для подводных лодок. На рабочих участках торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность. Для этого в МТЧ имелся бассейн-кессон с подсветкой дна. Разгерметизацию корпуса торпеды определяли по пузырькам воздуха. Подготовленные торпеды принимались подводниками и по малому транспортному коридору доставлялись из минно-торпедной части в склад подготовленных торпед на территорию арсенала.

Перевозка мин и торпед внутри подземного комплекса (доставка их в минно-торпедную часть и к водному каналу) осуществлялась при помощи специальных транспортных тележек по проложенному в потернах рельсовому пути. Транспортные тележки перемещались только вручную, ободья колес, соприкасающихся с рельсами, были сделаны из мягкого металла – латуни, поверхность тележки покрыта листами алюминия (для предотвращения появления искр).

Объект 820 «Арсенал»

Ремонтно-техническая база Объект 820 «Арсенал» – воинская часть, предназначенная для приема, ремонта, сборки, учета, хранения и выдачи силам Черноморского флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами.

Арсеналы – это особенные технические объекты и инженерные сооружения. Сегодня они в большинстве не доступны для посещения и изучения. Поэтому особый интерес представляют те, с которых снят занавес секретности.

Ремонтно-техническая база по подготовке боеприпасов для кораблей, подводных лодок и береговых ракетно-артиллерийских частей, была введена в эксплуатацию в 1963 г. Здесь хранились боевые головные части для торпед и ракет, в том числе и с ядерными зарядами, а в цехе производились регламентные работы по обслуживанию и сборке боеприпасов. На базе служили около 150 военнослужащих, которые проходили многоступенчатую проверку и давали подписку о неразглашении военной тайны.

Ремонтно-техническая база состояла из: технической площадки, локальной зоны, большого транспортного коридора (потерны), склада для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочной площадки.

Вход в «Арсенал» и выход из него в сторону водного канала защищался двумя типами ворот – противоударными и защитными герметичными, которые вместе со шлюзовыми камерами, находящимися между ними, обеспечивали надежную защиту личного состава и помещений от поражающих факторов ядерного удара – ионизирующего излучения и ударной волны.

Конструкция противоударных двустворчатых ворот спроектирована в Государственном проектном институте ВМФ № 1 «Гидростальпроект» (г. Ленинград) в 1959 г. Ворота предназначались для перекрытия проема размером 3,0x2,8 м и были рассчитаны выдерживать давление 60 атмосфер. Короба их створок сварены из листовой стали и внутри заполнены бетоном марки «М 500». Общий вес одной створки ворот с бетонным наполнением составляет 10 т. Толщина створки – 60 см, высота – 3 м. На торцах створок ворот расположены алюминиевые накладки, обеспечивающие максимальный зазор между закрытыми створками не более 2 мм. Каждая створка имеет самостоятельный электропривод, состоящий из электродвигателя, редуктора и червячной пары. Ворота закрывались дистанционно, а в аварийной ситуации могли закрываться и вручную с помощью второго вала электродвигателя. На задраивающихся устройствах ворот предусмотрены сейфовые замки. Кроме этого, все двери арсенала постоянно находились под сигнализацией.

Защитные герметические двери изготовлены из листовой стали. По периметру они имеют мощную резиновую прокладку, которая обеспечивает герметизацию проемов. Дверь оборудована корабельной водогазонепроницаемой дверью для прохода личного состава. Вес двери 480 кг.

Наличие на объекте 820 двух шлюзовых камер с противоударными и герметическими дверями свидетельствует о том, что в случае нанесения ядерного удара предполагалось организовывать функционирование ядерного арсенала как совместно с объектом 825 ГТС, так и в полностью автономном режиме.

Техническая площадка объекта 820 предназначалась для размещения пультов управления системами жизнеобеспечения арсенала и состояла из двух уровней. На нулевом уровне располагались аккумуляторная, электродвигатели вентиляционной установки, компрессоры, холодильная установка, проходили магистрали для воды и топлива. На первом этаже находились пункт управления системами жизнеобеспечения, понижающая подстанция, шкаф для сушки селикогеля (вещества для поглощения влаги), служебные кабинеты, классы, медицинский пункт, баталерки. По своду галереи площадки проходил монорельс для кран-балки.

Перед дверью, ведущей в локальную зону арсенала, на полу имеется надпись «Граница поста», предупреждающая о том, что право прохода за эту черту имеют только командование части, а также офицеры и мичманы, входящие в состав сборочных расчетов. Матросам срочной службы было разрешено находиться только в пределах технической площадки.

Локальная зона ремонтно-технической базы была совершенно секретной, так как в ней размещались хранилище для боеприпасов с ядерными боевыми зарядами и зал регламентных работ по сборке и обслуживанию 6 видов боеприпасов.

В центре локальной зоны проложен рельсовый путь для движения транспортных тележек, на которых перевозились боеприпасы и контейнеры с головными частями, находится поворотный круг, предназначенный для изменения направления движения тележек. Вес тележки составляет 998 кг, грузоподъемность – 7 т. В соответствии с требованиями мер пожарной безопасности, колеса тележек были обшиты латунью и перемещали их только вручную сборочные расчеты.

Хранилище обычных и ядерных боевых зарядов для торпед и крылатых ракет состоит из двух совмещенных помещений. В первом хранились обычные заряды для торпед, во втором на специальном постаменте – контейнеры с ядерными зарядами.

В хранилище строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (от 5 до 15° С, влажность – 50-60%). а также максимально возможная звукоизоляция. Первое обеспечивалось мощной системой кондиционирования воздуха, а звукоизоляция – облицовкой бетонных стен шифером.

В хранилище обычных и ядерных боевых зарядов для торпед и крылатых ракет размещены две музейных экспозиции: «История создания и развития Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины» и «Минно-торпедное вооружение».

Из локальной зоны выходит малый транспортный коридор, стены которого для соблюдения звукоизоляции обшиты шифером. Далее, за металлическими дверями, находится большой транспортный коридор длиной 304 м, который ведет к складу для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочной площадке арсенала, расположенной на причальной стенке галереи водного канала. Погрузочная площадка была предназначена для погрузки снаряженных торпед и крылатых ракет на подводные лодки в условиях военного времени. На площадку боеприпасы доставлялись на специальных транспортных тележках на резиновом ходу и с помощью мощной кран-балки, укрепленной на своде арсенальной галереи, подавались на борт подводной лодки. В обычных условиях погрузка торпед и ракет производилась на причале.

Зал для проведения регламентных работ по обслуживанию и сборке изделий – самое большое помещение арсенала с рабочей площадью 500 кв.м. Большая его часть разбита на шесть квадратов (план-карт), на каждом из которых разворачивалось рабочее место по сборке определенного вида боевых изделий.

Перед входом в сборочный зал с правой стороны расположены кабинеты-сейфы, в которых хранилось имущество, необходимое для проведения сборочных работ (технические формуляры, ЗИПы, контрольно-измерительная аппаратура, специальный инструмент). Кабинеты-сейфы закрывали мощные металлические двери толщиной 18 см и весом 300 кг.

Напротив кабинетов-сейфов вдоль стены размещались шкафчики со спецодеждой, в которую переодевался рабочий расчет, состоящий из 6 человек: начальника группы, двух младших офицеров и трех мичманов. В зале работал только один расчет, смена по проверке и сборке «изделия» длилась 4 часа.

В замкнутом пространстве, каким является хранилище и зал регламентных работ, существовала опасность возникновения природного статического электричества, поэтому расчет работал в хлопчатобумажной спецодежде, в специальной обуви, подошву которой пронизывали медные нити. Во время сборки изделий строго соблюдалась техника безопасности, расчет работал способом тройного контроля: каждая операция, которую нужно было произвести, сначала проговаривалась, затем выполнялась с озвучиванием выполняемых действий, а затем записывалась в специальный журнал. После сборки боеприпаса каждый член расчета расписывался в формуляре, что свидетельствовало о высокой персональной ответственности.

Для поддержания температурно-влажностного режима все двери арсенала были постоянно закрыты. В 1967 г. построили дополнительный проход – «людской ходок», который позволял личному составу обходить закрытые противоударные ворота. Коридор закрывали защитные электроконтактные двери. Одна из дверей «ходка» была постоянно заблокирована и открывалась только по команде.

Перед входом в объект 820 располагается арсенальная площадка, отгороженная от остальной территории городка глухой стеной. Центральное место на ней занимает разгрузочно-погрузочная площадка, предназначенная для разгрузки головных частей, доставленных для хранения в арсенале, и для погрузки на спецмашины уже подготовленных боеприпасов для их транспортировки в воинские части и на корабли.

Объект 820 имел мощную систему охраны. Сверху по склону горы по всему периметру арсенала проходили четыре ряда колючей проволоки. По второму ряду были поставлены сигнальные мины, а по первому ряду пропущен электрический ток. Для стрелков ВОХР были предусмотрены окопы для стрельбы и бетонные укрытия.

На случай захвата подземного сооружения противником было предусмотрено его уничтожение. Вдоль всей стены галереи водного канала со стороны арсенала через равные промежутки сделаны прямоугольные отверстия для толовых зарядов, которые хранились в арсенальном дворике в хранилище № 1.

Со временем, по мере развития подводных сил ВМФ СССР, завод начал исчерпывать свои технические ресурсы. Лодки новейших моделей сюда на ремонт заходить не могли, а лодки проектов 613, 644 и 633 постепенно снимались с вооружения.

В 1991-1994 гг. подводные лодки Черноморского флота России покинули Балаклавскую военно-морскую базу. Украине в результате раздела ЧФ бывшего СССР была передана только одна большая торпедная дизель-электрическая подводная лодка проекта 641, ремонт и обслуживание которой на объекте 825 был технически невозможен.

Отсутствие национальной доктрины развития Военно-Морских Сил, в том числе и подводных, программы кораблестроения, в середине 90-х годов XX в. поставило под сомнение необходимость переоборудования и дальнейшего развития подземного комплекса. Большинство конструктивных элементов инженерной и технической инфраструктуры объектов 825 и 820 не сохранилось – они были демонтированы и вывезены. В цехах и хранилищах господствовали сумрак и тишина. И только с созданием на их основе Военно-морского музейного комплекса сюда вновь вернулась жизнь.

Подземный противоатомный комплекс – это уникальный памятник военной истории, техники и строительства. С одной стороны он удивляет размахом, мощью замысла, конструкторским талантом, темпами строительства и даже определенным инженерным эстетизмом, с другой – является напоминанием о не самом простом периоде в истории человечества – «холодной войне».


Экспозиция «Минно-торпедное вооружение»

В экспозиции представлены мины, состоявшие на вооружении сил флота в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

В дальнем ряду расположены якорные мины гальваноударного действия. Первые три – это мины класса якорная малая (ЯМ), остальные четыре – корабельные противодесантные мины (КПМ).

Мины якорные малые создавались специально для использования в восточной части Финского залива, т. к. предназначались для поражения мелкосидящих целей. На флот они начали поступать в 1944 г. Использовались мины класса ЯМ на максимальных глубинах моря до 50 м, соответственно имели небольшую длину минрепа (стальной трос, связывающий боевую и якорную части мин и удерживающий мину на определенном расстоянии от поверхности воды).

Корабельные противодесантные мины – первый послевоенный образец отечественной противодесантной мины, принятый на вооружение в 1957 г. Так же как и малая якорная, КПМ ставилась с надводных кораблей на малых глубинах (до 20 м) и предназначалась для поражения десантных судов. В отличие от малой якорной мины, КПМ имела цепной минреп. Вес взрывчатого вещества (ВВ) этих мин составлял 20-30 кг.

На переднем плане экспозиции представлена авиационная донная мина. Первоначально такие мины использовались только в авиационном варианте, т. е. ставились с парашютом, отделявшемся в момент приводнения. Они использовались на небольших глубинах моря от 3 до 40 м. По сравнению с якорными малыми и корабельными противодесантными, авиационная донная мина значительно мощнее: вес ее взрывчатого вещества составлял от 300 до 700 кг. Подобными минами, только немецкого производства, 22 июня 1941 г. была предпринята попытка заблокировать выходы Черноморскому флоту из Севастопольской бухты.

Мина корабельная средняя принята на вооружение в 1957 г. Такие мины ставились с надводных кораблей и предназначались для поражения подводных лодок и надводных кораблей. Она довольно мощная: вес взрывчатого вещества составляет 150 кг ТГАГ-5 (тротил, гексаген, алюминий, головакс – морская смесь). Глубина постановки корабельной средней мины составляет до 700 м.

Реактивные глубинные бомбы (РГБ) используются в реактивных бомбометных установках (РБУ-1200, РБУ-6000). Реактивные бомбометные установки (РБУ) – вид оружия, устанавливаемый в носовой части надводных кораблей для стрельбы глубоководными бомбами по подводным лодкам и торпедам. Обеспечивает стрельбу по ходу корабля одиночными выстрелами и залпами на расстоянии от 300 м до 6 тыс. м.

Самонаводящаяся акустическая электрическая торпеда САЭТ-50 – первый советский послевоенный образец, выполненный по аналогу немецких трофейных самонаводящихся акустических торпед и принятый на вооружение в 1953 г. Торпеда имеет калибр 533 мм. Именно торпеды такого калибра использовались в торпедных аппаратах подводных лодок проектов 613, 633, А615, которые входили в состав боевых сил 14-й дивизии ПЛ Черноморского флота.


Экспозиция моделей кораблей

В экспозиции представлены модели, автором которых является капитан 1-го ранга в отставке В. П. Гуров. Его коллекция состоит из моделей кораблей советского и российского флотов, уникальность которых заключается в том, что они радиоуправляемые и изготовлены из материалов, позволяющих использовать их в морской воде. Каждая модель выполняет от 20 до 40 различных команд. Они не раз демонстрировали свои возможности во время праздничных мероприятий, посвященных Дню Военно-морского флота.

Модель средней торпедной дизель-электрической подводной лодки проекта 877 «Варшавянка» (масштаб 1:50)

Эта лодка относится к третьему поколению дизель-электрических подводных лодок, классу больших дизельных. Разработкой проекта занимались конструкторы ЦКБ «Рубин» во главе с Ю. Н. Кормилицыным. В Советском Союзе эти лодки получили название «Варшавянка», поскольку такие ПЛ собирались поставлять союзникам по Варшавскому договору. По классификации НАТО их называют «Кило». Из-за сложности обнаружения ПЛ средствами гидроакустики один из американских военных журналов назвал лодку проекта 877 Black hole («Черная дыра»).

Корпус лодки имеет круглую, как у атомоходов, конфигурацию носовой части и рассчитан так, чтобы гидродинамическое сопротивление воды было минимальным. Большинство механизмов снабжено вибропоглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах, другие скомпонованы блоками на специальных платформах. Силовая установка лодки работает на один 6-лопастный гребной винт со сниженными до 250 раз в минуту оборотами, поэтому издает гораздо меньше шума. Все это, вместе с оптимально обтекаемым корпусом, делает «Варшавянку» менее заметной по сравнению с субмаринами других типов. Кстати, эти лодки стали первыми одновальными, тогда как прежние дизель-электроходы имели по два винта, а некоторые, к примеру, проект 641 (класс «Танго»), – даже три.

Всего было построено 44 лодки проекта 877 разных модификаций. В настоящее время одна из них с именным названием «Алроса» входит в состав Черноморского флота РФ.

Модель тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРК) «Адмирал Нахимов» (масштаб 1:100)

Кораблей такого класса в советском Военно-морском флоте было всего четыре: «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров»), «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»), «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин») и «Петр Великий» (бывший «Юрий Андропов»).

Тяжелые атомные ракетные крейсера – это боевые корабли, основным вооружением которых являются крылатые ракеты класса «корабль – корабль» большой дальности. Они предназначены для уничтожения в морском бою крупных надводных кораблей противника, разгрома конвоев и морских десантов, нанесения ударов по береговым объектам. Имеют ядерную энергетическую установку и способны длительное время действовать на большом удалении от своих баз. Корабли данных проектов несли службу на Северном и Тихоокеанском флотах.

Модель сторожевого корабля «Пытливый» (масштаб 1:50)

Вступил в строй в 1982 г., сейчас входит в состав Черноморского флота Российской Федерации, до 1978 г. корабли такого проекта классифицировались как большой противолодочный корабль, затем – сторожевой корабль.

Модель ракетного корабля на воздушной подушке скегового типа «Сивуч» (масштаб 1:50)

Аналогов боевым кораблям скегового типа «Сивуч» в мире не существует. В советском ВМФ кораблей такого класса было всего два. В 1989 г. первый корабль этого проекта «Бора» вошел в состав ЧФ, а затем в 1993 г. на Черном море появился второй корабль этого типа «Самум». Оба корабля сейчас находятся в составе ЧФ России.

Сам корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой, длиной 64 м и шириной 18 м. Впереди находится эластичный экран, при опускании которого вентиляторы создают под днищем область высокого давления. Осадка уменьшается с 3,3 м до 1 м. Опускаются «торпеды» с дополнительными винтами, а два газотурбинных двигателя мощностью по 60 тыс. л. с. позволяют развить кораблю скорость до 55 узлов (свыше 100 км/ч) даже при высоте волны 2 м. Высокая скорость не позволяет скегу (жесткая внутренняя вертикальная стенка корпуса) попадать в захват самонаводящихся ракет, его не успевает догнать торпеда. Для экономичного хода предусмотрены два дизеля. Корабль не качается даже при шторме в 4 балла.


Посещение музея

Проезд к Военно-морскому музейному комплексу «Балаклава»:

  • от автовокзала и железнодорожного вокзала г. Севастополь троллейбусами № 17, 20; маршрутными такси № 17, 20-А, 26 до остановки «5-й километр» (конечная);
  • от остановки «5-й километр» до Балаклавы автобусами № 9, 94, 98 и маршрутным такси № 9 до остановки «Оболонь». От остановки – поворот направо, на западный берег Балаклавской бухты.

Музей работает ежедневно:

  • зимой с 10.00 до 16.00;
  • летом с 10.00 до 18.00.

Стоимость билетов:

  • взрослый – 25 грн;
  • детский и студенческий – 10 грн.

Касса прекращает работу за 1 час до окончания работы музея.

Заказ экскурсий по телефонам:

  • 8 (0692) 63-75-93
  • 8 (0692) 93-31-06
  • 8 (066) 621-17-34

Путеводитель по музею подготовлен авторским коллективом в составе:
Харивский О.И. (руководитель), Кашицина О.А., Бородина Т.Ф.
Технический редактор Ефимова И.А.
Издание второе.


Замеченные ошибки

Увеличить изображение в отдельном окне  

Подпись фотографии (стр. 9) «Подводный запуск экспериментальных баллистических ракет (район Балаклавы, 1953 г.)» очевидно ошибочна. Первый (надводный) запуск БР с ПЛ состоялся лишь в 1955 г. Кроме того, ПЛ пр.644 с крылатыми ракетами (на переднем плане) вошли в строй только в 1960 г.

Для подземных коридоров (галерей) в фортификации традиционно используется термин «потерна»; в путеводителе повсюду использовано искаженное написание «паттерна» – мы заменили его на правильное.

Вместо бессмысленного «Модель ракетного корабля воздушной поддержки скегового типа "Сивуч"» (стр. 46) пишем «Модель ракетного корабля на воздушной подушке...»

  К началу страницы