На Эльбрус за неделю

Стратегия подготовки


Факторы, определяющие выбор маршрута

Для простого смертного покорению вершины Европы должен предшествовать период адаптации организма к достаточно серьезным нагрузкам. Именно это обстоятельство превращает восхождение на Эльбрус, длящееся в норме один день, в многодневное мероприятие.

Физподготовка

За время восхождения вам потребуется подняться на километр-полтора вверх (в зависимости от точки старта). Это равноценно подъему на 350-500-этажное здание, пусть без рюкзаков, но в достаточно тяжелом облачении. Так что общая физическая подготовка типа бега вверх по лестнице вам наверняка пригодится. Впрочем, даже для растерявших спортивную форму офисных работников (типа нас) остается возможность восстановить кондиции до приемлемого уровня уже на месте.

Высотная акклиматизация

Подъем к вершине вам придется совершить на 5-километровой высоте над уровнем моря – а это означает заметное кислородное голодание, приводящее к существенному снижению работоспособности и другим неприятным проявлениям т.н. горной болезни (головная боль, тошнота, рвота).

Совершить восхождение без предварительной акклиматизации очень сложно. Акклиматизация – это постепенный набор высоты, позволяющий организму адаптироваться к новым условиям и задействовать внутренние резервы. Хорошая схема акклиматизации подразумевает не только достижение новой высоты, но и более-менее длительное пребывание на ней – например, ночевку.

Для подъема на вершину Эльбруса достаточно т.н. первой фазы акклиматизации, заключающейся в учащении пульса, повышении кровяного давления, усилении легочной вентиляции, расширении капилляров в тканях (прежде всего в мускулатуре). Кроме того, в кровообращение включается резервная кровь из селезенки и печени. «Настоящая» высотная акклиматизация наступает, когда недостаток кислорода стимулирует костный мозг и тот начинает производить повышенное количество эритроцитов. Эта фаза завершается только через три недели после набора высоты и в рассматриваемом нами кратком путешествии существенной роли не играет.

Горная болезнь – это отек мозга и отек легких. Звучит жутковато, но произносить это при восхождениях на Кавказе можно лишь с целью поразить воображение впечатлительных родственников – все проявления «горняшки» бесследно проходят при спуске в долину.

Кстати говоря, мы так и не ощутили такое традиционно упоминаемое проявление горной болезни как потеря аппетита. Так что рассчитывать на плохой аппетит при планировании своего рациона не стоит.

Запас сил

Таким образом, для подготовки к восхождению нужно находиться на возможно большей высоте и при этом совершать тренировочные подъемы. В то же время, не следует забывать о необходимости беречь силы – организм, ослабленный кислородным голоданием (выражающимся, в частности, в плохом сне) и физическими нагрузками, может не справиться с многочасовым восхождением. Традиционным способом восстановления работоспособности является кратковременный спуск вниз, в более насыщенную кислородом зону. На Эльбрусе это легко сделать без потери сил, поскольку можно воспользоваться канатной дорогой.

Именно нехватка сил делает практически невозможной и немедленное повторение попытки восхождения. Хотя обычно в программе подготовки значится «день восхождения» и следом «резервный день», имеется ввиду лишь страховочный день на случай плохой погоды. Если вам не удалось взойти с первой попытки, то вы наверняка слишком измотаны и сразу идти на вершину повторно крайне не рекомендуется.

Интересность

Наконец, еще одним фактором является живописность и в целом субъективная интересность тех или иных мест Приэльбрусья, в которых вы можете тренироваться и акклиматизироваться. Фактор не принципиальный, на восхождение как таковое влияющий слабо, но вернувшись из путешествия вы чаще будете вспоминать именно эти многодневные впечатления, а не краткий этап восхождения.

Комбинируя вышеназванные соображения, эльбрусовосходители выбирают различные стратегии подготовки к штурму вершины.


Вариант 1: подготовка на Эльбрусе

Увеличить изображение в отдельном окне   Самой простой в организационном плане можно назвать стратегию подготовки к восхождению на самом Эльбрусе. Она подразумевает пребывание в течение 3-5 дней в оборудованных приютах «Бочки» (3700 м) или «Приют 11-ти» (4100 м) и тренировочные подъемы к скалам Пастухова (4700 м).

Плюсы

Явное преимущество такого подхода к подготовке – организационная простота.
Вам не нужно ничего узнавать о Приэльбрусье – о турбазах, маршрутах, транспорте и т.п.

Увеличить изображение в отдельном окне   Проще всего заранее договориться по телефону с такси (этот вид бизнеса в Приэльбрусье хорошо развит), которое доставит вас из аэропорта (ж/д вокзала) Минвод (Пятигорска, Нальчика) в поселок Азау (через Тырныауз – В.Баксан – Эльбрус – Терскол). Поездка занимает около 4 часов и стоит около 3000 р со всех пассажиров.

Подняться от Азау на Эльбрус можно используя три очереди канатной дороги (две маятниковые и кресельная, поездка с рюкзаком обойдется в 680 р), которые доставят вас непосредственно к приюту «Бочки».

Второе важное преимущество – простота снаряжения. Погодные условия на Эльбрусе относительно стабильны, поэтому и для восхождения и для пребывания вам хватит одного набора одежды и обуви. Нет необходимости серьезно заботиться о защите вещей от осадков – во-первых, дожди обычно идут ниже, во вторых у вас всегда есть возможность переждать непогоду под крышей. Пребывание в приютах также исключает необходимость брать с собой палатку, коврики и горелку для разогрева пищи.

В-третьих, вы можете никак не ограничивать себя в еде. Даже если вы не договоритесь о питании непосредственно в приютах, а повезете еду с собой, вам не придется тащить ее на себе в рюкзаке – до «Бочек» вас доставит канатная дорога, а до «Приюта 11-ти» вы при желании можете доехать на ратраке.

Минусы

К недостаткам описанной стратегии можно отнести накапливающуюся усталость, связанную с серьезной высотой пребывания. В первую очередь, вам вряд ли удастся как следует поспать – сон на такой высоте достаточно рваный. Поэтому иногда за день до подъема восходители спускаются переночевать вниз, к подножию Эльбруса, чтобы дать возможность организму отдохнуть. Кратковременный спуск обеспечивает нормальный сон и насыщение тканей кислородом, и в то же время не приводит к существенной потере накопленной акклиматизации.

Другим (для нас решающим) недостатком длительного пребывания на самом Эльбрусе является ограниченность получаемых впечатлений, граничащая со скукой. Со склонов горы открывается красивая панорама Главного Кавказского хребта, но один и тот же вид в течение недели откровенно приедается. Сам же Эльбрус куда более величественно смотрится со стороны, а не с его собственных склонов. Да и обстановка на приютах далека от живописности – смесь массы случайных людей, времянок, ржавого железа, мусора и укатанных ратраками склонов, насквозь мокрых от дневного солнца.

Помимо приютов (проживание в которых стоит около 400 р в сутки), более опытные туристы нередко селятся в палатках – в основном возле «Приюта 11-ти», но кое-кто и на скалах Пастухова. Отдельные экстремалы размещаются в палатках даже на седловине, но это под силу только альпинистам-спортсменам, в кавказских условиях готовящимся к покорению Гималаев. В целом, вариант поселения на Эльбрусе в палатке нами не рассматривался ввиду его явной некомфортности.


Вариант 2: с разминкой в Приэльбрусье

Увеличить изображение в отдельном окне   Из-за отсутствия опыта, наш первоначальный план предусматривал только недельное пребывание на Эльбрусе, завершающееся восхождением. Однако под влиянием более опытных друзей и знакомых мы склонились к мысли, что первый этап адаптации веселее провести в Приэльбрусье. (Масштаб карты 50 pix = 1 км)

Такой вариант несомненно добавит вам красот и впечатлений, но потребует и некоторой самоотверженности. Мы попытались максимизировать первое и свести к минимуму последнее и остались довольны результатом.

Увеличить изображение в отдельном окне   Наш маршрут в Приэльбрусье: ущелья Шхельды и Адылсу, озеро Башкара, перевал ВЦСПС, гора Андырчи. (Фрагмент трехмерного макета Приэльбрусья, вывешенного на станции канатной дороги в Азау; юг сверху)

Организационные проблемы

Первое что нас волновало – сможем ли мы, имея лишь достаточно общую карту и ничего не зная о местности кроме устных рассказов бывалых, справиться с обстановкой – найти жилье, транспорт, выйти на нужную тропу и т.д. Сразу следует сказать – страхи такого рода совершенно беспочвенны. Та часть Приэльбрусья, в которую стоит направиться новичкам, очень популярна у туристов и потеряться в ней мудрено.

К вашим услугам масса турбаз, альплагерей, гостиниц и пр., в которые практически всегда можно заселиться даже не договариваясь о жилье заранее. Если же у вас есть с собой палатка, то вопрос поселения вообще снимается – примоститься в палатке на или возле турбазы, имея под рукой возможность вскипятить воду, купить продуктов и даже сходить в душ, не составляет труда. На каждой базе вы легко найдете телефоны водителей, готовых за вполне приемлемую плату довезти вас в нужное место с рюкзаками или без (например, «газель» от турбазы Шхельда до Азау обойдется вам в 500 р на всех).

Во все популярные места ведут хорошо различимые и обозначенные тропы, по которым сразу видно, что вы здесь не одиноки и что тысячи людей уже прошли здесь до вас. Вы почти никогда не останетесь одни надолго – мимо будут проходить все новые туристы, у которых при необходимости можно уточнить свое местоположение или нужное направление движения.

К подножию Эльбруса можно проехать свободно. А вот пребывание южнее Баксанского ущелья вблизи Главного Кавказского хребта означает вход в приграничную зону. Соответственно, вам необходимо получить разрешение от пограничников. Для этого на пограничном пункте нужно заполнить анкету с указанием паспортных данных. Мы проделали эту операцию в поселке Эльбрус, но при этом за готовым разрешение пришлось возвращаться на следующий день. Нам сказали, что быстрее и проще было получить нужную бумагу в Верхнем Баксане. Вы можете уточнить такого рода подробности уже на месте – например, у водителя который будет вас подвозить. В целом, пограничный режим не строгий – наш водитель сумел провести нас на турбазу Шхельда и без разрешения (хотя дорога перегорожена стационарным постом), а встреча в первый же день с пограничным нарядом (как впоследствии оказалось – единственная) закончилась лишь проверкой паспортов и нашим клятвенным заверением что «пропуска будут готовы завтра» (правда, к не-россиянам пограничники могли отнестись строже, да и после грузинской пародии на блицкриг в августе 2008 г. стоит быть аккуратнее).

Технические проблемы

Все турбазы и продуктовые палатки расположены в долинах, в то время как для акклиматизации вам нужно набрать высоту и по возможности задержаться на ней хотя бы на ночь. Следствием этого является требование совершить заметный подъем, неся в рюкзаках все необходимое для ночевки и более-менее длительного пребывания на высоте. Скажем, в нашем случае, только ради двухдневного подъема-спуска на перевал ВЦСПС (ночевка на 3300 м, подъем налегке до 3900 м) нам пришлось везти из Москвы палатку, коврики, горелку и котелок.

Путешествия в зоне от долины до границы снегов требуют существенно иной одежды, чем пребывание на заснеженной части Эльбруса. Попросту говоря, нужно вести с собой легкую одежду, совершенно бесполезную на Эльбрусе. Мы не уделили этому вопросу достаточного внимания и поэтому вынуждены были страдать от жары или щеголять на склонах термобельем, довольно комично выглядящим в качестве верхней одежды. Кроме этого, вам потребуется всерьез задуматься о противостоянии осадкам, вероятность встречи с которыми многократно повышается – это касается и одежды и накидок на рюкзаки.

Необходимость обеспечить восхождение и в долинной и в снежной части вынуждает добиваться компромисса в выборе обуви. Если в первом случае вам нужны нежесткие трекинговые ботинки с хорошей вентиляцией, то во втором больше подходят жесткие горные ботинки с надежной термоизоляцией. Приходится выбирать нечто среднее. Мы в целом остались довольны своими ботинками, но справедливости ради следует признаться, что на Эльбрусе они были слабоваты – проходящие мимо инструкторы презрительно называли их «кедами», при ночном подъеме пальцы немного подмерзали, а четырехчасовое возвращение по мокрому снегу превышало предел их водостойкости. Одно хорошо – такие ботинки пригодятся и в городе и в лесу, в то время как специализированные горные пришлось бы после возвращения поставить далеко на полку.

Физические проблемы

Неизбежным следствием выбранной нами стратегии явилась необходимость совершить существенный набор высоты, неся на себе рюкзаки с продуктами и снаряжением для ночевки. Оглядываясь назад, можно констатировать, что крутой километровый подъем на перевал ВЦСПС стал наибольшим испытанием физической выносливости за все время нашего путешествия. Впрочем, такой подъем имеет важнейшее преимущество перед утомительным восхождением на Эльбрус – вне зоны кислородного голодания вы в любой момент можете устроить привал произвольной длительности, не опасаясь наступления горной болезни или замерзания (достаточно сказать, что мы поднимались пять часов против обычных для подготовленных туристов трех). Кроме того, нелегкий подъем на перевал позволил эффективно мобилизовать организм и достаточно быстро набрать нужную физическую форму.

Напоследок следует отметить возрастающий расход солнцезащитного крема. Если в снегах Эльбруса вам придется намазывать только лицо, то идя налегке по зеленым склонам Приэльбрусья вы рискуете основательно поджарить и все остальные открытые части тела. Мы, например, первым делом почувствовали жжение на ладонях в районе большого пальца – не учли что при ходьбе с трекинговыми палками эта часть тела обращена прямо к солнцу.

Зачем?

Прогулки в Приэльбрусье, несомненно, гораздо живописнее, чем безвылазное сидение на самом Эльбрусе. Так что если вы чувствуете в себе силы немного усложнить маршрут, рекомендуем вам первую половину своей экспедиции провести именно так.

  К началу страницы