Эскалона – Толедо
Эскалона (Escalona)
[ Местоположение ]
«Владение семьюдесятью городами и деревнями, оброк с двадцати тысяч вассалов приносили обладателю самых звучных титулов и бенефиций в королевстве (Дон Альваро де Луна, граф Сан-Эстебанский, герцог Эскалонский, констебль Кастилии и магистр рыцарского ордена Сантьяго) годовой доход в сто тысяч золотых дублонов. Многое пошло на расширение и укрепление одного из самых больших в Кастилии замков, строительство мощных стен вокруг города и содержание частной дружины.
Расположенный всего в шестидесяти километрах от главного города (но не столицы) королевства, Эскалонский замок держал под прицелом Толедо. Во всяком случае, современники именно так понимали «чудо Кастилии», как отозвался о замке один из иноземных рыцарей.» (Марк Печерский. Замки Кастилии: путевые заметки.)
| |
Эскалона. Замок и река Альберче.
|
См. также:
Марк Печерский. Замки Кастилии: путевые заметки.
galeon.com/castoledo/escalona.htm
Толедо (Toledo)
[ Местоположение ]
[ Карта города ]
Согласно легендам, поселение на берегу реки Тахо основали кельты, смешавшиеся с племенами иберов, пришедших сюда на несколько веков раньше. К приходу римлян в 193 г.оно представляло собой небольшой, хорошо укрепленный город Толетум (как называли его римские историки). Войдя в состав Римской империи под именем Толедо, город испытал свой первый расцвет.
В V в. на захваченные римлянами земли Испании вторглись германские племена. Вандалы, перейдя через Пиринеи, на полуострове не задержались, а вестготы и свевы осели на захваченной территории, с того времени вошедшей в состав огромного государства. Вестготское королевство продержалось около трех столетий. В начале VIII в. германцев вытеснили африканские берберы, или мавры, как их называли покоренные народы.
С последними годами существования вестготской державы связана легенда о короле Родерихе (Родриго), его любви к прекрасной Флоринде, дочери толедского графа Юлиана, якобы призвавшего мавров в Испанию, чтобы отомстить за бесчестье дочери. Проиграв битву с арабами, Родерих бежал с поля боя и вскоре погиб.
| |
Место на берегу Тахо, где под навесом скалы купалась прекрасная Флоринда, а за ней наблюдал король Родерих, называется Баньо-де-ла-Кава – «купанье Кавы».
|
| |
К Баньо-де-ла-Кава примыкает мост, носящий имя Святого Мартина. Средняя из пяти его арок достигает 30 м в высоту.
|
Согласно легенде, при завершении одной из вынужденных реставраций моста в XIV веке архитектор заметил неточность в расчетах и понял что мост долго не простоит. Подслушав мужа, жена зодчего пришла ночью на берег и подожгла строительные леса, после чего мост рухнул. Женщина уберегла горожан от несчастья и защитила своего мужа, которому хватило времени переделать план и выстроить новый мост.
| |
Мост Сан-Мартин на картине Эль Греко «Вид Толедо» (1604—1614. Музей Метрополитэн, Нью-Йорк), ставшей последней значительной работой художника.
|
| |
Арки башни моста Сан-Мартин.
|
| |
Фрагмент Старых ворот Бисагра (Пуэрта-Антигуа-де-Бисагра). Альфонс VI и Эль Сид, отвоевавшие в 1085 г. Толедо у мавров, въезжали в город через эти ворота – единственные, сохранившиеся без изменений с X в.
|
Объединение Испании состоялось в конце XV в., после венчания королевы Кастилии Изабеллы и короля Арагона Фердинанда и освобождения Гранады. Испанские монархи, по обычаю, не имели постоянной резиденции, но Фердинанд и Изабелла, получившие от папы титул Католических королей, торжественные дни проводили в Толедо.
В хрониках описан торжественный въезд королевской четы в столицу после победы над португальскими войсками в 1476 г. Летописец отметил превосходный костюм Фердинанда и ослепительное платье Изабеллы. Супруги в окружении большой свиты проехали через ворота Солнца: король – на черном коне, королева – на белом.
| |
Ворота Солнца. Медальон над входной аркой сделан средневековым мастером, изобразившим женские фигуры, несущие на блюде отрубленную голову. Согласно преданию, голова принадлежит знатному кавалеру Фернану Гонсалесу, оскорбившему двух юных жительниц Толедо. Узнав об этом, король Фердинанд Святой приказал казнить наглеца, а голову передать обиженным девушкам.
|
Собор
Строительство собора Толедо, начатое еще при Фердинанде III в 1227 г., было далеко от завершения даже к 1493 г., когда возвели своды главного нефа. Святые отцы в целом не слишком заботились о целостности архитектурного облика собора, разрешая пристраивать многочисленные ризницы, сакристии, клуатры различных стилей и размеров. Двадцать капелл храма устраивались в течение нескольких столетий, и сегодня удивляют непохожестью планов и вертикальных форм, соответствующим разным стилям. Грандиозное здание собора входит в шестерку самых больших христианских храмов в Европе, а по роскоши убранства и сосредоточию произведений искусства собор не имеет равных.
[ План собора ]
| |
Главный фасад собора включает колокольную башню XIV в. с необычным для Испании навершием во фламандском стиле, надстроенным архитектором Ханнекеном Фламандским в XV в. и три готических портала: порталы Ада, Отпущения грехов и Страшного суда.
|
| |
Своды и витражи главного нефа.
|
| |
Особенности испанской литургии требуют размещения хора в самом центре храма, а не в алтарной части за трансептом, как это принято во Франции. В хоре заседал капитул и представители высшей духовной знати. При этом они отделяли себя от простых прихожан массивными, обильно украшенными скульптурами стенами. Массив хора в центре храма мешает в полной мере оценить величие архитектурного сооружения.
|
| |
Согласно испанским церковным канонам, огромная резная икона за алтарем – «ретабло» – выполнялась из дерева, раскрашенного в яркие цвета и украшенного позолотой. Количество сцен толедского ретабло столь велико, что точного их количества не знают даже служители собора.
|
| |
Деамбулаторий собора (заалтарная обходная галерея). Обратите внимание на арки трифория, выполненные в типичном для Толедо арабском стиле.
|
| |
За задней стороной алтаря для лучшей освещенности в 1720-1730 гг. в потолке было пробито овальное окно, которое скульптор Н.Томе оформил как еще один алтарь, получивший название Транспаренте (Прозрачный). Барочная фантазия скульптора создала необычное произведение, наполненное светом, фигурами апостолов и евангелистов, херувимами, яркими фресками.
|
Сан-Хуан-де-лос-Рейес
После победы, одержанной на реке Торо над португальцами, католические короли приняли решение основать монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес (Королевский монастырь св. Иоанна). Поначалу полагалось, что здесь разместится усыпальница королей, чем объясняется великолепие сооружения и многочисленные гербы и геральдические щиты. В 1476 г. строительство было закончено и монастырь передали ордену францисканцев. Во время войны за независимость наполеоновские войска, использовавшие монастырь как казарму, уничтожили скульптуры и сожгли знаменитую библиотеку, собиравшуюся веками. К счастью, ансамбль монастыря удалось восстановить.
| |
Рядом со скульптурами святых висят цепи узников-христиан, освобожденных из мавританского плена после захвата Толедо войсками Альфонса VI.
|
| |
| |
Главный храм обители обильнейше декорирован: святые, геральдические звери, химеры, всевозможные эмблемы, гербы, надписи, фантастические узоры.
|
| |
| |
Нижняя часть обходной галереи внутреннего монастырского двора.
|
| |
| |
Два этажа обходной галереи и один из водостоков.
|
| |
| |
Верхняя часть обходной галереи.
|
| |
| |
Верхняя часть обходной галереи. Потолок в арабском стиле, украшенный гербами Кастилии, Леона и Арагона.
|
Санта-Мария-ла-Бланка
Синагога Санта-Мария-ла-Бланка – одна из самых больших синагог Толедо, построенная в конце XII века в самом центре еврейского квартала. В те времена еврейская община была настолько богата, что, как говорят, возводила свои постройки на земле, специально привезенной из Иерусалима. Сожженная в конце XIV века, она была восстановлена и использовалась сначала как казарма, потом как дровяной склад, и лишь в 1411 г. была обращена в христианскую церковь под именем Санта-Мария-ла-Бланка (белая). Сегодня она тщательно восстановлена и окружена садиком.
Эль-Транзито
Синагога Эль-Транзито – свидетельство былого процветания евреев в Толедо – была построена на средства Самюэля Ха-Леви. После изгнания евреев в 1497 г. ее превратили в церковь Эль-Транзито-де-Нуэстра-Сеньора (Вознесения Богоматери). Впечатляет роскошь внутреннего убранства, выполненного в мавританском стиле. Потолок 12-метровой высоты выполнен из кедрового дерева и инкрустирован перламутром.
Эль Греко (Доменико Теотокопули) родился в 1541 г. в Канди, столице острова Крит, входившего в те времена в венецианские владения. Художественное образование получил у местных иконописцев старой византийской школы. После 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 г. работал в Риме. Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 г. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо.
| |
На снимке – колокольня приходской церкви Санта-Томе (св. Фомы), в которой находится самое известное произведение Эль Греко: огромная (4,8 х 3,6 м) картина «Погребение графа Оргаса» (1586).
|
| |
Легенда гласит, что кастильский вельможа Руис Гонсалес де Толедо, граф Оргас, пожертвовал храму драгоценностей на большую сумму, чтобы покоиться в нем после смерти. Во время похорон священники совершили только подготовительные обряды, а погребение взяли на себя спустившиеся с неба св. Августин и св. Стефан, собственноручно уложившие благодетеля в землю.
|
В 1561 г. король перенес резиденцию в Мадрид, и Толедо утратил столичный статус. Впрочем, во времена Эль Греко город еще оставался многоязычным, шумным, богатым и цветущим, несмотря на то, что Испания находилась на начальном этапе упадка своего могущества.
В XVII в. соборы и церкви продолжали украшаться, однако власти чаще обходились ремонтом построек, поэтому с той эпохи в Толедо уже не создавалось ничего ценного ни в архитектуре, ни в других областях искусства.
XVIII в. считается самым печальным временем в истории города. Став настоящей провинцией, он забыл о славе прежних лет и обеднел.
Архитекторы XIX в. также не оставили в Толедо ни одного памятника, достойного сравниться с наследием средневековья. Напротив, от войн, пожаров и внутренних междоусобиц сильно пострадали многие старые постройки.
В наше время Толедо официально считается музеем, поэтому едва ли ему грозят новые постройки, которые могли бы испортить архитектурный ансамбль.
| |
Эта красота – всего лишь табличка с названием площади.
|
| |
| |
Формы отделки оконных проемов заслуживают отдельного исследования.
|
| |
Улочки средневековых городов Испании большей частью открыты для движения автотранспорта. При этом они нередко настолько узки, что приходится всерьез задумываться «не заденем ли стену?». Улицы в Толедо коротки и запутанны, найти дорогу без карты очень непросто даже пешеходу.
|
| |
| |
Клинки и доспехи толедских мастеров ценились не ниже дамасских. Сегодня Толедо – признанный мировой центр производства сувенирного оружия.
|
| |
Башня собора Толедо, отражающаяся в витрине сувенирного магазина. Оружие испанских фирм можно купить и в Москве, но это обойдется в 2-3 раза дороже.
|
См. также:
www.jdiezarnal.com/public/toledo.html