Краткий навигатор по росписям Аджанты

Как разобраться в росписях Аджанты

Живописи Аджанты посвящены десятки книг и альбомов, в интернете легко найти тысячи фотографий (правда, не всегда хорошего качества).
Наконец, Аджанта это популярный туристический объект, куда гостям Индии несложно попасть и увидеть все собственными глазами.
Однако знакомство с росписями осложняют несколько проблем разного уровня критичности.

1. Ограниченная доступность для наблюдения и фотографирования

  • В пещерах плохое искусственное освещение – оно недостаточное, контрастное, разноцветное
  • Доступ к росписям ограничен заграждениями – нельзя подойти ближе, нельзя выбрать лучший ракурс

2. Плохая сохранность изображений

  • Многие части росписей утрачены
  • На поврежденных, поблекших, выцветших росписях трудно различить детали

3. Сложность интерпретации сюжетов

  • Как в нагромождении деталей понять сюжет и его «покадровую развертку»?
  • Как понять культурный контекст?

Живопись Аджанты делят на:

  • сюжетную:
    • иллюстрации к джатакам (притчам о прошлых жизнях Будды)
    • сцены из жизни Гаутамы Будды
    • изображения отдельных фигур
  • декоративно-орнаментальную (в основном на потолках и колоннах)

Нас будут интересовать в первую очередь сюжетные росписи.

Как различить детали?

Возьмем для примера изображения в пещере #10.

Росписи реально ценнейшие – они относятся к первому этапу строительства монастырского комплекса, а этой древней живописи дошло до нас крайне мало. Именно ввиду их особой ценности, они закрыты стеклами, блики от которых добавляют много проблем фотографу. Однако при фотографировании можно хотя бы использовать приближающую оптику, а затем полученные снимки контрастировать при обработке – невооруженным глазом видно еще хуже.

Сможете ли вы различить что-нибудь на этих фотографиях?

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне

Итак, попробуем разобраться.

Подсказка 1

Росписи представляют собой иллюстрации к популярной джатаке о слоновьем царе с шестью бивнями.
Помогает? Вероятно, не очень.

Подсказка 2

Единственный надежный способ различить детали – воспользоваться профессиональными прорисовками.

Увеличить изображение в отдельном окне    

Для этого мы отсканировали и выложили на сайте фундаментальный трехтомник
Ajanta. Handbook of the Paintings. 1. Dieter Schlingloff. Narrative Wall-paintings

Для начала нам нужен третий том: vol. III. Plates – прорисовки всех сюжетных росписей.
Римские цифры в углу страниц указывают номер пещеры, арабские – номер разворота в книге.

Увеличить изображение в отдельном окне     Итак, вот прорисовка интересующих нас изображений пещеры #10 (правая часть разворота 13).
Потребуется время и наблюдательность, чтобы найти на рисунке фрагменты, соответствующие фотографиям – попробуйте.

Увеличить изображение в отдельном окне     Для тех, кто не справился, показываем правильный ответ – вот прорисовка с рамками.

Как понять содержание?

Рассмотреть детали изображения – лишь начало работы. Обратимся к содержательной стороне проблемы.

Возьмем для примера сюжет с правой от входа стены пещеры #17. Эта часть неплохо сохранилась, фигуры и сцены хорошо различимы. Здесь, очевидно, разворачивается какое-то действие – но как понять смысл происходящего? Много сложностей обусловлено особенностью размещения на стене отдельных сцен сюжета – они располагаются непредсказуемо (совсем не так, как в современном комиксе, где визуальное повествование обычно развивается как в книге – слева-направо, сверху-вниз) и никак не отделены друг от друга, сливаясь в сплошное полотно.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне

Нам снова не обойтись без помощи специальной литературы. Воспользуемся тем же источником – Ajanta. Handbook of the Paintings.

Шаг 1

Открываем третий том, смотрим на прорисовки стен пещеры #17 (развороты 20-29) и находим те, которые расположены в центре правой стены (разворот 29):

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне

Шаг 2

Смотрим на подписи сверху (иногда снизу) от изображений. В данном случае это: 1. No.58 Simhala.

  • Первая цифра не самая важная – она обозначает номер сюжета на книжном развороте (в данном случае весь разворот занимает единственный сюжет).
  • Далее следует ключ – номер и название сюжета (в данном случае это No.58 Simhala).

Шаг 3

Вооружившись ключом, отправляемся искать его описание в первый том – vol. I. Interpretation – в котором изложены все сюжеты и эпизоды (на английском).

   

Разбор джатаки о Симхале занимает страницы 267-278.

Купец, который после кораблекрушения оказывается
на острове женщин-ракшасов, спасается с него при помощи крылатого коня, и позже, став королём, завоёвывает этот остров.


Посмотрите, насколько прихотливо распределилась последовательность эпизодов по стене – понять эту логику без подсказок практически невозможно.

Джатака о Симхале

[Перевод джатаки в изложении Dieter Schlingloff. Первая часть близка к Джатаке о летающем коне, #196 Палийского канона]

Богатый купец Симхала отправился в торговую экспедицию вместе с группой других торговцев. Когда их лодки потерпели крушение, купцы смогли спастись на каком-то острове. Здесь их приветливо встретили очаровательные женщины, которые привели потерпевших крушение в свой город, сделали их своими мужьями и открыли для них великолепные сады и дворцы. Единственное, что запретили мужчинам – заходить на южную часть острова.

Так торговцы пировали до тех пор, пока Симхала не стал задумываться о странном запрете посещать юг острова. Чтобы разгадать эту тайну, однажды ночью он покинул свою спящую жену и отправился на юг. Там он обнаружил железную башню, из которой доносились стоны и рыдания. Он залез на растущую рядом высокую акацию, и обнаружил в башне стенающих мужчин, которые поведали ему о своей судьбе.

Они тоже были купцами и жертвами кораблекрушения, которые вели на острове жизнь, полную удовольствий, с якобы с прекрасными женщинами – которые на самом деле были ракшасами-людоедами. Когда новых людей, выброшенных на остров, повели в город, некоторые из прежних мужей были сразу пожраны, а другие заперты в башне как запас живого мяса. Замурованные мужчины сказали, что для них нет никакой надежды на спасение, но что Симхала может спасти себя и своих компаньонов, уйдя на север в определенный день – туда регулярно прилетает крылатый конь, который может взять их с собой, когда полетит обратно в Индию, если они попросят его.

Следующим утром Симхала тайно собрал всех своих компаньонов и рассказал им о своем открытии. Купцы последовали совету пленников, и действительно, в указанное время увидели на северном берегу коня, который ел дикий рис. Когда конь закончил есть, торговцы поклонились ему и попросили взять их с собой на обратном пути через океан. Конь приказал им забраться на спину или цепляться за его тело, и поднялся с ними в воздух. Женщины заметили побег торговцев, схватили детей, которых успели родить от них, бросились наружу и разразились душераздирающими призывами и причитаниями. Из-за этих криков мужчин охватила жгучая страсть, они спрыгнули с коня – и тогда ракшасы, приняв свою истинную, ужасную форму, пожрали их. Симхала был единственным, кто не поддался обману. На спине коня он достиг Индии целым и невредимым.

Однако ракшаси, которая была его женой, по требованию других демонов отправилась в родной город Симхалы, чтобы пожрать и его. В своей очаровательной форме и с заколдованным ребенком, похожим на Симхалу, она встала у дверей его дома и рассказывала прохожим, что она принцесса, вышедшей замуж за купца, но брошенная им. Люди, которые слышали эту историю, обратились к родителям Симхалы, чтобы заставить семью принять брошенную женщину. Симхала, однако, рассказал своим родителям об истинной сущности ракшаси.

Потерпев неудачу здесь, она отправилась попытать счастья в королевский двор. И, действительно, ей удалось обмануть короля. Он позвал купца, чтобы убедиться, что женщина свободна. Король проигнорировал предупреждения Симхалы и поселил воображаемую принцессу в женской части дворца. Однажды ночью ракшаси призвала своих компаньонок, и они убили и пожрали короля и весь королевский двор. Когда следующим утром ворота дворца не открылись, и лишь отвратительные птицы кружились над дворцом, беспомощные граждане призвали на помощь купца Симхалу.

Он сразу понял, что произошло. Он попросил принести лестницу, перелез через стену дворца и поразил ракшас мечом. Когда Симхала открыл ворота дворца изнутри, министры осмотрели комнаты и обнаружили, что весь королевский двор уничтожен. По требованию народа они предложили Симхале королевский сан. Симхала принял корону при условии, что ему предоставят особые полномочия. После того, как граждане согласились, Симхала был утвержден королем.

По требованию нового правителя был составлен экспедиционный корпус, включивший в себя отборные части из увеличенной вчетверо армии. Корпус был экипирован и переправлен на остров ракшас. Ракшасы выступили против них на берегу, но были побеждены лучниками. Они запросили короля Симхалу о милосердии, которое он предоставил им при условии, что они покинут остров и обоснуются в другом месте.

Сопоставим последовательность эпизодов с изображениями на стене

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     (1) Торговцы, неуправляемые суда которых застряли на коралловом пляже, пытаются спасти лодки и товары.
(2) Ракшасы под видом красавиц ведут потерпевших кораблекрушение – один из которых обвивает рукой шею женщины – через городские ворота в свои дворцы.
(3) Ракшасы сидят во дворцах, нежно обнимая купцов, которых они сделали своими мужьями.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     (4) Проснувшийся Симхала размышляет, почему им запретили посещать юг острова.
(5) Симхала берет лестницу.
(6) Он идет на юг.
(7) Симхала обнаруживает, что ранее спасшиеся жертвы кораблекрушений заперты в башне, чтобы служить запасом живого мяса.
(8) Симхала обсуждает происходящее со своими компаньонами.
(9) Крылатый конь прилетел на остров, чтобы есть дикий рис.
(10) Купцы просят, чтобы конь спас их.
(11) Причитающие женщины смотрят на своих мужей, улетающих на коне.
(12) Охваченные страстью, торговцы отпускают коня и падают на землю, где ракшасы разрывают им грудь, поедают внутренности и пьют их кровь.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     (13) Симхала благодарит коня за спасение.
(14) Сопровождаемая карликами, ракшаси, которая была женой Симхалы, приезжает в его родной город под видом богини, и граждане следуют за нею в многолюдной процессии.
(15) Перед отеческим домом Симхала предупреждает своих родителей о ракшаси и заколдованным ребенке, похожим на Симхалу.
(16) Симхала направляется во дворец со слугой, который держит в руке королевский вызов.
(17) В королевском дворе Симхала безуспешно пытается объяснить королю истинную сущность ложной принцессы.
(18) Очарованный красотой ракшаси, король принял ее в своих покоях и сидит с ней на диване, на верхнем этаже внутреннего дворца.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     (19) Призванные ракшаси демоны ночью вторгаются во дворец и устраивают резню его обитателей.
(20) Симхалу вызвали следующим утром, поскольку что ворота дворца не открылись, вопреки обыкновению, а на коньке крыши сидит отвратительная птица. Он объясняет ситуацию воинам.
(21) При помощи поспешно принесенной лестницы, Симхала поднимается на крышу дворца.
(22) Симхала вскакивает во внутренний двор дворца с выхваченным мечом и изгоняет демонов, которые забирают свои кубки, наполненные человеческой кровью, и исчезают среди облаков.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     (23) Министры, окруженные воинами, обнаружили, что во дворце не осталось никого живого, и сидят в растерянности перед пустым троном.
(24) Возле дворца министры вместе с гражданами и воинами размышляют, кого избрать королем.
(25) Делегация от граждан и воинов прибыла в дом Симхалы, чтобы предложить ему королевский сан.
(26) Симхалу омывают священной водой во время ритуала коронации.

Увеличить изображение в отдельном окне     Увеличить изображение в отдельном окне     (27) Симхала выходит через городские ворота со своей армией, чтобы переправиться на остров ракшас.
(28) В то время как воины усаживаются на коней, а слоны еще переправляются на транспортах к острову, Симхала выстрелом из лука открывает сражение против ракшас, собравшихся на берегу.
(29) Конница и меченосцы разрушили линии ракшас, вооруженных копьями. В то время как сражение все еще бушует, некоторые ракшасы уже на коленях просят о милосердии.


    При просмотре росписей в фотоальбоме воспользуйтесь кнопкой «Информация» – в названии файлов указаны:
Номер пещеры _ Номер сюжета в т. I - Название сюжета ( Номер разворота в т. III - Номер сюжета на развороте )
Например, для изображений на этой странице: Cave10_7-Shaddanta(13-2) и Cave17_58-Simhala(29-1)