Архив 51-го минно-торпедного авиаполка КБФ

Газетные статьи


«Красная Звезда» №78 (22567), 8 апреля 1998 г.

За несколько недель до Победы

Война близилась к завершению. Наши войска успешно развивали наступление в Восточной Пруссии и Восточной Померании. Авиация Балтийского флота вела непрерывные налеты на морские коммуникации, вражеские порты. Тридцатитрехлетний майор Василий Меркулов, командир эскадрильи 1-го гвардейского авиаполка, слыл среди товарищей опытным летчиком. Окончив в 1937 году Ейское военно-морское авиационное училище, он попал служить на Северный флот. Великую Отечественную войну встретил командиром звена 118-го авиационного полка. В августе 1941 года при налете на аэродром Пиркинес Меркулов уничтожил 12 самолетов врага, в сентябре того же года разрушил командный пункт финской дивизии. В январе 1942 года при бомбоударе по станции Нарва уничтожил склад боеприпасов. С декабря 1942 года Меркулов – на Балтийском флоте. К октябрю 1944 года Василий Александрович совершил 360 боевых вылетов. 21 октября 1943 года он торпедным ударом повредил транспорт противника водоизмещением 1.500 тонн, 19 марта 1944 года в Нарвском заливе сбил немецкий «фоккер» – четвертый по счету лично сбитый самолет. 9 августа в Финском заливе потопил транспорт водоизмещением 10.000 тонн. Затем буквально с разрывом в неделю пустил на дно еще два фашистских транспорта. К концу войны на груди майора красовались три ордена Красного Знамени, медаль «За оборону Ленинграда». 15 октября 1944 года командир 8 МТА Гатчинской Краснознаменной дивизии БФ гвардии полковник Курочкин представил гвардии капитана Меркулова к званию Героя Советского Союза...

Но представление это так и осталось нереализованным. Звание Героя Советского Союза 6 марта 1945 года получил сослуживец Меркулова штурман эскадрильи майор Алексей Рензяев. Алексей Иванович тоже был опытным штурманом. К концу войны на его счету были 301 боевой вылет, десять потопленных транспортов общим водоизмещением 57.000 тонн, сторожевой корабль противника, танкер, 4 железнодорожных эшелона...

Александр Грибовский на флот был призван в ноябре 1938 года. Окончив ШМАС -школу младших авиационных специалистов, служил авиамотористом. Великую Отечественную встретил уже воздушным стрелком-радистом. И 26 августа 1941 года открыл свой личный счет, сбив в воздушном бою истребитель Ме-109. Летая в составе экипажа капитана Победкина, потопил два транспорта противника, в составе экипажа Смолькова обеспечил потопление еще двух. В наградном листе, подписанном в 1942 году командиром 1-го гвардейского МТАП Героем Советского Союза полковником Е. Преображенским, указывается, что воздушный стрелок-радист Александр Грибовский при выполнении боевых заданий был дважды ранен, но продолжал следить за воздухом и держать связь с землей.

В августе 1944 года гвардии старшина Грибовский, награжденный к тому времени тремя орденами и медалью, летал в экипаже Героя Советского Союза Виктора Иванова. 9 августа, возвращаясь с боевого задания, экипаж потерпел аварию, Виктор Тимофеевич Чванов погиб, а стрелок-радист чудом остался жив. По заключению врачей, Грибовский мог не летать, однако он вновь вернулся в полк.

А вот воздушный стрелок гвардии сержант Василий Растяпин на фронт попал только в ноябре 1943 года. И за полтора года участвовал в 60 боевых вылетах, обеспечил своему экипажу потопление 6 транспортов противника. Герой Советского Союза гвардии майор Кузнецов представил своего подчиненного к награждению орденом Красной Звезды. Было это 17 марта 1945 года. Орденом этим Василий Растяпин был награжден в апреле. Но об этом он уже не узнал...

19 марта 1945 года экипаж в составе гвардии майора Василия Меркулова, Героя Советского Союза гвардии майора Алексея Рензяева, исполняющего должность начальника связи эскадрильи гвардии старшины Александра Грибовского и воздушного стрелка гвардии сержанта Василия Растяпина вылетел на поиск и уничтожение кораблей противника в Балтийском море. Меркулов летел ведущим четверки торпедоносцев.

Обнаружив 6 крупных транспортов, шедших в охранении 9 сторожевых кораблей, подводной лодки и трех сторожевых катеров, четверка решила атаковать противника. Самолеты к цели шли на высоте 100-200 метров. Вышли под углом 45 градусов к курсу конвоя противника. Оценив особое значение первых двух транспортов, Меркулов решил обойти конвой с северо-запада, атаковать главные транспорты со стороны Померании курсом 340-345 градусов. В момент атаки подводная лодка противника погрузилась. Ведомые нанесли удар и потопили транспорт и сторожевой корабль. Во время атаки другого транспорта водоизмещением 10.000 тонн огнем зенитной артиллерии самолет гвардии майора Меркулова был подбит, загорелся правый двигатель. На «раненом» самолете экипаж продолжал атаку. Вражеский транспорт был торпедирован и потоплен, но и самолет Меркулова упал в море...

Через несколько дней на Балтийском флоте была распространена фотолистовка, на которой был изображен горящий транспорт, потопленный экипажем Меркулова, приведены слова гвардии майора: «Если будете подбиты и нет выхода, то лучше врезаться в корабль, чем плен!» Рядом помещены фотографии учеников Меркулова и Рензяева младших лейтенантов А. Подьячева и Р. Зайфмана. 24 марта шесть экипажей потопили 3 транспорта и сторожевой корабль фашистов. Летчик А.Подьячев и штурман Р. Зайфман, мстя за погибших однополчан, пустили на дно транспорт водоизмещением 12.000 тонн.

В канун 53-й годовщины со дня героической гибели экипажа гвардии майора Меркулова на Балтийский флот пришло сообщение: указом Президента РФ звание Героя России посмертно присвоено Василию Александровичу Меркулову, Александру Прокофьевичу Грибовскому, Василию Сергеевичу Растяпину.

Валерий ГРОМАК.
На снимке: майор В. МЕРКУЛОВ.

  Экипаж Меркулова: Быков, Меркулов, Рензаев, Растяпин.

  Полковая листовка о победе экипажа Меркулова 28 октября 1944 г.

  К началу страницы