Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Газетные статьи


«Вечерняя Москва» №240 (6297), 9 октября 1944 г.

Сутки морского аэродрома

НА МОРСКОМ аэродроме пустынно. Вдоль опушки густого леса, среди деревьев, отмеченных пёстрыми красками осени, укрытые чехлами прячутся боевые самолёты. Около машин работают техники, мотористы, механики. Они проверяют моторы, вооружение, приборы. По аэродромным дорожкам снуют автоцистерны. На тележках подвозят длинные серебристые торпеды, внушительных размеров бомбы, ящики с пулемётными лентами. Жизнь на аэродроме не прекращается круглые сутки: пока одни машины находятся и воздухе – на боевых заданиях, другие готовятся к очередные полётам.

...Автобус, пробирающийся по лесной просеке, привозит на аэродром пилотов, штурманов, стрелков-радистов. На них надеты тёплые меховые куртки, у многих на ногах унты. Хотя на земле ещё тепло, на большой высоте – холодно.

У командного пункта прибывших встречает командир части. Он даёт экипажам боевые задания. Штурманы наносят на карты маршрут, знакомятся с погодой на трассе. Экипажи расходятся по своим машинам, ещё раз проверяют материальную часть самолётов. Перед взлётом они надевают парашюты и капки – специальные жилеты, служащие на случай вынужденной посадки на воду спасательными поясами.

С рёвом заводятся моторы. Самолеты выруливают на стартовую дорожку, и один за другим поднимаются в воздух. Сделав традиционный прощальный круг над аэродромом, машины ложатся на курс – к одному из районов Балтики, где на дальних морских коммуникациях наши воздушные разведчики незадолго до этого обнаружили караван вражеских судов, направляющихся в германский порт.

С другого конца аэродрома в воздух поднимается группа истребителей. Они пристраиваются к торпедоносцам. Днём на маршруте и над целью могут встретиться вражеские самолёты, и советские истребители призваны прикрывать действия торпедоносцев.

Спустя некоторое время оперативный дежурный, непрерывно держащий по радио связь с экипажами, заносит в журнал первые радиограммы. Командир группы гвардии техник-лейтенант Николай Казаков сообщает, что самолёты обнаружили в районе заданной цели крупный транспорт противника водоизмещением в 10 тысяч тонн, идущий в охранении сторожевого корабля. Вскоре в журнале появляется новая запись. Гвардии младший лейтенант Александр Под'ячев уничтожил бомбами немецкий сторожевой корабль, а его ведущий Казаков торпедным ударом потопил вражеский транспорт.

В воздухе раздаётся характерный гул моторов. Вскоре на бетонную дорожку опускается первый самолёт и выруливает к стоянке. К машине подбегают друзья, с нетерпением ожидавшие возвращения победителей. Встречающие жмут руки пилоту Под'ячеву, штурману Зайфману и стрелку-радисту Гречину. На лицах молодых пилотов следы пережитого: ведь это их первый боевой вылет.

Как только был замечен вражеский караван, Под'ячев по команде ведущего вышел в атаку на сторожевой корабль. Навстречу советскому самолёту взметнулись облака зенитных разрывов. Отстреливаясь из пушек всех калибров, немцы пытались заставить экипаж отвернуть от курса. Но он, пренебрегая опасностью, продолжал свой путь и с небольшой высоты сбросил на вражеское судно бомбы. Когда самолёт взмыл вверх, чтобы уклониться от взрывной волны, экипаж заметил сильные взрывы в кормовой части сторожевика. Вверх поднялись чёрные столбы дыма, корабль накренился и пошёл ко дну.

Лётчики с восхищением рассказывают о действиях своего ведущего – Казакова, который вслед за этим атаковал немецкий транспорт.

Огромный вражеский корабль длиной более полутораста метров открыл сильный заградительный огонь. Разрывы зенитных пушек и автоматов ложились в 15-30 метрах от торпедоносца. Стремясь преградить путь самолёту, противник при помощи орудий поставил водяную завесу. Вверх вздымались огромные столбы вспененной воды. Но экипаж, не уклоняясь от боевого курса, стремительно приближался к цели. С небольшой высоты был произведен торпедный залп. Спустя несколько секунд раздался оглушительный взрыв. Корабль накренился на правый борт и стал погружаться в воду...

Над аэродромом появляется группа пикирующих бомбардировщиков «Петляков-2». Приближаясь, они строятся в круг и с короткими интервалами один за другим садятся на землю. Они вернулись с задания. Во время этого взлета «Петляковы-2» потопили вражеский корабль. Вслед за бомбардировщиками садятся на аэродром юркие «Яковлевы», сопутствовавшие пикировщикам в их морском полете.

Вечерний сумрак опускается над лётным полем, скрывает силуэты строений. В прозрачной дымке все предметы кажутся расплывчатыми, бесформенными. Противник пользуется такой погодой и под прикрытием плохой видимости пытается проводить суда из одного порта в другой. Но морская акация работает круглые сутки: в ночное время некоторые особо опытные лётчики чувствуют себя над морем не менее уверенно, чем днём. Вот и сейчас к крейсерскому полёт; на свободный поиск вражеских судов в Балтийском море готовятся ветераны-торпедоносцы. В воздух поднимутся заслуженные экипажи, насчитывающие за собой многие десятки боевых полётов в трудных метеорологических условиях.

Вместе с другим вылетает в крейсерский полет командир части. В другую машину усаживается экипаж опытного юного лётчика-торпедоносца гвардии лейтенанта Михаила Шишкова. Третий самолёт, отправляющийся в крейсерский поиск, уже взмыл в воздух...

Ночью, когда большинство лётного и технического состава уже отдыхает, на командном пункте не прекращается кропотливая работа. В небольшом доме, стены которого увешаны картами, таблицами и схемами, штабные работники внимательно следят за находящимися в полёте машинами. Здесь подводят итоги боевых действий за истекшие сутки, готовят данные для предстоящих на завтрашний день операций.

Командир части, вернувшийся с очередной победой, заполняет лаконичные строки боевого рапорта. Крейсерский полёт в Балтийском море с целью поиска и уничтожения транспортов и кораблей противника... Обнаружены два транспорта в охранении четырех сторожевых кораблей, идущие кильватерным строем... Торпедный удар произведен по транспорту водоизмещением в 6 тысяч тонн, длиной в 140 метров... Взрыв большой силы произошёл в центральной части корабля... Наблюдение велось в течение 5-7 минут до полного потопления транспорта... При выходе из атаки были обстреляны сильным зенитным и автоматическим огнём.

Возвратился из полёта экипаж гвардии лейтенанта Шишкова. Он потопил немецкий корабль водоизмещением в 10 тысяч тонн. Это – девятая победа молодого по возрасту, но опытного по боевым делам лётчика. На борту его самолёта уже нарисовано восемь силуэтов потопленных им вражеских кораблей. Завтра художник нарисует девятый силуэт...

На горизонте уже занимается заря, когда участники крейсерских ночных полётов возвращаются в общежитие на отдых. А навстречу им уже идут на аэродром техники. мотористы, механики – готовить машины к очередным полётам. Жизнь на фронтовом аэродроме морских лётчиков не затихает круглые сутки.

Е. Капланский, А. Арнольдов,
спец. корр. ТАСС
КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 9.

  К началу страницы